Конспект образовательной деятельности по речевому развитию
с элементом драматизации по сказке «Колосок» для детей 4-5 лет

(группы общеразвивающей направленности)

Сайганова Наталия Юрьевна

Цель: развития умственных, творческих способностей детей          

Задачи:

Образовательные:

ü Закреплять в памяти детей знакомые сказки

ü Учить узнавать сказку по отрывкам

ü Продолжить формировать умение рассказывать сказку с опорой на сюжетные картинки

ü Формировать понятие что «Труд кормит, а лень портит»

ü Обеспечит воспитанниками понимания, что нужно ценить и уважать свой труд и труд других людей

ü Формировать умение инсценировать сказку «Колосок», запоминать действующих лиц и последовательность событий.

Развивающие:

ü Развивать речь детей

ü Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки простыми предложениями;

ü Активировать словарь

ü Развивать умение передавать эмоции и характер главных героев в драматизации сказки

ü Развивать эмоциональное отношение к отрицательным и положительным героям

Воспитательные:

ü Воспитывать у детей интерес к сказкам

ü Воспитывать у детей нравственные чувства: доброту, взаимопомощь, чуткость, отзывчивость


Предварительная работа:

1.Чтение и обсуждение украинской сказки «Колосок» (в обработке С. Могилевской)
2. Рассматривание иллюстраций к сказке.


Оборудование: волшебный сундучок, игрушки: петушок и мышата, сюжетные картинки по сказке «Колосок», аудиозаписи Д. Россини   "Сорока – воровка", Ж. Оффенбах "Орфей в аду"), маски: петушок, мышь (2)


Методы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения, драматизация.
Словарная работа: обмолотить, намолол, мельница, колосок


Ход занятия:

1.Вводная часть (сюрпризный момент)

Воспитатель: День вам добрый,

                           День вам чистый,

                           День без боли и без зла,

                           И от добрых всех людей

                           Шлю поклон я вам, друзья!

- Ребята! По дорожке я шла, красивую коробочку нашла. А коробочка – то не простая, она волшебная – вот какая! (показывает волшебную коробочку).

Воспитатель: Какая красивая коробочка, интересно, что в ней?

 Воспитатель пытается открыть волшебную коробочку, но она не открывается.

Воспитатель. Может сказка? Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать. Если верной будет отгадка, сказка к нам придет опять!

Воспитатель загадывает загадки:

 

1. Маленькие зверьки,
    Серенькие шубки,
    Длинные хвосты,
    Черненькие глазки,
    Остренькие зубки.

 Кто это?

Дети: Мышки!

Коробочка открывается, и воспитатель достает игрушку – мышку.

Воспитатель

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Песни распевает, время считает.

Кто это?

Дети: Петушок


Воспитатель достает из коробочки игрушку – петушка и колосок.

 

2. Основная часть

Воспитатель: 

К нам пришли гости: 

Петушок  - звонкий голосок

Шпоры золотые

Крылышки цветные.

И маленькие мышки -

Вовсе не трусишки,

С петушком дружат,

И трудиться не любят.

 

Воспитатель: Ребята, вы уже слышали такую поговорку: «Труд кормит, а лень портит».
Подскажите мне, в какой сказке трудолюбивый петушок проучил ленивых мышат?

Дети: Колосок


Воспитатель: Мы с вами уже знакомились с этой сказкой, давайте вспомним ее.
Вопросы по сказке с опорой на план-схему (сюжетные картинки)
Воспитатель. Назовите главных героев сказки.

Дети: Петушок и мышата.

Воспитатель. Как звали мышат?

Дети: Круть и Верть.

Воспитатель. Почему им дали такие имена?

Дети. Потому что они только и делали, что крутились и вертелись.

Воспитатель.  Как звали петушка?

Дети. Голосистое горлышко.

Воспитатель. Почему его так назвали?

Дети. Он рано вставал, будил всех своей звонкой песенкой.

Воспитатель. Какие в сказке мышата?

Дети. Веселые, озорные, ленивые.

Воспитатель. Какой в сказке петушок?

Дети. Трудолюбивый, старательный.

 

Воспитатель.  Дети, послушайте музыкальные отрывки и определите, какая музыка характеризует петушка, а какая мышат и почему?

(Д. Россини   "Сорока – воровка", Ж. Оффенбах "Орфей в аду").

Дети слушают, называют, который из отрывков характеризует персонажей – озорных, весёлых мышат или важного, деловитого петушка.

Изображают петушка и мышат под музыку.

 

Воспитатель. Ну, а мы продолжим вспоминать сказку.

Что нашел петушок? (опора на план- схему)

Дети. Колосок.

Воспитатель. Что предложили сделать мышата?

Дети. Обмолотить колосок.

Воспитатель. Кто обмолотил колосок?

Дети. Петушок.

Воспитатель. Что предложили сделать мышата с зерном?

Дети. Отнести его на мельницу.

Воспитатель. Кто это сделал?

Дети. Петушок.

Воспитатель.  Какую ещё работу выполнял петушок? (дети перечисляют по порядку всё, что делал петушок с опорой на план-схему)

Воспитатель. Что в это время делали Круть и Верть?

Дети. Играли и кувыркались.

Воспитатель. Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?

Дети. Мышата

Воспитатель. Как отвечали мышата петушку в начале сказки, громко или тихо?

Дети. Громко, весело

Воспитатель. А в конце сказки?

Дети. Тихо, грустно, еле слышно

Воспитатель. Почему?

Дети. Мышатам стало стыдно за свою лень.

Воспитатель. Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?

Дети. Потому что они ленивые.

 

Физкультминутка:

Воспитатель: А, сейчас мы немного отдохнем и покажем, какой красивый и гордый в сказке петушок.

Дети стоят в кругу
Важный пестрый петушок (шагают на месте высоко поднимая ноги)
Гордо носит гребешок. (шагают на месте высоко поднимая ноги, руки поставить на                  голову, пальцы сжать в «замок»)
На заре всегда встает, (потянулись вверх. вдох)
На работу всех зовет. (наклон вперёд, руками коснуться пола, выдох)
Спозаранку Петушок
Чистит хвост и гребешок, (самомассаж, растирать руки, ноги)
Прочищает горлышко, (прогнуть спину назад, посмотрели вверх)
Ищет лапкой зернышко. (стоя на одной ноге, другой ногой скользить по полу)
Любит Петя всех будить,
«Кукареку» говорить:
- Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-рей! (имитация звуков, шагают на месте высоко поднимая ноги)
Просыпайтесь поскорей!

Воспитатель: Молодцы, ребята! А, сейчас мы поиграем с вами в игру «Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко»

Кто любил играть и петь? Два мышонка (Круть и Верть)

Кто мышат с утра будил? Кто на мельницу (ходил)?

Намолол муки мешок? Это Петя-(петушок)

Пирогов напек он много и спросил мышей он (строго)

«Что вы делали мышата от рассвета до (заката)?

Веселились целый день, вам работать было (лень)!

А теперь за стол садитесь, но сначала(потрудитесь)!

 

Воспитатель: Дети, вам нравится эта сказка? Тогда давайте поиграем в нее.

Драматизация отрывка сказки «Колосок»

Воспитатель. А, сейчас со сказкой пора прощаться.

Петушка и мышат в коробку возвращаю и нашу сказку завершаю!

3. Рефлексия
Воспитатель:

-Ребята в какую сказку мы играли? («Колосок»)
-Какой был петушок? (заботливый, трудолюбивый, старательный)
-Мышата какие? (ленивые, игривые, шалуны)

- Чему учит эта сказка?
-А кем бы вы хотели быть в сказке петушком или мышатами? Почему?

Воспитатель. Много нужно приложить стараний, чтобы в доме был хлеб. Труд кормит, а лень портит. Цените и уважайте свой труд и труд других людей.

 


Автор(ы): Сайганова Наталия Юрьевна
Приложения: