Тезисы по работе с детьми с нарушением аутистического
спектра в группе детского сада

Павлюк Ольга Владимировна,
учитель-дефектолог ГБДОУ д/с 93
Калининского района Санкт-Петербурга 

Если в вашу группу поступил ребенок с расстройством аутистического спектра, что легко может случиться в наше время. А вы никогда не работали с этой патологией. То эти тезисы вам помогут сориентироваться на первых порах, пока вы не получите более глубоких знаний по теме. Дети с РАС могут оказаться в группе общеобразовательной, логопедической или для детей с задержкой психического развития. Так как по данным американских коллег на 68 рожденных детей встречается 1 ребенок с РАС.

Главным образом, нужно обратить внимание на 3 группы симптомов, чтобы заподозрить расстройство аутистического спектра: 

1. несоблюдение ребенком очевидных правил поведения в социуме.

2. качественные нарушения коммуникации (не показывает «пока», «дай» и др.)

3. характерны стереотипные модели поведения, ритуалы, придуманные ребенком.

Нужно иметь ввиду, что есть и высоко функционирующие люди с аутизмом, которые успешно учатся в школе, работают в дальнейшем, но имеют свои особенности поведения и коммуникации.

В 18 месяцев можно поставить  диагноз.

Существует более 200 разных генов связаны с развитием аутизма ( факторами риска считаются: эписиндром у мамы, пестициды, добавки к пище - 200 тыс. добавок- исследованы 2 тыс.)

Мозг при РАС весит больше, чем в норме.

-Страдают исполнительные функции (планирование деятельности).

-Люди с РАС очень внимательны к деталям.

-Дети с аутизмом учатся глазами, а не ушами. (Рекомендуется снижать количество речи педагога).

-Характерно буквальное понимание слов (плохо понимают переносное значение).

-Отмечается тревожное расстройство.

Нет анализа на аутизм, это поведенческий диагноз.

Программа ранней помощи детям с аутизмом. Тезисы:

Визуальная поддержка. Расписание.(сначала - потом), выкладывается ряд картинок\пиктограмм с расписанием на день, на занятие, например 1.зарядка 2.завтрак 3.занятие с воспитателем 4. музыкальное занятие 5. одевание на прогулку 6.прогулка 7. раздевание с прогулки 8. мытье рук 9. обед и т.д., может также использоваться индивидуальное расписание. Должна быть возможность изменения расписания. (прозрачные файлы, красный круг перечёркнут - знак «движение запрещено». Идет дождь-прогулка перечеркнута красным). Кармашек «сделано» (сюда перекладываем карточки, с изображением режимных моментов, которые уже состоялись). Расписания могут меняться (сегодня музыкальное занятие, завтра физкультурное и т.д.), рутины (например, алгоритм одевания или мытья рук) не меняются - всегда одинаковая последовательность действий. 

Хорошо работают сигналы для смены активности. (звонок, колокольчик). Им легче, когда всё предсказуемо (всегда после прогулки мытье рук и посещение туалета и проч).

Визуальная организация пространства (как можно меньше отвлекаться, обедненная среда приветствуется).

Побуждать достать, открыть, закрыть - это лишний повод для коммуникации, чтобы ребенок попросил желаемую игру. (прозрачные контейнеры). 

Если не выполняет инструкцию с первого раза, то даем подсказку. Разная степень подсказок. (к—--, ко—, коро-, корова). 

Прием «обратный отсчет». Ребенок требует своего, мы предупреждаем, что считаем от 5 до 1 и уходим.  5-4-3-2-1-уходим.

Когда слишком много говорят - это как постоянный шум, ужас у ребенка, сенсорный перегруз- много шума и большое визуальное разнообразие (например, в супермаркете, много людей, много рекламы, товаров ярких разных) .

Можно использовать эхолалии для обучения.(диктофон. Записываем на диктофон вопрос. Слушаем вопрос по диктофону. Даем ответ.)

Важно подкрепление положительного поведения.

Всегда подкреплять (принес карточку «хочу пить» - воспитатель наливает воду и др. напиток). Визуальная поддержка: выбор еды или активности. Всегда подпись на карточке.

Таким образом ребенок понимает, что у него есть выбор, что он может сообщить о своих желаниях.

Разбиваем на части какое-то задание. 

Поведенческие программы.

Поведение движется малым количеством причин:

1.Желание что-то получить или от чего-то отказаться.

Социально - приемлемым или социально - неприемлемым способом.

2.либо получить внимание или отказаться от внимания.

3.либо получить доступ к предмету\активности либо отказ от нее.

4.получить сенсорные ощущения   либо отказаться от них.

Поведение - реакция взрослого - чему научили (цепочка)

Понимать причины.

Положительное подкрепление сразу. (похвала, наклейки, групповое подкрепление- банка наполняется шариками, когда заполнится полностью, мы все идет в зоопарк, например.)

Пищевое подкрепление (по договоренности с родителями).

Поиск подкрепления (ради чего ребенок готов выполнять задания: сначала мы играем в лото, потом ты получишь любимые цифры).

Наблюдение за поведением, измерение: что предшествовало - поведение - реакция взрослого.

Много замеров одного поведения. ( Например, ребенок постоянно залезает под кровать, наблюдаем за ребенком, фиксируем, что предшествовало этому. 25 раз за день залез под кровать- фиксируем, после чего это каждый раз случалось, анализируем причины.)

Ребенку нечем заняться- он прибегает к стереотипным движениям.

Цель: снизить частоту проявлений нежелательного поведения на 50%.

Исправить всё нежелательное поведение невозможно.

От самоагрессии защитить очень сложно.

2 вида вмешательства: проактивное (на предупреждение) и реактивное

(по факту случившегося).

Короткие без повторов на доступном языке одноступенчатые инструкции.

Много коротких заданий - много похвалы.

Визуально представленные правила поведения.

Хвалим за каждый маленький успех.

Жетоны на отдых (для активных детей).

Построение поведенческих планов:

должно быть согласие родителей,

вначале может быть эскалация плохого поведения,

не более 2х видов поведения включают в план,

все сотрудники должны участвовать в работе над поведением по согласованному плану.


 

Тезисы:

Как привлечь внимание ребенка:

 определите фокус внимания ребенка (наблюдать, выяснить какие предметы и занятия привлекают ребенка). 

 займите правильное положение, чтобы ребенок вас заметил (найти варианты положений, благодаря которым вы окажетесь в фокусе внимания ребенка).

устраните «конкуренцию» (отвлекающие факторы - игры, предметы, и т.д.).

определите зону социального комфорта ребенка (оптимальную дистанцию).

присоединитесь, предоставив ребенку ведущую роль. (следовать в направлении внимания ребенка, способ активного слушания и комментирования, помощь и подражание действиям ребенка).


 

Ищем улыбку:

Определите ритм чередования действий в сенсорных социальных играх.( игры, где внимание каждого участника направлено на другого, и они дают друг другу взаимные подсказки. Щекотание, подпрыгивание, «по кочкам, по кочкам».)

Создайте репертуар сенсорных социальных игр и разучите их.

определите какая интенсивность занятий будет оптимальной для ребенка.


 

Как научить ребенка соблюдать очередность:

освоить 4-ступенчатую структуру совместных занятий и игр с соблюдением очередности.

начните с подготовки к игре

придумайте процесс игры: структуру и последовательность действий

усложните игру, добавив новые варианты

завершите эту игру и перейдите к другому занятию

создавайте совместные занятия в ходе повседневных дел, чтобы стимулировать разностороннее развитие ребенка.


 

Как развить невербальную коммуникацию ребенка

делайте меньше, чтобы ребенок делал больше

делайте паузы (подождите, пока ребенок каким-либо образом сообщит о желаемом)

создавайте как можно больше возможностей для практики (создавать ситуации, где ребенку потребуется ваша помощь)

настаивайте

выбирайте правильное положение


 

Как научить ребенка лучше понимать невербальную коммуникацию

утрируйте свои жесты

добавляйте предсказуемые шаги («Хочешь поиграть?» протягивает руку - ребенок берет руку и вместе идут играть)

предоставляйте необходимую помощь


 

Как научить ребенка подражанию 

подражание звукам

подражание действиям с предметами

подражание жестам, мимике и движениям тела

подражание действиям (развитие навыка)

встраивание игр на развитие навыка подражания в структуру совместного занятия.

Прикладной анализ поведения

ППП (предпосылка, поведение, последствие)

обращайте внимание на то, что ребенок делает (поведение),

выберите награду (последствие)

определите, что было сначала, непосредственно перед тем, как ребенок что-то сделал

соедините 3 компонента обучения вместе.

используйте принципы прикладного анализа, чтобы увеличить количество возможностей для обучения ребенка и обучить его новым навыкам и формам поведения

измените нежелательное поведение ребенка.


 

Как развить у ребенка навыки совместного внимания

научите ребенка давать вам предметы

научите ребенка показывать вам предметы

научите ребенка показывать пальцем на предметы


 

Как увеличить количество возможностей для обучения ребенка совместной игре с игрушками. Как сделать игру более разнообразной и спонтанной

подготовьте всё, что нужно для самостоятельной игры ребенка

ограничьте свое участие в игре

уменьшите помощь на стадиях подготовки к игре и ее завершения\перехода

чаще меняйте игрушки

постепенно увеличивайте дистанцию между собой и ребенком


 

Как развить у ребенка навыки символической игры:

научите общепринятым или функциональным игровым навыкам

одушевить кукол и животных

перейдите от подражания к спонтанной символической игре

научите ребенка символическим заменам

разрабатывайте символические комбинации


 

Как сформировать у ребенка активную речь

сформируйте «словарь звуков» у ребенка

разработайте вокальные игры со звуками, которые ребенок умеет произносить

увеличьте количество возможностей слушать звуки, издаваемые другими людьми

и откликаться на них

говорите с ребенком так, чтобы это способствовало речевому развитию

добавляйте звуки к жестам


 

Как помочь ребенку научиться понимать речь

ожидайте реакции на ваши слова и добивайтесь ее получения

определите, что является для ребенка естественным подкреплением понимания речи, и обязательно предоставляйте это подкрепление, если ребенок реагирует на речь.

давайте меньше инструкций, но продолжайте следить за их выполнением

научите ребенка понимать новые слова и инструкции 

Источники:

С.Дж. Роджерс, Дж.Доусон, Л.А.Висмара «Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом» . Екатеринбург «Рама Паблишинг» 2016

Материалы фонда « Обнаженные сердца». 
 


Автор(ы): Павлюк Ольга Владимировна
Приложения: