Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Блог Экстернат.РФ

Блог пользователей Экстернат.РФ

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Блоги групп
    Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
  • Авторизация
    Войти Login form

Uncategorized

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Евгений Простомолотов

 

«…Давно уже мучила меня одна мысль…

Изобразить вполне прекрасного человека.

Труднее этого,  по-моему, быть ничего не может,

В наше время особенно.»

Ф. М.  Достоевский

 

Константин  Ошлаков (1916–1987).

 Анализируя творческое наследие,  казахстанского гиганта баянного исполнительского искусства,  Константина Кирилловича Ошлакова, не перестаешь удивляться огромному объему разнообразного нотного и методического материала, оставленного после себя грядущему поколению.

Сто шестьдесят этюдов, более трехсот переложений и аранжировок казахских народных песен, танцев и кюев опубликовал Константин Кириллович  в своих трудах.

Его музыкальные произведения— сюиты, фантазии, марши и песни, отличаются, прежде всего, своей мелодичностью, динамической контрастностью, насыщенностью гармонического языка, рельефной метроритмикой и композиционной законченностью. В них заложена интрига, что придает глубокий смысл драматургического действия.

Константин Кириллович Ошлаков посвятил баянному исполнительскому творчеству всю свою жизнь, до конца оставаясь патриотом своего дела, певцом грядущего и настоящего времени. В руках Маэстро баян засверкал новыми гранями звукового самоцветья и, воистину, запел по-казахски.

Невозможно представить профессиональное баянное исполнительское искусство, которое начало свой путь развития, в Казахстане, с сороковых годов прошлого столетия, без этого выдающегося музыкального деятеля. Прекрасный исполнитель-виртуоз, методист, композитор, педагог, организатор учебного процесса и автор баянной исполнительской методологии, профессор Казахского государственного женского педагогического института, заслуженный учитель Казахстана, К.К. Ошлаков внес огромный вклад в дело музыкального просвещения страны, тогдашнего Советского Союза. Его аранжировки казахской народной музыки пользовались необыкновенным успехом не только в Казахстане, но и за его пределами. Произведения Ошлакова украшали репертуар многих известных исполнителей России, Украины и Белоруссии.

С  К.К. Ошлаковым дружили выдающиеся мастера исполнительского искусства, баянисты: народный артист СССР Юрий Иванович Казаков, народные артисты России — Вячеслав Галкин, Анатолий Беляев, Иван Паницкий, народные артисты Украины — Николай Ризоль со своим знаменитым квартетом баянистов, Иван Яшкевич. Владимир Бесфамильнов и многие, многие молодые исполнители.  Константин Кириллович автор монументального труда — учебно-методического пособия «Школа игры на баяне», первого четырехтомного издания, основанного на казахском народном фольклоре.

Не каждому музыканту за свою творческую жизнь удается достичь таких результатов, какие были достигнуты Константином Кирилловичем. Они — ошеломляющие. Особенно, учитывая, что Ошлаков был с юношеских лет незрячим человеком, потерявшим зрение, служа, несовершеннолетним подростком, в армии.

Константин  Кириллович  родился в поселке Зыряновск Восточно-казахстанской области в 1916 году. Ему  суждено было рано узнать сиротскую участь. В 1929 году, после ареста отца Кирилла Игнатьевича, Косте пришлось бросить школу и податься «в люди». Случайные заработки на подворьях односельчан не могли прокормить многочисленную семью, да и отношение к семьям репрессированных нельзя было назвать дружелюбным. Односельчане обходили их дом стороной, одни из-за страха, другие из-за презрения.

После долгих мытарств, Костя устраивается на рудник «Алтайметцветзолото», где, наравне со взрослыми работает полную рабочую смену,  копая шурфы. Работа была тяжелой даже для взрослого человека, а для подростка — каторгой. Особенно тяжело было зимой. Землю не брала ни кирка, ни лопата и ее приходилось всю ночь отогревать, разжигая костры, а утром приниматься за работу и долбить, долбить, долбить.

Но вскоре в судьбе Ошлакова произошли коренные изменения. Мечтая о военной службе, Костя, все же сумел убедить, в своем совершеннолетии, поседевшего с годами,  коменданта Чингизстайской погранкомендатуры, прибавив лишний год в своем возрасте.  Таким образом, он был зачислен «сыном полка» на Орловскую заставу.

Примерно через полгода службы на заставе, с ним произошел несчастный случай, сделавший в его судьбе крутой поворот.

При ремонте обрыва провода оперативной электросвязи, произошло короткое замыкание, от которого взорвался, лежащий рядом, ящик с динамитом. В судьбе подростка произошла трагедия, изменившая всю последующую его жизнь…

Во время долгого лечения, врачи с трудом сохранили жизнь и здоровье раненому юноше, но восстановить зрение им не удалось. Как ни тяжело было, но ему пришлось задуматься о дальнейшей своей судьбе. Так, после лечения Ошлаков поступает ни куда-нибудь, а в Томский музыкальный техникум, в класс баяна к педагогам — А.Н. Рожкову и И.П. Дорофееву. Через четыре года, блестяще закончив учебу, он становится лауреатом престижного, для того времени, сибирского конкурса молодых исполнителей на народных инструментах в г. Красноярске, после которого его приглашают работать на Хакасское радио в г. Абакане.

Молодой, энергичный музыкант, в короткий срок, становится известным в Сибири, исполнителем-виртуозом, а 1940 году его приглашают в Казахстан, где он становится солистом Казахского радиокомитета в г. Алма-Ате. Разъезжая с гастролями по республике, К.К. Ошлаков изучает казахский народный мелос и становится автором первых аранжировок кюев и песен для баяна. Вскоре и в Казахстане к нему приходит широкая известность. С Ошлаковым начинают сотрудничать известные казахские композиторы — Мукан Тулебаев, Ахмет Жубанов, Латыф Хамиди, Евгений Брусиловский. Они с легкостью доверяют молодому исполнителю свои произведения. Так в его репертуаре появляются: «Казахский вальс» Л. Хамиди, «Таджикские танцы» А. Жубанова, «Казахский марш» Е. Брусиловского из оперы «Гвардия алға», музыкальные фрагменты из оперы М. Тулебаева «Биржан и Сара», кюи Курмангазы, Ахан Сэре, Татимбета, Даулеткерея, Дины Нурпеисовой, известных казахских акынов прошлых столетий. Долгая творческая дружба связывала Константина Кирилловича с Л. Хамиди и Б. Байкадамовым.  С последним Ошлаков открыл класс баяна, а затем и музыкальный факультет в Казахском государственном женском педагогическом институте, но это было позднее, в 1961 году.

А в 1941 году, когда вся страна была ввергнута во Вторую мировую войну, Константин Кириллович Ошлаков открывает на базе Алма-Атинского музыкального училища им. П. И. Чайковского первый в республики класс  по профессиональному обучению игре на баяне.

С передовой войны стали приезжать в Алма-Ату тяжело раненные фронтовики, лишившиеся на полях сражений зрения. Приходя к молодому, как и они, незрячему педагогу, эти люди, лишенные, казалось бы, будущего, в кратчайшие сроки приобретали новую специальность, а значит новую жизнь, по которой им становилось не страшно идти. Константин Кириллович давал, этим несчастным,  не только профессию, то есть возможность достойно прокормиться, но и веру в свое будущее, в свои силы.

Такая работа дала возможность совершенствовать свой педагогический и методический потенциал. Появляется первое научно-методическое обоснование комплексного метода по обучению игре на музыкальных инструментах, в данном случае, на баяне.

В музыкальном училище Ошлаков продолжает организовывать классы народных инструментов, открывает целое отделение, на котором создает первый в Казахстане оркестр баянистов, получивший широкую известность в кругах профессиональных музыкантов. Затем появляется оркестр русских народных инструментов, который он и возглавил. Через несколько лет Ошлаков передаст руководство студенческим оркестром молодому своему ученику Канунникову Анатолию.

В 1944 году в Алма-Ате открывается консерватория им. Курмангазы и в ряду первых ее студентов - Константин Кириллович, известный к тому времени, музыкант и педагог.  В 1950 году он заканчивает теоретический факультет и сразу же начинает заниматься организацией первого баянного класса  в данном учебном заведении, преподавателем которого становится его ученик, выпускник Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных Федор Легкунец. Так профессиональный баян, широкой поступью, зашагал по Казахстану.

За долгие годы работы в Алма-Атинском музыкальном училище им. П.И. Чайковского и в Казахском государственном женском педагогическом институте,  Константин Кириллович воспитал множество учеников, ставших последователями его неутомимого творчества. Получая фундаментальную специализацию, они становились яркими пропагандистами баянной культуры.

Константина Кирилловича Ошлакова не стало 25 августа 1987 года. Он умер на 71-первом году жизни от инфаркта, дома в окружении жены и детей, до последней минуты,  думая о своих учениках, надеясь на следующий день их снова увидеть.

Мне тоже повезло быть учеником Константина Кирилловича и я с благодарностью вспоминаю этого великолепного музыканта и замечательного человека.

Занимаясь с восьмидесятых годов скромной нештатной журналистикой, я не переставал издавать  свои литературные опусы,  пропагандируя  высокое творческое наследие выдающегося Мастера.    О Константине Кирилловиче мной было опубликовано множество статей в различных казахстанских газетах и журналах:

— «С верой в каждого из нас»  газета «Учитель Казахстана» 8.11.1886 г. Алма-Ата.

— «Мне повезло, у меня был учитель» газета «Вечерняя Алма-Ата»  10.09.1992 г. Алма-Ата.

— «Баянисты» газета «Новое поколение» 7.04.2000 г. Алматы.

— «Певец грядущего и уходящего»  журнал «Семь нот» №7.   2000 г. Алматы.

— «Слово об учителе»  Электронный информационно-аналитический бюллетень «Орда» 2001 г. Алматы.

— «Слово об учителе»   газета «ВЕДИ» № 11-12, с. 46-47.  2001 г. Алматы

А в 2002 году у меня вышла в свет книга-монография «Константин Ошлаков. Воспоминание об учителе».  Изд. «Ценные  бумаги» МПБФ «ВЕДИ»  2002 г. Алматы

 

Простомолотов Е.И.

Отличник образования,

заслуженный деятель

Республики Казахстан.

Просмотров: 1063
0
Просмотров: 992
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Увжаемые коллеги!В нашей гимназии существует многолетняя традиция проведения научно-практической конференции младших школьников "Первые шаги в науку" и "Царскосельские старты" для учащихся среднего и старщего звена гимназии.Как учитель музыки хочу пригласить вас к участию в фестивале хоровой и ансамблевой музыки\вокальной и инструментальной\.Приучить детей слушать и исполнять классическую и современную музыку в достойном исполнении можем мы с вами при условии распространения опыта музицирования детей разных возрастов.Проявление таланта и творческого потенциала учителя можно показать в возрождении Олимпиады по музыке.которая до настоящего времени не зарегистрирована в Комитете по образованию и проводится лишь усилиями АППО СПб,не имея официального регионального.вс ероссийского и международного статуса.Предлагаю объединить наши усилия.2016 год-юбилейный для величайших имен - Моцарт,Прокофьев,Свиридов.Поддержите идею создания на базе гимназий.школ олимпийских музыкальных движений.

Просмотров: 881
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Предлагаю подискутировать на тему математического развития дошкольников. Интересуют мнения как воспитателей ДОУ, так и учителей начальных классов.

Многие воспитатели не владеют методикой обучения математике, грешат тем, что учат детей механическому счёту, поддерживая тем самым невежество и амбиции родителей в данном вопросе, не развивают умственное восприятие величины, а развитию логического мышления совсем не уделяют внимания. Зато учат писать цифры и считать едва ли не до ста...

А как у Вас? И с какими проблемами, кроме поведенческих, сталкиваются учителя первых классов; какие требования в качестве учителя Вы предъявляете к математическому развитию детей в ДОУ?

Просмотров: 907
0

Несколько лет назад я узнала о существовании форсайт-проекта «Детство – 2030». Рабочей группой этого проекта было установлено, что понятие «родители любят своих детей» - всего лишь стереотип, а реальное положение дел состоит в том, что родители в большинстве своём равнодушны к своим детям и воспринимают воспитание ребенка как обязанность.

Являясь на тот момент мамой четырёхлетней дочери, я была удивлена подобным заявлением, но, работая параллельно воспитателем в детском саду, стала замечать не менее удивительные метаморфозы в образе мыслей и действий родителей моих воспитанников, которые подтверждали заключение авторов проекта.

А согласился ли бы с этим утверждением ребёнок – тот самый ребёнок, для которого мама – первое слово, постоянная величина, некий опорный пункт, на котором держится всё его существование?

Когда ребёнку не хватает какой-то определённой игрушки, он использует игрушку-заместитель, а если ребёнку не хватает мамы ввиду её занятости или равнодушия? Кому ещё, как не воспитателю, стать её «заместителем»?

В чём же заключается благородство «маму заменять»? В этом качестве на воспитателя возлагается огромная ответственность за нравственное воспитание доверенных ему детей. Быть образцом, дать частичку любви, теплоты – какая самоотверженность нужна для этого! Воспитатель может сколько угодно играть роль хорошего человека, научить ребёнка рисовать, играть, читать, но никогда не воспитает в нём настоящего нравственного чувства, если не будет искренен в каждом своём проявлении.  Никакие правила или предписания не заставят его отдать ребёнку частичку самого себя; это должно быть естественной потребностью – невозможность не отдать…

И, возвращаясь к теме своего сочинения, задаюсь вопросом: кто, если не мы? 

Просмотров: 883

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта