Использование  лечебной музыки в психолого-педагогической
коррекции в школе

Струкова Елена Николаевна

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности, глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности влиять на формирование личности. Такую значимость в мире людей музыка приобретает благодаря эмоциональной отзывчивости, к формированию которой она имеет прямое отношение.

Вышеизложенную точку зрения разделяет С.В.Шушарджан, отмечая, что музыка как один из видов искусства ока­зывает огромное эмоциональное воздействие на человека, воспринимающего ее. При этом воздействие ее не зависит от возраста, образования, профессии, социальной и нацио­нальной принадлежности. Музыка находится на высшей ступени эстетических ценностей, которые по своему чувст­венному выражению наиболее близки естественному вос­приятию человека [49].

С.В.Шушарджан выделяет специфические свойства музыкального искусства, а именно - способность свободно, непосредственно, ненавязчиво и вместе с тем очень сильно воздействовать на личность, вызвать глу­бокие реакции слушателя. Музыкальное искусство влияет не только на эмоциональное и эстетическое восприятие, но и на области познания, эстетического чувства и поведения человека. 

Кроме вышеуказанных качеств, музыкальное искусство имеет специфические и уникальные возможности целена­правленного воздействия в желаемом направлении на патологически измененные психическое и соматическое со­стояние человека. Ожидаемое лечебное воздействие вытекает не только из возможности невербальной и недирек­тивной, многообразной по форме выражения эмоциональной связи музыки с больным, но и из специфического воздей­ствия основных первоэлементов — ритма, мелодии и гармо­нии, которые составляют основу музыки, проникающую в глубины психики.

Т.И.Леонтьева отмечает, что музыка обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Среди многих видов искусства именно музыка является мощнейшим средством эмоциональной регуляции психической деятельности человека. Не случайно, средства музыкальной выразительности применяются для коррекции эмоциональной сферы в работе с детьми с ОВЗ.

Возможности лечебного воздействия музы­ки в ее аналитической и синтетической форме на патологи­чески измененные психические и соматические процессы в организме человека послужили импульсом для возникно­вения нового научного направления - музыкотерапии как одного из лечебно-воспитательных методов.   Термин «музыкотерапия» наиболее часто употребляемый в литературе, имеет греко-латинское происхождение и в переводе озна­чает «лечение музыкой». В этом смысле музыкотерапия ча­ще всего используется для лечения некоторых, преимущест­венно психофизических, нарушений и применяется в кли­нических или амбулаторных условиях.

Использование музыки в лечебных и профилактических целях известно, по меньшей мере, 2500 лет. Еще древнегреческий мыслитель, математик и спортсмен Пифагор применял музыку в лечебных целях. Аристотель считал, что музыка через катарсис (очищение) снимает тяжелые психические переживания, что ее воздействие равносильно сильнодействующим лекарствам. В эпоху средневековья метод музыкотерапии применялся для лечения широко распространившейся эпидемии хореомании (пляски Святого Витта). Тогда же в Италии получило широкое распространение лечение музыкой тарентизма – тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука – тарантула. 

 

Во второй половине XX века интерес к музыкальной тера­пии и механизму ее воздействия существенно возрос. Это дало возможность изучения физиологических реакций, возникающих в организ­ме в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие, в но­вом, более высоком уровне. С другой стороны этот интерес обусловлен возможностью использования музыки в качестве одного из средств для предупреждения и снятия усталости, утом­ления, а также для повышения работоспособности человека. В том числе — и в условиях космических полетов человека.

Исследования ряда авторов показывают, что музыка оказы­вает стойкое воздействие на центральную нервную систему.

И. М. Гринева обнаружила, что прослушивание мелодичной музыки в спортивном темпе (негромкого звучания) оказывало на больных седативный эффект, а на ЭЭГ фиксировалось умень­шение в частотном спектре альфа-ритма или заметное увели­чение его индекса, увеличение амплитуды альфа-ритма и сни­жение амплитуды быстрых колебаний [49].

Музыка энергичная, с четким ритмом, контрастная, уме­ренного темпа и громкости, давала тонизирующий эффект что сопровождалось депрессией альфа-ритма, увеличением ампли­туды и индекса быстрых колебаний.

Анализ церебральной гемодинамики по данным реоэнцефалограмм показал, что в подавляющем числе случаев при про­слушивании музыки происходила нормализация мозгового кро­вообращения.

И.В.Темкин исследовал вегетативные реакции в зависи­мости от характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давле­ние, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожи предплечья. Минорная музыка медленного темпа урежала час­тоту сердечных сокращений, снижала максимальное артери­альное давление, а также тонус мышц и температуру кожи пред­плечья [49].

В характере возникающих психофизиологических реакций в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие существен­ное значение играет психологическая установка, как общее состоящие личности. Обычно она не осознается человеком, хотя в особых случаях, например при самонаблюдении, некоторые явления психологической настройки могут быть замечены.

В большинстве же случаев кратковременные установки скла­дываются мгновенно в подсознании. Подсознательный харак­тер установки хорошо виден в восприятии гармонических мо­дуляций. Настройка на основную тональность (тональная ус­тановка) и перестройка слуха в процессе модуляции не отмеча­ются слушателем как факт его психологического состояния, а осуществляются как бы автоматически без его ведома, хотя при направленном внимании он может осознанно следить за всеми модуляциями.

В.В.Медушевский показал, что существует аксиологичес­кая (ценностная) и опознавательная установки.

Первая представляет собой сложившуюся у слушателя под влиянием неоднократного соприкосновения с музыкой, как с социальным явлением, систему оценочных критериев и ориен­тации. Она и определяет общее отношение слушателя к музы­кальному произведению, нравится оно или не согласуется с его представлениями о хорошей музыке, с эстетическими вкусами и потребностями.

Опознавательная установка является по сути комплексом знаний слушателя об использованном в произведении музы­кальном языке и позволяет соотносить произведение с извест­ным по опыту стилем, предугадывать направление мелодии, создает основу для узнавания применяемых в произведении средств путем сопоставления с хранящимися в памяти знания­ми о них.

При положительной динамике настроения В.С.Русинов наблюдал у больных стабильные изменения в передних зонах головного мозга человека [44].

По мнению академика М. Н. Ливанова, предъявление му­зыки можно уподобить предъявлению положительного услов­ного стимула, который приводит в действие некий механизм, синхронизирующий ритмическую активность различных учас­тков коры головного мозга.

Воздействие музыкой оказывает влияние помимо централь­ной нервной системы на функции других жизненно важных физиологических систем: кардиореспираторной, мышечной, пищеварительной.

Русский физиолог И.Р.Тарханов показал своими ориги­нальными исследованиями, что мелодии, доставляющие чело­веку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализа­ции артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект .

Английский ученый Л.Демлинг выявил, что некоторые сим­фонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. В этой связи обед в музыкальном сопровождении оправ­дан не только с эстетической, но и с утилитарной точки зре­ния.

Вне всяких сомнений стоит вопрос о связи музыки с фун­кцией эндокринных желез. Музыка влияет на уровень гормо­нов в крови, играющих чрезвычайно важную роль в эмоцио­нальных реакциях всего спектра чувств. По современным представлениям, формирование целостных поведенческих ре­акций организма на различные внешние раздражители, в том числе, на музыку, осуществляется с помощью сложной функ­циональной системы. И, в частности, на основе специфических нейрохимических механизмов подкорки, которые вследствие химического сродства мобилизуют избирательно соответству­ющие образования головного мозга для выполнения той или иной целенаправленной деятельности.

Европейскими специалистами было также отмечено, что музыка действует избирательно — в зависимости не только от ее характера, но и от инструмента, на котором исполняется.

Музыка, исполняемая на кларнете, по наблюдениям врача-психотерапевта С.Мамулова, влияет, к примеру, преимущес­твенно на кровообращение, нормализует сердечно-сосудистую систему. Скрипка и фортепьяно лучше всего успокаивают. Об­щим расслабляющим действием обладает скрипка [49].

По-разному влияет мажорная и минорная музыка. При нор­мальном восприятии первая всегда вызывает светлое и радост­ное настроение. В то же время вторая, как правило, связана с грустью, печалью.

Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, дра­матические переживания, может способствовать активации физиологических процессов и вызывать активное состояние, (к примеру, ария Риголетто «Куртизаны» из оперы Верди).   Современные исследования показали возможности использования музыкотерапии в психолого-педагогической коррекции. При этом существует специфика использования музыкотерапии при работе с детьми разного возраста. 

  В младшем дошкольном возрасте данный эффект музыки достигается музыкальным оформлением игр, воспитательных мероприятий или режимных моментов, специальной психохотерапевтической ориентацией традиционных занятий с детьми. Пассивное слушание музыки в этом возрасте возможно лишь при засыпании, во всех же остальных случаях восприятие мелодии и ритма сопровождается у детей мимическими движениями, жестикуляцией, отбиванием такта, вокализацией. 
          В старшем дошкольном возрасте восприятие музыки возможно в обычном (естественном) или пассивно расслабленном состоянии. При этом реактивная музыкотерапия, направленная на отреагирование, разрешение патологического аффекта, провокацию аутокатарсиса, осуществляется в процессе систематического прослушивания музыки, вначале соответствующей эмоциональному состоянию ребенка (печальной, тревожной, напряженной или бравурной), а затем более спокойной и сдержанной, но с радостной и оптимистической мелодией. Это обеспечивает «аффективное подхватывание», а затем постепенное выравнивание патологического настроения ребенка за счет «аффективного моделирования». Взрослый здесь выступает в роли своего рода «психотерапевтического диск-жокея». Он же может инициировать использование вербализированной формы музыкотерапии, что позволяют усилить эффект воздействия музыки на базальные уровни эмоционального тонуса благодаря четкой смысловой направленности, соединяя природные и социально-психологические аспекты данного психотерапевтического приема, музыку и песню.

Таким образом, музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Список литературы:

1. Вагина Н. Оздоровительная функция музыки как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников/  Н. Вагина //Дошкольное воспитание. — 2010. — № 3. — С. 100-102.

2. Декер-Фойгт  Г.Г. Введение в музыкотерапию/ Г.Г. Декер-Фойгт  - СПб.: Питер, 2003.- 208 с.

3. Догель И.М. Влияние музыки на человека и животных/             И.М. Догель. - Казань: Изд-во Дубровина, 1988

4. Евдокимова И. А. Музыкотерапия в комплексном лечении соматических расстройств/ И. А. Евдокимова // Музыкальная психология и психотерапия. — 2010. — № 1 (16). — С. 107-116.


Автор(ы): Струкова Елена Николаевна
Приложения: