Музыка С.С. Прокофьева, как самая «удобная» для знакомства неподготовленного слушателя (ученика) с миром образов классической музыки.

Ермолова Марина Владимировна, учитель музыки ГБОУ лицей №408

г. Санкт- Петербург, Пушкинский район.

 

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Много внимания в процессе обучения уделяется умственному  воспитанию, хуже обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры человеческих чувств. Есть все основания говорить о «разрыве» между эмоциональным и интеллектуальным развитием личности: интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное. Если ребенка не воспитать эмоционально, он утратит способность мечтать, любить и сопереживать. Проблема сегодняшнего поколения действительно в том, что ему свойственна большая степень «эмоциональной глухости», что в дальнейшем приводит к проблемам в общения в социуме.

Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. Требования  ФГОС общего начального образования, заключающимся в необходимости достижения следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1)        сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в  духовно-нравственном развитии человека;

2)        сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3)        умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного  в музыкальном искусстве. Практика музыкального воспитания показывает, что глубокое проникновение в идеи произведений искусства достигается только в том случае, если ученик сможет увидеть в нем нечто значимое для себя, то, что отвечает его внутренним потребностям и надеждам, когда удается достичь соотнесения содержания произведения, написанного очень давно, с духовным мироощущением слушателя сегодняшнего дня. Этой возможностью обладает классическая музыка.  

Урок музыки в общеобразовательном учреждении – мощное средство эстетического и нравственного воспитания школьников. Работа с учащимися, как правило, требует от учителя музыки большой самоотдачи, ведь дети обладают особой звукочувствительностью и эмоциональностью, поэтому и художественное обучение для них оказывается более чувствительными. Теоретики в области педагогики музыкального образования Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева пишут о главной цели и содержании современного урока музыки

следующее:  «…раскрыть  интонационную  природу,  художественную  образность,

жанрово-стилевые особенности музыкального  искусства, его музыкальный язык,

связь с другими видами искусства, его значение в жизни человека и общества в

целом». И эти высокие цели и задачи учителю музыки необходимо осуществить в рамках 45 минут в неделю. И, при этом, создать мотивацию на продолжение  изучать образный, чувственный, наполненный   красками жизни еще неизведанный детьми мир  через Музыку.

Урок музыки в общеобразовательной школе во все времена и сегодня является

предметом обсуждения в профессиональной среде музыкантов-педагогов. Так или

иначе, какую бы проблему мы ни обсуждали, она всегда замыкается на проблеме

урока: как раскрыть ту или иную тему? Как научить учащихся слушать и слышать

музыку,  чтобы  они  могли  разбираться  в  звучащем  водовороте  масс-культуры,

отсеивать безвкусицу и все пошлое? Как  приобщить  детей к культуре  хорового

пения, воспитывать в них музыкальную культуру как основу культуры духовной

при одном часе музыки в неделю в начальной и основной школе? Наконец, как совместить требования к уроку, обозначенные в тексте новых Стандартов, которые

ориентированы  на  общие  дидактические  принципы,  с  требованиями  к  уроку

музыки  как  уроку  искусства,  опирающемуся  не  только  на  дидактические, но  и

специфические принципы «художественной дидактики». 

В моем личном опыте есть один композитор,  музыка которого вмещает в себя абсолютно все (на мой взгляд) идеи мироустройства, весь спектр человеческих чувства, все гармонии и созвучия, открытые ранее, смело разрушая старые каноны и изобретая новые, не боясь быть непонятым. Это - С.С. Прокофьев. Готовясь к уроку, где будет звучать музыка С.С. Прокофьева, я точно знаю - урок будет успешным. От 2 до 8 классов.

 Для начала, мы с детьми разбираем понятие «красивая» и «некрасивая» музыка. На музыке Прокофьева делаем вывод, что «некрасивая» музыка тогда, когда она «рисует» некрасивые образы, и все.

Д. Б. Кабалевский так сказал о музыке Прокофьева: «Восторженный певец жизни, солнца и молодости, она дала людям растревоженного, сурового и жестокого ХХ века ту радость и свет, которых им так часто недостаёт». Неслучайно Прокофьева часто сравнивают с В. Маяковским в поэзии и М. Сарьяном в живописи - так много в его музыке солнца, света, ярких красок: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и Солнца». Поэтому, во 2 классе в продолжение идеи торжества солнца в музыке Прокофьева, я ставлю детям начало Первого концерта для фортепиано  с оркестром. Я слышу здесь тожество солнца и добра.

С темой добра и зла дети 2-3  класса знакомятся через сказку «Петя и волк» и  балет-сказка «Золушка». СС Прокофьеву мАстерски удалось сделать музыку описательной, передавая не только чувства героев через оркестровку, через  мелодизм, но и создать сюжетность и действие. На уроках Прокофьева  мы практически не открываем глаза при слушании фрагментов. Нам совсем не нужен видео ряд. Я бы даже сказала, любое видео фрагмента, возможно, помешало бы созданию собственного «просмотра».  Достаточно акцентировать детям роль скрипочки во фрагменте «Урок танцев», что бы дети поняли, что скрипка как бы учится играть, и после бурного обсуждения дают название фрагменту «Урок танцев». Сцены «ссоры сестер» дети распознают сразу. Сцену «Мечты Золушки о бале» распознают после двух прослушиваний, когда я намекаю на трехдольные мотивы, как отголоски. А то, что музыка «мечтательная», они чувствуют сразу. Конечно, обсуждение музыки « Золушка» сопровождаются и разговорами о морально - нравственных аспектах, о терпении, о «нетворении зла», о вере в победу добра и любви. Вальсом любви 3 акта завершается урок, и конечно, дети слышат и Любовь, и Добро, и Счастье. 

Не менее эмоционально, воодушевленно проходят уроки, посвящённые кантате «Александр Невский». Всегда находятся ребята, готовые подготовить историческую справку событий на Руси в 13 веке. Чтение  отрывков из текста кантаты помогает создать атмосферу высокого патриотического духа. На уроке я только упоминаю о фильме и музыке к нему, но фильм

 (фрагменты) ставлю только на заключительном уроке. Только музыка Прокофьева и мои ненавязчивые намеки («найдите цвет, есть ли движение или все замерло, есть ли пустота или энергия» итд.)   помогают  детям  нарисовать в их воображении «свой фильм», свои кадры. Самая яркая реакция у детей, уже научившихся слышать и слушать музыку, происходит в части «Ледовое побоище». Они « видят» и холод, и безветрие, и надвигающееся клацанье металла, и идущую «машину смерти», и, вдруг, дети «видят» «НАШИХ»- это вступил хор, а еще через несколько секунд звучит лихая музыка «конницы Александра Невского» - в классе «просмотр фильма» заканчивается криками «наши победили».  А хор из кантаты «Вставайте репертуара на долгие годы учебы.

Я уверена, что после подобных эмоционально - духовных  откровений   на уроках музыки, детям и урок  истории, посвященный подвигу наших предков будет уже ближе, и  чувства национальной преемственности, и  подъем гражданско-патриотического осознания буду частью их формирующейся личности.

Конечно, для раскрытия темы любви и ненависти, добра и зла балет «Ромео и Джульетта» является, на мой взгляд, «беспроигрышным» вариантов для 7-8 классов.

Для меня творчество С.С. Прокофьева - это мощное универсальное «средство», помогающее учить слышать и чувствовать, сопереживать и анализировать услышанное, увлечь в музыкальные размышления ребят всех возрастов. 


Автор(ы): Ермолова Марина Владимировна
Приложения: