Организация подготовки к реализации творческих проектов
на уроках литературного чтения в 4 классе

Найдич Олеся Геннадьевна

Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то
в жизни он всегда будет только подражать и копировать.
Л.Н. Толстой

В последнее время в образовании наблюдается большой интерес к проектной деятельности. Именно поэтому при помощи исследования темы «Организация подготовки к реализации творческих проектов на уроках литературного чтения» можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.

Одной из главных целей современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Человек может успешно жить и полноценно действовать в обществе, если он способен самостоятельно выйти за пределы «стандартного набора» знаний, умений и навыков, и научиться принимать самостоятельные решения. Поэтому одной из социально значимых целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, то есть развивать у учащихся способность и потребность искать, находить решение возникающих учебных и внеучебных задач, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию. И, поскольку творчество — это создание объективно или субъективно нового, для детей важна личная новизна их творческой деятельности на каждом уроке учебного процесса, в том числе и на уроке литературного чтения. Но несмотря на то, что есть материалы научных исследований, раскрывающих лингвистические, методические и психологические основы развития речи школьника, большинство учителей испытывают трудности в организации этого процесса, так как речь у современных учеников невыразительна, однообразна или засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, письменные творческие работы указывают на бедность лексического запаса, заторможенность умений владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов. В таких условиях применение учебно-методических комплексов, направленных на развитие познавательных и творческих способностей, жизненно необходимо в сегодняшней школе.

Благодаря проектным методам дети учатся применять полученные знания не только в теории, но и на практике, что значительно отличает данные технологии от традиционного метода обучения. Традиционный подход, по мнению многих педагогов, не в полной мере оправдывает себя, т.к. он предусматривает только воспроизведение знаний учащимися, полученных от учителя, а их реализация в практической жизни не предусмотрена. Ученики лишь усваивают полученные знания, заучивают основные правила, но столкнувшись с реальными жизненными ситуациями, не могут применить свои знания, т.к. в школе они не участвуют в деятельности, которая могла бы показать применение полученных знаний на практике.

Еще одна особенность метода проектов — совместное обучение учащихся в группе. Несмотря на то, что часть проектов выполняется обучающимися индивидуально, в большинстве проектов используется групповая работа, что дает больший учебно-воспитательный эффект. При этом работа в группе никак не отменяет, но, напротив, усиливает личную заинтересованность учащихся в получении положительного результата, так как здесь есть осознание того, что качество и эффективность работы команды зависит от качественной и эффективной деятельности каждого её члена. Внутренняя мотивация способствует самостоятельности и настойчивости в преодолении возникающих в ходе работы сложностей [3].

При организации проектной деятельности в 4 классе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Темы детских проектных работ выбираются в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для создания творческого проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников [3].

Уроки литературного чтения дают богатый материал для использования проектных методов обучения. С помощью метода проектов можно творчески подойти к изучению любого произведения и жанра литературы, биографии писателя. Можно учиться создавать книги, журналы, диафильмы, инсценировать произведения и многое другое. Все зависит от фантазии и творческих способностей педагога и учеников. Творческие проекты на уроках литературного чтения помогают школьникам развивать аналитические способности. Самое главное, что при использовании этого метода каждый ученик имеет возможность проявить себя на творческом уровне. Свои работы дети могут представлять в виде книжек–малышек, газет, а также театрализованных представлений [1].

Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации.

Библиографический список

1.    Ахтырская, Е.Н. К вопросу об организации уроков литературного чтения в начальной школе // Х Кирилло-Мефодиевские чтения : сборник научных статей / под ред. З.Я. Селицкой. Ишим : Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиала).–Тюм ГУ, 2018. – С.199 – 203.

2.    Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учебное пособие для вузов / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08212-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454019 (дата обращения: 30.04.2020).

3.    Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).


Автор(ы): Найдич Олеся Геннадьевна
Приложения:
65439f6b6110e_Приложение.docx