Три приёма для развития креативного мышления на уроках в 4-м классе

Шклярова Маргарита Мунировна

Приём «Мозговой штурм»

Шаг 1. Делимся на группы по 4-5 чел.

Шаг 2. Четко определяем тему для «мозгового штурма».

Шаг 3. Работаем.

Шаг 4. Выбираем главного (спикера группы), который ведет обсуждение и стимулирует появление новых идей. Он должен стимулировать не качество, а количество идей.

Шаг 5. Даём  обучающимся время на размышление, чтобы увеличить появление новых идей.

Шаг 6. Придерживаемся правил «мозгового штурма»

·        Никакой критики.

·        Заимствование других идей – нормальное явление.

·        Желательно большое количество идей.

·        Оценка приходит позже.

Шаг 7. Делимся идеями, составляем корзинку/банк идей.

 Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Применяемая технология: «Развитие креативного  мышления через интерактивные приёмы»

Формы работы на уроке:  групповая. 

Описание приёма «Мозговой штурм»

Мозговой штурм является одним из приёмов развития креативного мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Приём «Мозговой штурм » проходит в два этапа. На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; в ходе второго этапа учащиеся обмениваются информацией. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

Этап урока: актуализация знаний

Предмет   русский язык

Тема: Глаголы (Повторение)

Мозговой штурм:

ответьте на вопросы, представленные на слайде «Кто что делает?»

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Сделайте вывод.

(Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи. Глагол обычно обозначает действие, процесс).

Учитель:

- Сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения о глаголе, и, обязательно, узнаем что-то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили о глаголе. Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске «Вызываю вас на мысль…».

1.Напишите, пожалуйста, все, что вам известно о глаголе.

(В помощь учащимся, кто сомневается, на слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать) 

Вопросы:

- На какие вопросы может отвечать глагол?

- Что обозначает глагол как часть речи?

- Какие морфологические признаки имеет глагол?

- Как он изменяется?

- Каким членом предложения обычно бывает?

2. Обмен информацией в группах по 4-5 чел.

- Обсудите с участниками группы информацию, которую вы записали в тетрадь. Ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

2. «Корзина/банк» идей

- Теперь назовите по очереди какое-нибудь правило по данной теме, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).

- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.

3. Приём «Синквейн» (стихотворение в пять строчек, которое синтезирует информацию и факты в краткое высказывание, которое отражает тему)

Шаг 1.  Предлагаем тему.

Шаг 2. Делимся на группы, объединяя усилия, составляем одно общее стихотворение.

Шаг 3. Стихотворения предоставляем на обсуждение класса.

Шаг 4. После дискуссии дети выбирают лучшее стихотворение. 

Тип урока: открытие новых знаний

Применяемая технология: «Развитие креативного мышления через интерактивные приёмы»

Формы работы на уроке: групповая.

 Описание приёма. «Синквейн»  - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.  Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы

4 строка – фраза, несущая определенный смысл

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Этап урока: первичное закрепление знаний

Предмет :  Окружающий мир

Тема:  Иоанн III 

Учитель: чтобы закрепить знания о Государе Иоанне III, предлагаю поработать в группах, составить синквейн об этом великом правителе.

Обучающиеся работают в мини-группах 4-5 чел.

Пример синквейна:

Иван Третий

умный, дальновидный

Объединил, отказался, освободил

Конец монголо-татарского ига.

Государь


Автор(ы): Шклярова Маргарита Мунировна
Приложения: