План-конспект занятия с детьми 6-7 лет

Знакомство с заказником «Мшинское болото»

Казакова Иринья Александровна

Цель: формирование у детей 6-7 лет ценностного отношения к природе и предпосылок активной жизненной позиции в ее охраны.

Задачи:

       І. Образовательные 

  1. Расширить знания детей о разнообразии ландшафтов, познакомить с особенностями природного ландшафта - болота.
  2. Познакомить с обитателями заказника «Мшинское болото», расширять лексический запас за счет названий элементов ландшафта, растений, животных.
  3. Активизировать связную речь, стимулировать употребление в активном диалоге сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, отражающих логические связи.
  4. Способствовать развитию символического мышления, подводить к самостоятельному созданию знаков, схем отражающих в обобщенном виде правила, ситуации.

       ІІ. Развивающие.

  1. Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Способствовать формированию экологического мышления, умения понимать взаимозависимости между объектами живой и неживой природы, деятельностью человека.
  3. Закреплять знание основ безопасного поведения в природе.
    III. Воспитательные
  4. 1.Способствовать формированию экологического сознания, бережного отношения к природе.
  5. 2.Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою «малую родину».

    Ход занятия.

1. Организационная (вводная) часть: педагог знакомит детей с Болотничком - фантастическим существом, живущем на болоте;

2. Обобщение и систематизация у детей знаний, полученных до проведения занятия.

Обращается к детям с вопросами:

  • Знают ли они, что такое болото, бывали ли они на болоте, какие живые обитатели могут там встречаться, почему именно такие растения встречаются на болоте, знают ли дети что нибудь о свойствах болотных растений?
    Для ответов на вопросы привлекается опыт детей, полученный во время наблюдений ( мхи растут в затененных влажных местах, клюква, черника, багульник).

Делается совместный вывод о том, что болото - это низменная часть территории, ровная или кочковатая, всегда увлажненная, плодородный слой представлен торфяниками, поэтому там растут влаголюбивые растения, но сфагновый мох не дает ничему разрастись. Из деревьев здесь растут карликовые деревья: березы, осины, иногда сосны.

3. Педагог обращает внимание детей на то, что Болотничек грустит. Оказывается он слышал, что некоторые не любят болото, боятся его, и даже вспоминают его, когда хотят что-то поругать. Он даже слышал песенку, где есть слова: «жизнь-жестянка, да ну ее в болото…». Может быть болото- вредное место.

Педагог привлекает детей к обсуждению, в ходе которого выявляется значение болота:

  • болото - очищает воздух;
  • болото очищает воду;
  • на болоте растут лекарственные растения;
  • торф используется для удобрения земель;
  • болото предоставляет условия для жизни многих животных, особенно земноводных, птиц (утки, кулики).
  • млекопитающих, для жизни которых нужна вода (выдра, бобр и др.);
  • природа болота очень красива, хотя и скромна  (эстетическое значение).

4. Физкультминутка.

Движения ( по выбору воспитателя, сопровождаемые экологическими «кричалками» :

Раз, два, три, четыре — будем жить с природой в мире, Пять, шесть, семь, восемь — о ней заботиться мы просим!.

5. Подведение к формированию правил поведения на болоте.

Обсуждаются слова «будем жить с природой в мире». Что такое мир для        людей? А для природы?

Можно ли рвать в большом количестве растения?  

Все ли растения можно собирать? Почему?

Правильно ли мы поступим, еслипринесем с болота в группу некоторые растения?

/Объясните свой ответ./

Почему растения на болоте растут медленно, долго «восстанавливаются», если их повредить?

Почему именно на болоте живёт много лягушек, жаб?  

Какие условия нужны для жизни чаек, уток?

Какая вода нужна для жизни различных животных?

Проведение опыта, доказывающего, что в воде есть воздух:

в прозрачную ёмкость с водой опускается кусочек пластилина. На его поверхности образуются прозрачные пузырьки воздуха. Их можно рассмотреть с помощью лупы. Воздух, растворённый в воде, нужен животным, плавающим в воде (и земноводным, и рыбам, и млекопитающим).

Проведение опыта, демонстрирующего недопустимость загрязнения поверхности воды.

Детям предлагается представить, что произойдёт, если в воду влить масло, бензин. 

В приготовленную прозрачную емкость с водой вливается некоторое количество растительного масла. Рассматриваем пленку, которую образует на поверхности воды более легкое вещество - масло, затрудняя движение воздуха. Что будет происходить с обитателями болота, если человек будет необдуманно загрязнять воду ?

Как вести себя при встрече с животными? Объясните, приведите примеры.

Встречаются ли опасные для человека животные? В каком случае они  опасны?

А может ли быть опасным для человека само болото? Каким образом? Как  надо передвигаться по болоту?

Совместно обобщаются некоторые правила поведения человека /ребёнка в том числе/ при посещении болота:

  • -не рвать без необходимости растения, не ломать кустарники и деревья;
  • -не рвать редкие и занесённые в Красную книгу растения;
  • при сборе ягод, грибов стараться не повредить корневую систему растений;
  • не собирать и не употреблять в пищу незнакомые растения;
  • не уничтожать и не ловить животных;
  • не загрязнять почву и воду;
  • уносить мусор в специально отведённые места;
  • не разжигать костры;
  • не шуметь, не тревожить животных;
  • передвигаться по болоту только в сопровождении взрослых, соблюдая правила осторожности.

6. Физкультминутка /движения по выбору педагога, сопровождаемые «экологической кричалкой»/:  

Человек знать обязан,

Кто как с кем в природе связан, 

Чтоб случайно иногда

Ей не принести вреда!
 

7. Болотничек спрашивает, чем интересен заказник «Мшинское болото»?

Рассказ педагога с помощью Болотничка об уникальном месте - заказнике «Мшинское болото».

Заказник - родной дом для множества представителей растений и животных. Среди обитателей можно отметить лебедя-кликуна, Свое название получила за трубный крик. лебединая песня - это как раз про него. Еще один житель этих мест - черный аист. Эти птицы избегают людей. Можно встретить куликов. И всем известна поговорка «Каждый кулик свое болото хвалит».

Здесь есть заросли хвоща, тростник, рогоза, кубышки.

Болото помогает перелетным птицам останавливаться и отдыхать в их долгом и трудном пути.

Рассказ сопровождается показом слайдов о некоторых обитателях заказника.

8. Игра разрезные картинки по теме: «Обитатели «Мшинского болота»».

Болотничек выражает радость в связи с тем. что дети познакомились с обитателями Мшинского болота и предлагает собрать разрезные картинки. Детям предлагаются образцы и картинки различной сложности с учётом индивидуальных возможностей.

Болотничек хвалит детей за выполнение задания.
9. Создание символов для обозначения правил поведения на болоте. Болотничек хочет попрощаться и обращается к детям с просьбой. Поскольку не все люди, посещающие заповедные места, знают и выполняют правила поведения в природе, надо сделать значки, напоминающие эти правила.

Дети с воспитателем рассматривают несколько знаков, напоминающих правила поведения в природе.

По аналогии с ними предлагается создать знаки, оповещающие о поведении на болоте. Подчёркивается, что изображение должно быть чётким, лаконичным, обобщённым, но понятным. Желательно использовать 1-2 цвета.

Детям даются пустые готовые карточки и цветные карандаши. После выполнения дети передают карточки-символы Болотничку.

10. Завершение встречи.

Болотничек благодарит детей за то, что они так хорошо рассказывали о  болоте, за изготовленные знаки. Болотничек дарит детям корзиночку с клюквой. Воспитатель от лица детей благодарит гостя за интересные сведения и выражает уверенность в том, что дети будут желанными гостями в заповедных

местах, потому что они знают и будут соблюдать правила поведения в природе.


 


Автор(ы): Казакова Иринья Александровна
Приложения: