Средний и старший подростковый возраст – это период подросткового детства. У детей начинается переходный возраст. Дети пытаются вести себя «по-взрослому». Спорят и зачастую авторитет более взрослого и опытного человека ставят под сомнение.

У детей этого возраста появляются свои взгляды на жизнь, они мыслят взросло и задумываются о тех вещах, что дошкольнику и не придёт в голову. У них хорошо развита фантазия и воображения, многие подростки находятся в «своём» мире и не желают пускать туда взрослых.

Но, не смотря на напыщенную взрослость, подростки, как и дети младшего школьного возраста, нуждаются в игровой деятельности. Как индивидуальной, так и групповой.

Польза индивидуальной игровой деятельности в том, что ребёнок начинает мыслить и размышлять на выбранную тему самостоятельно. Тогда как группой вид деятельности помогает ребёнку взаимодействовать с остальными детьми и через обсуждение приходить к верному решению проблемы.

Но игровая деятельность у подростков отличается от игры детей младшего школьного возраста. Подростков куда больше интересуют игры не подвижные, а деловые, в которых, по большей части, приветствуется групповая работа, основанная на диалогах с другими детьми.

В среднем и старшем школьном возрасте игровая деятельность нацелена на то, чтобы подростки самоутверждались в обществе, повышали свою самооценку (что очень важно в этом возрасте) и развивали навыки общении, путём обсуждения проблематики с обучающимися.

Основные цели игровой деятельности в среднем и старшем школьном возрасте:

·                   выявить возможные отклонения в развитии или поведении ребёнка в процессе игры;

·                   мотивировать детей к обучающейся деятельности на основе игры, побудить к изучению нового материала и наглядно показать применение определённой темы в реальных условиях;

·                   помочь развить у ребёнка коммуникативные навыки, помочь проводить рефлексию и оценивание как своей собственной работы, так и группой деятельности на основе определённых критериев.

Игра – это вид деятельности, помогающий ребёнку выявлять проблемные ситуации и находить способы их решения, посредством использования уже выученных тем, приобретённых знаний и навыков.

 Так, например, игровая деятельность может выступать как средство изучения нового материала. Так и закрепления уже изученного.

Педагогическая игра, используемая на уроках, обладает следующими особенностями:

·                   выраженная цель и сформулированные задачи (дети могут участвовать в определении цели и задачей данного урока/игры);

·                   нацеленность на результат;

·                   игра должна обучать или закреплять изученный материал;

Игровая деятельность может быть применена на любом уроке (как гуманитарном, так и техническом) на основе уже существующих, но исправленных под своей предмет, игр:

·                   100 к 1;

·                   поле чудес;

·                   своя игра;

Помимо этого, для детей можно придумывать и реализовать сюжетные квесты для прохождения которых необходимы знания, полученные на уроках.

Но стоит отметить, что в игровую деятельность должны быть включены все обучающиеся. Распространена такая проблема, что в классе всегда находятся несколько человек, отказывающихся «играть». Тогда следует попробовать их убедить и заинтересовать.

Если же ребёнок всё равно отказывается участвовать в игре, тогда следует выдать ему своё собственное задание, но оставить шанс на присоединение к игре.

Как показывает практика, в процессе отказавшиеся ранее дети присоединяются к деятельности.

Игровая деятельность важна не только в младшем школьном возрасте, но и среднем и, тем более, в старшем.

Детям полезно отвлечься от обычных обучающих будней и поучаствовать в, своего рода, развлекательной программе.

Это помогает ребёнку по-новому взглянуть на выбранный предмет. Увидеть, что учёба и уроки – это не только заученный материал под копирку, но и способ размышлять и взаимодействовать с другими людьми, владеющими похожими навыками.

В процессе игровой деятельности ребёнок понимает, как и для чего использовать полученные навыки и знания и пытается применять их в реальной жизни. А знание о том, что ты учишься не просто так, одно из самых важных знаний, которое в дальнейшем помогает ребёнку находить мотивацию для изучения предмета.


Автор(ы): Баранова Галина Алексеевна
Приложения: