Использование игр с музыкальными инструментами
для развития речи дошкольников c ТНР

Семенова Мария Алексеевна

С целью анализа вопроса влияния и полезности использования игр с музыкальными инструментами для развития речи дошкольников с ТНР рассмотрим понятие музыкальных инструментов в целом. Музыкальные инструменты — это различные устройства и предметы, используемые для создания музыкальных звуков. Разнообразие музыкальных инструментов предоставляет богатые возможности для творчества и самовыражения в мире музыки.

Игры с музыкальными инструментами могут иметь значительное влияние на развитие речи у дошкольников. Музыка и звуки, которые они создают с помощью инструментов, стимулируют различные аспекты развития речи у детей.

Рассмотрим несколько способов, в которых игры с музыкальными инструментами могут влиять на развитие речи дошкольника:

1. Развитие артикуляции и произношения звуков. Почти все дети с ТНР испытывают проблемы с артикуляцией звуков, что делает их речь менее понятной. Игра на музыкальных инструментах, таких как барабаны, тарелки, маракасы, позволяет детям улучшать мускулатуру лица и рта, что в свою очередь помогает им лучше контролировать артикуляцию и произношение звуков.

2. Развитие слухового восприятия и дифференциации звуков. Дошкольники с нарушениями речи сталкиваются с проблемами слухового восприятия, дифференциации и различения звуков друг от друга, что может привести к ошибкам в произношении слов и затруднениям в обучении чтению и письму. Благодаря музыкальным инструментам дети могут учиться различать различные звуки и ритмы, что способствует развитию их слухового восприятия и способности различать звуки в речи.

3. Развитие ритма и интонации. Дети с речевыми нарушениями могут иметь проблемы с правильной интонацией и ритмом речи, что делает их речь менее выразительной и интересной. Например, монотонная речь или неправильное ударение в словах. Игра на музыкальных инструментах помогает детям лучше понимать ритм и интонацию, что может сказываться на их способности плавно и мелодично выражать себя через речь.

4. Связь между движением и звуком. У детей с ТНР может встречаться нарушение, при котором они испытывают трудности с планированием и координацией движений, что может влиять на их способность связывать движения с определенными звуками или действиями. Игра на музыкальных инструментах также способствует развитию координации движений и реакции на звуки, что важно для общего и речевого развития.

Игры с музыкальными инструментами могут быть замечательным и веселым способом развивать речь у детей дошкольного возраста. Вот несколько идей игр с музыкальными инструментами, которые могут помочь в развитии речи:

Создание звуковых пейзажей: попросите детей использовать различные музыкальные инструменты (например, бубенцы, маракасы, колокольчики) для воссоздания звуков природы или окружающей среды (дождь, ветер, пение птиц). Это поможет детям развивать связную речь, описывая то, что они слышат.

Музыкальное словообразование: предложите детям создать ритм с помощью музыкальных инструментов и придумывать слова или фразы, соответствующие этому ритму. Это поможет развить их словарь и фантазию, а также поддержит развитие связной речи.

Импровизированная музыкальная история: пусть дети используют разные музыкальные инструменты для сопровождения своего рассказа или истории. Это поможет им развивать навыки рассказывания и воображение, а также сопоставлять звуки и эмоции.

Музыкальные игры с звуками: используйте музыкальные инструменты для игр с звуками, такими как "что издает этот звук?", где дети угадывают, какой инструмент или звук они слышат. Это помогает развивать слуховое восприятие и аудиальное внимание.

Музыкальные выразительные упражнения: просите детей сопровождать свою речь на музыкальных инструментах, выражая эмоции или интонации через звук. Это помогает им развивать умение выражать свои мысли и чувства с помощью музыки и слов.

Таким образом, мы приходим к выводу, что игры с музыкальными инструментами могут стать эффективным инструментом для развития речи у дошкольников с ТНР, работая над разными структурами речи, а именно способствует улучшению артикуляции, развивает слуховое восприятие, ритм, интонацию и связь между движением и звуком. А также такие игры не только способствуют развитию речи, но и делают процесс обучения интересным и веселым.


Автор(ы): Семенова Мария Алексеевна
Приложения: