Основы проектно – исследовательской деятельности учащихся среднего звена

Кузьмина Наталья Игоревна,

учитель математики ГОУ гимназия №399

Красносельского района Санкт-Петербурга

Современное общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний обучающихся, но и к их умению решать познавательные проблемы. Поэтому перед школой стоит задача подготовки выпускников, способных самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта. Актуальность данного вопроса объясняется следующим:

1) появление новых технологий зачастую не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее,

 2) процесс создания инноваций ведется выдающимися учеными, не так очевиден и прост,

 3) ценность и сложность научного исследования зачастую не представляет интереса для современной молодежи.

Как же увлечь школьника в науку?

Подготовка ребенка к исследовательской  деятельности, обучение его умениям и

навыкам исследовательского поиска для успешного существования в динамичном окружении становится важнейшей задачей  современного образования. Влияние педагогического фактора на развитие исследовательских компетенций велико. Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка;

- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Формы внеурочной работы с учащимися разнообразны, среди них можно выделить

занятия проектно - исследовательской деятельностью, а также участие в

 научно-практических конференциях.

Навыки исследовательского поведения позволяют развивать

 1) рефлексивные умения,

 2) поисковые (исследовательские) умения,

 3) навыки оценочной самостоятельности,

 4) умения и навыки работы в сотрудничестве,

 5) коммуникативные умения,

 6) презентационные умения и навыки.

Исследования должны быть творческими. Творческое решение часто не укладывается в заранее намеченные планы. Иногда оригинальные решения появляются неожиданно, после продолжительных и напрасных попыток. Чем больше типичных, шаблонных решений, тем сложнее получить оригинальное решение. Рассмотрим основные этапы увлечения детей в проектно-исследовательскую деятельность.

Выбор темы. Формулирование проблемы

Постановка темы является достаточно сложной задачей, выбрать ее иногда гораздо труднее, чем провести само исследование. Учащимся 5-8 класса можно предложить темы по математике, которые им будут интересны; «По какому времени на Руси жить хорошо?», «Геометрию уже затем учить надо… (К вопросу о геометрии в моде)», «Найдите красоту в повседневном, и Вы-победитель!» (о фотографии), «Загадка русских саженей», «Числовые великаны»,  «Фразеологизмы с математическими терминами как средство выразительности языка». Для старшеклассников: «Сравнительный анализ софизмов и парадоксов», «Небесная геометрия», «В мире фракталов», «Алгебра музыки»

Обоснование актуальности и ценности проблемы

Тема должна быть актуальной, т.е. важной, требующей разработки именно в настоящее время. Это требование является одним из основных. Критериев для оценки степени актуальности не существует. Важной характеристикой темы является возможность ее практической реализации. В наименовании темы обычно присутствует:

направленность исследования;

объект исследования;

предмет исследования.

После выбора темы научного исследования начинается поиск, а затем конкретное и тщательное изучение научной информации, т.е. исследователя интересует пространство познания: источники информации для исследования и работа с ними. 

Этапы расширения пространства познания

Первый шаг: следует научиться пользоваться справочным аппаратом книги и Интернет-ресурсами.

Второй: интегрирование (самообразование – постоянный компонент жизнедеятельности культурного, просвещенного человека).

В овладении техникой исследования прежде всего надо поставить перед собой цель: разобраться с понятиями «предмет исследования», «объект исследования», «цель и задачи исследования», «гипотеза». Затем знакомство с методами и приемами научного поиска.

Метод – это способ достижения цели исследования.  Теоретические методы, которые могут быть предложены учащимся: моделирование; анализ и синтез. Эмпирические методы: наблюдение; сравнение; эксперимент. Математические методы: статистические методы; методы и модели теории графов, метод визуализации данных.

Итак, этапы научного исследования: определиться с проблемой, выдвинуть, а затем обосновать первоначальную гипотезу. Теоретическое исследование. Экспериментальные исследования. Анализ результатов и их сопоставление. Окончательные выводы. Освоение результатов.

Оформление результатов исследования

 Кроме стандартных интересна форма дискуссии (например, «Трехмерность пространства»), где развиваются навыки установления контакта. Продукт творческого проекта может быть представлен в виде различных сборников и словарей, например,  «Сборника удивительных задач, подсказанных художественной литературой». В старших классах возможна форма КВН (психологическая настроенность и эмоциональная саморегуляция перед выступлением) или форма круглого стола (правила публичного выступления). Публичное выступление на конференции (отслеживание логики, формулирование тезисов, использование наглядности при защите).

Развитие коммуникативных знаний и умений

Совместная работа всех учащихся класса в больших группах над общей темой ставит перед участниками цель - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Формы работы – практические занятия с элементами деловых игр, дискуссий, выполнения творческих заданий, моделирования ситуаций, необходимых для исследования объектов. Критерии оценки проектной работы  - оригинальность и творческий подход.

Публичное коллективное представление продукта проекта.

Значимые конференции и конкурсы

Всероссийская научно-практическая конференция «Интеллектуальное возрождение», Международная научная конференция «Сахаровские чтения»,

городской конкурс «Поддержка научного и технического творчества школьников»,

международная конференция «Проблемы информатики и устойчивого развития школьников»,

международный конкурс «Звезда Прометея»,

научно-практическая олимпиада «Паруса науки».

Проектно-исследовательский метод в обучении не является новым. Особая важность использования этого метода подчеркивалась отечественными педагогами и психологами начала XX века. Цель этого метода – «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, какой переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения» (Б.Е.Райков).

Литература

1.                  Артемьева Л.Н., Кожевникова В.С. Положение о научном обществе учащихся гимназии. //Завуч. Управление современной школой. 2007, №1

2.                  Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Серия Стандарты второго поколения. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011

3.                  Гуленко Т.Н. Проблемы внедрения метода проектов в школе. // Образование в современной школе. №12, 2004

4.                  Смирнов Д.В., Тимофеев А.А., Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2011

 


Автор(ы): Кузьмина Наталья Игоревна
Приложения: