Инклюзивная культура и этикет

Крутинь Наталья Евгеньевна

В педагогической науке понятие «поликультурное образование» определяется как образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним.

Между инклюзивным образованием и поликультурным образованием прослеживается определенная взаимосвязь, которая отражается в общности многих идей, концепций, а также в их целях и задачах. Важнейшее сходство этих двух направлений заключается в том, что для их «реализации необходима толерантность особого рода, которая может быть достигнута лишь планомерной системой нравственного воспитания» общества, формированием, пропагандой, распространением инклюзивной культуры.

Инклюзивная культура в учебном заведении представляет собой систему взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса (руководством ОУ, преподавательским составом и обучающимися), функционирующую на основе принятых всеми ценностей и принципов инклюзивности.

Инклюзивная культура выражается в толерантном, гуманном, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений.

Формирование инклюзивной культуры в образовательном учреждении способствует созданию психологически безопасной и доброжелательной среды, что в целом, положительно сказывается на нравственных, этических, социально-экономических показателях развития нашего вуза.

Инклюзивную культуру общества можно рассматривать не только как фактор успешной реализации инклюзивного образования, но и как фактор развития поликультурного образования в России.

Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. Чтобы обладать такими умениями, нужно владеть соответствующей культурой. Развитие уважительного, бережного отношения к чужой культуре, ее представителям, ценностям, традициям, языку при сохранении в качестве основы своей культуры является основной задачей в развитии поликультурного образования в России, поскольку наша страна – это многонациональная страна.

Термин «инклюзивная культура» относится к поликультурному образованию так же, как она входит в состав инклюзивного образования. Все то, что дано в его определении можно отнести не только к людям с ограниченными возможностями здоровья, но и к людям другой национальности, вероисповедания или какими-либо другими особенностями. Уважение личности, гуманное отношение, отзывчивость важны для любого человека. Поэтому инклюзивную культуру, овладение ею людьми, в первую очередь педагогами, родителями, учащимися, можно рассматривать в качестве наиважнейшего основания для развития поликультурного и инклюзивного образования. Если современное общество научится «принимать каждого своего члена таким, какой он есть», преодолевать «в себе чувства раздражения от непохожести других», то проблему воспитания терпимости к людям с ограниченными возможностями здоровья, чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним можно будет считать решенной.

Если Вы хотите оказать помощь спросите, необходима ли она и как будет правильнее её оказать, если Вы что-то не поняли лучше уточните.

При общении с человеком, испытывающим трудности в общении, будьте внимательны и терпеливы, не заканчивайте его фразы, а также не притворяйтесь, что поняли, если это не так.

Корректное общение предполагает знание речевого этикета, регламентирующего использование определенных понятий.

Так, слово инвалид определяющий социальный статус человека, как правило, используется только в нормативно правовых актах, а в повседневном общении рекомендуется использовать фразы «человек с инвалидностью», «люди с ограниченными возможностями здоровья». Считается некорректным использование слов: «глухой», «глухонемой» лучше заменить их на «неслышащий», «слабослышащий»; «человек с нарушением слуха и/или речи» или «человек с инвалидностью по слуху».

Аналогично слово «слепой» также считается не корректным, лучше заменить его на «человек с нарушением зрения», «незрячий» «слабовидящий» и другие нейтральные варианты.

Более корректным вариантом к слову «колясочник» являются фразы «человек на коляске» или «человек использующий кресло-коляску».

И главное, о чем надо помнить, общаясь с людьми с ОВЗ, что перед вами находятся в первую очередь «люди», а не их инвалидность. Такой подход позволит не обидеть человека и выстроить с ним конструктивную коммуникацию.


Автор(ы): Крутинь Наталья Евгеньевна
Приложения: