Роль изобразительно-выразительных средств
в художественном произведении

Мержевич Марина Валерьевна

 Особенностью лирического произведения является концентрация мысли и чувства, сжатость пространства и емкость содержания. Передать авторский замысел помогает применение изобразительно - выразительных средств. Стилистические фигуры речи и тропы не только помогают нарисовать картину, образ, но и выразить авторское отношение к предмету изображения. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом — лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением), фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства.

  Наблюдение над поэтическим языком позволяет проследить развитие мысли, чувства поэта. Например, использование такого тропа, как оксюморон (соединение несовместимых понятий) в ранней лирике А. С. Пушкина говорит о противоречивом, непостоянном, переменчивом чувстве любви. В стихотворении «Желание» любовь – это «горькое наслаждение». Однако в более позднем творчестве развитие чувства приводит к прозрению, выраженному в метафоре:

                                         Исполнились мои желания. Творец,

                                         Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,

                                         Чистейшей прелести чистейший образец.

Поэт понимает, что любовь – это не «горькое наслаждение», не «пустое приведение», а дар божий.

В пейзажной лирике среди микрообразов главное место занимает образ дерева. Одухотворение, очеловечивание природы свойственно русскому народу. Образ дерева был многозначен. Цветущее дерево символизировало жизнь, засохшее или гнилое — болезнь, смерть. Образ дерева ассоциировался с древними представлениями о вселенной. Верх, крона дерева, соответствовал небу. Низ, его корни, сравнивали с подземным царством, как середину, ствол — с землей. Древо могло сопоставляться с человеком. Образ дерева является одним из самых распространенных фольклорных образов, которые проходит через все творчество Есенина. Однако, испытывая сильное влияние фольклора, поэт никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует деревья: «зеленокосая» в «белой юбчонке» береза с «девической грудью», «старый клён» в «зеленой шапке», присевший «на корточки» погреться пред «костром зари», «древесные бедра» ив и многие другие.

  Мировоззрение поэта передают развернутые метафоры, в которых отражаются православные мотивы поэзии С. Есенина, удивительные цветовые эпитеты, навеянные особым цветоощущением мира, исходящим от икон Андрея Рублева с их голубоватым свечением, столь близким есенинскому чувству «голубого покоя». Согласно христианской символике синий (голубой) цвет – символ приобщенности человека к Божественному первоначалу мира, к Вечности. 

  Обращение к  изобразительно - выразительным средствам языка позволяют развить читательский вкус ученика, познакомить с мировоззрением, особенностями стиля поэта, приобщиться к эпохе создания произведения.

В пейзажной лирике среди микрообразов главное место занимает образ дерева. Одухотворение, очеловечивание природы свойственно русскому народу. Образ дерева был многозначен. Цветущее дерево символизировало жизнь, засохшее или гнилое — болезнь, смерть. Образ дерева ассоциировался с древними представлениями о вселенной. Верх, крона дерева, соответствовал небу. Низ, его корни, сравнивали с подземным царством, как середину, ствол — с землей. Древо могло сопоставляться с человеком. Образ дерева является одним из самых распространенных фольклорных образов, которые проходит через все творчество Есенина. Однако, испытывая сильное влияние фольклора, поэт никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует деревья: «зеленокосая» в «белой юбчонке» береза с «девической грудью», «старый клён» в «зеленой шапке», присевший «на корточки» погреться пред «костром зари», «древесные бедра» ив и многие другие.


Автор(ы): Мержевич Марина Валерьевна
Приложения: