Логопед в инклюзивном образовании

Белякова Наталья Андреевна

Проблема современного инклюзивного образования в России обусловлена текущей социальной и образовательной ситуации. Постепенный рост рождаемости детей, закрытие многих дошкольных образовательных учреждений, которое можно было наблюдать с начала 90-х годов прошлого столетия, отсутствие доступа детей с различными речевыми нарушениями в специальные детские сады по причине их отдаленности – все это так или иначе сказалось на необходимости введения инклюзивного образования.

Долгое время частным примером инклюзии была помощь логопеда как дополнительной образовательной услуги в условиях отдельных детских садов и школ. Но ситуация постепенно меняется и сегодня в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наметилась явная тенденция на инклюзивное образование ребенка.

Роль логопеда в инклюзивном образовании

Не все дети с ОВЗ могут обучаться в условиях обычной школы. Есть ряд достаточно тяжелых речевых нарушений, которые требуют преодоления только в рамках коррекционного учреждения. К таким нарушениям относится тяжелая дизартрия, заикание, алалия, ринолалия и т.д. Но в большинстве случаев у детей встречаются нарушения речи, которые вполне позволяют обучаться вместе с другими детьми при условии полноценной логопедической помощи.
 

Современные реалии таковы, что перед логопедами все чаще ставится вопрос об их роли в системе образования, которая с каждым годом развивается. Для современного специалиста уже недостаточно работать по схеме ответов на запросы со стороны педагогов образовательных учреждений и родителей. Все чаще логопед выступает в качестве «первого диагноста» при осмотре детей в ДОУ, привлекая внимание родителей ребенка к возможным проблемам в его развитии, которые они не замечают, либо они кажутся им незначительными.

В условиях инклюзивного образования возрастают требования к логопеду как к специалисту. Он должен учитывать, что совместное обучение должно оказывать положительное влияние не только на детей с ОВЗ, но и их нормально развивающихся сверстников.

Деятельность логопеда в инклюзивном образовании должна быть направлена на создание условий, которые способствуют выявлению и преодолению нарушений речевого развития детей с ОВЗ, а также развитию их коммуникации с другими детьми.Для достижения этого перед логопедом ставятся следующие задачи:

  • Проведение логопедического обследования для определения степени выраженности нарушений речи.
  • Разработка плана коррекционно-логопедической работы с детьми, которые нуждаются в такой помощи. При этом очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
  • Организация коррекционной работы. Специалист должен использовать наиболее эффективные приемы и методики в зависимости от конкретного случая.
  • Комплектация групп для занятий с учетом индивидуального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведение индивидуальных и групповых занятий.
  • Участие в разработке образовательных программ и методических рекомендаций, которые адаптированы для детей с ОВЗ.
  • Анализ динамики речевого развития детей с ОВЗ в процесс освоения адаптированной образовательной программы.
  • Взаимодействие с родителями ребенка, а также специалистами психолого-педагогического сопровождения.
  • Разработка предложений по улучшению результатов диагностической и коррекционной работы.
  • Организация и контроль за соблюдением соответствующих условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в школе. Важна совместная работа логопеда и педагога по соблюдению в классе правильного речевого режима, по обогащению словарного запаса, а также развитию коммуникативных навыков.
  • Консультирование родителей по различным вопросам, связанных с детской речью. Обучение их основным приемам преодоления речевых расстройств, доступных им, а также подбор специальных коррекционно-развивающих упражнений, которые можно использовать в домашних условиях.
  • Консультирование педагогов по применению специальных приемов и методик оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, у которых есть нарушения речи.

Автор(ы): Белякова Наталья Андреевна
Приложения: