Урок английского языка с применением информационно-
коммуникационных технологий

Отиско Елена Вячеславовна

Теоретическая часть

Методические рекомендации

Разработанный комбинированный урок, целью которого является развитие навыков устной речи посредством заданий разного типа, состоит из следующих этапов:

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока

3) Актуализация знаний

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Используемые методики, которые применялись в ходе урока:

Коммуникативный подход- методика, которая позволяет учить английский через общение. В ее основе- большое количество разговорной практики и минимум теории. В общении с преподавателем и одноклассниками учащийся переступает через психологический барьер.

Темы для урока по коммуникативной методике подобрана так, чтобы ее было интересно обсудить. В ходе таких бесед учащийся запоминает новую лексику, которую слышит от учителя: идиомы, устойчивые выражения, синонимы, фразы-клише и многое другое. Чем больше практики — тем шире словарный запас, меньше пауз в речи и богаче реплики.

В течение урока данная методика использовалась: до просмотра видео и после- наводящие вопросы по теме; наводящий вопрос для определения темы урока; выбор цели урока и объяснение выбора; объяснение новых слов/фраз, дефиниции; описание картинок к текстам с использованием новых слов/фраз; ответы на вопросы; монологическое высказывание по теме.

CLIL (content and language integrated learning), или предметно-языковое интегрированное обучение- методика, при которой учащийся одновременно изучает и язык, и другой предмет. Английский становится средством, чтобы изучать другой предмет, а тот, в свою очередь, — темой для практики языка.

Этим вторым предметом могут стать знания, которые нужны для работы, хобби или других бытовых дел. Например, в данном уроке «Необычные способы оздоровления» учащиеся изучают специальную лексику, которая входит в сферу «Здоровье» (weightlifting, aerobics, stretching, swimming, yoga, bodybuilding, running, walking, pilates, tubes, nostrils, oxygenated).

Flipped classroom, или «перевернутый класс»-  методика обучения английскому, при которой учащийся делает домашнее задание перед уроком, а на самом занятии только практикуется. Так, на уроке «Необычные способы оздоровления» учащиеся осваивают навыки в две ступени:

Самостоятельно. Учащиеся выполнили домашнюю работу: познакомились с новыми словами (Flick through, catch your eye, oxygenated, tubes, nostrils, dip, gentle, tickle, laugh out loud, silk hammock, suspended, poses, spin, hug, swing, harness, at top speed, out of breath).

С учителем. Учащиеся общаются с учителем на английском в ходе урока: закрепляют изученное в домашнем задании, преодолевают языковой барьер и улучшают произношение.

Такая методика позволяет не тратить время на занятии, чтобы разбираться в новых правилах. Вместо этого учащийся получает много разговорной практики и оттачивает прикладные навыки, которые пригодятся ему в жизни. Например, учится говорить без долгих раздумий, быстро подбирать слова и правильно строить предложения устно.

Использование ИКТ

Для повышения эффективности урока и создания положительной мотивации применяются следующие информационно-коммуникационные технологии: 
          - видеоролик на YouTube

- интерактивная презентация, созданная в онлайн редакторе Canva

- интерактивные игры, созданные в образовательном онлайн ресурсе Wordwall

- аудиозапись к текстам из УМК Starlight 9

 

Просмотр аутентичных видеоматериалов позволяет учащимся развивать языковую догадку и расширять кругозор. Также, использование видеороликов на уроках английского языка помогает созданию речевых образцов,  служащих эталоном для речевой деятельности и способствует развитию навыков говорения. Когда учащиеся осознают, что они в состоянии понять иноязычную аутентичную речь, у них повышается самооценка и мотивация к изучению языка.

Прослушивание аудиозаписей всегда положительно влияет на развитие навыков понимания аутентичных текстов. Учащиеся знакомятся с реальными повседневными ситуациями, отрабатывают лексику на определенную тематику.  Помимо этого, они также слышат аутентичное произношение.

Практическая часть

Рассмотрим подробнее использование информационно-коммуникационных технологий на разных этапах урока.

Организационный этап

Задача данного этапа- создание эмоционального настроя к деятельности на уроке.

Урок начинается с приветствия учителя, вопросов по поводу настроения учащихся для вовлечения их в речевую деятельность.

Постановка цели и задач урока

Задачей данного этапа урока является мотивация к учебной деятельности учащихся. В качестве «подводки» к основной части и содержанию урока, используем приём «Видеоподсказка».Учащимся предлагается посмотреть небольшой видеоролик на YouTube https://www.youtube.com/watch?v=fVDMzZ8Tk3g и после просмотра ответить на вопросы, которые помогут учащимся определить тему урока.

What kind of therapy is it?

What is it for?/ What does it treat?

How does it work?

Используя ранее изученную лексику по теме «Здоровье», учащиеся заново активируют словарный запас и тем самым определяют тему урока.

What is our topic about?

Would you like to understand more about Health crazes?

Do you think this topic is important to you? Why?

Учитель предлагает посмотреть на раздаточный материал Worksheets, созданные в онлайн редакторе Canva. В раздаточном материале прописаны цели урока, которые учащиеся должны выбрать для себя и достичь их к концу урока.

- I’d like to learn if health crazes can improve people’s health.

- I’d like to learn why people try such experiences.

- I’d like to learn if these crazes can help to change people’s attitude to their life.

Актуализация знаний

Задача данного этапа-  развитие лексических навыков по теме. Учащимся было задано в качестве домашнего задания перевести слова/фразы по теме. Для проверки учитель включает интерактивную игру «Случайное колесо», созданную в образовательном онлайн ресурсе Wordwall https://wordwall.net/myactivities  ( Приложение 1). Учитель крутит колесо и стрелка указывает на остановившийся элемент- в данном случае дефиницию слова/фразы на английском языке. Учащиеся про себя читают дефиницию и по готовности называют слово/фразу (Flick through, catch your eye, oxygenated, tubes, nostrils, dip, gentle, tickle, laugh out loud, silk hammock, suspended, poses, spin, hug, swing, harness, at top speed, out of breath). В результате данной интерактивной игры повышается интерес к уроку и конкурентоспособность учащихся. Результаты игры записывает приглашенный учитель английского языка/ учащийся/ учитель.

 

Первичное усвоение новых знаний.

Задача данного этапа -обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.

Учитель задает наводящие вопросы учащимся и включает наглядный материал на слайде (картинки) в качестве подготовки к чтению текста, снятия языковых трудностей и ознакомления с темой. Учащиеся формулируют предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций и заголовков. Затем учитель просит обратить внимание на фразы, которые могут быть непонятными для учащихся, и предлагает объяснить их значение вместе (‘oxygen bars’, ‘fish pedicure’, ‘aerial yoga’,‘caniX racing’).  Учитель включает аудио запись к текстам на стр.50-51 учебника Starlight 9.

Первичная проверка понимания

Задача данного этапа  - обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала и глубины понимания.

Текстовым этапом является поисковое чтение, поэтому для контроля сформированности различных языковых навыков и  речевых умений учащимся предлагается выполнить задание на множественный выбор в интерактивной игре, созданной в онлайн ресурсе Wordwall https://wordwall.net/resource/9557416/match-people-text, ( Приложение 2 ). Who found the activity more difficult than expected?

Who was very nervous about trying the activity?

Who was scared while doing the activity for the first time?

Who tried an activity he/she had read about?

Who tried an activity that made a problem disappear?

Who did the activity with a friend?

Who decided to try the activity based on professional advice?

Who was surprised and amused by how something felt?

Учащиеся читают вопрос про себя и по готовности выбирают персонажа, к которому подходит описание. Если ответ верный- всплывает зеленая галочка, если ответ неверный- красный крестик. Кроме того, музыкальное сопровождение в игре создает спокойную атмосферу во время урока. Приглашенный учитель/учитель/учащийся записывает результаты игры.

 

Первичное закрепление

Задача данного этапа – проверить понимание учащимися изученного материала.

Учащимся предлагается работать в мини-группах на данном этапе. Так как в учебнике четыре текста, то они делятся между четырьмя группами. Каждой группе дается время, чтобы ответить на вопросы и представить свой рассказ классу. Данное задание положительно влияет на развитие устной речи с опорой на текст.

What health craze did he/she try?

How does it work?

What benefits does it have?

Учитель записывает результат и отмечает лучший рассказ.

После того как группы представили свои рассказы, учитель задает вопрос по теме и спрашивает желающих. Данное задание мотивирует учащихся выразить свое мнение по теме урока и заработать более высокую оценку, в особенности для тех, кто меньше отвечал на уроке.

 And what about you:

What is the most fantastic health craze for you?

Which one would you like to try and why?

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Задача данного этапа- подвести итог проведённой работы, установить соответствие полученного результата поставленной цели.

Учитель предлагает снова обратиться к целям урока, которые выбрали для себя учащиеся (Worksheets). Учащиеся отвечают, поясняя, достигли ли они своей цели или нет (I’ve learnt that health crazes can improve people’s health./I’ve learnt why people try such experiences./I’ve learnt that these crazes can help to change people’s attitude to their life.).

Учитель задает домашнее задание- составить монологическое высказывание с опорой на тексты, на вопросы и рассказы одноклассников.

Ход и анализ результатов апробации методической разработки:

Урок по теме «Необычные способы оздоровления» проводился в 9 классе. Данный урок вызвал у учащихся интерес по следующим причинам:

- на начальном этапе учащимся было предложено посмотреть небольшой видеоролик на YouTube, создав комфортную атмосферу на уроке;

- после просмотра учащиеся активно принимали участие в определении и обсуждении с учителем темы и целей урока, так как стали заинтересованы «необычным оздоровлением» в криокамере (сосуд (камера) или помещение, предназначенное для создания экстремально низких температур (обычно от минус 50 до минус 170 °C));

- при проверке домашнего задания можно было наблюдать, как учащиеся соревнуются в ходе интерактивной игры «Случайное колесо», результатом которой стало закрепление лексики по теме и последующее снятие языкового барьера;

- в ходе следующей интерактивной игры на множественный выбор учащиеся снова активно принимали участие и соревновались друг с другом, так как был установлен таймер- кто быстрее и правильно ответит на вопрос и наберет большее количество очков

- работа в мини-группах на следующем этапе показала, что учащиеся работали сплоченно, отвечая на вопросы по ранее прочитанному тексту и успешно справились с заданием, так как в ходе урока запомнили необходимую лексику по теме благодаря интерактивным играм;

- на заключительном этапе учащиеся успешно выступили с монологическим высказыванием- выразили свое мнение по теме урока в полном объеме и привели весомые аргументы, тем самым заработали хорошие оценки.

Вывод: цель урока- развитие навыков устной речи посредством заданий разного типа- была достигнута.


Автор(ы): Отиско Елена Вячеславовна
Приложения: