Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ  КОНСУЛЬТАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДУ Лишанкова Надежда Кирилловна, Старший воспитатель казенногоучреждения ХМАО-ЮГРы Урайскийспециализированный  «Дом ребенка» города Урая   План  проведения: Технология  реализации интегрированного подхода - Понятие интеграция, основы интеграции       - ПОВТОРЕНИЕ:  Что предполагает интегрированный подход в Доме ребенка (т.е. в образовательном учреждении)?      - Вопросы педагогам:  Назовите образовательные области образовательной программы «От рождения до школы»? Исходя из принципа интеграции, какие цели по областям развития преследует педагог при ознакомлении детей с живой природой? Какие виды занятий решают проблемы интегрированного обучения? - Комбинированные, комплексные,  интегрированные занятия - Пример комплексного и интегрированного занятий по одной теме (работа с текстом) Задание воспитателям:проанализировав предложенные примеры комплексного и интегрированного занятий по одной теме определите общие черты и различия интегрированных и комплексных занятий Требования к  организации интегрированных занятий - Цель интегрированных занятий - Закономерности интегрированного занятия или задача воспитателя - Примерная структура интегрированного занятия - Интеллектуальная карта       - Методические рекомендации  по организации интегрированных занятий       (З.А.Михайловой)       - Методика подготовки интегрированного занятия       (рекомендации К.Ю. Белой) - Сочетания  задач образовательных областей для проведения интегрирован-ных занятий Педагогические возможности и трудности интегрированных занятий. Литература: Сажина С.Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008 г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ») Сучасне заняття в дошкільному закладі: навч.-метод. посіб. / за ред. Н. В. Гавриш; авт. кол.: Н. В. Гавриш, О. О. Ліннік, Н. В. Губанова. − Луганськ : Альма-матер, 2007. − 496  с.      Технология  реализации интегрированного подхода Интеграция  (в переводе с латинского) - это восстановление до целого,  т.е. из частностей складывается целое. В педагогике  такой подход означает, что  ребенок-дошкольник «целостен» и формирование целостной картины мира исебя в этом мире,  должно осуществляться адекватными для него способами, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно. Основы интеграции: * Физиологическая,   строится  на теории  В. Бехтерева о взаимодействии анализаторов, что обеспечивает прочность и целостность в познании. * Психологическая - предоставление каждому ребенку возможности самореализации, т.е. ребенок должен видеть и понимать применимость своих знаний, умений и навыков в значимой для него практической деятельности: продуктивной, музыкально-художественной. игровой, познавательно-исследовательской и др. ПОВТОРЕНИЕ:  Интегрированный подход в ДУ предполагает:  О.А.Скоролупова, Н.В. Федина отмечают: «Под интеграцией содержаниядошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса». Вопросы педагогам:  Назовите образовательные области программы «От рождения до школы»? Исходя из принципа интеграции, какие цели по областям развития преследует педагог при ознакомлении детей с живой природой? (ОТВЕТ – Воспитание личности, формирование гендерной, семейной гражданской принадлежности, патриотических чувств(социально-личностная линия развития), эстетические переживания, связанных с красотой природы (художественно-эстетическая линия развития), задачи развития речи (познавательно-речевая линия развития),   практические навыки по уходу за растениями и животными, отражать знания о природе в  игровой и изобразительной деятельности), физическое развитие (сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей), (посещение парков, экскурсии в лес, знакомство с красотой родного города, просмотр клипов о родном городе). Отсутствуют жесткой предметности. Обучениедошкольников обязательно должно присутствовать в образовательном процессе детского сада, но формы  обучения - адекватные психофизиологическим особенностям детей младшего дошкольного возраста: разнообразные  игры, досуги, экскурсии,  экспериментирование, моделирование, образовательные проекты и т.д. Форма занятий – интегрированные. Основное содержание воплощается в повседневную жизнь.                                                                                              Целостность обучения Задача воспитателя - наполнить деятельность группы интересными темами, делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации  его интересов и жизненной активности. Т.е., мотивация – потребности, желания, интересы, возможности ребенка, полоролевые предпочтения. Путь - взаимопроникновение  всех естественных для дошкольников видов деятельности, главная из которых игра. Взаимодействиевзрослых с детьми. 2. Какие виды занятий решают проблемы интегрированного обучения? Н. Васюкова, О. Чахонинадают следующую характеристику: Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой /рядом положенные деятельности/.(После рисования идет подвижная игра). Комплексное  – реализация задач средствами различных видов деятельности /рядом положенные деятельности/, связанных одной темой: прежде чем нарисовать осень, дети составляют рассказы об осени, читают стихи, поют песни. При этом один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют и создают эмоциональный настрой, такой подход, по утверждению Т.Казаковой способствует ещё и   проявлению творчества со стороны детей. Интегрированное– соединяет знания из разных образовательных областей, на равноправной основе, дополняя друг друга. Взаимопроникновение разных видов деятельности на равноправной основе  /переплетение деятельностей/.  (Например: такое понятие как «настроение» рассматривается средствами музыки, искусства, живописи, экологии). При этом на таком занятии воспитатель решает несколько задач развития.       Н. В. Гавриш в пособии«Сучасне заняття в дошкільному закладі: (Современное занятие в ДУ) − Луганськ : Альма-матер, 2007 рассматривает данный вопрос. Комплекснымявляется занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга [Н. Гавриш / 2, с. 22]. Интегрированное занятие– это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение [Н. Гавриш / 2, с. 22]. Интегрированные и комплексные занятия - общие черты Цельинтегрированных и комплексных занятий - разностороннее изучение объекта (предмета или явления), побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержа-ние положительно-эмоционального настроения. Основные  задачи 1) всестороннее развитие ребенка, 2) формирование целостного представления о конкретном предмете, 3) вовлечение детей в разные виды деятельности. Содержание - включают междисциплинарные знания на основе интеграции разных понятий Тип занятийпо направленности содержания – комплексные и интегрированные занятия это разнонаправленные  (однонаправленные – предметные). Построениеинтегрированных и комплексных занятий на основе концентрации содержания вокруг одной темы Конкретизация заданийна каждом из этапов занятия. Использование разных средствактивизации познавательной деятельности детей. Пример комплексного и интегрированного занятий по одной теме. Комплексноезанятие  «Приключение Цыпленка в лесу» Интегрированноезанятие на тему «Цыпленок» Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная− беседа Цыпленка с Буратино на актуали-зацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая – физкультминутка или подвижная игра "Кто быстрее?"; музыкальная− исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?»; счетная деятельность"Чего в лесу больше?" и т.п. Задания: беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т.п.);   составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку) выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической последователь-ности событий - необходимые условия для появления цыпленка (инкубатор)); дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы) решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и п.т.) конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) − это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения). Отличиеинтегрированного занятия от комплексного В комплексном занятии В интегрированном занятии - одна деятельность сменяет другую /рядом положенные деятельности/и этот переход ощутим. (Порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку). Комплексное занятие напоминает „многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным” - очень сложно разделить отделить один вид деятельности от другого, разделить задание по видам деятельности. Объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, переплетение деятельностей - один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют - в заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они равны, - каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физичес-кая - развивать скорость, выносливость и др., художественная - передавать образ разными средствами искусства и т.п. - в заданиях цели носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта - выполняя задания, знания детей по теме не систематизируются и скорее всего не расширяются. - выполняя все задания, дети систематизи-руют свои знания по теме, узнают что-то новое. Цыпленок будет просто основным персонажем Цыпленок будет ключевой фигурой на занятии, главной целью   3. Требования к  организации интегрированных занятий Цель интегрированных занятий: - Знания познавательного характера (систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка). - Овладение действиями или способами познания (для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты).  - Способность выражать в речи умения или способы познания. - Развитие личностных качеств (любознательность, общительность, креативность, отзывчивость и др.) Закономерности интегрированного занятия или задача воспитателя: Задать логику - все занятие подчинено  авторскому замыслу, сюжету или  теме, которую определяет воспитатель исходя из интересов, возможностей своих детей. Занятие – это единое целое, а части, /этапы, компоненты/ занятия – фрагменты целого и они связаны по смыслу, находятся в логико-структурной зависимости. Не упускать познавательную линию: * цепочка сведений организована как «данное» и «новое», что позволяет рассматривать занятие как научно – деловое построение, в котором важны соотношение изученного и изучаемого; * весь отобранный на занятии дидактический материал соответствует замыслу, работает на замысел. Методика проблемно-игровая:постановка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, игры Стимулировать детскую активность, обеспечить детям возможность свободно действовать в рамках предложенной им деятельности. Создание условий для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных). Не оставлять без внимания высказывания и реплики детей, подводить детей к умению делать самостоятельно выводы, умозаключения, причинно-следственные связи. Примерная структура интегрированного занятия Вводная часть.1.Мотивация – постановка проблемы. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).Эта часть должна нацеливать детей на содержание, вызывать у них желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия.  Определяя мотивацию, воспитатель должен руководствоваться интересами, желаниями детей группы. Основная часть.2.Содержание – должно быть жизненным, доступным пониманию детей.  Детям даются или новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса, или закрепляются уже имеющиеся из разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. (Поиск. Опыты, эксперименты.  Решение проблемы. Выводы.  Продукты детской деятельности: схемы, зарисовки, макеты, конструкции) Заключительная часть.3. Анализ и оценка. Детям предлагается практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Дети должны понять, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других. Если на занятии были созданы какие-то продукты деятельности (коллективная поделка, рисунок, макет, книга, рассказ), их надо презентовать: рассказать, что он для себя приобрел, чему научился, как это может быть использовано и т.д. Закрепляется радость открытия или создание новой проблемы на основе решения данной     Н. Гавриш в своей книге "Современное занятие" отмечает, что структура интегрированных занятийтребует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования  современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы. На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.     Интеллектуальная карта− структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство) [Н. Гавриш / 2, с. 58].    Например, для интегрированного занятия "Море" основным понятием, которое расположено в центре, будет "море". От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия − эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды (см. схему 1). Эту схему можно еще дополнить конкретными примерами: названиями животных, растений, транспорта, оборудования для дайвинга, видами спорта и тому подобное и  использовать всевозможные изображения.  Для проведения интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать: 1. Одиночные понятия - названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников 2. Обобщенные понятия, в состав каких входит определенная система объектов: лес: совокупность животных, растений, отдых; море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения; магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги; строительство: рабочие, машины, оборудование; класс живой природы: животный, растительный мир, характерные свойства, условия существования, охрана, польза и вред; хлебозавод: работники, оборудование, продукты; парк: дизайн, развлечения, растения; музей: экспонаты, экскурсия, работники Методические рекомендации  по организации интегрированных занятий  (З.А.Михайлова): При планировании приоритетными задачами являются задачи познавательного и личностного развития детей. Содержание жизненное с опорой на личный опыт, то, что понятно ребенку, вызывает у него интерес  Модельвзаимодей-ствия воспитателя с ребенком субъект-субъектная,  /личностно-ориентированное общение: не «над ребенком», не «рядом с ребенком», а «вместе с ребенком», педагог и ребенок равноправные партнеры/ Методика проблемно-игровая:игровые, наглядно-практические методы и  приемы постановки ребенка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, опыта, исследование. (Ничего не давать в готовом виде; никакого показа; воспитатель создает  атмосферу недосказанности, желание со стороны ребенка  самому  узнать, понять, научиться, а не запоминать знания, которые ему преподносит воспитатель; помочь догадаться самому - оказание содействия ребенку; индивидуально-дифференцированная направленность; творческое использование элементов инновационных технологий)       Методика подготовки интегрированного занятия (рекомендации К.Ю. Белой) Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна. Учитывать программные требования и возрастные особенности ддв. Распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с темой. Продумать развивающие задачи. Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики). Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой). Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, опыты, исследование, моделирование и т.д.). Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий. Педагогические возможности и трудности интегрированных занятий. Преимущества Сложности Целостное представление о мире Отбор познавательного материала Коммуникативные умения Построение структуры Познавательный интерес, мотивация к обучению Проблема личной совместимости педагогов Снимают напряжение, страх, неуверенность Согласованное применение единых методов и приемов, одинаковых подходов Создают условия для познания и самопознания Эмоционально развивают

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»