Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Рыбакова Елена Викторовна

 

В последнее время внимание преподавателей иностранного языка все больше привлекает проблема тестирования, но взгляд на проблему тестирования, в чем можно будет убедиться в дальнейшем, стал куда более многосторонним, тестирование стало восприниматься как достаточно сложный и неоднородный процесс, обладающий своей спецификой и требующий специальных навыков для проведения грамотной тестовой работы. 

Вопросы использования тестов в процессе обучения иностранному языку являются предметом интенсивного изучения отечественными и зарубежными методистами и практические - дают основания для выводов о функциях тестов в учебном процессе. Дело в том , что, возникнув как специфическая форма контроля, в настоящее время тесты все чаще находят применение как упражнения, предназначенные для овладения учащимися тем или иным языковым материалом и/или отдельными речевыми умениями. В связи с этим в литературе все чаще появляеться термин "teaching test" ("обучающий тест"). Данным термином, по-видимому, целесообразно воспользоваться при противопоставлении тестов этого значения, контролирующим тестам. Такое противопоставление в настоящее время совершенно необходимо, поскольку в современном учебном процессе тесты отчетливо выполняют две различные функции - контролирующию и обучающую. В зависимости от предписываемой им функции к ним предъявляются различные требования, и составляются они по-разному, хотя внешне очень схожи.

В настоящее время тестирование получило распространение  не только в школьном обучении. Широко практикуется использование тестов при приеме на работу для выяснения профессиональных качеств претендента, при поступлении в высшие учебные заведения, для чего создан "Всероссийский Центр Тестирования", при сдаче разного рода экзаменов, на связанных со школьным или вузовским курсом (например, экзамены в ГИБДД нна теоретическое знание правил дорожного движения).

Основной целью обучения иностранному языку в средней школе, выраженной в программе, является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствующейся в овладаемой им иноязычной речевой деятельности. Данная цель раскрывается в единстве четырех ее компонентов:

- воспитательного (подразумевает формирование социально активной личности);

- образовательного (связан с приобщением к культуре народа страны изучаемого языка, с расширением лингвистической и филологической компетенции учащихся);

- развивающего (направлен на развитие языковых способностей учащихся, культуры общения, интереса к языку);

- практического (направлен на формирование речевых навыков и умений устной и письменной речи на иностранном языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся на каждом этапе обучения).

Успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество занятий учащихся находится в поле зрения учителя и  какое внимание уделяется профилактике ошибок. Используемые на занятиях учебные материалы играют очень важную роль, поскольку являются неотъемлемой частью учебного процесса.

В современной научной традиции существуют различные определения понятия "тест" - от практически любого вида контрольного задания до набора заданий вида "множественные выбор".

И.А Рапопорт, Р. Сельг, И. Соттер в своей статье "Тесты в обучении иностранным языкам: опыт двадцатилетнего эксперемента" определяют тест как "совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью квалиметрического выявления социальных, психологических, или психофизиологических характеристик его личности".

При составлении тестов следует учитывать, раскрывают ли речевые действия испытуемого систему языка или имеют внешнюю коммуникативную направленность. В связи с подобной дифференциацией выделяют тесты языковые (лекссические, грамматические, фонетические) и тесты речевые (проверяющие то или иное речевое умение), хотя данное разделение в некотором роде условно. 

Основным отличием теста от контрольной работы в нашем традиционном понимании является то, что тест предполагает измерение, по терминологии О.Г. Полякова, а иными словами, подсчет очков. Кочество любого измерительного средства ( в том числе и теста) определяется "в первую очередь показателями его надежности и валидности" (Симкин, 1996), а также последствиями.

Валидность определяется как пригодность теста служить средством измерения какой-либо способностиили свойства личности. Валидность теста определяется с помощью сравнения результатов выполнения теста с каким-либо внешним критерием. Обычно таким критерием являются оценки, выставленные специалистами независимо от показателей теста.

Оценка полученная учащимися по результатам тестового опроса, должна отличаться большей объективностью и независимостью от субъективных взглядов учителя, чем оценка за традиционную контрольную либо проверочную работу. Следовательно, как одну из основых отличительных черт теста можно выделить его объективность, гарантирующуюся измерением функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию.                                                                 

Надежность является наряду с валидностью также одной из основных характеристик теста. Существует два компонента надежности теста-выполнение заданий и оценивание результатов.Надежность являетсянеобходимым условием разработки теста,поскольку при ее отсутствии использование теста является нецелесообразным и неприемлемым в учебном процессе.

По своему характеру тестовые задания относятся к проблемным ситуациям-таким отношениям между учащимися и условиями его деятельности,при которых которых он должен раскрыть искомое. Задача тестируемого его деятельности, при которых он должен раскрыть искомое. Задача тестируемого состоит в таком решении проблемной ситуации, чтобы состоялась одновременная передача языковой и внеязыковой информации, и адекватность языковым нормам должна сопровождаться передачей какого-либо смысла. В языковом тестировании мы встречаемся с задачами на так называемое вербальное рассуждение. При выполнении тестовой задачи учащийся выполняет ряд мыслительных операций по установлению некоторых отношений между компонентами задачи или их переобразованию.

Поэтому тестовые задания должны характеризоваться всеми признаками проблемных ситуаций: жизненностью, трудностью решения, возможностью формулирования проблем и гипотез, динамичностью и завершением в виде какого-либо решения.

При составлении тестовых программ следует учитывать также структурные особенности теста как сложной системы.В своей структуре тест предполагает наличие двух постоянных компонентов:

1.Главного-который содержит конкретную частную задачу,подчеркивает направление поиска.

2.Разрешающей части,включающей правильный ответ и несколько неверных ответов-отвлекающих.

По целевым,функциональным и содержательным признакам тестовые задания можно дифференцировать следующим образом:

1.1 Тестовые задания,разделчемые по цели применения:

-констатируюющие

-диагностические

-прогностические

1.2По статусу контролируемой программы:

-стандартизованные

нестандартизованные

1.3Тестовые задания,предназначенные для контроля и проверки знаний учащихся,причем,данную группу можно также разделить на:

- тестовые задания,предназначенные для промежуточного контроля знаний учащихся

-тестовые задания,предназначенныедля заключительного кортроля знаний учащихся

-тестовые задания,предназначенные для текущего контроля знаний учащихся

1.4 В зависимости от объекта контроля:

- измеяющие усвоение языкового материала;

- измеряющие сформированность речевых умений;

1.5 По характеру контролируемой деятельности:

- тесты лингвистческой компетенции;

- тесты коммуникативной компетенции;

1.6 По характеру контролируемой деятельности:

- дискретные;

- глобальные;

1.7 По соотнесению  с нормами или критериями:

- тесты, ориентированные на нормы;

- тесты, ориентированные на критерий;

2. В зависимости от подлежашего контролю материала ( по своему содержанию), тестовые щадания можно разжедить следующим образом:

2.1 Тесты по грамматике - предназначены для проверки и контроля грамматических умений и навыков

2.2 Тесты по лексике - предназначены для проверки и контроля лексических уменяй и навыков;

2.3 Орфографические тесты - предназначены для проверки и контроля орфографических умений и навыков;

2.4 Тесты по страноведению - предназначены для проверки и контроля знаний по страноведению ( история, культура, литература) германии и немецкоязычных стран;

2.5 Коммуникативные тесты - предназначены для проверки и контролю речевых умений и навыков.

3. По формальным признакам тесты можно разделить следующим образом:

3.1 По структуре и способу оформления текста:

-Избирательные;

-Со свободно конструируемым ответом;

3.2 По характеру выборочных ответов:

-Альтернативные;

-Множественного выбора;

-Перекрестного выбора

Тогда как, например, Л.В Банкевич дает здесь несколько иную классификацию:

- множественного выбора;

- двойного выбора;

- множественного выбора с завершением;

- завершение;

- действия с группировками;

- сопоставление;

- интерпретация.

3.3 По гомогенности заданий:

- на скорость - состоят из равноправных заданий;

- на сложность - состоят из все более усложняющихся заданий;

3.4 По способу презентации речевого стимула:

- с использованием ТСО;

- без использования ТСО.

4. По форме контроля выделяют следующие виды тестов:

4.1 Самопроверка - очень важный метод в писолого - педагогическом аспекте, поскольку способствует равзвитию и учащихся навыков самоконтроля (умению находить ошибки в самостоятельно сделанной работе), способствует развитию у учащихся грамматической и орфографической зоркости;

4.2 Взаимоконтроль - достаточно нелегкий метод для проведения в условиях среднего по уровням знания класса, выявления ошибок в написанном тексте, так же как и метод самопроверки развивает грамматическую и орфографическую зоркость, умение дифференцировать явления иностранного языка.

5. По времени проведения тесты могут быть самыми разными, но в общем можно выделить:

5.1 Кратковременные тесты (10-15 минут)

5.2 Длительные / продолжительные тесты (20-40 минут) - данный вид тестов чаще всего имеет место при проведении контрольных тестов.

Использование тестовых программ не только в контролирующей, но и в обучающей функции имеет большое будущее, так как тест является одним из наиболее экономических и представляющих достаточно широкие возможности для интерпретации методов проверки полученых знаний, умений и навыков, а также и для их тренировки.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ