Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Формирование элементарных естественно-научных представлений
у детей старшего дошкольного возраста с использованием
методов экспериментирования в детском саду


Драница Маргарита Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ детского сада № 38
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Аннотация
В статье раскрывается методика формирования элементарных естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста в формате дополнительного образования детей дошкольного возраста. Автор предлагает использование экспериментальной деятельности как основы для формирования познавательного интереса у детей, любознательности, познавательной мотивации.

Ключевые слова: экспериментирование, интерес, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, элементарные естественно-научные представления.

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
В настоящее время приоритетными считаются именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Таким методом является экспериментирование. Во время экспериментирования происходит обогащение памяти ребёнка, тренируются его когнитивные операции (анализ, синтез, сравнение и классификация).[1]
На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и — что самое главное — отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. [1]
Если систематически использовать опытно-экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Для развития экспериментирования старших дошкольников нами был проведен долгосрочный проект “Неизведанное рядом”.
Целью проекта стала разработка программы дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста по приобщению дошкольников к естественно-научным представлениям, в основе которого лежит экспериментирование.
Формирование элементарных естественно-научных представлений не сводится к ознакомлению детей с теми или иными природными объектами, их свойствами, закономерностями, но наиболее эффективно проходит в экспериментальной деятельности как средстве формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе работы над проектом были изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как: О.В. Дыбина, И.Э., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина[2], Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов[3]. Также, был разработан ряд мероприятий с детьми по внедрению детского экспериментирования, подробно описанный в программе по углубленной работе педагога Драницы М.Ю. “Формирование естественно-научных представлений у детей”.
Исходной формой экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского [4], из которой развились все остальные, является единственно доступная ребёнку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идёт и природоведческий и социальный эксперимент.
Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов предлагают “не сложные, близкие опыту дошкольников задания. Для демонстрации были выбраны постоянно наблюдаемые детьми процессы, отражающие три состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное), их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов.” [2] По мнению автора, наблюдение подобных явлений возможно не только в ходе занятий, но и в ходе режимных моментов. Знакомые явления вызовут у детей меньший интерес, чем, например, что-то, чего дети никогда не видели. Поэтому, при составлении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы был учтен фактор собственной активности детей. Был проведен опрос среди детей и выделены детские предпочтения по темам экспериментирования.
Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществлял профессор, академик Н.Н. Поддъяков. Постоянные ограничения самостоятельной деятельности и лишение возможности выбора, по мнению Н.Н. Поддъякова [5], в дошкольном возрасте могут приводить к серьёзным психическим нарушениям, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Безусловно, “собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные”.[5]
Cовременные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, умение добывать эти знания самому и пользоваться ими, мыслить самостоятельно и творчески. Этот постулат был положен в основу разработанной в ходе работы над проектом диагностики. Целью диагностики было определение предпочитаемого вида деятельности. Экспериментирование в шкале предпочитаемого вида деятельности у детей заняло последнее место (заинтересованность 12 % в экспериментировании, 24 % конструирование, 26% изобразительная деятельность, 38% сюжетно-ролевые и дидактические игры).
Работа по формированию естественно-научных представлений у детей осуществлялась с применением следующих форм и методов: наблюдение, опыты, эксперименты, трудовая деятельность, экскурсии.
С целью развития детского экспериментирования в группе был расширен уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. Основываясь на вопросах детей, была составлена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Формирование естественно-научных представлений у детей”.
В развитии навыков экспериментирования у детей очень эффективно используется ИКТ. В век информатизации дети с увлечением знакомятся с миром природы и её объектами с помощью современных технологий, что, безусловно, способствует более глубокому пониманию материала.
В рамках проекта была разработана серия презентаций по ознакомлению детей с миром неживой природы, её объектами и явлениями. Подготовка к проведению занятия по экспериментированию начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем воспитатель осваивает технику проведения эксперимента, если та ему незнакома, на практике и по методической литературе. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента, не подсказывая конечного результата.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать активность речи у детей, просить детей дать развернутый ответ. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.
Работа по повышению познавательного интереса детей строится в обязательном сотрудничестве с родителями воспитанников. При этом применяются индивидуальные рекомендации и консультации о применении методики экспериментирования в домашних условиях, оформление стендов, выставок.
На конец года, педагогом была проведена повторная диагностика, для определения предпочитаемого вида деятельности. Экспериментирование в шкале предпочитаемого вида деятельности у детей заняло первое место наравне с игровой деятельностью (заинтересованность 27% в данном виде деятельности, 24 % конструирование, 20% изобразительная деятельность, 29% сюжетно-ролевые и дидактические игры).
Таким образом, в результате работы над проектом произошло изменение предпочитаемого вида деятельности у дошкольников, повысился рейтинг данного вида деятельности.
В ходе наблюдения за детьми были замечены следующие изменения:
• возросли исследовательские умения и навыки детей: умение видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
• у детей проявился ярко выраженный интерес к окружающему миру, явлениям природы;
• знания детей о живой и неживой природе стали более обширными;
• повысились личностные характеристики дошкольников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.).
Воспитатель постоянно должен поддерживать детское любопытство, быть готовым ответить на вопросы детей, не преподносить знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт, эксперимент. Эти умения педагог может реализовать в предложенной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Работа по программе вызывает у детей желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается.
Систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах стали необходимым условием успешного развития познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. У детей старшего возраста сформировалась устойчивая привычка задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, разработанная в ходе проекта, показала свою эффективность и может быть включена в практику других дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы
1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. –– М.: ТЦ Сфера, 2004. ––С. 5-8.
2. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина (отв.ред.). – М.: ТЦ СФЕРА, 2005.- 192с. (Серия “Вместе с детьми”.)
3. Мир физических явлений, опыты и эксперименты в дошкольном детстве. Для занятий с детьми 4-7 лет. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2021.-88с.
4. Переверзева, А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? / А. Н. Переверзева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 51-54.
5. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
6. https://fgos.ru/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

Кто на сайте

Сейчас на сайте 2320 гостей и нет пользователей