Система тестов для оценки знаний в дистанционном
и очном обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья (слабовидящие)

Филонов Антон Викторович

Тестирование является одной из форм контроля знаний. Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний обучающихся, с максимальным охватом, как присутствующих - очно, так и отсутствующих в аудитории - дистанционно.

Как и любая форма контроля тестирование имеет преимущества и недостатки.

Преимущества:

- объективность (практически исключено влияние субъективных факторов);

- справедливость (единство требований к тестируемым и единые критерии оценивания);

- фиксирование результатов (на бумаге или в электронной форме);

- возможность как онлайн, так и офлайн работы (то есть применимо при любом виде обучения);

-  широкий охват обучаемых (стремящийся к 100%);

- формализация (для автоматической обработки);

- минимальное время выполнения на одного обучающегося (по сравнению с другими сопоставимыми формами контроля);

- быстрая обработка результатов (за счет формализации и автоматизации);

- возможность анализа статистики ошибок (для выявления неусвоенных вопросов, корректировки методики и содержания учебных занятий учителем).

Недостатки:

- тестирование почти не применимо для оценивания творческих и практических навыков;

- высокие затраты времени и ресурсов для составления качественного теста (но имеющие разовый характер);

- тестирование не позволяет определить знания тестируемого выше уровня теста;

- тестирование, хотя и выявляет пробелы в знаниях, но не выявляет причину этих пробелов;

- необходимость материального обеспечения теста (бумага, проектор, компьютер, смартфон, подключение к сети Интернет и т.п.);

- необходимость обеспечения конфиденциальности тестовых заданий;

- субъективный фактор составителя теста (неоднозначные вопросы и ответы, ошибки в тесте и т.п.).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тестирование является хорошим инструментом объективного контроля в основном теоретических знаний, практически лучшим с точки зрения материально-временных затрат и минимизации апелляций.

Недостатки тестирования должны и могут быть минимизированы.

Готовые тестовые задания, как автоматизированные (например на moodle базе), так и в варианте вопросы и ключи ответов широко представлены в интернете, однако они имеют следующие недостатки:

- несовпадение с текущей учебной программой;

- ошибки, допущенные в тестах составителями и невозможность их исправить учителю;

- практически ко всем тестам, размещенным на ресурсах в сети Интернет в свободном доступе есть ответы (готовые домашние задания и т.п., что сводит на нет объективность такого тестирования и превращает тестирование в пустую формальность).

В связи с вышеуказанными проблемами, представляется необходимым учителю самостоятельно разрабатывать тестовые задания, исходя из действующей программы. В этом случае обеспечивается актуальность контроля, оперативное исправление ошибок, допущенных при составлении теста, своевременное изменение тестовых заданий в случае необходимости или при их компрометации.

На практике, при работе над системой тестирования в школе нами были выработаны следующие требования к тестовым заданиям:

- тест должен состоять из 5 вопросов, на каждый вопрос дается 5 вариантов готовых ответов;

- из-за особенностей восприятия изображения детьми с ОВЗ 4 типа (слабовидящие) по возможности избегать картинок, рисунков, фотографий;

- целесообразно использовать в качестве неправильных ответов наиболее распространенные ошибочные ответы;

- вопросы и варианты ответов должны быть однозначно понятны и не допускать толкований;

- правильный вариант ответа на каждый вопрос один (если подходят все ответы, то существует такой вариант "все ответы правильные", не подходит ни один, есть вариант "нет правильного ответа");

- правильный ответ на вопрос = 1 балл, шкала линейная, то есть для 7-11 классов 5 правильных ответов = отметка за тест 5 "отлично", 2 правильных = 2 "неудовлетворительно" (для 5 и 6 классов 3 и 4 вопроса и по 3 и 4 готовых ответов на каждый соответственно);

- тест разрабатывается сразу в табличной и электронной (на базе google-форм, но возможно и на базе Яндекс-форм, "Моя школа" и т.п.) формах, вопросы и ответы табличной и электронной формы одинаковые (то есть тесты идентичные). Избежание компрометации тестов (когда правильные ответы заранее известны тестируемым, например от тех, кто прошел этот тест раньше) достигается перемешиванием вопросов и ответов (в табличной форме - несколько вариантов одного теста, в электронной форме - перемешивание автоматически);

- для возможности быстрого перехода с табличной формы теста на его электронный вариант, в углу теста размещается QR - код, содержащий ссылку на электронный вариант этого теста. Также в тесте имеется и сама интернет-ссылка, для непосредственного копирования и вставки в строку браузера в случае невозможности использовать QR - код.

Порядок осуществления тестирования.

1. Если тестируется один ученик, либо требуется отчетный документ (например при аттестации ученика, находящегося на семейном обучении) - целесообразно распечатать тест на бумаге в табличной форме и прямо в распечатке ученик  отмечает правильные ответы;

2. Если тестируется класс, то тест в табличной форме на время тестирования отображается на экране при помощи проектора. Ученики записывают ответы в тетрадях в форме № вопроса - № ответа, либо (предпочтительно) на предварительно распечатанных стандартных бланках ответов. Вариант тестирования с показом вопросов на экране, а ответов на тест на бумажном носителе является основным. После сдачи заполненных бланков или тетрадей с ответами называются правильные ответы, ученики могут сами посчитать, какую отметку они получили за тест до проверки тестовых заданий учителем. В случае спорных ситуаций - вопрос разбирается на месте, если ответ ученика не совпадает с предложенным правильным, но ученик может аргументировано обосновать правильность своего ответа - ответ засчитывается ученику, а тест корректируется перед следующим использованием;

3. Если ученик с ОВЗ 4 типа (слабовидящий) не видит или не может разобрать тест на экране, то он сканирует QR - код и выполняет затем тест на своем смартфоне самостоятельно, после выполнения ученик на смартфоне видит результат и свои неправильные ответы, учитель в таблице на Google - диске видит результаты и может выставлять отметку, даже в отсутствии ученика;

4. Если ученик с ОВЗ не может работать и с экраном смартфона (на практике таких учеников примерно 2%), то в то время, как класс выполняет тест, такой ученик подходит к учителю, учитель зачитывает вопросы теста и ученик голосом дает свой ответ, а учитель интерпретирует, насколько соответствует по смыслу правильному ответу. При необходимости уточняет ответ, задавая дополнительные вопросы. Критерии оценивания  те же;

5. Для отсутствующих на уроке учеников (болеющих, находящихся на реабилитации, на домашнем обучении и т.п.) ссылка на тест размещается в электронном журнале в графе "Домашнее задание" и дублируется в групповом чате класса на платформа Сферум.

Практическое время выполнения теста составляет не более 5 минут.

Таким образом, за минимальное время достигается  практически 100% контроль знаний по данной теме, независимо от наличия или отсутствия ученика на уроке и формы обучения, наполняемость оценок, контроль пробелов в знаниях (как индивидуальных, так и коллективных), единая и объективная  система оценивания в том числе учитывающая особенности восприятия зрительной информации детьми с ОВЗ 4 типа.

 


Автор(ы): Филонов Антон Викторович
Приложения: