Игровые приемы при изучении лексики на уроках иностранного языка

Кисляк Анна Александровна,
учитель ГБОУ СОШ № 583
Приморского района Санкт-Петербурга 

В методической литературе, в размещенных на сайтах статьях и форумах существует множество приемов, используемых при знакомстве и усвоении лексики на уроках английского языка. Рассмотрим некоторые из них.

Лексические игры:

·“Поле чудес”: учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его, задавая вопросы;

·различного вида кроссворды;

·диктант по картинкам (хорош для запоминания лексики и развития навыков письма), например:

-вставь пропущенную букву в слово и напиши звук этой буквы или первой буквы слова;

-найди значение слова, используя цветные карандаши, и напиши звук первой буквы слова;

-найди выделенное слово;

·Подбери пару. Учащиеся называют любые пары существительного с прилагательным, а учитель записывает их на доске в два столбика: dirty, smart, little, hot, white - cat, dog, woman, boy, day. После этого учащимся предлагается составить новые пары с этими словами, а учитель соединяет эти пары линиями.

·Изобрази прилагательное. Один ученик с помощью мимики старается изобразить прилагательное, а другие отгадывают его: Are you  lazy / bored / thirsty / hungry /surprised/scared… ?

·Также часто используются динамические игры

Таким образом, я рассмотрела только некоторые, наиболее используемые, приемы работы с лексикой на уроке, т. к. все охватить невозможно из-за их большого количества в методической литературе. Игровые приемы достаточно широко используются на практике при изучении лексики на уроках иностранного языка. Но все ли приемы применимы в начальной школе? Как правильно отобрать приемы и формы изучения на уроках английской лексики в индивидуальной деятельности, в своей личной ситуации на уроке?

Игровые приемы изучения лексики, используемые в собственной педагогической деятельности

На этапе ознакомления обучающихся с лексикой

Очень часто одним из самый действенных приемов, формирующих лексические навыки у младших школьников, является двигательная активность на уроке: запоминание слов в действии, движении…. Ввод, к примеру слов-действий (run, jump, sit, read, swim, fly…), происходит следующим образом: без перевода на русский язык показываю и называю действие, дети повторяют. Далее, в процессе запоминания, прошу изобразить то действие, которое называла, а затем можно наоборот, дети должны назвать действие, которое я изобразила…Используя демонстрационный материал в виде обычных картинок (например, по темам “Food”, “Animals”) заметила эффективность следующего приема запоминания лексики: из количества называемых детьми картинок на доске постепенно убираю по одной, указывая на пустое место “What is missing?”. Этот прием отлично развивает память и внимание, что необходимо в младшем школьном возрасте. По мере использования электронных источников для подготовки к урокам я стала применять различные сигнальные карточки в виде слайдов. 

При изучении прилагательных эффективней всего использовать слова-антонимы в парах с их изображением: Good – bad, Big – small, Fat – slim, Pretty – ugly, Dirty – clean… А задания для закрепления использовать следующие: назвать противоположное по значению слово (Good –…, big – …), также эффективна игра “Зануда” (He is good. – He is not good. She is dirty. – She is not dirty).

На этапе закрепления лексики

Для закрепления лексики на уроке необходимы мотивационные средства. Очень хорошо побуждают к деятельности учащихся различные сказочные персонажи, а также вымышленные проблемные ситуации, из которых дети любят выходить…К примеру, одно из условий – кукла, пришедшая на урок, не знает русского языка. Помогите ей:

·Выбраться из ямы (climb, jump)

·Навести уборку в доме (wash, sweep)

·Правильно вести себя в школе (sit, study, read, write, draw)

Для усвоения счета опять же лучше всего помогают двигательные упражнения: зарядка под счет, игра “Steps” (“следы” разложены на полу вразброс, один из учащихся наступает на названный “след” с определенным числом, дети сами ведут игру).

На этапе закрепления и использования лексики в структурах я использую еще один прием – чтение стихотворения с пропусками слов, которые дети сами должны назвать. Здесь же отрабатывается и само чтение на определенное правило.

A cat went to town to buy a hat.

What? A cat with a hat?

A hat for a cat?

Who ever saw a cat with a hat?

Рифмовка остается та же самая, и по мере изучения нового правила чтения (здесь, в первую очередь идет отработка определенного правила чтения), детям можно давать задание нарисовать то, о чем говорю.

Также использую часто игру “Снежный ком” с мячом для закрепления и повторения лексики: например, лексика по теме “Food”: первый ученик – carrot, второй ученик –carrot and sugar, третий ученик – carrot and sugar and milk…Такие задания развивают память и внимание. Иногда, если количество учащихся в классе большое или класс слабый, хором помогаем каждому отвечающему.

Для закрепления или актуализации лексики использую игру “раз – два”. Игроки встают в круг. Присваиваю каждому ученику “имя” (слово из пройденной лексики). Запоминаем свои “имена”. Все хором: “one – two”, называю сове “имя” и “имя” другого ученика, далее тот, чье имя было названо, - свое “имя” и “имя” другого ученика и т. д. Игру усложняю, если группа сильная. Но такое задание обычно провожу в конце урока, когда пройдена основная часть урока (в виде дополнения).

Использование рифмовок, тематических физминуток, песенок-караоке также повышает мотивацию учащихся и обеспечивает урок разнообразием деятельности.

The farmer in the dell…

Heigh-ho the derry O.

The farmer takes a wife…

The wife takes a child…

The child takes a nurse…

The nurse takes a dog…

The dog takes a cat…

The cat takes a rat…

The rat takes the cheese…

The cheese stands alone…

Что касается контроля лексических навыков, то здесь следует отметить частое использование мной диктантов по картинкам как письменной формы работы, чтение текстов-пиктограмм как устной формы.

 Таким образом, я привела наиболее эффективные в моей педагогической практике приемы и формы работы над развитием лексических навыков обучающихся.

 

Список литературы

1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед вузов и учителей. - М: Просвещение, 2005. - 239 с. 

2. Родкина К. А. и Соловьёва Т. А. “Стихи и песни для детей”, Москва, “Просвещение”, 1989г. – 201 c.


Автор(ы): Кисляк Анна Александровна
Приложения: