Обучение иностранным языкам в группах
с большой наполняемостью

Галибина Наталья Александровна

Специфика изучения иностранного языка подразумевает, что оптимальное для успешного формирования, развития и совершенствования всех видов речевой деятельности количество учащихся в группе, изучающих иностранный язык, должно составлять 6-8 человек. В этом случае можно говорить о результативности и эффективности обучения. «Большой» для обучения иностранному языку считается группа более двенадцати человек. И реалии современной государственной школы предлагают нам работать в тех условиях, которые имеем и при этом  показывать хорошие результаты.

Любой учитель сталкивался с необходимостью преподавания иностранного языка большим группам. Таким образом он сталкивался необходимостью поиска и разработки методов работы в больших классах.

В работе с большими группами можно выделить некоторые трудности.

         В многочисленных классах тяжело поддерживать дисциплину. Обучение иностранным языкам имеет, прежде всего, коммуникативную направленность, и предполагает устную работу, на развитие разговорных навыков на протяжении большей части урока. При большом количестве учеников в классе сложно понять причину возникновения шума: носит ли шум рабочий характер или обучающиеся обсуждают что-то на родном языке вместо выполнения задания.

Отсутствие возможности организовать продуктивную и контролируемую  устную практику для каждого ученика. Большую часть времени на уроке ученики ведут беседу в парах и группах, но они опираются на свои знания, опыт и языковую интуицию при построении предложений, но не на эталон, которым является речь учителя на уроке. Уделить достаточное внимание каждому ученику на уроке нет возможности из-за ограниченного времени, отведенного на урок.

         Сложно обеспечить индивидуальный подход в условиях, когда в классе большое количество учеников. Более слабые учащиеся чувствуют себя неуверенно, так как не знают или не уверены, как выполнить задание, более сильные ученики скучают, потому что задания для них не сложные, они быстро справляются с заданием и узнают на уроке мало новой информации.

Также актуальна проблема дискомфорта. Совместная работа учеников затруднена из-за отсутствия свободного пространства, ограниченного площадью аудитории.

На этапе оценивания отсутствует возможность проверить результат работы всех учеников, правильность произношения. Поэтому оценка может носить субъективный характер.

Возникает вопрос насколько эффективно обучение. В большом классе учителю сложно понять, насколько хорошо каждый ученик усвоил материал, какой ребенок нуждается в помощи, а какой понял все, что было дано на уроке.

 

Стратегии обучения больших классов.

Для исключения дискомфорта важно огранизовать рациональную расстановку мебели в классе. Парты можно составить группами. Это позволит  учащимся  видеть доску, учителя и беспрепятственно общаться друг с другом, выполняя коммуникативную или иную задачу и перемещаться по аудитории. Учитель также имеет возможность переходить от группы к группе.

При распределении учеников по группам  можно создавать смешанные группы: мальчики и девочки, ребята разного уровня владения иностранным языком, где более сильные ученики могут выступать организаторами работы в команде или осуществлять дополнительный контроль, тем самым помогать учителю.  Есть возможность поместить по разным группам детей, которые потенциально могут помешать друг другу в работе группы и всего класса в целом.

Работа в малых группах – основа метода сотрудничества, который чаще всего применяется для работы в больших классах. Каждая группа может получать  свое собственное задание, работать в своем темпе.

Для наглядных пособий используйте стены. Визуализация лексического или грамматического материала может помочь чередовать статичные задания сидя за столом, и задания на активный поиск нужной информации в пределах аудитории.  Передвигаясь по классу, учащиеся сменяют вид двигательной активности, тем самым отдыхают от однообразной деятельности, получают дополнительные положительные стимулы полностью включиться в работу.

 

Контроль.

Контроль не должен быть чрезмерным, чтобы не создать напряжение со стороны учащихся, которое негативно влияет на работу группы в целом. Создание дружеской атмосферы, тактичного направления учащихся в работе над ошибками может оказать более позитивное влияние на производительность обучения

Способы решения проблемы контроля:

- Установка на слаженную командную работу, которая поможет добиться лучшего результата. Озвучивание плана работы и целесообразных этапов выполнения заданий, а так же цели урока и конечного результата проделанной работы.  

- Четкость заданий. Задания должны быть ясно сформулированы, учащиеся должны понимать, на что направлено каждое задание, полученный  ответ или продукт может быть измерен.

- Управление  шумом. Для привлечения внимания класса необходимо установить систему жестов и условных знаков. Повышение голоса часто побуждает аудиторию к более шумному поведению, спокойное же, напротив, настраивает на работу в нужной атмосфере.

- Коллективная работа. Подбор заданий, которые предполагают работу в группе. Намного проще контролировать четыре группы по пять учеников, чем одну большую. В каждой группе назначается лидер, ответственный за распределение  задач,  активную работу всех участников и использования иностранного языка при выполнении заданий.

- Соревновательный момент. Соревнование между группами может быть проведено с присуждением баллов  после каждого задания и при подведении итогов урока.  Если класс разделен на постоянные группы на целую четверть, можно подсчитывать баллы и выводить рейтинг группы.

Личное внимание.

- Использование имен учащихся.  Персонализированное отношение к ученикам  акцентирует внимание ученика на учителе и на предлагаемое им задание.

- Система поддержки. Ученик, испытывающий затруднение при выполнении задания  взаимодействует со своими одноклассниками, которые первыми помогают увидеть ошибку и могут объяснить, как делать правильно. На втором этапе подключается учитель, который может организовать индивидуальную коррекцию ошибок или систематизировать все ошибки и сделать краткий разбор самых часто допускаемых ошибок  для всей аудитории.  

 

 

Оценивание.

- Оценивание  сверстников. Ученики больше ценят обратную связь от своих сверстников, чем от учителей. Особенно это относится к подросткам. Можно подключать к работе более сильных учеников, которые могут проверить  работу соседа или одноклассника.

Можно организовать перекрестное оценивание классов, когда дети одного класса оценивают работы другого класса в параллели. Такой вид оценивания хорошо проводить при выполнении творческих работ, творческих проектов.  

 

- Совместная проверка и самопроверка.  Некоторые виды работы могут быть проверены соседом по парте или одноклассниками при обмене тетрадями. Такой вид проверки легко организовывать при работе с тестами, где учитель дает ключи с правильными ответами и критериями оценок, а проверяющие сличают ответы в тетради с эталоном, подсчитывают результаты и выставляют оценки, согласно шкале оценивания. Таким же образом можно осуществлять самопроверку. 

Эффективность обучения.

Для эффективности работы в в больших классах можно использовать различные формы урока, где каждый ученик будет активным участником учебного процесса.

Можно использовать метод «перевернутого класса», где дети получают задание для самоподготовки и проработки материала дома, а на уроке происходит объяснение проблемных вопросов и тренировка по теме.

Закрепление новой лексики и грамматики хорошо проводить, используя настольные  игры. Вариации игр ограничиваются только фантазией учителя, эффект новизны  позволяет активизировать внимание и включить в работу всех учеников. В таких играх часто нет ярко выраженного соревновательного момента. В результате моделируется ситуация успеха в работе и положительная мотивация для изучения языка.

Групповое взаимодействие учащихся реализует принцип активности в обучении, один из факторов развивающего обучения. Групповая работа воссоздает  на уроке «языковую среду» близкую к естественным ситуациям общения.

 

Список литературы:

1.    Алиев Н.Н. Выбор особенностей учащихся при дифференциальном обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 1992. – № 5-6. – С. 28–30.

 

2. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык 7 класс. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 352 с.

 

3. Жолтикова Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции // Концепт. – 2014. – № 2. – С. 136–140.

 

4. Канцур А.Г., Муравьева А.С. Дифференцированный подход в обучении иностранным языкам в начальной школе [Электронный ресурс] // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2020. – № 16. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsirovannyy-podhod-v-obuchenii-inostrannym-yazykam-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 12.05.2022).

 

5. Матушевская Е.А. Применение дифференцированного подхода на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – URL: https://mmc-kolomna.edumsko.ru/attestation/assoc19/exp/post/376941 (дата обращения: 12.05.2022).

 

6. Мочкаева И.А. Технология организации групповой работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. – № 4. – С. 54–57.

 

7. Подласый И.П. Педагогика. В 3 кн. Кн. 2. Теория и технология обучения. – 2-е изд. – М., 2007. – 575 с.

 

8. Покровская С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах. – Минск: Беларуская навука, 2002.

 

9. Сарсенова А.А. Коллективная деятельность учащихся

 

10. Practical tips for teaching large classes. A Teacher’s guide. UNESCO Bankog office, 2015

 

 

 


Автор(ы): Галибина Наталья Александровна
Приложения: