Методические приемы на уроках географии

Спицына Ольга Сергеевна

Я закончила ЛГУ имени А.С Пушкина по специальности учитель географии. Работаю учителем географии с 2007 года, и  могу сказать что методика преподавания меняется так же быстро, как и изменяется мир вокруг, особенно мы это заметили в последнее время.

Когда я начинала свою работу, я использовала методички. По методическим материалам я писала конспекты уроков. Позже стали появляться цифровые технологии и поменялась система ценностей обучающихся, их восприятие,  критерии подготовки будущих профессионалов, как следствие, изменяется и методика.

В настоящее времы на своих уроках я активно использую цифровые технологии. А также использую методические приемы:

1)      Прием «Кластер»

Кластер-это гроздь, или схема, отражающая суть содержания темы, составляется на этапе ОНЗ по ходу изучения темы совместно с учащимися, либо на этапе самостоятельного применения знаний. Кластеры использую на обобщенных уроках.

      2) Игровой прием: «Лови ошибку»  Выполняю часто, например:  Найди ошибки в предложениях, запиши предложение правильно…. Сформулируй предложение правильно.прочитай предложения, найди ошибку, запиши предложение правильно. Этот прием можно использовать на всех уроках проверки домашнего задания.

      3) Игровой прием «Кроссворд. В своей работе я во основном использую традиционный кроссворд.   Игровая методика, заключающуюся в разгадывании слов по заданным определениям. В таком виде кроссворд можно использовать на уроках для формирования терминологической грамотности. 

      4) Дополни предложение, определив понятие или найди страну

Использовать этот прием нужно, так как в ГИА есть задания на эту тему. Этот прием я использую в 7 классах, когда изучаем материки и океаны.

      5)  Прием «Дополни цепочку»

Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.

Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.

     6) Прием «Картографическая минутка»

Это метод работы с картой на уроках географии. Целью которого является формирование интереса учащихся к географическим знаниям с помощью технологии развивающего обучения. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Из всех существующих отечественных технологий технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных. Термин «развивающее обучение» сейчас трактуется очень широко, настолько широко, что почти любое обучение объявляется развивающим. Любое педагогическое действие имеет своей целью развитие ребенка. С этой точки зрения обучение в любой форме есть элемент развития, а следовательно любое обучение всегда является развивающим.

7)  Прием «Интеллектуальная разминка»

        На протяжении ряда лет провожу интеллектуальные разминки по географии. Интеллектуальная разминка – это «игра» для ума. Главное отличие интеллектуальной разминки от обычного опроса заключается в том, что она необычна, неожиданна. Вопросы интеллектуальной разминки не рассчитаны на простое воспроизведение учебного материала. В них может быть заложена новая информация для учащихся. С помощью таких вопросов не только проверяется усвоение учебного материала, но и расширяется кругозор учащихся по географии,  развивается память, внимание, мышление и т.д.

8)  Прием «Ассоциативный ряд»

      Ассоциативный метод может применяться на уроке, как на стадии вызова, так и в процессе работы для лучшего запоминания материала. Использоваться он может при изучении любой темы всех тем по географии. В некоторых случаях я могу оговорить заранее, что приниматься к рассмотрению будут только слова, принадлежащие к определенному материку, океану...

9)  Прием «Работа с графом»

Граф - это математическая модель, показывающая расположение стран и их границы по регионам мира. Страны можно показать прямоугольником, кружком, квадратом, границы линией. По графу я провожу несколько видов работ:

10)  Прием «Линия сравнения»

Этот прием я использую часто на своих уроках. Например сравнивая 2 объекта на карте.

В моей работе я применяю  все  методы проверки и оценки  знаний  с  тем, чтобы  обеспечить  необходимую  систематичность  и  глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

 


Автор(ы): Спицына Ольга Сергеевна
Приложения: