Ментальные карты на уроках иностранного языка

Земскова Яна Александровна

Ментальные карты — это особая методика визуализации мышления, позволяющая фиксировать и обрабатывать информацию в виде схем и графических изображений. Ментальный карты могут быть использованы занятиях по любому предмету.

На уроках иностранного языка ментальные карты можно использовать:

·         для создания ясных и понятных конспектов;

·         для систематизации и структурирования любого материала (от статьи до лекции);

·         для анализа текста учебника или прочитанной книги;

·         для подготовки к сочинению и пересказу.

Ментальные карты способствуют развитию критического мышления, внимания и памяти учащихся, а также помогают сделать процесс обучения наиболее интересным, занимательным, целенаправленным и эффективным.

Представление информации в виде изображений доступно человечеству с первобытных времен. Но само понятие «ментальная карта» появилось недавно. Оно было представлено в 70-х годах прошлого века английским исследователем Тони Бьюзеном. Исследователь искал способ запомнить большое количество информации, которую ему необходимо было запоминать во время учебы в университете. Проанализировав научный материал по этой теме, который он смог найти, ученый объединил их различные подходы со своими собственными исследованиями в области психофизиологии памяти. Бьюзен обосновал исключительную важность рисунков, схем, ассоциативных изображений при оформлении и передаче мыслей, особенно при необходимости запомнить и впоследствии воспроизвести большой объем информации. Ученый написал целый ряд книг на эту тему. Его первая книга «Супер мышление» вышла в свет в 1995 году. В ней рассказывается о том, что при передаче и получении информации при линейном подходе задействуется только левое полушарие человеческого мозга. Создавая же ментальную карту, мы можем задействовать оба полушария. Поскольку мозг человека при получении и освоении информации тут же начинает создавать внутри мозга нейронный связи, Бьюзен предлагает создавать ментальные карты по аналогии с картинками нейронных связей в мозге. Для задействования второго полушария, ученый предлагает не только рисовать схемы с лучами, но и раскрашивать ответвления от главной темы в разные цвета. Тогда мозг будет лучше воспринимать, анализировать и запоминать информацию. Таким образом у человека автоматически формируется так называемое радиантное мышление, когда мысли, подобно ветвям на дереве, расходятся в стороны от своей сердцевины - от центра к периферии, от центральной (главной) идеи (темы) - к ассоциативным идеям (подтемам) и далее - к более мелким ассоциациям (деталям).

Двенадцать лет спустя после издания первой книги, в 2007 году, был создан первый веб-инструмент для создания интеллект-карт. Этим инструментом был MindMeister, который быстро стал программным обеспечением для создания интеллект-карт номер один в сети. MindMeister - это онлайн инструмент для майндмэппинга, который позволяет систематизировать, разрабатывать и делиться идеями визуально.

Правила создания карт памяти:

1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Это ключевое действие.

2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове  

Ментальные карты можно использовать:

- работы с лексическим материалом:

• введение новой лексики

• закрепление новой лексики

• контроль лексики.

- работы с грамматическим материалом (с помощью карты можно пред[1]ставить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент)

- работы с текстовым материалом (составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.)

- обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор (мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания

- проведения «мозгового штурма» (с помощью карт можно создать сот[1]ни и более идей, которые быстро генерируются, они более оригинальные и эффективные); - проведения дискуссии, дебатов (изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме).

На уроках английского языка мы часто используем Mind Maps (и при работе с лексикой, и при работе над грамматикой).

Виды работ по составлению ментальных карт:

• Составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке.

• составление мыслительных карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре.

• составление мыслительных карт учащимися дома индивидуально, в группе, в паре.

• Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома.

 

Порядок и особенности создания ментальных карт на уроках английского языка в 3 начальной школе (Тема «Семья»)

1.      В центре карты располагаем основную тему, пишем слово Family. Можно нарисовать картинку или прикрепить фотографию.

2.      Далее рисуются толстые ветви, каждая своим цветом. Над каждой ветвью пишем название члена семьи (grandpa, granny etc). Очень хорошо будет прикрепить фотографию или картинку.

3.      Далее от каждой ветви или двух идут новые ответвления со своими словами и картинками.

Семейное древо – яркий пример ментальных карт. Учитель на уроке может дать общую схему, уделить время правильному написанию английский слов, дети дома могут дополнить карту своими семейными подробностями и фотографиями членов своей семьи. При работе следует давать детям много творческой свободы, побуждать высказывать свои идеи и ассоциации. Учитель выполняет схему на доске, используя цветные фломастеры, мел, наглядные пособия. Дети могут рисовать в тетради или на листах а4, так же используя фломастеры и цветные карандаши.

По наблюдениям педагогов в школе, метод составления ментальных карт дает положительные результаты, дети учатся структурировать информацию, выделять главное и второстепенное, развивается критическое и творческое мышление, дети охотнее ходят на уроки, если им интересно и занимательно. При том, что данный метод может быть использован учителем свободно, не требует особых технических средств и технологий.


Автор(ы): Земскова Яна Александровна
Приложения: