Развитие интонационного слуха у детей дошкольного возраста

Кашко Мария Васильевна

            Наиболее доступный  вид  музыкальной деятельности дошкольного возраста -это пение.Пение занимает огромное место в жизни детей дошкольного возраста, начиная с самых ранних лет и в связи с этим огромное  значение  имеет развитие музыкального  ( звуковысотного) слуха. У многих дошкольников он недостаточно развит или  совершенно отсутствует.  Необходимо использовать специальные упражнения  для развития уже с раннего возраста.Весь процесс обучения  детей дошкольного возраста  неразрывно связан с игрой. Поэтому с раннего возраста используются различные игрове приемы:"Покажи как лает собачка? Маленькая собачка лает высоким голоском, большая -низким. Или, например, педагог спрашивает: «Дети, вы хотите сегодня увидеть большую птичку или маленькую?» Если дети отвечают: «Маленького», педагог предлагает почирикать, как маленькая птичка. Дети  испытывают большое желание увидеть птичку, поэтому все стараются кричать тоненько, высокими голосами. Педагог достает и показывает маленькую птичку. Затем появляется и большая птичка. Чтобы убедиться, осознали ли дети высоту звуков, можно проиграть музыкальное вступление к песне в более высоком регистре и спросить их, какая птичка поёт – маленькая или большая.Также можно использовать игру на фортепиано и  загадывать детям загадки :Игры в высоком регистре - Это зайка скачет, низкий регистр- мишка идет.В работе над развитием музыкального слуха в младшей группе с первого же занятия используется «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, музыкальная лесенка, фланелеграф. Задания по определению высоких и низких звуков сопровождается выкладыванием на фланелеграфе большой и маленькой птицы и т.д. или передвигаются по музыкальной лесенке маленькие игрушки ( одновременно пропеваются высокие и низкие звуки). Как правило, начинать нужно с контрастных звуков.  Также можно использовать музыкальное пособие А.Евтодьевой, где вес представлено наглядно, как и в Муз.Букваре.В средней группе для определения высоты звука хорошо ввести металлофон, чтобы дети самостоятельно могли проигрывать эти звуки, связывая их высоту с перекличками мамы-птицы и птенчиков.В средней группе дети знакомятся с высокими и низкими звуками. Постепенно мы знакомим детей и  с ладами в музыке: мажорный и минорный. Но для развития инотонационного слуха лучше использовать мажорный лад: он легче для пения и более устойчив интонационном отношениии.  В старшей группе эти представления закрепляются и формируются знания о средних звуках, умение их слышать в пределах квинты. Упражнение «Бубенчики» Е. Тиличеевой помогает этому. Дети не только пропевают звуки, но и выкладывают на фланелеграфе плоскостные изображения бубенчиков (высокий – средний – низкий), проигрывают звуки на металлофоне.  Дети 5- 7 лет должны определять на слух направление мелодии, её скачки, выкладывать на фланелеграфе (кружочками) рисунок мелодии,  сопровождая задание пением, игрой на металлофоне. Для таких заданий целесообразно использовать упражнения «Лесенка», «Эхо», «Качели», «Скачем по лестнице», Е. Тиличеевой. Для того, чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно пропевать ритмический рисунок попевки, показать рукой чередование звуков (движение руки перед грудью слева направо в горизонтальном положении), а затем графически передать это чередование на фланелеграфе (длинными и короткими полосками), лучше всего начинать с упражнений «Смелый пилот», «Небо синее», Е. Тиличеевой, «Сорока-сорока» (русская народная попевка). Надо сказать о важном значении ритма в развитии звуковысотного слуха: повторение простейших ритмических рисунков,  использование муз.инструментов в повторении ритма,  как звучать муз.инструменты ( высоко-низко итд), это все необходимо ипользовать при развитии интонационного слуха. Также можно использовать следующие  методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм...), слогами (ду-ду, ла-ла), вокализируя мелодию (а-а-а...), по строчкам, по фразам, по рядам, «мальчики - девочки», по сигналу, слушаем первый звук, затем повторяем его, поем, как «в одну дудочку играем», первый куплет поем вслух, второй - про себя итд.В работе по обучению детей пению большое значение имеет повторение пройденного материала. Это способствует выработке навыков чистого пения, развивает музыкальную память, помогает закреплению певческих навыков.


Автор(ы): Кашко Мария Васильевна
Приложения: