Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Развитие  туризма в образовательной среде.

Коллектив авторов:

Н.Н. Антипова, учитель высшей квалификационной категории  начальных классов школы № 68 Калининского района Санкт-Петербурга, отличник народного просвещения.                                                                                                                                                                                                                                    Е.К. Паршина, преподаватель  агентства «NewHomeService»  высшей квалификационной категории;  учитель  труда  ПНИ № 10 Невского района Санкт-Петербурга,  представитель  общественных  организаций: Национальная  Академии Туризма ,  Международная  ассоциация арт-терапевтов.                                                                                                                                                                                                                                                  Н.П. Соболькова, к.п.н.,  преподаватель  БАТиП,  методист РМЦ  Комитета по образованию  г. Всеволожска.

Л.П. Хренова, заместитель директора МОУ « Лесновская СОШ» Всеволожского района Ленинградской области , учитель английского языка высшей квалификационной категории.

Благодарим  за сотрудничество:    Андрееву З. П.,   Андрееву И.В.,  Абрамова В.Б.,  Бедарева  И.А.,  Белошееву Л.В.,  Богданова И.И., Боровкову Т.И., Боровкову О.А.,  Бровину С.В. , Веденину М.В.,  Калинину Н.К., Кинс О.А.,  Конькова Е.И.,   Краеву Л.А., Кривохиж  В.В., Крыжановскую Л.Ф., Куршакову А.Л., Левандовскую Т.С.,  Магневу Е.И.,  МатвеевуМ.Н.,  Морозова Р.А.,  Москалёва Д.В,, Мыцикову А.М. ,   Нефёдову Н.В.,  Онуфриенко Э.И.,  Поддубную Л.М., Тихомирову А.В., Юдину Е.Н.                                            Спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

-2-

 Актуальными  проблемами современной школы  являются  формирование положительной учебной мотивации,   воспитание  интереса к  получению непрерывного образования в той или иной предметной области, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный  процесс.     По мнению    известного философа К.В. Романова, школа должна опережать развитие общества, в противном случае наступает    регресс.  Исследования  психологов доказывают, что интерес представляет собой сплав интеллектуальных, эмоциональных и волевых  процессов. Ядро интереса составляют познавательный и эмоциональный компоненты, тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Выделяют  два источника, вызывающие интерес учащихся к предмету: содержание и организуемая для познания данного предмета деятельность школьников. Учёные подчёркивают особую роль эмоционального компонента, т.к. при его отсутствии могут проявляться чувства осознания долга, значимости, ответственности, но не возникает интереса. Отсутствие активно-познавательного фактора также не позволяет говорить об интересе.                                                                             Педагогическую  и родительскую общественность   также  беспокоят    данные   медицинской статистики.  Профессор РГПУ им. А.И. Герцена               С.О. Филиппова   отмечает, что наряду с интеллектуальной, психологической и  эмоциональной готовностью  ребёнка к обучению в школе  следует  учитывать показатели его физического развития. Кандидат педагогических наук  Т.Н. Казакова  сообщает, что «около 80% детей рождается с патологией ЦНС, из них 60% имеют отклонения в состоянии здоровья ».  Автор  утверждает, что  «  обучение в школе  увеличивает нагрузку на организм ребёнка.    Дети проводят в школе по 6-8 уроков, мало двигаются, много сидят, в результате чего увеличивается статическое напряжение, возникает дефицит мышечной деятельности, напряжение зрительного аппарата.  Негативное влияние оказывает неблагоприятная  экологическая обстановка, радиационный фон, ослабление иммунитета, неблагоприятная наследственность, о чём свидетельствуют медицинские  исследования и статистика. Все эти факторы создают у учащихся предпосылки к  отклонениям в  состоянии здоровья: нарушению осанки, ухудшению зрения, повышению кровяного давления, накоплению избыточного веса, что, в свою очередь, предрасполагает к различным заболеваниям сердечно - сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, нарушению обмена веществ.   Учёные и педагоги-практики  предлагают разнообразные пути  выхода из 

 

-3-

создавшейся  ситуации.     Предлагаем рассмотреть возможности  развития туризма и краеведения в образовательной среде.  Понятие                                         « образовательная среда»  включает в себя семейное образование и воспитание,  учреждения дошкольного, школьного, дополнительного, профессионального и высшего  образования.                                                         Т.И. Власова, ректор Балтийской академии Туризма и Предпринимательства,  считает: « Большое значение активного туризма состоит в том, что он выполняет  многообразные функции: оздоровительную, спортивную, воспитательную, образовательную и прикладную, и при этом сравнительно простыми и доступными средствами».                                                        Государственные и частные учреждения  дошкольного, общего, специального и дополнительного образования  имеют право  по выбору включать  в  учебный план   разнообразные программы  туристско-краеведческого   направления.   Кандидат педагогических наук Л.К. Ермолаева видит главную задачу  в краеведческом просвещении подрастающего поколения и  воспитании « истинных горожан, знающих, любящих свой город, понимающих его ценности и проблемы».  Целью программы является не только сообщение знаний о Петербурге,  но и формирование нравственных качеств: бережного  отношения к наследию, уважение к предкам и согражданам;  обучение навыкам самостоятельной работы с краеведческими источниками, музейными экспозициями.                   Л.Г. Панфилова  подчёркивает актуальность  краеведческого образования   в  « создании условий для интеллектуальной, творческой и духовной самореализации личности, что отвечает интересам стабилизации и процветания всего общества». В работе Л.Н. Махинько  « Системно-культурологический подход в  преподавании краеведения»   в качестве важнейшего отмечается процесс  регионализации  жизни страны и расширение краеведческого компонента образования.   Преподаватель Е.Н. Коробкова  в диссертации « Образовательное путешествие как педагогический метод»  утверждает  необходимость  воспитания творческой адаптивности личности.                                                                                                         Традиционная  методика обучения предполагает следование  классическим принципам отечественной педагогики:   научности, доступности, наглядности,   постепенного усложнения  учебного материала и его соответствие возрастным особенностям учащихся,  ознакомление  с окружающим   «  от близкого -  к  дальнему ».  Наряду с традиционными  методами  обучения, такими, как   сюжетно-ролевая  игра,  наблюдения  на

-4-

прогулке,  занятия в спортивной секции  (лыжи, туризм, спортивное ориентирование,  гребля, конный и велоспорт), урок, классный час, экскурсия   интересными  и полезными являются  музейные занятия,   исторические реконструкции,  образовательные  путешествия, деятельность  семейного клуба, экологическая  экспедиция.   Серьёзную работу по реализации  туристско-краеведческих  программ  осуществляет    семья  как в качестве базового профессионального  образования, так и в качестве хобби  (походы выходного дня,  путешествия, дни семейного отдыха, дни здоровья).                                                В дополнение к  традиционной модели   школьного обучения  профессор  кафедры культурологии  Санкт-Петербургской Академии  постдипломного педагогического образования Л.М. Ванюшкина  формулирует  принцип                   « внеаудиторного образования», который предполагает наряду с образовательным путешествием  и музейным творчеством использовать  возможности обучения в библиотеке и Воскресной школе.  Проанализировав опыт   российской  школы экскурсионизма,  Л.М. Ванюшкина  останавливается на двух  формах  работы:  однодневные и многодневные походы. Для школьников, проживающих в крупных городах, рекомендуются  однодневные экскурсии, для жителей  отдалённых районных центров – многодневные поездки. Работа  туристических фирм по организации   приёма   и экскурсионного  обслуживания групп школьников  в Санкт-Петербурге  в течение последних 20 лет на практике   подтверждает высокую значимость  образовательного путешествия. Учащиеся не только получают  определённые  знания по истории,  архитектуре, культуре города, но и совершенствуют навыки исследовательской деятельности,    практикуются   в   составлении  фоторепортажа,   написании рецензии, критической статьи, очерка.  Позитивной стороной гостеприимства  для туристов  является неформальное общение с петербуржцами - руководителями  туристических групп, экскурсоводами, научными сотрудниками музеев.                                                                                   Занятия по музейной педагогике могут проводиться как с группой учащихся, так и индивидуально в соответствии с интересами ребёнка.                              Ключевыми  понятиями  музейной педагогики являются : музейный предмет  (подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, музейная культура  и музейная коммуникация.  В ходе  музейного занятия  ребёнок может занимать разные позиции:                                                                                                                                - творца    (писателя, художника, учёного, политика, героя);  зрителя,    слушателя, посетителя;   

-5-

  -музейного педагога  (организация коммуникации, сообщение набора знаний, побуждение к диалогу, творческому поиску).                                                  Модель организации музейного образования представляет собой перенос  понятий музейного предмета, музейной культуры и музейной коммуникации в образовательную действительность. Обогащению сенсорного опыта, интеллектуальному и эстетическому развитию способствует  создание детского домашнего музея  –  естественно - научного,  художественного или этнографического.                                                                                                 Важным средством развития является адаптивный туризм. Систематическая работа по  организации   туристических походов  выходного дня,  пешеходных  экскурсий  и  занятий  по музейной педагогике    осуществлялась   в коррекционных  школах   № 18 Центрального района  (VIIIвида)  и   коррекционной школе  № 522 Адмиралтейского района  (VIIвида)  Санкт-Петербурга. Занятия проводились   в  Петропавловской крепости, Эрмитаже,  в Казанском , Троицком и  Смольном Соборах,  Музее Хлеба, Зоологическом музее,   зубропитомнике  п. Токсово, что   позволило решить специальные  задачи развития   внимания, памяти, речи, культуры поведения учащихся, существенно повысить  учебно-трудовую  мотивацию детей с ограниченными возможностями здоровья,  стабилизировать состояние  эмоционально-волевой сферы,   справиться с  проблемами  двигательной и эмоциональной депривации. Статистические данные практических  экспериментальных исследований показывают следующую положительную динамику  в течение учебного года: возрастание устойчивости внимания в 4 раза,  увеличение объёма запоминаемого материала – в 3-5 раз,  активизацию функций устной и письменной речи в 3-7 раз,  кардинальные изменения в системе ценностей школьников.                        В период 2004-2012 года  нами были  проведёны   практические   мероприятия  по развитию культурного и активного туризма во Всеволожском районе Ленинградской области  на базе МОУ « ООШ п. Стеклянный» и Всеволожской вечерней (сменной) общеобразовательной  школы №2  д. Вартемяги.                                                                                  Работа включала в себя:                                                                                                    -  анализ  авторских  программ и  методических  разработок по краеведению;                                                                                                                       -  апробацию  Программы внеаудиторного  образования « Любимая Русь»;         -  музейные занятия  и  исторические реконструкции по теме « Зелёный Пояс  Славы»; « Семейный альбом»; « Праздник Масленицы».                                                                               -   проведение   военно - спортивной  игры« Зарница»;   

-6-

 -    образовательные путешествия   в крепости края:  Корелу,  Старую Ладогу, Выборг,  Орешек;                                                                                                               -    организацию   экскурсий  по литературным местам Ленинградской области:  в  музей-усадьбу  Олениных  Приютино,  Набоковых – Рождествено,  в музей « Домик Станционного смотрителя» в Выре, в Домик няни А.С. Пушкина Арины Родионовны в Кобрино;                                                                                 -   проведёние   цикла экскурсий  в музеи Санкт-Петербурга, многодневные поездки  в Москву, Великий Устюг, в Новгород;                                                                                                                           -  рекламно-издательскую деятельность: оформление презентаций, быстрых публикаций, журналов, буклетов;                                                                                         - проведение научно-практических конференций учащихся;                               - участие в конкурсном и олимпиадном движении;                                                                                                                                    - организацию  семинаров по профильному обучению в БАТиП.

Финансирование путешествий   проводилось за счёт  средств  семейного бюджета  педагогов и родителей  при поддержке  социальной службы ЗАО               « Форд Моторс  Компани».  Отмечаются  следующие положительные  результаты работы: у учащихся вечерней школы  в  ходе  занятий по программе ОБЖ  (подготовка и проведение военно-спортивной игры                                            « Зарница») и элективного курса  « Мир профессий»  с опорой на  метод образовательного путешествия  ( 2006 г.) отмечено снижение уровня агрессии с 80% до 30%        ( Тест эмоций Басса - Дарки).  Наблюдения в течение 5-7 лет  подтверждают высокий уровень  устойчивости, учебной и трудовой мотивации, выносливости, адаптации выпускников вечерней школы к деятельности в  условиях нестабильной ситуации .                                                                                    В экспериментальной группе  учащихся  школы посёлка Стеклянный  точность ответов  на вопросы   по курсу « Ознакомление с окружающим миром»  оказалась выше на 25%-50%, чем в контрольной группе.  Положительная  учебная мотивация сохранилась у 93% учащихся:  50% выбрали обучение в 10-11 классах, 43% - в колледжах и техникумах,  группа риска составила  7%.  (Статистика  2009-2010  учебного года).                                                                                                             С целью  внедрения в   учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий  в 2005-06 году   организовано спортивное мероприятие День Здоровья  для  воспитанников детского дома № 53 Выборгского района Санкт-Петербурга « Праздник Масленицы».                        В направлении развития активного туризма  в рамках Семейного клуба проводятся  занятия  лыжным  и  горнолыжным спортом, спортивным ориентированием в п. Токсово (Северный Склон, база ВИФК),  в течение 

-7-

2010-2012 года  для желающих организованы  занятия в  конно - спортивном  клубе « Дюны»,  что способствует  гармоничному  интеллектуальному, эмоциональному, физическому развитию детей и подростков. В процессе обучения навыкам верховой езды у всадника вырабатывается уверенность, устойчивость к физическим нагрузкам, повышается самооценка, снижается агрессивность, раздражительность, исчезают   комплексы подросткового периода.  Лечебно-восстановительная езда восстанавливает нарушенный баланс движений, тем самым спасая от многих заболеваний,  связанных с малоподвижным образом жизни – гиподинамией:  болезней сердечно - сосудистой системы, нервно-психических, болезней обмена веществ. Иппотерапия активизирует и познавательные  способности  ребёнка. Необходимость концентрации внимания, сосредоточенности, максимально возможной собранности, потребность в запоминании последовательности действий  как при езде, так и уходе за животными, - всё это активизирует психические процессы, расширяет кругозор, тренирует память. Одновременно повышается способность к обучению. Благодаря  групповым занятиям  у ребят развивается эмоциональный механизм как азарта и соперничества, так и сопереживания по случаю неудач своих товарищей и радости от успехов.                                                                                               Изучение  природы,  традиций, исторического и культурного наследия, экономики  родного края  формирует стойкий  интерес к научно-исследовательской деятельности. Логичным завершением  поисковой работы  юных  краеведов  нам представляются такие  формы  педагогической деятельности, как научно-практическая конференция учащихся, конкурсное и олимпиадное движение, защита проектов, выпуск журнала.  Ребятам  была предоставлена возможность принять  участие  в научно-практических конференциях  по краеведению в Русском Географическом Обществе, РГПУ им. А.И. Герцена, библиотеке  воинской части посёлка Лемболово.    Авторские   работы  Соболькова Никиты – фильм по материалам семейного архива о П.П. Гайворонском,  учащихся Брызгаловой Анастасии, Булгак Виктории, Митяевой Натальи,  Морозенко Ирины,  Тонковой Софьи, семьи Виноградовых- доклады, эссе, интервью, стихи  -  представлялись   на Всероссийскую  Олимпиаду« Паруса Науки»,  областной  конкурс                           « Отечество»,  Международный  конкурс  « Я придумал книгу»,   где отмечались призами и грамотами.  Многие выпускники связали свой профессиональный выбор с  деятельностью в сфере  управления,  образования,  культуры, экономики,  социально-реабилитационной работы.     

-8-

                                                                                                                                                                         « Одной из главных тенденций в туристическом бизнесе является переход от групповых  форм к индивидуальным путешествиям», утверждает Ю.Л. Рыбакова.  Практическая деятельность в сфере  семейного образования   также подтверждает высокую значимость организации занятий по туризму и краеведению.  В течение  6 месяцев (октябрь 2011 г. - март 2012 года) проводилась комплексная работа педагога-дефектолога и учителя – логопеда  с учеником  коррекционной школы VIIвида Андреем М. , включающая экскурсии  по Санкт-Петербургу и образовательное путешествие семьи  на остров Бали  (февраль2012 года).  Данные психолого-педагогического исследования (тест по Векслеру)  указывают на  повышение интеллектуального развития,  стабилизацию  эмоционального состояния, укрепление физического здоровья,  коррекцию самооценки, положительные изменения в учебной мотивации  ребёнка с перспективой изменения диагноза и  перевода  в общеобразовательную школу.    (   Агентство «NewHomeService»).                                                                                                                   Рассматривая вопросы развития туризма в образовательной среде, важно отметить такую форму деятельности, как  музейный абонемент.                Учитель 3 класса «б» школы № 68 Калининского района Санкт-Петербурга Антипова Надежда Николаевна  активно  внедряет  в учебно-воспитательный процесс разнообразные формы  туристско-краеведческой работы.  Родителям и учащимся предлагаются  цикл лекций в Русском музее,  абонемент в Океанариум, экскурсии в музеи Санкт-Петербурга как форма внеклассной работы,  походы выходного дня, проектные технологии, защита презентаций. По  итогам работы в 2011-2012  учебном году учащимся было предложено заполнить Анкету  юного путешественника.  Результаты опроса  учащихся (27 человек ) показывают, что в число  известных детям музеев  (31)   вошли: Военно-Морской , Русский, Эрмитаж,  Музей Железнодорожного транспорта, Кунсткамера, Крейсер  « Аврора»,  Петропавловская крепость, Домик  Петра  Первого, Зоологический, Музей Кукол, Музей Воды,  Океанариум, Ботанический сад, Музей Хлеба, Этнографический, Музей-квартира А.С. Пушкина, Музей Космонавтики, Михайловский замок, Музей Шоколада, Музей Кукол,  Музей Арктики и Антарктики,  Пискарёвское Мемориальное  кладбище,  Монумент и музей  блокады на площади Победы, Артиллерийский  музей, Музей истории Санкт-Петербурга, Дельфинарий, Исаакиевский Собор,   Крепость Кронштадт, Детский исторический музей, Музей Бабочек, Музей Кошек.   В форме  походов  выходного дня с

-9-

родителями дети  посетили115 музеев.В ходе  образовательных путешествий с классом  учащиеся  также назвали посещение 115 музеев.   Получение новых знаний отмечают 100% учеников(о  жанрах живописи,  о музах,  о  многообразии рыб и др.).  Положительное отношениек музейным занятиям отмечают26 человек(92%). Избирательное отношениек содержанию занятий наблюдается у 8% учащихся. Согласно данным  педагогического анкетирования, после музейных занятий   дети  испытывают  разнообразные чувства . Это« восторг, восхищение,  гордость, удивление, радость,  отличные, только хорошие,  положительные чувства, благодарность экскурсоводу, чувство погружения в  иную  историческую реальность.              В число музеев, которые учащиеся  хотели бы посетить,  вошли  следующие  достопримечательности Ленинградской области: Старая Ладога, Крепость Орешек,   музей-усадьба  Олениных в  Приютино,  Дом Станционного смотрителя,  Царское Село,  Лицей,  Петродворец,  Лужский  краеведческий музей,  Музей « Прорыв блокады Ленинграда».                                                      Профессионалы  в области туризма  призывают  создавать  и быстро внедрять  в практику инновационные проекты.                                 Заинтересованным педагогам и родителям можно рекомендовать разработки Л.Г. Панфиловой « Твой Петербург», « Путешествие в далёкое прошлое нашего края»,  Л. В. Махинько « История и культура Санкт-Петербурга»,  Л.К. Ермолаевой , И.З. Захваткиной ,  И.М. Лебедевой   « Краеведение. Давным-давно на наших землях», Л.М. Ванюшкиной « Кругозор», Лисицына « Серебряный пояс России» с соответствующими учебно-методическими комплексами.  Для занятий семейного клуба может быть рекомендована  программа Е.К. Паршиной « Любимая Русь»,  включающая планирование  работы по внеаудиторному образованию. Предложенные курсы  построены с учётом   топонимического, экологического, этнографического, историко-архитектурного, литературного и культурологического компонентов.   Таким образом,   на практике решаются важные задачи укрепления здоровья, интеллектуального  образования, разностороннего развития личности, воспитания, профориентации.                                                                                  Для   привлечения      средств  в экономику народного образования с целью  повышения  качества учебно-воспитательного процесса  необходимо, на наш взгляд:                                                                                                                         1.   на  государственном  уровне  осуществлять  контроль  над  целевым  использованием  финансирования  образовательных программ из  бюджета;

 

-10-

 2.   разработать  способы  взаимодействия    бизнеса и попечительских советов образовательных учреждений;     

  3.  создать  налоговые льготы для потенциальных инвесторов в  разработку авторских образовательных молодёжных  программ.

II. Приложение: графики, диаграммы, фотографии.

 

Аналитические данные. Школа №522 Адмиралтейского района                           Санкт-Петербурга.                                                                                           Социальный портрет класса.

                                        14% - полные семьи

 

 

                                 86% -  мать  или опекуны

 

 

                                                                       

                                                                           Надомный труд, рынок,

                                                         безработные,

                                                        домохозяйки

                                                                                                                     79%

 

 

 

 


 

21%

 

Имеют постоянную работу 

Аналитические данные. Школа №522 Адмиралтейского района                           Санкт-Петербурга.                                                                                           Социальный портрет класса.

                                        14% - полные семьи

 

 

                                 86% -  мать  или опекуны

 

 

                                                                       

                                                                           Надомный труд, рынок,

                                                       безработные,

                                                        домохозяйки

                                                                                                                     79%

 

 

 

 


 

21%

 

Имеют постоянную работу 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»