Методические рекомендации  

Как научиться пересказывать текст.
Каким должен быть пересказ

Садовникова Марина Ивановна

  Одной из важнейших видов работы, который объединяет все учебные предметы в начальной школе, является пересказ. Пересказ  - это изложение прочитанного текста своими словами. Пересказывая,  ученик лучше запоминает и понимает  текст. Механический пересказ без осмысления, или простое  заучивание «зазубривание», приводит к тому, что появляются  в запоминаемом  пробелы.  И, как результат, тема не понята, а значит, не усвоена.


                                         Как учить пересказу

  Учить правилам пересказа необходимо с первого класса  начальной школы. Ученик  должен полностью овладеть этим приемом к среднему звену.

Приемы подготовки ребенка к пересказу:

  • Больше разговаривать с ребенком, часто просить его рассказывать о чем-то: о том, что произошло на прогулке, что ему понравилось в театре больше всего и т.д. Обязательно слушать, проявляя неподдельный интерес, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями , например: "Это правда?! А что было дальше? А ты что ответил?"
  • Часто рассказывать ребёнку о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства.
  • Чем больше ребенок слышит устную  связную речь, тем легче он придет к пониманию сути пересказа.
  • Начинать пересказ нужно с малого. Сначала передать смысл, например, пословицы, состоящей из одного предложения. Потом двух предложений. Затем пересказ абзаца. Постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целого текста, сказки, рассказа и т.д.
  • Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании иллюстраций  к тексту.
  • Начиная обучение пересказу, лучше спрашивать, например, при пересказе сказки "Кот в сапогах" : «Почему сказка так названа?»  «Кого встретил кот по дороге сначала?» и т.д. Со временем вопросов становится  меньше, и они будут в дальнейшем более общими, относящимися сразу к целым абзацам. Это научит ребенка  последовательному пересказу событий, к выделению ключевых моментов текста.

                     Требования, предъявляемые  к пересказу:

  • Речь должна быть живой. Никаких заучиваний и зубрежки!
  • Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
  • Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
  • Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний.
  • Выразительность. Пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.

                               План работы над пересказом

                     Работу с текстом можно разделить на 5 частей.

1.     Словарная работа.

   В начале работы значение непонятных слов может объяснять учитель в процессе чтения, сопровождая наглядной демонстрацией. В последствии,  ученик может выписать все непонятные слова и с помощью толкового словаря  выяснять лексическое значение этих слов, приучаясь пользоваться словарями и справочниками.

2.     Первичное знакомство с текстом.

  На данном этапе важно выделить смысловые части. В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием. Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: "О чем говорится в этом абзаце?" Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос. К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов. Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.

3.     Коллективный  пересказ.

 На данном этапе выделяется главная мысль текста. Спросить: «Что хотел сказать автор?» , «Какую цель он преследовал?», «Чему учит нас это произведение?» и т.д.  Сделать вывод. Выяснить какое впечатление оставило произведение.

4.     Повторное чтение.

5.     Собственно пересказ.

    Во время пересказа важно не подглядывать в текст, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект. Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения и т.д. Если речь идет о художественной литературе, попросите ребёнка  вспомнить,  кого ему напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может ученик невольно сравнивал описанные события с событиями из своей жизни. После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом, пересказываем весь текст.

             Приёмы, как лучше запомнить содержание текста

1.     При прочтении текста, попросите ребёнка мысленно рисовать  картину  в красках, представляя  запахи  и звуки. Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять. Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий. 

2.     При чтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста.

3.     Большой текст делится на части и части пересказываются отдельно.

4.     Найдите "благодарного слушателя". Если ваш пересказ слушают с интересом, пересказывать легче.

 Помните, пересказу невозможно научиться сразу  за один день. Важно соблюдать планомерность, постепенность. Умение пересказывать, рассказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни. 


Автор(ы): Садовникова Марина Ивановна
Приложения: