Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Морфемный анализ слова

как средство развития речи учащихся начальной школы

 

Андрианова Вера Александровна,

 

учитель начальных классов высшей категории,

 

Семенова Надежда Игоревна, к.т.н., старший методист,

 

ГБОУ средняя школа 16, Санкт-Петербург

 

Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира.

К.С.Аксаков

Одной из важнейших целей обучения в начальной школе является развитие речи учащихся. Под этим подразумевается не только расширение словарного запаса и повышение уровня сформированности связной речи, но и воспитание речевой культуры, любви к родному языку. С помощью языка и речи формируется мышление ребенка, определяется структура его сознания. От уровня овладения речью зависит формирование коммуникативной и эмоционально-волевой составляющих личности учащегося, успешность дальнейшего его обучения и социализации.

У ребенка, приходящего в первый класс, речь, как правило, есть повторение, называние. Она является сжатой, непроизвольной, реактивной.

Курс начальной школы направлен на формирование произвольной, развернутой монологической и диалогической речи, на развитие умения ее планировать. На уроках ребята учатся давать полные, развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать относительно большой по объему материал.

Речь есть воплощение, реализация системы языка, который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Если язык – это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения. Речь материальна, она воспринимается чувствами; язык же включает в себя абстрактные аналоги единиц речи. Речь есть последовательность слов, она линейна; язык вносит в эту линейную последовательность иерархические отношения, он имеет уровневую организацию. Речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность [1].

В связи с этим важно не только развивать умение связно говорить, но и изучать слово как единицу языка, его состав, давать учащимся начальные сведения по словообразованию.

Согласно ФГОС нового поколения, в результате изучения курса русского языка в разделе «Состав слова (морфемика)» выпускник научится [2]:

– различать изменяемые и неизменяемые слова;

– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

– находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Вывод о достижении планируемого результата в учебном предмете «Русский язык» может быть сделан только в случае, если ребенок неоднократно применяет алгоритм проверки или правило к ряду однородных объектов. Поэтому в заданиях по русскому языку учителю часто приходится специально подбирать слова или словосочетания, чтобы убедиться в том, что учащийся усвоил заданное правило.

По данным логопедической службы нашего общеобразовательного учреждения, 90% ребят, приходящих в первый класс, страдают дислексией, дисграфией или имеют общее недоразвитие речи разного уровня. Таким детям трудно дается устная монологическая и письменная речь, они очень медленно проходят начальную стадию овладения чтением.

В основе нарушений письма часто лежит нарушение звукового анализа или синтеза слов: ребенок воспринимает слово целиком, опираясь главным образом на его смысловую сторону, а не на фонематическую. По этой причине учащийся не может правильно разделить слово на слоги, назвать начальный и конечный звуки, составить слово из разрозненных букв и, как следствие, в дальнейшем он также испытывает трудности при морфемном анализе слова.

Такие дети требуют особого внимания не только со стороны логопеда, но и с позиции их учителя, которому приходится проводить специальную работу для создания и поддержания успешности их обучения практически на каждом уроке. В первую очередь, этим учащимся необходимо многократное повторение изученного материала. Также им нужно предоставить возможность самоконтроля своих действий с помощью уже разобранных аналогичных примеров. Темп нарастания сложности упражнений должен быть замедлен. Тем не менее, даже для самых слабых ребят комплекс заданий обязан включать в себя элементы поиска и творчества.

Как показала практика, морфемному анализу слова удобно обучать с помощью таблиц (Пример 1), содержащих построчно слова, имеющие одинаковый состав, с постепенным усложнением примеров. Первую строчку таблицы учащийся может разобрать вместе с учителем или одноклассниками, тогда остальной разбор ему будет легко осуществить самостоятельно. К таблице всегда можно подобрать задания на исследование в рамках заданной темы, на повторение пройденного материала по ранее изученной теме, творческие вопросы.

При правильном усвоении учащимися действий при морфемном разборе задания можно усложнять (Пример 2).

Работа с подобными таблицами способствует обогащению словарного запаса, помогает при образовании однокоренных и родственных слов, при проверке безударных гласных в корне слова.

Пример 1.

дворик

носик

мячик

столик

грибок

дубок

мышонок

утенок

слоненок

котенок

львенок

верблюжонок

домишко

гнездышко

перышко

солнышко

муравьишка

дедушка

лепка

качка

резка

читка

дорожка

морковка

городской

заводской

уральский

июньский

декабрьский

сельский

красивый

игривый

ленивый

полевой

береговой

правдивый

болото

ложь

мост

море

жар

дождь

ворчливый

дождливый

сонливый

смешливый

говорливый

шутливый

поджаристый

размашистый

задумчивый

разговорчивый

породистый

безболотистый

 

1. Найди и выпиши 2 родственных слова.

2. Найди и выпиши 4 слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. В скобках напиши проверочное слово. Правильно обозначь орфограмму.

3. Найди и выпиши 2 слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Обозначь орфограмму.

4. Найди и выпиши 4 слова с парной глухой согласной в корне. В скобках напиши проверочные слова. Обозначь орфограмму.

5. Найди и выпиши 4 слова с мягким знаком-показателем мягкости. Правильно обозначь орфограмму.

6. Найди и выпиши 6 слов с приставками. Выдели приставки.

7. Найди и выпиши 4 слова с суффиксом -лив-. Выдели суффикс.

8. Найди и выпиши 4 существительных, имеющих схему ⁀^.

9. Найди слово-отгадку.

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто.

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги.

10. Продолжи цепочку однокоренных слов словами из таблицы: говорить, разговор, … . Выдели корень.

 

Пример 2.

плавник

скворечник

месячник

осинник

ночник

ловушка

речушка

веснушка

избушка

катушка

письмишко

пальтишко

голосишко

городишко

золотишко

осиновый

скворцовый

паровой

пауковый

ореховый

океанский

актерский

армянский

декабрьский

июльский

бородатый

адресат

полосатый

чемпионат

волосатый

хитрец

письмецо

пальтецо

молодец

холодец

ночной

жемчужный

ручной

жирный

машинный

речонка

ручонка

бумажонка

книжонка

собачонка

кончик

огородик

ковшик

карандашик

старик

орехоплодный

первобытный

порошкообразный

разносторонний

пятисотка

 

1. Выпиши 3 пары однокоренных слов (каждая пара на отдельной строчке).

2. Выпиши 6 слов с одной безударной гласной (проверочное слово пиши в скобках).

3. Выпиши 4 слова с двумя проверяемыми гласными в корне (в скобках пиши проверочные слова).

4. Выпиши 5 слов с сочетаниями чн, чк, чу-щу, ча-ща, жи-ши.

5. Выпиши 4 слова с мягким знаком – показателем мягкости согласного.

6. Напиши 2 слова к схеме ⁀•⁀^.

7. Выпиши 2 слова, у которых все согласные звуки твердые.

8. Выпиши 8 слов с непроверяемой безударной гласной в корне.

9. Выпиши 5 слов с чередующими согласными на корне слова (в скобках докажи, например: ручонка – рука).

10. Выпиши из таблицы прилагательные, подходящие к существительным:

лес – …………

человек – …………

урок – …………

тигр – …………

11 .Найди строчку сложных слов. Выпиши «лишние слова». Постарайся найти три отличия.

12. По толковому словарю объясни значение слова адресат.

13.Напиши пословицу, в которой используется слово головушка.

 

Использованная литература:

1. Универсальная школьная энциклопедия. Т.2. – М.: Аванта+, 2003.

2. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»