Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК  ДОШКОЛЬНИКОВ

 

АВТОР:  Коробова Татьяна Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург

                                                  Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые  питают источник творческой мысли.

В. А. Сухомлинский

      Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации "рука-глаз", так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

       Существует много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников. Один из самых интересных и доступных как воспитателям ДОУ, так и родителям – пальчиковые игры.

       Что такое мелкая моторика рук? Какие существуют способы ее развития у дошкольников? Что такое пальчиковые игры и как в них играть с детьми? На все эти вопросы вы найдете ответы в представленной методической разработке, которая будет интересна воспитателям ДОУ и родителям детей дошкольного возраста.

     Следует обратить внимание, что  предложенные в данной методической разработке пальчиковые игры относятся к  здоровьесберегающим  технологиям, входящим в список современных образовательных технологий.  О том, каким образом  возможно использовать в Портфолио Профессиональной деятельности воспитателя ДОУ   пальчиковые игры  и другие инновационные технологии для успешного прохождения аттестации можно узнать в статье Коробовой Т.В. "Оформление в портфолио профессиональной деятельности воспитателя ДОУ конспектов и презентаций с  использованием современных образовательных технологий"   http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/5257--11-l-.html    

Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников

      Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.

    Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством  скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

      Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это  массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Кроме всего перечисленного можно предложить детям завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и т.д. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

      Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.   Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

  1. Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра­ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
  2. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
  3. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
  4. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
  5. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
  6. Учат ребенка  концентрировать внимание и правильно его распределять.
  7. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
  8. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

      Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности.  Но взрослым не следует забывать некоторые правила:

  1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
  2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
  3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
  4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
  5.  Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
  6. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
  7. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные  навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
  8. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, чтов коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
  9. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.
  10. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
  11.  Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
  12.  Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

      Пальчиковая гимнастика помогает решать цели в различных образовательных областях, поэтому планирование разучивания пальчиковых игр возможно размещать в образовательных областях "Физическое развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"  в «Перспективном годовом планировании по образовательным областям». Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков непосредственно Вами, уважаемые коллеги.

Перспективное планирование пальчиковых игр для старшей  группы ДОУ (5 – 6 лет)

Сентябрь.

   1 неделя.

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.                 Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы,                                Загибают большой палец.
Листья рябины,                                Загибают указательный палец.
Листики тополя,                                Загибают средний палец.
Листья осины,                                   Загибают безымянный палец.
Листики дуба мы соберем,             Загибают мизинец.
Маме осенний букет отнесем.        Сжимают и разжимают кулачки.

     2 неделя.

Пальчики уснули, в кулачок свернулись.            Сжать пальцы правой руки в кулак.

Один! Два! Три! Четыре! Пять!                           Поочередно разжимают пальцы.

Захотели поиграть!                                                Пошевелить всеми пальцами.

Разбудили дом соседей,                                        Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак

Там проснулись шесть и семь,         
Восемь, девять, десять –                                    Отогнуть пальцы один за другим на счёт.                      

Веселятся все!                                                       Покрутить обеими руками.

Но пора обратно всем:                                
Десять, девять, восемь, семь                            Загнуть пальцы левой руки один за другим.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.                

Четыре, три, два, один,                                          Загнуть пальцы правой руки.

Круглый кулачок, как апельсин.

     3 неделя. 

Мы делили апельсин,             Левая рука в кулачке, правая её обхватывает.
Много нас, а он – один.
Эта долька – для ежа.            Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке.
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для котят.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для бобра.
А для волка – кожура!            Встряхиваем обе кисти.

     4 неделя. 

Динь-дон, динь-дон,                                            Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы

Что за странный перезвон?                              обеих рук скрещены. Средний палец правой руки

Колокольчик здесь звенит,                                 опущен вниз и свободно вращается. Повтор – с

Язычком он шевелит!                                          пальцем левой руки.

Октябрь.

   1 неделя.

Раз, два, три, четыре, пять!                  Поочередно разжимают пальцы.
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!                  Поочередно загибают пальцы.
В домик спрятались опять.

   2 неделя.

Ушки длинные у зайки,                             Указательный и средний = ушки, шевелятся.

Из кустов они торчат,                              Остальные пальцы – вместе, это мордочка зайки.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат!

Зайка взял свой барабан                       Прижать указательный к среднему, ими не шевелить.

И ударил бам-бам-бам!                          Безымянный и мизинец стучат по большому.

   3 неделя.

Закапали капли,                                         Постучать двумя пальцами каждой руки по столу.
Идет дождь                                                Постучать четырьмя пальцами.
Он льет как из ведра!                              Стучим сильнее.
Пошел град,                                               Косточками пальцев выбиваем дробь.
Сверкает молния,                                    Шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе.
Гремит гром!                                             Барабаним кулаками или хлопаем в ладошки.
Все быстро убегают домой,                  Прячем руки за спину.
А утром снова ярко светит солнце!     Описываем руками большой круг.

4 неделя. 

Жук летит и жужжит, и усами шевелит:          Руки в кулак, указательный  и мизинец – вперед.

«Ж – ж – ж – ж – ж…….»                                 Это – усы, мы ими шевелим.

Ноябрь.

  1 неделя.       

В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Вот так они головки убирали.                     Поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках.

А потом они плясали.                                   Разогнуть пальцы и пошевелить всеми пальцами.

     2 неделя.   

Встал зайчишка рано, вышел на поляну.            Показать пальцами одной руки зайца с ушами.
По опушке к лесу шел                                             Идем пальцами по столу.
И большой кочан нашел                                        Кулак другой руки.
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст                                       Заяц=одна рука «грызет» кочан= кулак др. руки.
Съел, под куст свалился и уснул.                       Опустили «зайца» на колени.

Проснулся, сладко потянулся                             С усилием растопыриваем все пальцы.
А домой добрался –долго отдувался!              Показываем, как заяц движется по столу.

      3 неделя. 

Серенький комок сидит                              Средний и безымянный пальцы упираются                                     

И бумажками шуршит.                                 в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги

А у кошки ушки на макушке,                       и прижаты к ним (мышка). Затем указательный

Чтобы лучше слышать                               и мизинец поднять и пошевелить ими (кошка).

Мышь в ее норушке.

4 неделя. 

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому                                             Поочередно соединять все пальцы до мизинца                                      
Указательный и средний,                                              с большим пальцем.                                                                             
Безымянный и последний                                           Мизинец стучит по большому пальцу.                                            
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,                                             Пальцы собрать в щепотку.
Друг без друга им нельзя.

Декабрь.

      1 неделя.

Птичка крылышками машет                     Сжать обе ладони, большие пальцы = клюв,

И летит к себе в гнездо,                            повернуты к ребенку. Остальные пальцы

Птенчикам своим расскажет,                   скрестить и шевелить = крылья.

Где она взяла зерно.

       2 неделя.     

Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак!                                                    Соединить все пальцы в щепотку.
- Здорово, Васька-указка,                                               Соединять поочередно с большим
Мишка-середка, Гришка-сиротка,                                   пальцем все остальные пальцы.
Да крошка-Тимошка!

     3 неделя. 

Пальчики перебираем                        Большой и указательный пальцы левой руки -

И цепочку получаем.                           в кольце, через него попеременно пропускаются

Одну цепочку соберем                       кольца из пальцев правой руки: большой и указат.,

И вторую вновь начнем.                    большой и сред. и т.д. Можно – разные варианты.

4 неделя. 

Надуваем быстро шарик,                    Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются

Он становится большой.                      кончиками. В этом положении дуем на них,

Вдруг шар лопнул,                                 пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит»,

Воздух вышел –                                     пальцы снова в исходном положении.

Стал он тонкий и худой.

Январь.

    1 неделя.

Веселый кролик Банни                       Указательный и средний пальцы =ушки, остальные

Резвился на поляне,                           пальцы = мордочка зайки, покрутить кистью руки.     

Как шорох он услышит,                       Прижать к себе «зайчика».

Замрет он и не дышит,

А на его макушке

Растут как стрелки ушки!                    Пошевелить прямыми «ушками».

И у него есть норка

Под елкой на пригорке,                   Сделать кольцо = норку из пальцев другой руки.

Он к норке подбегает,                      Крутить кистью «зайкой», приближая ее к «норке»,

Прыг – и в нее ныряет!                     «нырнуть» в норку!

   2 неделя.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали,                 Сжимают и разжимают кулачки обеих рук.

Вы скачите, пальчики,                  Поочередно прижимать пальцы к большому пальцу

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,                   Указат. и сред. пальцы (ушки) шевелятся,

Прискакали на лужок,                        остальные пальцы = мордочка зайки.

Ветер травушку качает,                 Пошевелить всеми пальцами.

Вправо, влево наклоняет.             Покачать кисти рук.

Вы не бойтесь, зайки,

Веселитесь на лужайке!                 Повтор – «Зайка с ушками».

   3 неделя.

Быстро с пальчика на пальчик          Правая рука – зайчик. Сначала на каждый слог

Скачет зайчик, скачет зайчик,            указательный палец прыгает по 2 раза на каждом

Вниз спустился, повернулся,              пальце левой руки без большого, а далее по 1 разу.

И опять назад вернулся.                     Выше всех – на большой палец левой руки.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик,

Снова вниз и снова вверх

Прыгнул зайчик выше всех!
   4 неделя.

Дружно пальцы встали в ряд                     Показать ладони.
Десять крепеньких ребят                           Сжать пальцы в кулак.
Эти два – всему указка                               Показать указательные пальцы.
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка                          Показать средние пальцы.
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны                                     Показать безымянные пальцы.
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки                              Показать мизинцы.
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них                         Показать большие пальцы.
Два больших и удалых                                  Остальные пальцы сжать в кулак.

Февраль.

    1  неделя.

Мы сегодня рисовали,                         
Наши пальчики устали.                           Сжимают и разжимают кулачки.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.                        Пошевелить всеми пальцами.
    2 неделя.

Путаница – Ладошки смотрят друг на друга. Мизинец левой руки соединяется с большим пальцем правой руки, а под ними -  мизинец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки, указательный с безымянным и т.д. Разомкнуть те пальцы, которые были внизу и быстро переставить их наверх, тут же снова их соединить. Опять переставить пальцы снизу наверх. Ускорять движения !

   3 неделя.

Сидит белка на тележке,       Сжимают и разжимают кулачки.
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,                Поочередно разжимают пальцы.
Воробью, синичке,
Мишке - топтыжке
И зайчику- трусишке.

    4 неделя.

Дружат в нашей группе                  Растирание ладоней.                 

 Девочки  и  мальчики.                                         

Мы с тобой подружим                    Пошевелить всеми пальцами.

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.       Ладони вместе, одноименные пальцы под счет ударяются друг о друга.

Пять, четыре, три, два, один.                                           

Март.

 1 неделя.

Пальчики в футбол играют,                Пошевелить всеми пальцами в воздухе.

Все друг друга обгоняют,

Все бегом, вприпрыжку, вскачь,        Барабанить поочередно, быстро пальцами по столу.

Все хотят ударить мяч.                                                                                          

Каждый забивает гол,                           Пальцы поочередно, медленно «забивают» гол.

Хорошо играть в футбол.

   2 неделя.

Я умею два ореха                                  Перекатывать в ладони 2 грецких ореха

Между пальцами держать.                   поочередно правой и левой рукой.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

   3 неделя.

Ловкие пальчики – Дети сидят в кругу и в быстром темпе передают по кругу из рук в руки шариковую ручку или карандаш.

   4 неделя.

Прежде чем игру начать,                                Перекатывать горошины (бусины), прижимая

Надо пальчикам сказать:                                их к столу пальцем. Поочередно передавать

«Пальчик, пальчик мой хороший,                   горошину всем пальцам.

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай,

И другому передай!»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Апрель.

   1  неделя.

Мизинчик идти на прогулку решил,                   Открываем поочередно каждый пальчик из

Но безымянный не разрешил,                          кулачка и поводим им из стороны в сторону.

А средний об этом услышал,

Едва из терпенья не вышел,

Печально сказал указательный:

«Огорчится большой обязательно!»

Большой на окошко всем показал

И очень серьезно при этом сказал:

«Без дождика надо нам погулять,

Пока не закапал из туч он опять!» 

  2 неделя.

Пальчик-мальчик, где ты был?                 Пальцы сжаты в кулак, большой палец – вверх!

С этим братцем в лес ходил,                    Поочередно разжимаются пальцы и сближаются

С этим братцем щи варил,                        с большим.

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

   3 неделя.

Сорока-белобока кашу варила,              Указательный палец правой руки рисует круги

Деток кормила:                                           на левой ладони. Затем поочередно загибает

Этому дала,                                                пальцы левой руки, дойдя до большого -

Этому дала,                                                 постукивает по нему.

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала,

Он дров не рубил,

Он печь не топил,

Нет ему ничего!                                      Погрозить указательным пальцем.

   4 неделя. 

Карандаш в руках катаю,                      Прокатывать карандаш между большим

Между пальчиков верчу.                       пальцем и поочередно всеми остальными.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Май.

    1 неделя. 

Наши нежные цветки                Соединяем ладони, образуя «бутон». Затем «раскрываем

Раскрывают лепестки,             цветок» - пальчики разводим в стороны, затем пальцы

Ветерок чуть дышит,                 шевелятся, снова соединяются в «бутон». Слегка

Лепестки колышет.                    покачиваем руками.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки,

Головками кивают,

Тихо засыпают.

    2 неделя.

Один, два, три, четыре, пять,              Пальцы в кулачки, ладошками наверх.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,                     Отогнули мизинцы, далее следующие пальцы по одному.

Этот пальчик резать стал,                                                                                                

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик стал варить,

А этот пальчик сел и все съел,             Большие пальцы вверх!

Оттого и потолстел!

   3 неделя.

Большие пальчики здороваются,                             Ладони сложены, одноименные пальцы

Указательные пальчики здороваются,                     постукивают друг о друга = «здороваются».

Средние пальчики здороваются,

Безымянные пальчики здороваются,

Мизинчики здороваются.

Этот пальчик хочет спать,                                             Поочередно загибаем одноименные

Этот пальчик лег в кровать,                                          пальцы, получились два кулачка.

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит.

Тише, тише, не шумите,                                                     Грозить указательными обеих рук.

Пальчики не разбудите,

Утро ясное придет,                                                            Кулаки вверх!

Солнце красное взойдет,                                                 Разжать пальцы!

Будут птички щебетать,                                                     Шевелить пальцами!

Будут пальчики вставать!

   4 неделя.

Вот пятеро котят. Один ушел  и  нет его.                        Дети поочередно загибают пальцы.

Ну, нет и нет. Котят осталось четверо.

Вот четверо котят. Один ночной порою

На дерево залез – котят осталось трое.

Но где-то запищал мышонок тонко-тонко,

Котенок услыхал – осталось два котенка.

Один из них с мячом исчез в дверях бесследно.

А самый умный – тот, оставшийся. Последний,

Он к миске подошел и, как и должно киске,

Лакать за пятерых стал молоко из миски.

Список использованной литературы

  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ  https://vk.com/club127722071

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»