Использование информационных технологий в педагогическом процессе при интеграции двух учебных предметов: английского языка и изобразительного искусства для достижения современных образовательных результатов в высокотехнологичной информационной среде.

Методическая разработка внеурочного мероприятия

На стыке двух дисциплин: изобразительного искусства
и английского языка. Перспектива. Определение. Противоречивые точки зрения на историю
зарождения и развития

Калинина Марина Владимировна,
ГБОУ гимназия №248б Санкт-Петербург, Россия

Использование метода интегрирования различных учебных дисциплин с целью достижения педагогических целей чрезвычайно важно и успешно используется на практике. Данный метод называется контетно-языковым подходом в интегрированном обучении и успешно применяется в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС. Целями данного метода является формирование у обучающихся языковых компетенций с помощью знаний, полученных при изучении других учебных предметов. В нашем случае речь идет об применении данного подхода при изучении английского языка и интеграции с дисциплиной «Изобразительное искусство». Я разработала интегрированный урок по теме «На стыке двух дисциплин: изобразительного искусства и английского языка. Перспектива. Определение. Противоречивые точки зрения на историю зарождения и развития».

Информационно-коммуникационная технология применения средств ИКТ в предметном обучении на примере разработанного нами урока основывается на следующих аспектах:

1. На первом этапе урока управляюще-обучающая деятельность учителя состоит из:

- общего стратегического планирования использования компьютерных средств, включающего целеполагание, планирование педагогического процесса. Здесь учитель подбирает или выстраивает дидактические модули и блоки с учетом методических, логических, психологических и других соображений; тактического тематического планирования;

- управления познавательной деятельностью учащихся во время урока, практического осуществления интеграции традиционных и компьютерных средств;

- личностного взаимодействия с учащимися (обобщение, консультации, воспитательные воздействия).

2. Второй этап урока - это использование определенных педагогических программных средств; деятельности учителя, управляющего этими средствами;

повышении мотивации и активности обучающихся на уроке, вызываемом

проекционными свойствами компьютера.

Тема «перспективы», её раскрытие, невозможно без активного использования фронтальных проекций большого формата. Без высоких технологий современности, сетевого ресурса, мы в современных педагогических условиях не можем подготовить полноценный  дидактический материл зрительного характера. Особенно это касается материалов изобразительного искусства.  На данном уроке, уровень визуальной культуры в подаче учебного материала особенно важен. Речь идёт об анализе  достаточно сложной концепции пространства в станковом искусстве различных культур, что само по себе невозможно на чисто теоретическом ментальном уровне.

Использование уникальных возможностей цифровых технологий, Интернет-ресурсов, позволяет с огромной степенью свободы подбирать дидактический материал с предельной степенью точности. Каждый компонент, структурный момент урока должен сопровождаться образной информацией соответствующей конкретной задаче конкретной проблематике урока. В данном интегрированном уроке эта задача специализации, создания информационного визуального профиля как урока в целом, так и его компонентов усложняется сочетанием  чисто интеллектуальных филологических задач с проблемами их «перевода», развития уже в чисто зрительных образах.

Поэтому необходимо обращать внимание не только на особенность самой темы урока, но и на концептуальную «чистоту», однозначность и простоту доступности материала с учетом психолого-педагогических особенностей возраста учащихся. Это представляет определённую сложность, опять же из-за огромного выбора изображений, наличия медиативных, пограничных композиций, стилей художественных произведений.

Именно возможности простых, стационарных фронтальных изображений полученных с проектора, их неподвижность, является необходимым условием анализа изображений. Динамические модели в данном конкретном случае, учитывая базовую сложность восприятия пространства учениками, могут сыграть с точностью до наоборот. В искусстве любая новая тема, тем более, настолько сложная, должна подаваться, по крайней мере, на начальных этапах изучения, в предельно простом виде. Потом уже можно подключать игровые динамические модели.

В рамках данного урока мы изучали образы альтернативной реальности с помощью файлов высокого разрешения. Это необходимо и для общего восприятия детьми учебного материала, и, самое главное, для детализации изображения без потери качества. Этот потенциал цифровых технологий очень важен для обучения учащихся способности «видеть» картину не только в целом, но анализировать её с учётом всех особенностей композиции независимо от масштаба этих деталей, нередко имеющих ключевое значение. Особенно в каноническом, символическом искусстве.

В данном уроке, как и вообще на уроках изобразительного искусства, очень важна проблема аутентичной цветопередачи учебного материала. Это имеет принципиальное значение. На уроке использовался проектор с достаточным уровнем точности, но по нашим многолетним наблюдениям, лучше использовать сочетание широкоформатных возможностей проекционной техники с возможностями мониторов, панелей, с диагональю не менее 42 дюймов, особенно, когда речь идёт об изучении элементов цветоведения. Даже простые изображения соответствующего качества способствуют повышению развитию мотивации и активности обучающихся на уроке, вызываемом проекционными свойствами и возможностями компьютера. Отдельный вопрос, это развитие психо-эмоциональной сферы личности ребёнка, здесь проекционные возможности цифровых технологий сложно переоценить. Особую роль в развитии нормальной психологической восприимчивости учащихся играет искусство, как на практических занятиях, так и при просмотре изображений. Наш интегрированный урок и служит композитной программе объединения интеллектуальных и чисто художественных задач.

Для достижения целей образовательного процесса при обучении иностранным языкам также чрезвычайно важно использование ИКТ. Это ресурсы Интернет, интерактивные диски, умная доска. Ресурсы Интернет можно разделить на следующие категории:

- Информационные порталы (http://www.google.com, http://www.altavista.com, http://www.yandex.ru, http://www.yahoo.com,  http://www.abcnews.go.com/index.html

http://encarta.msn.com, http://www.britishcouncil.org/learnenglish)

-           Тематические сайты (http://grammar.free-esl.com/kb/default.asp, http://www.languagelink.ru)

-           Он-лайн образовательные проекты (http://www.eun.org/portal/index.htm)

-           Методическая поддержка (http://macmillan.ru/, http://babelfish.altavista.com/ )

-           Сайты для создания учебных проектов  (https://learningapps.org)

Использование интернет-ресурсов в образовательном процессе имеет следующие преимущества:

- Доступ ко всем ресурсам (как к инструменту для создания уроков);

 - Доступ к исследованию ресурсов (для достижения образовательных целей);

 - Регулярный характер содействия обучению;

 - Совершенствование общения и интеллектуального обмена;

 - Обеспечение существующим мировым опытом и навыками;

 - Интернет — как забавное, увлекательное обучение (игровой элемент).

Значимость интернет-ресурсов для учащихся:

- Обучение и работа в классе в командах. Сотрудничество помогает в решении проблем.

- Работа в школьных группах вне класса.

- Формирование мыслительных навыков высшего уровня (предполагаемый анализ информации и создание собственного интеллектуального продукта).

- Возрастание информационной грамотности учащихся.

Можно, таким образом, сделать вывод, что в современном образовательном процессе при изучении самых разных дисциплин для успешного достижения поставленных целей и задач необходимо регулярное использование современных ИКТ, постоянный мониторинг быстро меняющегося информационного пространства, умения вовремя отреагировать на происходящие изменения и успешно применить их в своей педагогической практике.

Литература.

1. https://www.amazon.com/CLIL - Language-Integrated-Learning

2.Interactive disk to Student’s Book “Eyes Open3”. - Cambridge University Press, 2015

3.Пановский Э. В. «Перспектива как символическая форма».-  Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2004

4.Флоренский П. А., «Обратная перспектива».- М: Мысль, 1992

5.Леонардо да Винчи, «Трактат о живописи».- Фолио, 2013


Автор(ы): Калинина Марина Владимировна
Приложения: