Модель инклюзивного образования

Смирнова Ирина Владимировна

 Хотите счастья на час – вздремните.
Хотите счастья на день – идите на рыбалку.
Хотите счастья на месяц – женитесь.
Хотите счастья на год – унаследуйте состояние.
Но если вы хотите счастья на всю жизнь – помогите кому-нибудь»
Старая китайская пословица

Нас в этом мире миллионы и все мы очень разные, у каждого из нас есть свои достоинства и недостатки, мы можем отличаться от других, быть не такими как все. Сегодня современное общество повернулось лицом к «особым» детям, общество сегодня заинтересовано в вовлечении нестандартных детей в учебный процесс массовой школы, где дети не делятся на больных и здоровых.Организация обучения детей с ограниченными возможностями в развитии – это долгосрочная стратегия, требующая терпения, последовательности, непрерывности и комплексного подхода для её реализации, поэтому вопросы инклюзивного образования продолжают оставаться актуальными. Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии. Процесс включения детей с ОВЗ в общую образовательную среду, который соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка является инклюзивным образованием. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса. Впервые термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией, и только в 2000 г. на Всемирном форуме по образованию в Дакаре многие страны, достигли договоренности о стремлении создать инклюзивное образование для всех, основанное на доступности и равенстве как главный показатель качества образования. После последовала конвенция о правах инвалидов в 2006 г., которая была утверждена в России лишь в 2012 году. Она обязывала государство обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем инклюзивности системы образования. На международной конференции директор института проблем инклюзивного образования МГППУ Алехина Светлана Владимировна сказала что: «Инклюзия – это не событие, это процесс. Нельзя относится к изменениям образования как к чьему-то решению или приказу. Это не происходит в одночасье. Это процесс, который требует времени и не малого времени для того чтобы показать хоть какие-нибудь результаты». Имея на обучении одного ребенка инвалида нельзя сказать, что учреждение инклюзивное. Параллельно разрабатывается Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы. Еѐ участниками являются различные министерства и ведомства Российской Федерации. Ответственный исполнитель Программы Министерство труда и социальной защиты РФ. Таким образом, развитие инклюзивного образования делится на следующие этапы: - с начала ХХ века – до середина 60-х годов – «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья; - с середины 60-х – середины 80-х годов – «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь; - середина 80-х годов – настоящее время – «модель включения», т.е. инклюзия.

Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ рассматривается создание условий для получения образования.

Главным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения.

Оказанная вовремя психолого – медико-педагогической помощь в дошкольном возрасте поможет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения в начальной школе. И дальше подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Важно обеспечить  раннюю диагностику и коррекцию нарушений развития у детей,  дифференцированное развитие. Оказать психологическую, педагогическую, социальную, медицинскую, правовую помощи семьям с детьми с ОВЗ по месту жительства.

  Сегодня в России есть дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, предназначенных для организации обучения детей с ОВЗ, включающая дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Семья, в которой есть дети с ОВЗ особый объект внимания. Получив информацию о такой семье, составив план оказания ей помощи, разрабатываются рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации составляется совместно с детским врачом на каждого ребенка-инвалида. Чаще всего с ребенком работают социальный педагог, психолог, невропатолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной физкультуре. Важной стороной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, является создание общественных объединений родителей детей-инвалидов. Само существование таких объединений, во-первых, вселяет в родителей убеждение, что они не одиноки, во-вторых, рождает надежду на помощь, понимание, взаимообогащение знаниями, опытом, полезной информацией; расширяет круг общения с себе подобными «коллегами по несчастью». С другой стороны, спустя некоторое время это общение в кругу «коллег по несчастью» дает толчок к разделению социального мира на «наших» и «не наших», что, в свою очередь, приводит их к отделению от остального социума. Одним из действенных способов оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является «родительский клуб». Родительский клуб как объединение родителей, воспитывающих ребенка с особенностями развития, ставит перед собой следующие задачи: - формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»; - формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов; - формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждениями, реализующими взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащение опытом; - личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности поведения. В родительском клубе используются разнообразные формы работы.

 Среди них, традиционные и нетрадиционные:

- индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;

 - организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, выезд за город и пр.;

 - образовательные семинары;

- психологические тренинги; общественные акции;

 - пресс-клубы и тематические круглые столы; публикации опыта воспитания ребенка в семье; встречи с представителями власти; - занятия в системе «ребенок — родитель — специалист»; участие в экспертизе динамики развития ребенка. Долг родителей— успокоить ребенка, облегчить его переживания, создать в семье атмосферу оптимизма. В этом семье может помочь только социальный педагог. Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей подвижности, забавности и т. п. Ребенок с ОВЗ — тоже неиссякаемый источник стимулов для своего воспитателя, только качество их совершенно иное, чем в первом случае. Ребенок с ОВЗ требует больше механической работы, монотонного ухода и присмотра, а отклика со стороны ребенка, радостной удовлетворенности бывает гораздо меньше, это приводит к одностороннему утомлению, даже изнурению. Надо стараться разделить обязанности в семье, и общество должно внести свой вклад.

Следует обратить внимание на создание вариативных условий получения образования детьми с ОВЗ.

В настоящее в России развивается процесс интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками.

Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (далее - образовательные учреждения общего типа).

 Существуют различные модели интеграции инклюзивного образования.

Она из них предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа.

Другая модель предполагает обучение детей с ОВЗ в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития.

Такая модель внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов ряда субъектов Российской Федерации.

Развитие интегрированного образования нужно рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ОВЗ.      

Организация обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, по месту жительства ребенка и его родителей способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции  в общество.

Возможность создать условия для проживания и воспитания детей в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми, поможет избежать помещения детей на длительный срок в учреждение интернатного типа.

Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.

Основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, необходимой для полноценную интеграции детей-инвалидов в общество.

Важными условиями для этого будут:

 - Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

 - Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации.

- Организационно-педагогическое обеспечение включает реализацию образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей . А также обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

АОП и АООП – это образовательные программы, адаптированные для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Условия реализации АОП и АООП - Реализация АОП и АООП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ. - При реализация АОП и АООП необходимо создавать условия:

 1. учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);

2. реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;

3. предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;

4. привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс. - К реализации АОП и АООП в образовательной организации должны быть привлечены учителя-логопеды, педагоги-психологи.

Вся работа происходит в соответствии с существующими принципами: - Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

- Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

 - Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

 - Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

 - Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Развивающая предметно-пространственная среда в инклюзивном образовании: Федеральный государственный стандарт образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.

- Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивной практики.

Важным условием организации успешного обучения и воспитания таких детей является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

 Материально-техническая база должна быть оснащена специальным оборудованием для организации возможности дистанционного обучения.  А также условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее).

 Создание подобных условий, предусмотрено статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

 Рекомендуется также обеспечивать участие всех детей с ОВЗ в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

 

 Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

 Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Установление порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков ребенка.

В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

 Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам (за исключением дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

 Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта определяются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, в отношении дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в отношении дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии, популяризация идей обеспечения равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развития интегрированного образования.

Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ОВЗ, но и здоровых учеников. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей, необходимо нам принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.

Осуществляя процесс инклюзивного образования, все участники должны соблюдать основные принципы:

 1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.

 2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Дети с ОВЗ были всегда, были в коррекционных классах, специальных интернатах и обучались на дому. Теперь они могут посещать общеобразовательные учреждения, как и остальные обучающиеся сидеть в классах со своими сверстниками, познавать новое и помогать обычным детям, познавать мир, в котором рядом с ними те, кому тяжелее и кому нужна их поддержка. Школа – это большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить детей уважению, взаимопониманию, добру, любви ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой. Что бы мы всегда могли сказать: «Мы вместе! Мы счастливы!»


Автор(ы): Смирнова Ирина Владимировна
Приложения: