Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Модульный принцип проектирования содержания
основной образовательной программы дошкольного образования

Коренева-Леонтьева Екатерина Владиславовна
Аннотация: Целью статьи является описание модульного принципа  проектирования содержания основной образовательной программы дошкольного образования.
Ключевые слова: модульный принцип, проектирование содержания основной образовательной программы дошкольного образования.
            Возможность использования модульного принципа построения содержания образовательных программ закреплена в п.3, ст. 13 Федерального закона об образовании в Российской Федерации. Идея применения модульного принципа к построению содержания образовательных программ дошкольного образования является новацией, так как традиционно модульный принцип применялся к построению программ дистанционного обучения и частично к образовательным программам общего [3,4] и высшего образования [1].
            Для  дошкольного образования модульный принцип можно рассматривать как интеграцию учебного материала в ряд образовательных модулей в соответствии с  тематическими областями содержания основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП дошкольного образования).
            Целью исследования является изучение возможности применения модульного принципа к проектированию содержания основной образовательной программы дошкольного образования.
            Основным методом исследования является создание модели применения модульного принципа к построению содержания основной образовательной программы дошкольного образования на основе описания значимых характеристик модульного принципа, выделенных в ходе теоретическо-методологического анализа.
            Обучение на основе модульного принципа предполагает построение содержания в информационных блоках. Для дошкольного образования такими блоками могут являться «Ребенок в социальном мире», «Ребенок в мире природы», «Ребенок и техника», «Ребенок в мире искусства» и др. В течение года блоки выстраиваются циклично, с тем, чтобы материал получал свое развитие на новом витке развития ребенка, педагоги могли увидеть овладел ли ребенок компетенциями, осваиваемыми в тематических модулях данного блока, можно ли усложнить содержание или необходимо сконцентрировать свое внимание на тех аспектах, которые оказались трудными для понимания детей в прошлый раз.
            Внутри  каждого блока находится несколько тематических модулей, которые объединяют недельные темы (традиционную единицу календарно-тематического планирования). Например: тематический модуль «Дары осени» может включать в себя знакомство детей со следующими традиционными темами «Признаки осени», «Деревья. Листья», «Ягоды. Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Сельско-хозяйственные работы осенью», «Хлеб – всему голова».
Модульный принцип предполагает наличие дидактической цели, сформулированной для обучающегося. Для дошкольников цель может быть сформулирована в виде проблемного наименования темы. Например,  вместо  традиционных тем «Деревья. Листья», «Ягоды. Грибы» может быть использован мини-модуль «Следопыты раскрывают секреты леса». Формулировка темы придает деятельности детей более личностную окраску, что способствует более успешному овладению детьми компетенциями, предполагаемыми при освоении данной темы.
Дидактическая цель при применении модульного принципа  должна содержать указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Для дошкольного образования решение данной задачи возможно с помощью применения пиктографических карт тематического модуля. Освоение модуля становится для дошкольника образовательным путешествием, которое он совершает на основе  полученной пиктографической карты, а также с помощью педагога и сверстников. Это позволяет сделать обучение разноуровневым, дифференцируя содержание пиктографических карт разных воспитанников. Образовательное путешествие данного вида имеет единые сюжетные  точки старта и финиша для всех воспитанников, но маршруты (образовательные задачи), которые ставятся перед воспитанниками могут быть разными.
            При реализации модульного принципа образовательной деятельности каждый воспитанник получает советы (подсказки) как рациональнее действовать и найти учебный материал. В дошкольном образовании реализация данного принципа возможна при использовании элементов квест-технологий, а также традиционной  знаковой маркировки в развивающей предметно-пространственной среде, побуждающей дошкольников к выбору рекомендованных педагогом игр и пособий.
            Модульный принцип приводит к изменению формы общения воспитанников и педагога. Ребенок общается  с педагогом и группой в контексте сюжета тематического модуля и получает индивидуальное общение с педагогом, в рамках сопровождения его индивидуальной пиктографической карты.
            Увеличивается объем информации, осваиваемой ребенком самостоятельно. Это позволяет перенести часть нагрузки ООП дошкольного образования на самостоятельную деятельность детей и предполагает подробное планирование педагогами развивающей предметно-пространственной среды и широкое применение автодидактических пособий.
Еще один принцип модульной организации образовательной деятельности  заключается в  том, что каждый модуль оценивается. Воспитанник может оценить прохождение тематического модуля, если он получил в итоге образовательный продукт. Образовательный продукт дети смогут создать под руководством воспитателя, при участии специалистов и родителей.  Для дошкольника образовательный продукт должен быть обязательно наглядным [2]. Примерами таких образовательных продуктов могут быть: коллажи, макеты, книжки-самоделки, стенгазеты и т.д. В зависимости от сроков освоения тематического модуля образовательный продукт может быть более или менее затратным по времени подготовки. Презентация образовательного продукта родителям, сверстникам из других групп, позволит детям расширить свои социальные компетенции. Формами презентации могут быть как традиционные выставки с экскурсоводами-детьми, дни открытых дверей, так и праздничные события, устраиваемые совместно несколькими группами дошкольной образовательной организации, на которых происходит обмен опытом между детьми и педагогами групп.
Педагог может оценивать изучение модуля с позиции достижения планируемых образовательных результатов, что позволит ему в дальнейшем планировать содержание образовательной деятельности с воспитанником. 
            Модуль формируется как структурная единица учебного плана и в дошкольном образовании включает в себя содержание всех образовательных областей,  объединяемых по тематическому признаку.
Ведущей характеристикой модульного принципа обучения является гибкость [4]. В применении к проектированию содержания ООП дошкольного образования этот принцип может быть реализован через наличие модулей со свободной тематикой. Для того, чтобы привлечь детей и родителей к проблемам планирования образовательной деятельности, учесть их интересы возможно использовать на начальном этапе прием выбора темы, которая входит в образовательный модуль из нескольких предложенных воспитателем, а затем формулирование свободной темы. Свободные темы используются не чаще 1 раза в квартал в основной учебный период, частота их может быть увеличена в летний каникулярный период   это дает возможность соблюсти пропорцию между заложенным стандартом и примерной образовательной программой дошкольного образования содержанием образовательной деятельности и содержанием, включаемым по инициативе родителей и детей. Кроме того гибкость модульного принципа может быть реализована через вариативность объема и уровня содержания. Сроки освоения одного тематического модуля могут быть вариативными.
            Таким образом, применение модульного принципа построения ООП дошкольного образования является возможным при использовании тематического принципа отбора содержания модулей.
 
            Библиография
1. Арсеньев Д.Г., Сурыгин А.И., Шевченко Е.В. 2009. Современные подходы к проектированию и реализации образовательных программ в вузе. СПб.
2. Солнцева О.В. и др. 2015. Основная и адаптированная образовательные программы дошкольного образования. Модель и методические рекомендации по проектированию на основе ФГОС. СПб.
3. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. 2001. Технология модульного обучения в школе: Практикоориентированная монография. М.
4. Чошанов М. A.  1996. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Кто на сайте

Сейчас 4144 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте