Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"): любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. Главное в личности — устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенциалов, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».

Одной из важнейших проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствуют созданию учебной мотивации и стимулированию познавательной деятельности обучающихся. Именно эти возможности предоставляет учащимся используемый учителем на уроке метода проблемной ситуации, в ходе которой ребенок становится равноправным участником обучения, добровольно выбирает уровень усвоения учебного материала, то есть выполняет те задания, которые ему под силу.

При использовании проблемных ситуаций изучение языка идёт не путём механического запоминания определений, а через целенаправленный анализ и синтез языкового материала. Каждый урок русского языка строится в соответствии с принципами целесообразности и логичности, т.е. все этапы отвечают поставленной цели и вытекают один из другого. Решение учебной задачи дает хорошее запоминание учащимися основных лингвистических понятий и орфографических правил.

Однако проблемный метод представляет определенную трудность для учителей начальных классов. Это связано с тем, что до сих пор недостаточно изучены некоторые стороны проблемного обучения именно в начальной школе, не разрешены трудности в подготовке и систематизации дидактического материала, содержащего упражнения и задания проблемного характера. Вероятно, именно по этой причине в учебном процессе начальной школы проблемные задания используются реже, чем диктует современный подход к обучению.

В рамках профессиональной деятельности мною были сформулированы практические рекомендации для обеспечения эффективности формирования учебной мотивации обучающихся на уроках русского языка с использованием занимательных заданий:

1.     Проанализируйте тип, тему, главную дидактическую цель урока русского языка и сделайте вывод о необходимости и целесообразности использования проблемной ситуации на данном уроке;

2.     Проанализируйте методическую структуру урока и выберите этапы урока, на которых будет проходить работа над проблемной ситуацией;

3.     На основе содержания дидактического материала учебника составьте задание проблемного характера;

4.     При создании проблемной ситуации должны быть соблюдены следующие условия:

- запланированные форма проведения, методы и приемы соответствуют главной дидактической цели и задачам урока,

- в соответствии с целью урока необходимо определить проблему, которая направит обучающихся на самостоятельное определение темы и формулировку цели учебной деятельности,

- проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющейся системой знаний и новыми требованиями. Данное противоречие необходимо найти в материале.

Противоречие может быть:

а) между житейскими и научными понятиями;

б) между теорией и практикой;

в) между неизвестным и известным;

г) между заданием и невозможностью его выполнить, опираясь на существующие знания;

д) между чувственными данными и умозаключениями т. д.

- проблемные ситуации должны учитывать возрастные особенности учащихся и соответствовать их познавательным способностям;

- проблемные задания должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;

- задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет обучающийся, обеспечивает актуализацию знаний по теме, способствует активизации мыслительных процессов, которые понадобятся для усвоения нового знания;

- проблемные ситуации не должны быть легкими, чтобы учащиеся не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но и не должны быть трудными, чтобы дети могли   самостоятельно анализировать проблемы и находить неизвестное.

         - в процессе выполнения пробного задания необходимо применять метод самостоятельной работы;

         - самостоятельное выполнение проблемного задания должно вызвать у обучающихся затруднение, которое необходимо зафиксировать, осознать недостаточность имеющихся знаний и способов действия для решения поставленной задачи, вызвать потребность в получении нового знания, обеспечить осознание собственной цели учебной деятельности, спланировать деятельность, что, в свою очередь, формирует мотивацию к уроку;

- учитель должен стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее исследования, используя мотивы самореализации, соревнования, создавая максимум положительных эмоций;

- учитель обязан проявлять терпимость к ошибкам учеников, которые они допускают при попытках найти правильное решение поставленной перед ними задачи.

5. Вся работа по решению проблемы должна вестись учащимися самостоятельно, но при этом она не исключает помощи учителя. Учитель должен оказывать помощь, но строго дозированную и своевременную. Разрешение проблемных ситуаций происходит в процессе совместной деятельности обучающихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.

6. Чтобы использование проблемных ситуаций на уроках в начальных классах дало ожидаемый положительный результат, необходимо соблюдать системность и последовательность работы учителя.

Использование данных методических рекомендаций в практической деятельности учителя может способствовать реализации следующих целей:

- сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений и навыков;

- достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию;

- сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность обучающихся;

         - сформировать у обучающихся учебную мотивацию, основанную на осознании познавательной потребности в новом неизвестном знании.

Таким образом, для формирования мотивации, связанной с процессом учения, необходимо использовать на уроке проблемные ситуации, обеспечивающие активность и самостоятельность учащихся, создание условий для проявления способностей обучающихся.

Задача учителя, прежде всего и состоит в том, чтобы пробудить у обучающихся желание усваивать новый материал, научиться работать с ним. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Наилучший путь движения - от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.

В качестве инструментария, обеспечивающего продуктивную, творческую деятельность, мы предлагаем использование проблемных ситуаций как средства формирования учебно-познавательных мотивов, состоящих в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний.

 


Автор(ы): Мейдер Диана Альбертовна
Приложения: