Профилактика оптической дисграфии у младших школьников

Суханова Елена Викторовна

    Пояснительная записка

                                                                                   Введение

 По исследованиям  Парамоновой Л.Г. в последние годы 70-80% детей испытывают трудности в усвоении программы начальной школы, из них у 45% имеются предпосылки оптической дисграфии и, следовательно, они заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.

 Не успешность ребёнка в письме может отрицательно сказаться на его личности: у него впоследствии возникает замкнутость в себе, тревожность, снижается самооценка. Все это отражается на его общении со сверстниками и взрослыми. После окончания школы у ребенка может возникнуть такая трудность, как профнепригодность.

 Алгоритм работы:

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Оптическая дисграфия это нарушения на письме, обусловленные несформированностью зрительных, пространственных и моторных процессов. Проявляется стойкими заменами сходных по написанию букв, их зеркальным расположением, ошибками в начертании отдельных буквенных элементов (пропуски, удвоение). Диагностируется по результатам анализа школьных тетрадей ребенка, обследования письменной речи, нейропсихологического тестирования. Ошибки, которые ребенок допускает на письме, не связаны с состоянием устной речи или знанием правил орфографии, а вызваны недоразвитием оптико-пространственных функций. Этот же механизм лежит в основе зрительных трудностей при чтении ‒ оптической дислексии.

2. ПРИЧИНЫ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Причины оптической дисграфии разнообразны: от родовых травм, инфекций и генетики до педагогической запущенности. Ребенок, у которого выявлена оптическая дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может правильно проводить анализ и синтез, полученной извне информации.

 Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций, а именно:

  • Оптическая дисграфия связана с недоразвитием  зрительного гнозиса: оптического образа буквы;
  • Оптическая дисграфия связана с недоразвитием  зрительного гнозиса;
  • Оптическая дисграфия связана с недоразвитием  зрительного анализа и синтеза;
  • Оптическая дисграфия связана с недоразвитием  пространственного восприятия и представлений: неточностью представлений о форме, цвете,   величине предметов;

 А также оптическая дисграфия может быть вследствие:

  • нарушений моторных координаций;
  • леворукости;
  • органического поражения  головного мозга.

3. ПРИМЕРЫ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Ниже представлены примеры оптической дисграфии. Как вы можете видеть, что для оптической дисграфии характерны ошибки по типу:

  • Зрительно-пространственных  ошибок

Зеркальность букв

Е-  З меля, С- כахар

  • Зрительно-моторных ошибок

Смешения оптически сходных букв

д -  у ача,  д-  в уб

  • Моторных ошибок

Ошибки двигательного запуска

т - п анго, б - д арабан

Лишни элементы при воспроизведении букв. Недописывание отдельных элементов букв.

ж - у х,   и -  к у но

Вот еще примеры ошибок:

  • а —о (под ударением): вос-ти-тотель; игроют весь день; «Там были все» = Том были все;  шкоф, Волгогрод; Мы шлилугоми; Цветутас-т-ры и ф-хла-к-сы(флоксы) «Чистая, отборная в нашем поле рожь, даже травку сорную в поле не сорвешь» = «Чи-с-тая, о-б-обор-нaя (в …) ражь, даже тро-в-ку (...) не оср-со-рвёшь»;
  • и — у: «шипит» = шипут; «я стучу» = я стучи; селестят лусточкк наступул сентябрь; она закручала; на берегах Волгу;
  • б — д: «за доброту» = боброту, «попробуй» = попродуй, сентядрь, на серебинуреки; ялюдлю петь, старый буа
  • т — п: втерёд; И Шарик пут (тут); с-пол-бы (столбы)«воспитатель» = вос-ти-тотель; медведь стип в берлоге;
  • х — ж: дорохки; отдожнуть... они рехут булагу (режут бумагу).
  • м —л: «занесло» =занесмо.

 4. ДИАГНОСТИКА

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации:

  • невролога;
  • офтальмолога;
  • отоларинголога;

 Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

 Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии от незнания правил правописания, а также определение ее вида.

Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов:

  • обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха;
  • внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка для выяснения возможных причин дисграфии;
  • исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука;
  • производится оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи;
  • проводится изучение и анализ письменных работ.

 Только после комплексного изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи:

  • списывание печатного и рукописного текста,
  • письмо под диктовку,
  • составление описания по картинке,
  • чтение слогов, слов, текстов и т. п.

 На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

 Можно провести экспресс-диагностику на оптическую дисграфию, сделав тест. При выполнении этого теста ребенок не сможет вычеркнуть определенную букву среди похожих на нее письменных знаков, а также будет испытывать сложности, дополняя слова схожими по написанию символами.

 1. Вычеркнуть из строчки букву, указанную в скобках, и указать количество зачеркнутых букв:

а) (Щ) П Ш И Щ И Ш Ц Щ И П__;

б) (И) П Ш И Щ И Ш Ц Щ И П__;

в) (З) Э З В С Э З З В С Э С З Э__ .

 2. Вычеркнуть из строчки указанный в скобках слог и указать количество зачеркнутых слогов:

а) (ца) иа ша ца ща аш ащ ца аи __;

б) (аш) ца ащ аш ац ци уц аш ща __;

в) (ущ) ща щи цу уц ущ оц ущ __;

 3. Вставить в слова пропущенные буквы:

а) _зеро, к_ртин_, к_лок_л, кр_в_ть;

б) к_пка, _ебра, м_дл_нный, _има;

в) раку_ка, одуванч_к, п_рат, су_ить;

г) _айка, _чительница, _итатель, к_рица.

При наличии оптической дисграфии ребенок неправильно записывает визуально похожие графемы. Например, буквы а-о, е-о, у-и, Е- З, г-ч и т.п.

 Также можно использовать экспресс-диагностику письменной речи

младших школьников (по Садовниковой И.Н.)

 Материал для обследования состояния письма.

1.                 Списать слова, написанные рукописным шрифтом: лещ, жук, снег, бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер, жёлудь, вагон, индюк, бабочка.

В зависимости от возраста учитель-логопед может выделить или подчеркнуть необходимые для списывания слова.

2.                 Списать слова, написанные печатным шрифтом:

плащ, крот, аист, флажок, насекомое, берёзка, лесенка, ученик, трещина, веселье.

3.                 Записать под диктовку строчные буквы: б, г, е, ж, ц, ы, х, м, ю, в, э, ш, й, т, и.

Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не помнит, как пишется определенная буква, вместо нее должен остаться прочерк. Например: б, -,  е, ж, , ы, х и т. д.

4.                 Записать под диктовку прописные буквы: Д, Ф, Ч, У, Ё, Щ, К, В, 3, Г, С, Р, Л, Ц, Б.

Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не помнит, как пишется определенная буква, вместо нее должен остаться прочерк.

5.      Записать под диктовку слоги: ор, ми, ся, уп, оде, сту, окн, злы, апт, жде, круп, взле, пни, хвы, урн, коч, оста, жади, щац.

6.     Записать под диктовку слова: шар, стул, грач, пишу, сила, книга, правда, клубок, трава, упал, берёза, ступенечка, пружина, больной, убегать.

7.     Записать предложение после однократного прослушивания: У ёлки пушистый зайчик.

8.     Списать печатный текст (1 класс).

Кошка и птичка.

Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

В зависимости от возраста подбирается соответствующий текст.

9.     Списать рукописный текст (2 класс, начало учебного года).

Щенок.

У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одного. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.

Для учащихся других классов используются более сложные и объемные тексты.

 4.1 СИМПТОМАТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

  • Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов: и - ш, ц - щ, п - т, л -м.
  • Замены похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв, что приводит к замене этих букв: в- д, б- д, ш – т.
  • Недописывание элементов букв (и вместо у).
  • Зеркальное изображение букв Е вместо З и т.д.

 4.2 В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы:

  • если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии;
  • если нарушается начертание букв в слове, говорят о вербальной оптической дисграфии.

5. КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Коррекционная работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления:

1. Развитие неречевых процессов;

2. Дифференциация сходных по начертанию букв.

Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:

1. Конструирование, реконструирование букв.

2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).

3. Работа со словами-паронимами (квазиомонимами).

 Основные задачи коррекционного обучения направленны на:

• Развитие и формирование пространственных и временных представлений.

• Развитие конструктивного праксиса.

• Развитие мнестических представлений.

• Развитие графомоторных навыков и умений.

• Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.

• Дифференциация смешиваемых букв.               


Автор(ы): Суханова Елена Викторовна
Приложения: