Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Санкт-Петербургское негосударственное общеобразовательное учреждение

Православная общеобразовательная гимназия

 Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского

 

«Утверждаю»                                                                                 «Согласовано»

директор ___________ Каранаева Н.В.             председатель отдела по религиозному                                                                                     образованию СПб Епархии

                                                                                  прот.Александр Зелененко __________

 

 

Программа дополнительного образования

по предмету «Основы православной культуры»

для 1-4 классов

возраст учащихся: 6-10 лет

 

 

 

Составители     - священник Алексий Фомин, настоятель домового храма  Св.Александра Невского, преподаватель основ православия

-          Федоренко Сергей Александрович, зам.директора по учебно-методической работе, преподаватель основ православия и христианской этики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная программа рассмотрена и

одобрена на заседании методического

совета ОУ

18 октября 2009 года, протокол № 2

 

Председатель методобъединения

___________________Федоренко С.А.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2009/2010 учебный год

 

I.                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Одной из основных функций образования является формирование высоконравственной, культурной личности, патриота Отечества, Термин «образование» происходит от слова «образ». Очень важно, какой именно образ вкладывается в ученика. Это определяет его социально-нравственную и мировоззренческую ориентацию, влияет на становление характера личности, что особенно важно для тачальной школы, где закладывается фундамент дальнейшего образования ребенка. Образ человеческий обретается каждым новым поколением людей лишь в процессе широко понимаемого образования, в котором вместе с семьей участвуют школа, общество, государство, Церковь, многообразные общественные институты. Главное предназначение школы состоит в одухотворении подрастающих поколений. Реальным путем повышения воспитательного потенциала школы является усиление диалога школы с главнейшей конфессией России – Православной Церковью.

Главной целою курса является формирование верных представлений о Православии, о христианской системе ценностей, в которую гармонично включены понятия о высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семи, любви к Отечеству, уважительному отношению к ближнему, бережному отношению, к природе и т.д.

 

Задачи курса:

 

- дать систему начальных знаний о православной вере, основных догматах христианства;

-         способствовать овладению учениками основной христианской терминологии;

-         выработать умения строить взаимоотношения на основе христианской системы ценностей;

-         дать начальные практические знания о Церкви, молитве, посте, церковных праздника, богослужении;

-         научить учеников владеть различными способами самостоятельной работы по данном предмету.

Предмет «Основы Православной культуры» непосредственно связан с такими предметами, как русский язык, литература, природоведение и другие.

      В связи с требованиями к уровню знаний ученика начальной школы Православной гимназии по окончании курса предмета «Основы Православной культуры»  он должен знать:

- основы православного вероучения;

- правила поведения в храме;

- основные молитвы;

- основные церковные праздники.

            Курс предмета «Основы Православной культуры»  (для начальной школы) рассчитан на 4 года обучения, включает в себя 110 аудиторных часов, отводится  время и на самостоятельную работу учеников по данному предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Учебно - Тематический план

Наименование разделов тем

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа учеников

Первый класс

 

 

Раздел 1. Вводная беседа

3

 

Раздел 2. Мир Божий

10

 

Тема 2.1. Мир вокруг нас

3

 

Тема 2.2. Место человека в мире

3

 

Тема 2.3. Вместе с другими

4

 

Раздел 3 Человек

10

 

Тема 3.1. Человек – царь природы

3

 

Тема 3.2. Жизнь человека

3

 

Тема 3.3. Участь праведного и грешного

4

 

Раздел 4. Иисус Христос

8

 

Тема 4.1. Богочеловек

3

 

Тема 4.2. Иисус Христос - Спаситель

2

 

Тема 4.3. Иисус – Сын Божий

3

 

Всего за 1 класс

31

 

 Поурочное тематическое планирование.

Раздел 1:        Вводная беседа. 3 часа.

Урок 1:           Что, зачем и как изучают «Основы православия».

Урок 2:           Православие как христианское мировоззрение.

Урок 3:           Роль Православия в жизни российского общества.

 

Раздел 2. Мир Божий. 10 часов.

Тема 2.1.        Мир вокруг нас. 3 часа.

Урок 1:              «Живая природа как часть сотворенного Богом мира, Отношение человека с животными».

Урок 2:           «Неживая природа – часть Мира Божиего»

Урок 3:           «Люди вокруг нас – самое совершенное Божие творение»

 

Тема 2.2. Место человека в мире. 3 часа.

Урок 1:           «Заповеди об отношении человека к Богу».

Урок 2:           «Заповеди об отношении человека к человеку в Законе Моисея».

Урок 3:           «Человек – защитник и хранитель сотворенной Богом природы».

 

Тема 2.3. Вместе с другими. 4 часа.

Урок 1:           «Соседство с людьми и его христианский смысл»

Урок 2:           «Прежнее соседство и соседство в современных городах»

Урок 3:           Паломническая поездка к православным святыням – знакомство с православными людьми».

Урок 4:           «В моем родном городе».  

 

Раздел 3. Человек

Тема 3.1.: Человек – царь природы 3 часа.

Урок 1:           «Как понимать Божие указание людям о господстве над животными»?

Урок 2:           «Животные служат святым людям (св.Герасим Иорданский и лев. св.Серафим Саровский и медведь)».

Урок 3:           «Может ли человек изменять природу»?

 

Тема 3.2.: Жизнь человека. 3 часа

Урок 1:           «Таинство крещения – начало христианской жизни».

Урок 2:           «Первая исповедь. Понятие о покаянии».

Урок 3:           «Любовь к ближнему. Рассказ Л.Н. Толстого «Чем люди живы»?»

 

Тема 3.3: Участь праведного и грешного. 4 часа.

Урок 1:           «Кончина человека, Мытарства, Описание прохождения мытарств в жизни святого Василия Нового».

Урок 2:           «Частный суд. Что мы знаем о райских блаженствах прведных из Библии и жития святых».

Урок 3:           «притча о богатом и Лазаре. Ее смысл. Воскрешение св. Лазаря Иисусом Христом. Значение этого события».

Урок 4:           «Страшный суд – окончательное определение участи праведных и грешных».

 

Раздел IV. Иисус Христос. 8 часов.

Тема 4.1.: Богочеловек. 3 часа.

Урок 1:           «пророчества об Иисусе Христе».

Урок 2:           «Слова Христа о самом Себе в Евангелиях».

Урок 3:           «Чудеса, сотворенные Христом. Страдания, распятие, смерть и Воскресение Иисуса Христа».

 

Тема 4.2.: Иисус Христос – Спаситель. 2 часа.

Урок 1:           «Сюжеты Нового Завета» (описание личности Христа, начиная с чудесных событий и откровений Рождественской ночи)».

Урок 2:           «Сошествие во ад: Спаситель выводит души ветхозаветных праведников».

 

Тема 4.3.: Иисус – Сын Божий. 3 часа.

Урок 1:           «Сюжеты Нового Завета: Иисус – Сын Божий».

Урок 2:           «Туринская плащаница».

Урок 3:           Повторение и обобщение.

 

 Тематический план.

 

Наименование разделов тем

Количество аудиторных часов

Примечания самостоятельная работа учеников

Второй класс

 

 

Раздел 5. Откровение Божие

5

 

Тема 5.1. Библия

2

 

Урок 1: «Древность Библии. Заветы Ветхий и Новый»

 

 

Урок 2: «Библия как исторический источник».

 

 

Тема 5.2. Евангелие.

3

 

Урок 1: «За кого почитают меня люди»?

 

 

 

Урок 2: «Евангелие и евангелисты».

 

 

Урок 3: «евангелие о старой и новой Пасхе»

 

 

Раздел 6. Богообщение.

 

 

Тема 6.1. Храм Божий.

2

 

Урок 1: «Устройство храма, его символика».

 

 

Урок 2: «Алтарь и инотостас».

 

 

Тема 6.2. Молитва

2

 

Урок1: «Через молитву Сам Господь бемедует с нами».

 

 

Урок 2: «Храм – идеальное место для молитвы».

 

 

Тема 6.3. Священство

2

 

Урок 1: «Понятие о всеобщем священстве. Трехстепенная иерархия: диаконы, пресвитеры и епископы».

 

 

 

 

 

Урок 2: «Священник (иерей, пресвитер) как глава православного прихода».

 

 

Тема 6.4. Пост в Церкви

2

 

Урок 1: «Многодневные посты в Православной Церкви».

 

 

Урок 2: «Однодневные посты Евхаристический пост».

 

 

Тема 6.5 Церковные праздники

4

 

Урок 1: «Понятие о двунадесятых праздника».

 

 

Урок 2: «Господские праздники».

 

 

Урок 3: «Богородичные праздники».

 

 

Урок 4: «праздники наиболее почитаемых святых (День св.Серафима Саровского, дни памяти св.Александра Невского, дни св. Николая Чудотворца)».

 

 

Раздел 7 Бог – Троица.

 

 

Тема 7.1. Что мы знаем о Боге.

2

 

Урок 1: «Бог есть: аргументы в пользу бытия Божия».

 

 

Урок2 «Научный и нравственный тупик атеизма. Свойства Бога».

 

 

Тема 7.2. Имена Божии

2

 

Урок 1. «Ветхозаветные имена Бога».

 

 

Урок 2: «Какие новые имена (свойства) Бога открылись нам в Новом Завете»?

 

 

Тема 7.3. Трипостасный Бог

3

 

Урок 1: «Бог – Отец»

 

 

Урок 2: «Бог – Сын».

 

 

Урок 3: «Бог-Дух Святой»

 

 

Раздел 8. Бог-Творец.

 

 

Тема 8.1. Мир видимый и невидимый.

2

 

Урок 1: «Чем и кем наполнен видимый мир»?

 

 

Урок 2: «Невидимый мир: Ангелы и демоны».

 

 

Тема 8.2. «Творение мира».

2

 

Урок 1: «творение Богом невидимого мира».

 

 

Урок 2: «Творение богом видимого мира».

 

 

Тема 8.3. Жизнь в раю

1

 

Тема 8.4. Грехопадение

1

 

Тема 8.5. Грех и покаяние

1

 

Тема 8.6. Обетование Спасителя.

1

 

Обобщение и повторение

3

 

Всего за второй класс

34

 

 

 

 

Третий класс

 

 

Раздел 9. Что мы знаем

4

 

Тема 9.1. Окружающий нас мир

1

 

Тема 9.2. Кто такой человек?

1

 

Тема 9.3. Кто есть Бог?

2

 

Урок 1: «Бог-Творец и Судия мира»

 

 

Урок 2: «Бог – это любовь»

 

 

Раздел 10. Десять заповедей.

20

 

Тема 10.1. Ветхозаветная религия

2

 

Урок 1 «Что такое Закон Божий.2

 

 

Урок 2: «Ветхозаветная религия – подготовка человечества к принятию Христа».

 

 

Тема 10.2. Авраам, Исаак, Иаков.

1

 

Тема 10.3. История Иосифа

3

 

Урок 1: «Иосиф – любимый сын Иакова».

 

 

Урок 2: «Сны Иосифа. Продажа братьями».

 

 

Урок 3: «Иосиф в Египте. Встреча с братьями».

 

 

Тема 10.4. Моисей

3

 

Урок 1: «История рождения и детство Моисея».

 

 

Урок 2: «Горящий терновый куст. Казни египетские. Пасха».

 

 

Урок 3: «Моисей вождь и законоучитель».

 

 

Тема 10.5. Исход

3

 

Урок 1: «Переход черед Чермное море».

 

 

Урок 2: « Манна с неба».

 

 

Урок 3: «Евреи в пустыне. Моисей добывает воду из скалы».

 

 

Тема 10.6. Скрижали Завета

3

 

Урок 1: «Моисей получает скрижали на горе Синай»

 

 

Урок 2: «Золотой телец»

 

 

Урок 3: «Устройство скинии. Жертвоприношение»

 

 

Тема 10.7. Древние пророки

3

 

Урок 1: «Пророк Илия. Спор с языческими жрецами. Вознесение живым на небо».

 

 

Урок 2: «Пророк Елисей, Чудо с водой и чудо с маслом. Исцеление Неемана».

 

 

Урок 3: «Пророк Исаия».

 

 

Тема 10.8. Закон и благодать

2

 

Урок 1: «Ветхозаветный человек в узах Закона»

 

 

Урок: «Понятие о евангельской благодати».

 

 

Раздел 11. Семья

6

 

Тема 11.1. Бог благословляет семью

2

 

Урок 1: «Благословение Иисусом брак»

 

 

Урок 2: «Основные моменты Церковного            венчания»

 

 

Тема 11.2. Родители.

1

 

Тема 11.3. Дети.

1

 

Тема 11.4. Родословная.

1

 

Тема 11.5. Имя человека.

1

 

Тема 11.6. Фамилия

1

 

Самостоятельная работа по пройденной теме.

1

 

Обобщение и повторение

2

 

Всего за 3 класс:

43

 

 

 

 

Четвертый класс

 

 

Раздел 12. Святые

 

 

Тема 12.1. Святые ангелы.

3

 

Урок 1: «Ангелы – помощники Бога и наши защитники».

 

 

Урок 2: «Наш Ангел – Хранитель».

 

 

Урок 3: «Изучаем икону Архангела Михаила (иконография св. архангела Михаила)».

 

 

Тема 12.2. Святые люди

3

 

Урок 1: «О святых людях лики святых».

 

 

Урок 2. «Святые люди Ветхого Завета. Праведный Иов».

 

 

Урок 3: «Святые апостолы – евангелисты».

 

 

Тема 12.3. Пророка.

2

 

Урок 1: «Что мы знаем о пророках».

 

 

Урок 2: «Житие самого великого пророка – Предтечи и Крестителя Господня Иоанна».

 

 

Тема 12.4. Апостолы.

4

 

Урок 1: «Что мы знаем об апостолах»?

 

 

Урок 2: «Двенадцать апостолов и апостолы» от семидесяти».

 

 

Урок 3: «Первоверховные апостолы Петр и Павел».

 

 

Урок 4. «Апостол России» житие апостола Андрея Первозванного».

 

 

Тема 12.5: «Равноапостольные.

3

 

Урок 1: «Равноапостольные» как равные апостолам. Св. равноапостольная Мария Магдалина».

 

 

Урок 2: «Святые равноапостольные просветители и крестители народов: император Константин Великий и мать его царица Елена, Нина просветительница Грузии, Кирилл Мефодий просветители славян и др.».

 

 

Урок 3: «Святые равноапостольные Великая княгиня Ольга и Великий князь Владимир креститель Руси: жизнь и подвиги».

 

 

Тема 12.6. Благоверные.

3

 

Урок 1: «Благоверные» как князья, цари, императоры, до конца верные Богу».

 

 

Урок 2: «Житие святого благоверного князя Даниила Московского».

 

 

Урок3: «Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского».

 

 

Тема 12.7. Преподобные.

3

 

Урок 1: «Преподобные» как монахи, весьма подобные ангелам. игумен всея Руси святой преподобный Сергий Радонежский».

 

 

Урок 2: «Житие святых Антония и Феодосия Печерских – основоположников русского монашества».

 

 

Урок 3: «Житие святого преподобного Серафима Саровского».

 

 

Тема 12.8. Святители.

3

 

Урок 1: «Святители» как святые архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). «Величайшие святители: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст».

 

 

Урок 2: «Любимый святитель: житие архиепископа Мир Ликийских Николая Чудотворца».

 

 

Урок 3: «Святой Иоанн Шанхайский (Максимович) – величайший святитель Русского Зарубежья XX века.

 

 

Тема 12.9: Праведные

2

 

Урок 1: «Праведные» как простые (часто семейные) люди, угодившие Богу подвигом повседневной праведной жизни».

 

 

Урок 2: «Житие св.Праведного Иоанна Кронштадского»

 

 

Тема 12.10: Блаженные

2

 

Урок 1: «Блаженные» (счастливые) и «юродивые» (безумные) как святые, которые кажутся безумными, но являются мудрее самых «умных».

 

 

Урок 2: «Житие святой Ксении Блаженной Петербургской»

 

 

Тема 12.11: Бессеребренники

2

 

Урок 1: «Бессеребренники – святые врачи, не требующие мзды (серебра) за исцеление больных»

 

 

Урок 2: «Житие святых бессеребренников Косьмы и Дамиана».

 

 

Тема 12.12. Мученики

2

 

Урок 1: «мученики как люди до смерти пострадавшие за веру во Христа»

 

 

Урок 2: «Святой царь Николай II – мучник за русский народ и Россию»

 

 

Тема 12.13. Святые новомученики и исповедники Российские.

2

 

Урок 1: «Святые Царственные мученики»

1

 

Урок 2: « Святитель Тихон, патриарх Московский и всей России».

 

 

Всего за 4 класс:

34

 

Итого:

133

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта


Случайная новость

    Частное общеобразовательное учреждение «Школа Экспресс»

    Санкт Петербурга (ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт Петербурга)

        Творческая работа «Лучший фильм о войне: совет другу»

 

 

 

 

                                                                                                                       

                                                                                                                            Автор
                                                                                         Оспищева Анна, 11 класс
                                                                            Руководитель: Мяконькая Майя  Андреевна,
учитель русского языка и
литературы ЧОУ «Школа Экспресс»
Санкт Петербурга

 

 

                                                         

                                                                    Контактный телефон: 89313063825

 

 

 

 

 

                                                      Санкт Петербург

                                                                 2015

Существует очень много фильмов о событиях великой отечественной войны, ведь, происходило столько сражений, кровопролитных битв и эту историю пытается воссоздать на пленке каждый режиссер. Можно, наверное, посоветовать к просмотру любой из них, однако,  некоторые отличаются своей эмоциональностью, достоверностью,  спецэффектами и актерским составом.

Я бы хотела рассказать о просмотренном мной фильме режиссера Александра Котта «Брестская крепость». Его сценарий писался на основании исторических фактов, а главные герои имеют реальные исторические прототипы.

Война началась 22 июня утром, город Брест – один из первых городов, который подвергся атаке фашистских войск. В фильме идет речь об обороне Брестской крепости, о том месте, где люди самые первые узнали точное определение слову война.

Эту недолгую, но одну из самых страшных и кровавых историй, повествует нам маленький мальчик Саша Акимов, который был воспитанником музыкального взвода.  Роль Саши исполняет Алексей Копашов, я думаю, что он отлично справился со своей задачей. Считается, что взрослые должны защищать детей, но кто мог вообразить, что ребенок способен на такие храбрые поступки как Саша? Не смотря на бомбежки и обстрелы он пробирался ползком под завалами, носил воду для пулеметов и передавал важные поручения из одной части крепости в другую.  Алексей Копашов в своей игре показал стойкость, хоть и еще маленького, но уже бесстрашного солдата. Зритель безвольно верит этому очень способному мальчишке и преданному родине гражданину и сопереживает каждой прожитой в те дни секунде.

В начале описываются события за один день до войны, как люди живут, работают, веселятся, любят, никто не верит слухам о грядущей войне, лишь некоторые офицеры предполагают, что это неизбежно.

Если граждане СССР, живущие в отдаленных от европейских границ регионах, услышали по радио объявление диктора о том, что Германия напала на нашу страну, то жители брестской крепости увидели это своими глазами. Многие не понимали, что происходит, ведь, часто проводились учения, но в один миг у каждого в голове пронеслось это слово – война!

Оборона крепости продолжалась до конца июня, поражение было неотвратимо. В фильме очень хорошо описываются все моменты и действия командиров, обычных солдат, местных жителей. В попытке бежать люди были хладнокровно расстреляны, те, кто сдались, подверглись ссылке в лагеря и через год были убиты.

Основная же сюжетная линия повествует о трех очагах сопротивления, с тремя блестящими командирами.  Здесь я хочу отметить очень хорошую подборку актерского состава,  роли были исполнены великолепно, доверие к этим людям возникает с первых минут картины.  Роль майора Петра Гаврилова исполняет Александр Коршунов. Мне кажется, это была одна из самых сложных задач. Петр Гаврилов – это человек, который прошел на своем веку две войны и смог подчинить себе полк во время обще людской паники. Какая железная выдержка должна быть у этого человека? Какая сила должна быть в этом теле? Именно это смог донести до нас Александр Коршунов, за что ему огромное спасибо.

Андрею Мерзликину досталась роль лейтенанта Андрея Кижеватова. Он очень точно изобразил этого человека с двух сторон, как любящего отца и мужа, а так же очень хорошего командира. Именно у пограничников Кижеватова не было оружия, им пришлось броситься в штыковую атаку, чтобы добыть его. Он попытался отбросить все самые страшные мысли о своей семье и защищал право на свою жизнь и жизнь всей страны. Только человек в здравом рассудке и трезво смотрящий на ситуацию может сражаться, зная, что его семье грозит опасность, но при этом не падать духом и подбадривать своих солдат.

Больше всего мне запомнился полковой комиссар Ефим Фомин, роль которого исполнил Павел Деревянко. Он произвел на меня неизгладимое впечатление отважного героя. Мне очень понравился момент, когда комиссар увидел, что фашистские солдаты ведут пленных граждан, прикрываясь ими, чтобы не быть открытыми для обстрела, и принял решение спасти их. Выйдя на улицу безоружным, он сделал вид, что сдается, через несколько секунд крикнув громкое «Ложись!» его батальон смог начать обстрел врага и освободить пленных. Игра актера полностью передала напряженность этого момента, когда Ефим Фомин был и в сомнении своих действий и в полной уверенности, что попытка увенчается успехом. Так же мне хорошо запомнился один из последних моментов картины, когда фашисты спрашивают у пленных, кто здесь комиссар, тогда тот непоколебимо отвечает: «Я комиссар, коммунист и еврей». Слезы вырываются сами, гордость переполняет, когда знаешь, что такие люди воевали за твою страну.  

Возможно, некоторые события не точны и не совсем достоверны, но режиссер провел колоссальную работу, чтобы как можно точно приблизить действие фильма к реальности того времени. Захватывающие спецэффекты, непредвиденные события, интригующая обстановка, героизм людей не оставят равнодушным ни одного зрителя. Плач женщин, крики детей, стоны раненных помогают погрузиться в самый центр событий и атмосферу большого горя, но не отчаяния. Масштабность батальных сцен захватывает. Только на одну подготовку к съемке ушло около двух лет, были построены уникальные по сложности и объему декорации. В съемках так же приняли участие большое количество жителей Бреста.

После просмотра начинаешь задумываться о человеческих ценностях и как мир утратил былое сострадание, о том какие наши соотечественники были мужественные и, что, у каждого была цель в жизни, к которой они стремились и ради которой отдавали свои жизни.

В конце фильма нам говорят о том, что все, кто погиб в обороне Брестской крепости, Бреста, Минска, Киева и не только, кто дал нам возможность жить в свободном мире,  навсегда останутся с нами, они никогда не будут забыты, они будут живы  в наших сердцах.