Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Использование СДО Google Classroom в работе
со взрослыми обучающимися педагогического
колледжа на уроках информатики

Коробова Екатерина Витальевна
Сегодня, благодаря быстрому темпу развития информационного общества становится неизбежной информатизация образования. Формирование в образовательном процессе умений работы с электронными средствами обработки и передачи информации, а также дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса, способствует удовлетворению информационной потребности, развитию творческого и интеллектуального потенциала обучающихся и грамотному использованию информационных ресурсов в различных сферах деятельности.
Сегодня процесс получения информации выходит за рамки четко структурированного учебного процесса.
Сегодня неуклонно растет количество людей, возобновляющих получение образования после перерыва разной длительности. Необходимость регулярного обучения в учреждениях профессионального образования связано, в первую очередь, с повышающимся уровнем требований к соответствию работников профессиональным стандартам и, соответственно, уровню их квалификации.
Зачастую именно обучающиеся, имеющие перерыв в образовании, поступают на обучение в учреждения среднего профессионального образования, и закономерно сталкиваются с рядом проблем, связанных с психологической адаптацией к обучению: планирование самостоятельной учебной деятельности, трудности анализа и синтеза информации, поиск необходимых сведений. Особенно ярко это проявляется в условиях дистанционной поддержки обучения с помощью электронных образовательных ресурсов.
Это ведет к повышенному риску возникновения информационных перегрузок, что влечет за собой нарушение психологического равновесия, повышается возможность возникновения соматических заболеваний.
Эти трудности, отчасти, связаны с продолжительной ориентацией таких студентов на знания, полученные в годы обучения и период работы, при этом люди, имеющие перерыв в получении образования более 20 лет, зачастую полностью лишены навыков применения и взаимодействия с компьютерными технологиями в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Это может быть связано с прошлым образовательным опытом и воздействием старой педагогической парадигмы: догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отрыв теории от жизни, преобладание технократического мышления, ориентация на усвоение готовых знаний.
Стоит отметить, что современные образовательные программы зачастую не адаптированы под потребности взрослых. Также в планировании образовательного процесса не учитываются трудности таких обучающихся при психологической интеграции в современную информационно-образовательную среду.
Так, в большинстве государственных образовательных учреждений отсутствует опыт разработки программ дистанционного и смешанного обучения, поэтому электронные образовательные ресурсы часто применяются педагогами интуитивно, без учета адаптивных особенностей студентов.
Таким образом, студентам необходимо научиться не только использовать те ресурсы, которые предоставляет информационное общество, но и успешно ориентироваться в них.
Особенность обучения с использованием СДО проявляется, прежде всего, в реализации стремления взрослых к применению полученных знаний, умений и навыков. Также взрослые обучающиеся часто могут применять в процессе решения задачи свой личный профессиональный опыт. Учитывая, что на образовательный процесс взрослых влияют также временные и бытовые факторы, обучение с использованием СДО становится особенно актуальным.
Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможность применить его результаты для улучшения своей деятельности. Кроме того, они стремятся активно участвовать в процессе, привносят в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами. Зрелый человек имеет множество семейных и социальных обязанностей, поэтому учится без отрыва от работы. Учитывая разный перерыв в обучении, взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому особенно нуждаются в индивидуализации обучения.
Взрослые обучающиеся испытывают особенно сильную потребность в осмысленном обучении, поэтому важно размещать в СДО практико-ориентированные задания для самостоятельной работы, чтобы обеспечить достаточную мотивацию для самостоятельного обучения.  
Целью использования СДО Google Classroom на уроках информатики является формирование практических умений, навыков у учащегося. т.е. ученик должен владеть не только теоретическими знаниями, но и уметь грамотно обращаться с персональным компьютером, свободно работать с прикладным программным обеспечением, а также в сети Интернет.
Несмотря на ориентацию на практические навыки, при разработке курса я вывела в систему большое количество теории. Одна из задач СДО - помочь педагогу систематизировать знания и предоставить их в удобной для студента форме. Это помогло мне освободить время для практических занятий на уроке, оставив студентам возможность изучать теорию вне аудитории. Это особенно важно для обучающихся, испытывающих трудности при адаптации к современной информационно-образовательной среде, так как дает возможность в своем темпе осваивать не только материал, но и технологии.
Практика показала, что наиболее удобный вариант оформления материалов – деление на темы или поурочно таким образом, чтобы учащийся мог легко сориентироваться в материале. Имея доступ к теории и заданиям для тренировки, учащиеся с легкостью готовятся к следующему уроку.
За время работы было отмечено, что студенты, использующие материалы класса во внеаудиторной работе, справляются с практическими заданиями на уроке на порядок успешнее тех, кто материалами не пользуется (независимо от уровня подготовки). Результаты по итогам семестра обнадеживающие – уровень освоения дисциплины в среднем вырос на 40% по сравнению с предыдущим годом. Использование СДО положительно повлияло на вовлеченность студентов: посещаемость занятий выросла более, чем на 20% по сравнению с предыдущим годом. Также, более 90% студентов выполняют задания в указанные сроки: автоматические напоминания СДО не позволяют студентам забыть о необходимости выполнения домашней работы.
Материалы в классе публикуются поурочно на весь семестр, одновременно с домашними заданиями, которые представлены в двух вариантах: тест (google-форма с автоматической проверкой) и практические задания, которые студенты выполняют и сдают на проверку, используя возможности Google Classroom.
 
Благодаря оповещению на смартфон преподавателя о выполненных заданиях и комментариях студентов, мне стало проще проверять работы и давать обратную связь. Задания больше не «теряются» в потоке писем электронной почты, нет необходимости пересылать задания студентам, пропустившим занятия.
С помощью вкладки «Лента» (аналог форума) возможно опубликовать дополнительный материал или сообщение, которое тут же получат все участники курса.
При создании домашнего задания, практической работы или теста указывается срок выполнения работы. Если обучающийся сдает задание после указанного срока, задание маркируется как «Сдано с опозданием».
Практические работы проверяются и возвращаются студентам с комментариями и оценкой. Для педагога все оценки доступны в общей ведомости класса, для студентов оценки индивидуально отображаются в личных профилях.
Доступ к системе удобен и интуитивно понятен: через браузер, а также через приложения для ОС iOS и Android. Время обучения студентов использованию СДО на первом уроке составило в среднем 30 минут. При этом, как правило, для выполнения тренировочного задания студенты использовали свои мобильные устройства, а не стационарные компьютеры.
В ходе внедрения системы дистанционного обучения в работе со взрослыми обучающимися возникла потребность выявить особенности типов мышления, эмоциональных аспектов, мотивации и стилей учебной деятельности студентов, имеющих перерыв в получении образования, а также определить связь этих процессов с успешностью адаптации к обучению с использованием СДО для повышения качества дистанционного обучения.
Выявление особенностей адаптации студентов к обучению с использованием СДО может стать фундаментом для разработки адаптивных образовательных ресурсов и корректировки образовательных программ с учетом особенностей психологических особенностей взрослых.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

Кто на сайте

Сейчас на сайте 2588 гостей и нет пользователей