Аннотация методической разработки

Модульная система внеурочной деятельности как интегративная
форма реализации гражданско-патриотического
и духовно-нравственного воспитания учащихся

Лещенко Ирина Александровна

Одними из приоритетных задач современного образования являются воспитание разносторонне развитой личности, способной раскрыть свои творческие способности; обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов, граждан государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формирование у учащихся целостного миропонимания и современного научного мировоззрения.

Необходимо мотивировать личность на взвешенное приобретение знаний, умений для дальнейшего общекультурного и профессионального развития. Предмет «Информатика» обладает значительным потенциалом решения задач современного образования для формирования личности обучающихся, в частности, их информационной культуры, которая проявляется в навыках использования информационно-коммуникационных технологий для решения современных проблем с учётом норм жизни и ценностей общества и выступает одной из важных составляющих формирования мышления человека XXI века. Современное общество нуждается в людях с обширным багажом знаний, высоким уровнем профессионализма, инициативы, творческих способностей.

Информатика все больше выступает в качестве интегративного начала многих дисциплин, ни один предмет так не насыщен межпредметными связями. Сегодня понятие «информационная культура» тесно связано с понятиями общечеловеческой грамотности. Таковы потребности современного общества, в котором деятельность, как отдельных людей, так и коллективов зависит все в большей степени от умения грамотно и эффективно использовать значительный объем мировых информационных ресурсов. Здесь школьная информатика призвана решать два аспекта задач: с одной стороны изучение информатики как школьного предмета, и в его рамках изучение информационных и коммуникационных технологий, как одной из содержательных линий курса, с другой стороны использование компьютера и ИКТ, как инструмента и средства для работы и творчества.

На первом этапе изучения этой линии курса информатики основная задача учителя – дать учащимся основные знания, умения и навыки в области компьютерных технологий. Первый этап условно можно условно назвать интерфейсным, и на этом этапе основной задачей можно считать обучение взаимодействию с машиной. Проверка усвоения на данном этапе сводится к тому, чтобы оценить легкость работы в используемых прикладных системах и прозрачность интерфейса для восприятия. Этот этап является базовым и способствует получению основных навыков. Именно это сейчас понимается под компьютерной грамотностью.

Задача второго этапа более сложная. Необходимо привить учащимся «вкус» к самостоятельной творческой деятельности, подвести к четкому осознанию того, что компьютер – это инструмент, позволяющий реализовать их творческие планы – от простейшего рисунка до сложного исследовательского проекта. Второй этап призван добавить к навыкам, полученным учащимися на первом этапе, навыки самостоятельной работы. Он должен быть обязательным для перехода к следующему этапу: самостоятельному обучению и качественно новым методам преподавания.

На заключительном этапе следует вовлечение учащихся в разностороннюю проектную деятельность, индивидуальную и групповую, предметную, междисциплинарную и социально-значимую. Кроме этого, на третьем этапе необходимо привить навык к самостоятельному поиску и отбору информации. Этот навык имеет название data mining skill, и его демонстрация может послужить определяющим поводом для выбора некоторых профессий.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей, и, обязательно, конечный результат – выполненный проект.

Использование метода проектов в педагогической деятельности изменяет и роль учителя в образовательно-воспитательной деятельности, он становится не только организатором самостоятельной работы учащихся, но и их помощником и консультантом при выборе форм творческой деятельности, методов воплощения задуманных идей, тем самым, создавая условия для самореализации каждого учащегося, работающего над проектом. Новые информационные технологии выступают здесь в качестве средства для качественного повышения уровня творческой деятельности.

Сегодня в своей педагогической деятельности придерживаюсь принципа не единоличной работы учителя с учеником по отдельному предмету, а развития обучающегося комплексно, взаимодействуя со всем педагогическим коллективом для повышения качества метапредметных результатов освоения образовательных программ, являющихся основой для развития познавательных навыков и формирования критического и творческого мышления, обеспечения эффективного сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.

Главным достижением последних трёх лет своей работы считаю победу (Гран-При) XVI ежегодном Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» и награждение Дипломом Патриарха Московского и Всея Руси и Благодарственным письмом Министра просвещения РФ (за 16 лет существования конкурса Санкт-Петербург получил Гран-При во второй раз).

Актуальность методической разработки подтверждает социальный заказ государства, обусловленный вызовами современного информационного и высоко технологичного общества, а также образовательный запрос обучающихся и их семей, заинтересованных в получении выпускником школы образования, которое может обеспечить его конкурентоспособность на новых этапах образования и в профессиональной деятельности.

Для успешной реализации методической разработки необходимо обеспечить устойчивое развитие основ критического мышления обучающихся на основе традиционного образования и внедрения инновационных практик, создать условия для формирования мотивации к социально-позитивной проектно-исследовательской деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО к результатам освоения основных образовательных программ, на своем предмете считаю необходимым изменять технологий обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения метапредметных, личностных и предметных результатов.

Инновационность методической разработки заключается в её направленности на повышение профессионального мастерства педагогов, улучшение качества и уровня образования, в использовании современных образовательных технологий и активных форм работы, таких как проблемное обучение, исследовательские методы, метод проектов и др., а также в интеграции различных дисциплин и межпредметных связей. Это позволяет стимулировать работу учащихся, помогает сделать процесс обучения более интересным, интерактивным и адаптивным к индивидуальным потребностям учащихся.

Практико-ориентированный характер методической разработки предполагает активное вовлечение учащихся в процесс решения реальных или модельных задач, направленных на формирование навыков и умений, необходимых для успешной адаптации в быстро меняющемся мире.

Педагогические задачи, определённые в методической разработке, включают:

·         Развитие интеллектуальных и творческих навыков учащихся, интереса к проектной деятельности через отработку умений создавать и реализовывать предметные, исторические, социальные, практико-ориентированные проекты.

·         Подготовка индивидуальных и групповых проектов для участия в конкурсах проектов различных уровней.

·         Формирование навыков самостоятельной работы и развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию групповой работы над проектом; навыков командной работы и сотрудничества через распределение ролей и обязанностей между участниками проекта, совместное преодоление трудностей и достижение общей цели

·         Воспитание активной гражданско-патриотической позиции через реализацию социально значимого проекта.

·         Формирование экологического сознания, направленного на решение экологических проблем и повышение экологической культуры населения.

·         Развитие навыков презентации и публичных выступлений у обучающихся через представление результатов проекта перед аудиторией.

·         Развитие критического мышления и аналитических способностей обучающихся путём проведения рефлексии после завершения проекта, оценки и анализа его результатов и возможных улучшений.

Основной замысел методической разработки заключается в обобщении педагогических идей, теорий и практического опыта автора, в формулировании модели педагогических действий, направленных на формирование у учащихся установки на творческий и креативный подход к проектной деятельности. Разработка должна помочь развить у обучающихся способности к самостоятельному поиску и конструированию информации.

За почти двадцать пять лет работы в школе метод проектов доказал свою эффективность. Созданы десятки проектов различной направленности. Многие проекты получили заслуженное признание в ряде творческих конкурсов, конференций и олимпиад –авторы проектов стали победителями, лауреатами и дипломантами.

Практика показала, что профессионализм учителя – необходимое условия проектной деятельности. Учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов должен уметь создать мотивацию; образовательную среду; уметь использовать простые примеры, для объяснения сложных явлений; представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования; организовать работу (в малых группах, индивидуально); владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.п.; консультировать (по методу убывающих подсказок); иметь критерии объективной оценки.

Учитель как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала

Работа педагога должна быть поставлена так, чтобы к окончанию урока или цикла уроков ученик получил конечный продукт проектной или исследовательской деятельности. В роли такого продукта могут выступать правильно оформленный и отформатированный текстовый документ (от статьи до книги), компьютерный рисунок или анимация, созданные при помощи графических редакторов, программа, написанная на одном из языков, информационная модель, анализы данных (социологического опроса, изучения экологического состояния объекта и т.п.); обоснованный план мероприятий; Web-сайт; мультимедийный продукт (презентация, видеофильм и др.) и другие.

В ходе реализации программы на уроках информатики и во внеурочной деятельности совместно с учащимися были созданы:

·         Издательские проекты: «Школа имени…», «Азбука Ораниенбаума», «Мой класс» и др.

·         Краеведческие проекты «Город апельсинового дерева»,

·         Мультимедийные проекты: «Природные зоны России», «Мой профессиональный выбор», «Гордость Ораниенбаумской земли…»

·         Мультимедийные презентации и сайты учащихся различной тематики

·         Исследовательские проекты учащихся, успешно представленные на мероприятиях, конкурсах, конференциях

Для информационной, методической и учебной поддержки программы были созданы:

·         ИИСС «Экология: от предпрофильной подготовки к профориентации школьников»;

·         Сетевой проект «Мир профессий»;

·         Школьная база мультимедийных проектов и web-сайтов.

Методическая разработка была успешно апробирована и может быть использована учителями-предметниками при реализации образовательных программ.


Автор(ы): Лещенко Ирина Александровна
Приложения: