Сценарий лингвистической игры «Знаем русский» ( 5-6 класс)

Автор : Вишнякова Татьяна Анатольевна , учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург, ГБОУ «Гимназия №622»

1.Часть I. Поединок капитанов. Реквизит: кольцеброс с колышками  , поделённый на желтый, зелёный и синий сектор, резиновые или пластиковые кольца.

Капитаны называют правописание слов, бросая кольца. Подсчитывают баллы за каждую верно названную орфограмму при условии попадания кольца на колышек ( от 1 до 10 баллов) 

а)ПолАскать щенка, полОскать бельё, залЕзать в огород, залИзать рану,посвЕтил фонарём, посвЯтил в рыцари,свЕла по лестнице, свИла гнездо, примЕряла платье, примИряла врагов.

б)соЛнце над горой, осмотреть окресТность, ненависТная ложь,позДняя осень, семья здраВствует, учаСтвует в празДнике,зелёное пасТбище,сладосТно вздохнул, яросТное сопротивление.

2.Грамматическая разминка для команд :вставьте пропущенные буквы( 1 балл при безошибочном заполнении пробелов), объясните орфограммы( 1 балл-объяснены все орфограммы), восстановите текст( 1 балл-текст восстановлен верно), назовите автора( 1 балл)

а)Буря    застучит мглою  (в) окошко  кро…т,   (к) нам   небо   крутя; то, как путник  зап…здалый, снежные  вихри  заво..т, то  зашумит,  она с…л…мой   (в)друг   то, как  зверь, заплач..т,    как    дитя,  то      (по) кровл…   обв..тшалой застучит. 

б)Моро…     чудес(?)ый,   и  со (?)нце,  день,   зв..здою , прелес(?)ный,   севера , дру…   , ты ,   явись!  дремл..ш…,  ещё   навстречу,   пора,  красав…ца,   северной ,  пр..снись, Авроры,   открой,   негой , сомкнуты     ,  взоры,

3. Вопросы из истории русского языка

ЖЁЛТЫЙ СЕКТОР- лёгкий вопрос(4 балла)

ЗЕЛЁНЫЙ СЕКТОР – средняя сложность(5 баллов)

СИНИЙ СЕКТОР –сложный вопрос(6 баллов)

(при непопадании  кольца на колышек  выбранного сектора команде достаётся сложный вопрос)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЖЁЛТОГО СЕКТОР- по 4 балла

а) Расскажите, какова история происхождения слова ПОДОРОЖНИК

(Ответ.Он растет вдоль всех дорог, за это и получил своё название –подорожник. Когда испанский король послал своих солдат покорять американских индейцев, он и не предполагал, что направляет туда еще одного завоевателя- подорожник. Благодаря своей напористости,  европейский пришелец отвоевал у местных растений значительную территорию. В сырую погоду семена 

 

подорожника становились липкими и приклеивались к подошвам солдатских сапог. Вместе с ними переплыли  в Америку   и пошли бродить по новой земле. « След белого человека»- назвали его краснокожие. Интересно, что многие растения не выносят вытаптывания , уходят от дороги подальше, а подорожник- наоборот. Как видите, он даже путешествует по дороге.

б)Расскажите, какова история происхождения слова ПОДСОЛНЕЧНИК?

(Ответ .Он растёт у нас повсюду, поэтому многие удивятся, узнав,  что подсолнечник- иностранец. Его родина- далёкая Мексика. Там подсолнечник считался священным растением. Ярко-жёлтые его соцветия казались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. Таинственную связь растения с дневным светилом усматривали еще и в том, что соцветия целый день поворачиваются за солнцем, ловя его жаркие лучи. Солнце на востоке - и они смотрят на восток, солнце на юге- и они развёрнуты к югу. Ну разве это не чудо? Вот древние мексиканцы и называли растение «солнечным цветком», отливали его изображения из золота и устанавливали в храмах. Первыми из европейцев увидели подсолнечник испанские моряки, приплывшие вместе с Колумбом в Америку. Они-то и завезли его к  себе на родину. Мода на «солнечный цветок» перекинулась в другие страны. И всюду в нём видели только прелестное растение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза. И только в России крепостной крестьянин Даниил Бокарёв додумался смастерить небольшой пресс, на котором стал выжимать из семян подсолнечника масло. Было это в 1829 году. Тогда-то подсолнечник и нашёл у нас свою вторую родину. 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗЕЛЁНОГО СЕКТОРА-по 5 баллов

-Что изучает орфоэпия?

-Чем занимается орфография?

ВИДЕОВОПРОСЫ ДЛЯ СИНЕГО СЕКТОРА-по 6 баллов

Из какого языка пришли к нам слова карандаш, Каракум, каракуль, карга, карагач, карапуз? Какова их этимология?(Ответ. Слова заимствованы из тюркского языка, в их  основе общий  корень «кар», что означает «чёрный» -чёрный графитный стержень, песок, мех барашка особой породы , выведенной на озере Каракул, чёрная старуха, ядовитое дерево с чёрным стволом, чумазый малыш)

ВОПРОС ПО СЛАЙДАМ БОЛЕЛЬЩИКАМ 1 КОМАНДЫ:

Что объединяет слова десерт, декольте, дефис?(Ответ:  общая латинская приставка de,что означает «удаление»-удаление со стола  первых блюд перед подачей сладкого, удаление ткани ,графическое  отделение частей слов посредством чёрточки)

ВОПРОС ПО СЛАЙДАМ БОЛЕЛЬЩИКАМ 2 КОМАНДЫ:

Из какого языка заимствованы и  как  переводились изначально  бранные слова «шаромыжник» и «шваль»?(Ответ. Слова пришли  французского  как следствие Отечественной войны 1812 года-так русский народ  называл побиравшихся голодных солдат обнищавшей французской армии, вынужденных попрошайничать и питаться мясом убитых во время сражения  лошадей )

4.ЗАГАДКИ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ.ВИДЕОВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ.

 (ОТ   0    ДО   4       БАЛЛОВ)

1-я команда.Жёлтый сектор - фразеология . Пройдёмся по страницам русской истории. (Ролик можно снять, находясь  на смотровой площадке Исаакиевского или Смольного собора.)

-Да, высоко забрались, вся площадь , как на ладони, а внизу народ снуёт, жизнь кипит! Отчего-то так и хочется громогласно что-нибудь крикнуть проходящим!!!Дорогие знатоки, подскажите, пожалуйста, какова история возникновения устойчивых словосочетаний кричать во всю Ивановскую», «звонить во все колокола»?

 (Ответ.Во всю Ивановскую можно громко кричать, храпеть, голосить…А связано это выражение с Московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал громко, кричал во всю Ивановскую.

Звонили в колокола в случае народных бедствий или,  напротив, в великие церковные праздники. Тогда люди собирались на соборной площади и узнавали новости. С тех пор «звонить во все колокола» означает во всеуслышание о чём-то рассказывать)

2-команда.Жёлтый сектор - фразеология .Ноев ковчег, Вавилонское столпотворение. Какова история возникновения этих устойчивых словосочетаний?

(Ответ. По библейскому преданию, жители Вавилона вознамерились добраться до небес и с этой целью начали строить высокую башню. Разгневанный бог смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга ,и наступил хаос. Употребляется выражение в значении  «суматоха, беспорядок, неорганизованность». Ноев ковчег .За нежелание исправиться, за греховный образ жизни люди были наказаны Богом. Всемирный потоп уничтожил весь род людской, спасся лишь праведник Ной на своём ковчеге, а вместе с ним « каждой твари по паре» . С тех пор  ковчегом Ноя назовут любое суденышко, не потонувшее во время шторма и  счастливцев, спасшихся от беды, избегших ужасной участи.)

1-я команда. Продолжи ряд синонимов. Зелёный сектор - лексика

•          Катя обожала природу, и Аркадий её… …, хоть не смел признаться в этом.(И.С.Тургенев)

•          Он знал в детстве не нужду, но … (И.Эренбург)

•          Иванушка затосковал, сел на мягкую травку и …, по Василисе Премудрой…

(«Иван-царевич и серый волк»)

•          Он не шёл, а …,  не поднимая ног от земли.

(Ответы.Любил; бедность ;пригорюнился, закручинился, запечалился ;влачился)

2-я команда.  Зелёный сектор - лексика Выразительность многих крылатых слов объясняется искусным употреблением в них антонимов, подбери антонимы

•          Дома новы, но предрассудки …(А.С.Грибоедов)

•          Ты богат, я очень ….Ты прозаик, я….Ты румян, как маков цвет. Я, как смерть, и тощ, и …( А.С. Пушкин)

•          Мне грустно потому,что ...тебе(М.Ю.Лермонтов)

•          То сердце не научится любить, которое устало… (Н.А.Некрасов)

•          Как мало пройдено дорог, как … сделано ошибок.( С. Есенин)

 (Ответ.Стары;беден;поэт;бледен;весело;ненавидеть;много)

5. Дополнительный вопрос болельщикам. Жёлтый сектор-4 балла.

Какое многозначное слово можно найти на рисунках( можно обойтись без рисунка, попросив назвать все возможные словосочетания со словом «идёт»)? Перечислите как можно больше его значений.

(Ответ.По дороге идёт мальчик;Поезд идёт быстро;Трудно идти против воли большинства;

В своих исследованиях он идёт за учителем;Письма идут долго;Старинные часы идут;

Идёт дождь;Дорога идёт полем;Из трубы идёт дым;Идут экзамены;На костюм идёт 3 метра ткани;Это платье вам идёт;Устаревшие вещи идут за бесценок;Гвоздь не идёт в стену;

Картошка идёт в ботву;Этот фильм уже нигде не идёт;Отходы идут в переработку;

Давай меняться? -Идёт!

6. Дополнительно. Исправьте смешные ошибки.Зелёный сектор-5 баллов

•          Пушкин первый оценил всю полноту русской женщины.

•          «Старуха Изергиль» состоит из трёх частей.

•          Наши ребята привыкли всё хорошее брать друг у друга.

•          Мы наметили посетить городской музей и вынести из него всё самое ценное, самое интересное.

•          «У нас хромают защитники»,- признаётся тренер по футболу.

•          Долг врача  не отмахиваться от больного, а довести его до конца.

•          «Пойдёмте вешаться!»-зовёт медсестра в санатории.

 

7. Синий сектор, лексика. -6 баллов. Случайная омонимия-причина неуместного комизма. Объясните причину возникновения комизма.

•          Способные ученики переводятся.

•          Футболисты ушли с поля без голов.

•          Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

8. Синий сектор – литература. 6 баллов.

а)ВИДЕОВОПРОС  1 команде: 

Петербург славится своими литературными традициями, в городе и его пригородах масса улиц ,названных в честь великих поэтов и писателей . Например,  имена Ивана Пущина и Михаила Лермонтова существовали в городе  Пушкине: именем лицейского друга Пушкина ,декабриста Пущина назывался нынешний Школьный переулок, а именем Лермонтова — Гусарская улица. Многие жители сетовали, что с географической карты города исчезли имена достойных людей. И вот они возвращаются. Характерно, что имя Лермонтова вернется в город к двухсотлетию Михаила Юрьевича. Лермонтов был гусаром и проходил службу в Царском Селе. Теперь на Гусарской улице появится Лермонтовская площадь.

В данный момент мы стоим на берегу Чёрной речки- печально известное место, где два века назад прошла дуэль Пушкина и Дантеса. За нашей спиной стелла, напоминающая нам о  дате, когда закатилось «солнце русской поэзии»  Уважаемые знатоки, скажите, пожалуйста, пересекались ли пути великих поэтов, Лермонтова и Пушкина,  в реальной жизни и что обоих связывало с Кавказом?

(Ответ.В судьбах великих поэтов много схожего, обоих отличала пламенная любовь к Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам. Эту любовь оба пронесли через свою короткую и мятежную жизнь, вопреки тому, что Кавказ был местом ссылки для них. Пушкин попадает в Южную ссылку в 1820 году , а Лермонтов в 1837 году за стихотворение « Смерть поэта». Пушкин побывает на Кавказе вторично в 1829 году во время путешествия в Арзрум, он заезжает в Нижегородский драгунский полк, чтобы проведать брата Льва, и даже участвует в стихийном бою в долине Инжа-Су. Лермонтов в те годы лишь студент Московского благородного пансиона. Лермонтов тоже будет вторично отправлен  в действующую армию на Кавказ в 1840 году за дуэль с де Барантом. В Чечне под крепостью Грозной он храбро сражается на реке Валерик. В 1841 году  Лермонтов погибает на дуэли с Мартыновым, происходит это в Пятигорске на склоне горы Машук. Свидетелем ссоры с Мартыновым становится родной брат Александра Сергеевича Пушкина- Лев, который служил вместе с Лермонтовым в Нижегородском драгунском полку. Накануне гибели Лермонтов успел повидать вдову Пушкина, Наталью Николаевну. Он горячо, долго, душевно с ней беседовал.

 Как видите, судьбы героев схожи, они двигались, можно сказать, по одной орбите и , казалось бы, пути их должны были бы пересечься, но в реальной жизни они никогда не встречались. Видимо,  сказалась разница в возрасте в 15 лет)

б)ВИДЕОВОПРОС 2-й команде(можно снять на фоне музея «Панорама Бородинской битвы»). Синий сектор, литература, 6 баллов.

-Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри- не вы!

О ком идёт речь? Назовите автора и жанр произведения. К какому событию было написано? ( Ответ. Баллада  М.Ю. Лермонтова « Бородино», к 25-летию битвы)

в) Литература, синий сектор, 6 балов, вопросы болельщикам . Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные в стихотворениях?

Зелёная прическа, девическая грудь,

О тонкая берёзка, что загляделась в пруд?

                                                               (С.Есенин)


 

Ели на опушке- 

До небес макушки-

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-ёлочки, Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.


 

(И.Токмакова)


 

Зябнет осинка, Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару.

Дайте осинке Пальто и ботинки,

Надо согреться Бедной осинке


 

. (И. Токмакова)

9. Мастерская слова – литература.( Инсценировать басню Л.Н. Толстого «Комар и лев». 1-я команда-в жанре трагедии; 2-я команда- в жанре комедии; 6 баллов -за сохранение признаков жанра, 4 балла -за артистизм. )Текст басни:

Комар прилетел ко льву и говорит:

-Ты думаешь в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызёшь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!

 И комар затрубил и стал кусать льва в голые щёки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь всё лицо и из сил выбился.

  Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его кровушку пить. Комар и говорит:

- Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю.

 

 

Список литературы :

1)Валентина Волина «Учимся играя», изд. Новая школа, 1994г

2)Большая хрестоматия для детей начальной школы, басня Л.Н.Толстого «Комар и лев» https://www.litres.ru/book/lev-tolstoy/rasskazy-basni-3934115/chitat-onlayn/

3) Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Занимательная грамматика. Москва “Просвещение”, 1991 г.

 


Автор(ы): Вишнякова Татьяна Анатольевна
Приложения:
64ae73d9e9334_Сценарий_игры_Знаем_русский,автор-_Вишнякова_Татьяна_Анатольевна.docx