Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Блог Экстернат.РФ

Блог пользователей Экстернат.РФ

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Блоги групп
    Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
  • Авторизация
    Войти Login form

Uncategorized

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized
Просмотров: 406
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

 

«Использование элементов арт – терапии в работе педагога"

 

Современная образовательная программа рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность обучающегося, а педагогический процесс профессионального образовательного учреждения должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого обучающегося, сохранение его уникальности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.

 

В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время всё более активно применяется такой инновационный здоровье сберегающий подход, как терапия искусством.

 

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

 

    Арт-терапия  включает в себя:

 

  • изотерапию– терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а также работа с репродукциями, различным художественным материалом – глиной, пластилином, соломой (декоративно прикладное искусство) и т.д.;

 

• музыкальную терапию – это контролируемое использование музыки в образовании и воспитании детей и взрослых;

 

•драматерапию– воздействие через театр, образы, а также использование готовых материалов (фильмы, спектакли);

 

•сказкотерапию– метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;

 

•кинезитерапию– это все, что связано с движением: ритмопластика, танцевально-двигательная терапия;

 

•фототерапию –  применение фотографии (слайдов) для развития и гармонизации личности, а также работа с готовыми фотоматериалами или создание оригинальных авторских снимков;

 

•песочную терапию – форма активного воображения, предполагающая игру с песком и миниатюрными фигурками, что, в свою очередь, позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии.

 

Богатое многообразие видов арт-терапии вызвало большой интерес в практической работе педагога – психолога и повлекло к созданию отдельных зон: песочной терапии; изотерапии; музыкальной терапии; сказкотерапии; драмотерапии; кинезиотерапии, в специально организованных условиях. Создание специально организованных условий в одном пространстве, которое позволяет не только реализовать все поставленные задачи перед специалистом, а также интегрировать несколько терапевтических областей в одном образовательном процессе.

 

В ОУ создаются условия с учетом возрастных особенностей и с учетом используемых технологий, в данном случае арт-терапия, для работы с обучающимися и их родителями.

 

Каждое направление подразумевает под собой создание зоны работы с тем или иным видом арт-терапии, рассмотрим более подробно:

 

1. В зоне изотерапии с помощью манипуляции с предметами практические действия интериоризируются, т.е. переносятся во внутренний план. Посредством рисования, конструирования, лепки, аппликации, подросток производит продукт, отображая в нем впечатления и жизненный опыт, который он принимает или отвергает. Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:

 

  1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.
  2. Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии.
  3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.
  4. Проработать мысли и чувства, которые подросток  привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  5. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
  6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическим и зрительными ощущениями, развивают способности к восприятию.
  7. Развивать художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

 

2. Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей. Создание зоны музыкальной терапии, основанный на целительном воздействии музыки, на психологическое состояние обучающегося, развитию коммуникативных навыков, выражению подавленных или «трудных» для выражения чувств.

 

3. Драматерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Проигрывание экспрессивных этюдов помогает решать различные проблемные ситуации. Помимо развития креативности, у подростков появляется уникальная возможность расширения своего сознания, расширение диапазона поведенческих стратегий, отработка новых, более креативных способов взаимодействия с миром и с другими, а также работать в коллективе.

 

4. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личностиобучающегося. По этому в данной зоне в работе со сказкой, которая позволяет решить несколько задач одновременно развивать речь, внимание, память, воображение, активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности молодых людей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций. Сказка позволяет развить у подростков умение чувствовать и понимать другого,  воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого, а также  повышает самооценку, их уверенность в себе.

 

5. Тело человека создано для движения, которое естественно, как дыхание, так как в природе все совершает движения. По этому мы не могли обойти стороной такое направление как кинезиотерапия. Создание зоны кинезиотерапии, где используются элементы танцевальной терапии, осуществляются взаимоотношения между движением и эмоциями. В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы подростка и является профилактическим методом в работе с обучающимися 1 курсов период адаптации к техникуму.

 

Особое значение арт-технологий для развития обучающихся заключается в том, что они позволяют прямо ставить перед подростками творческую задачу, давать обучающемуся задание придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с тревожными, замкнутыми подростками и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

 

При выполнении творческих заданий у обучающихся возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении старых заданий, широко использовать свой прошлый опыт.

 

Проведя мониторинг развивающей работы за период с сентября 2009 по декабрь 2010 года, мы увидели положительную динамику в развитии наших учащихся в психоэмоциональном, интеллектуальном, социальном развитии. Использование арт-терапевтических технологий позволило психологу помочь обучающемуся справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

 

Таким образом, арт-терапия  в профессиональном образовательном учреждении – это не просто метод коррекции и развития обучающегося посредством художественного творчества, а это процесс от которого он получается удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с обучающимися КАТТ.

 

Просмотров: 435

 Евгений Простомолотов

 

ЕСТЬ В МУЗЫКЕ БЕЗУМНОЕ НАЧАЛО…

 

  В условиях ускорения научно-технического прогресса следует понимать по-новому возможности использования музыкальной методологии в подготовке не только будущих музыкантов, но и любителей, людей по-настоящему увлеченных музыкой, желающих понять ее глубокие исторические и нравственно- эстетические истоки. Величайший мыслитель Древнего Востока Абу Наср аль-Фараби относил музыкальные науки к числу педагогических наук и считал их: "науками воспитательными, так как они воспитывают обучающегося им, делают его более тонким и указывают ему прямой путь для познания тех наук, которые следуют за ними".

  Музыкальная педагогика, как теоретическая наука обусловлена тесным сотрудничеством и связью с такими науками, как психология, философия, социология, культурология, история и литература. На эту педагогическую задачу указывал и Константин Кириллович Ошлаков, выдающийся казахстанский музыкальный деятель, основатель профессиональной баянной школы в нашей республике, профессор Каз.Гос.ЖенПИ, заслуженный учитель Казахстана.

   В своих основных принципах комплексного обучения игре на музыкальных инструментах, он обращал внимание, прежде всего, на цель обучения, в процессе достижения которой, у учащихся развивается целая система профессионально-исполнительских навыков и общая музыкальная культура. К.К.Ошлаков писал: "Организация приемов, используемых в процессе обучения – это задача методики, а для того, чтобы сформулировать основные положения методики, необходимо четко представлять себе цель и конечный результат процесса обучения".

   Особенности звуковысотной последовательности и самой природы звука математически рассчитаны, физически обусловлены и имеют точное научное определение. Причины, обусловливающие высоту и низость тонов, упоминаются еще в глубокой древности. Тот же аль-Фараби в своих трактатах о музыке писал: "Высота и низость звука зависит обычно от степени сжатия, налагаемого на частицы воздуха, отталкиваемого под влиянием толчка. Чем больше сжатие, тем острее звук".

   Да, музыкальная педагогическая наука, тесно сотрудничает с вышеназванными науками. Более того, музыкальная наука, как мы уже поняли, состоит из синтеза естественных, гуманитарных и точных наук.

_________________________________________

    Если говорить об организации детского музыкального коллектива, то с чего следует начинать.

   Что такое коллектив? Это группа людей, объединенных в творческий союз единомышленников, осознающих свою личную миссию в данном союзе, умеющих решать поставленные, перед коллективом, задачи. и активно участвовать в достижении определенной цели. Когда состоится такое творческое объединение людей, причем любого возраста, тогда будут под силу решения любых технических и художественных задач.

 

С чего начинается обучение в оркестре

 

   В музыкальном образовании детей и подростков огромную роль играет коллектив. А коллективное музицирование, в свою очередь, создает необходимые условия для развития коммуникабельности и широкого кругозора у ребенка. Для педагога расширяется круг методических и дидактических возможностей комплексного обучения игре на музыкальных инструментах.

   Методика работы педагогов нашей музыкально-оркестровой студии основана, именно, на возможностях реализации комплексного метода обучения, который, в свою очередь предполагает ускоренный курс изучения музыкальной грамоты, освоения азов исполнительской техники, развития интеллектуальных способностей у ребенка. Даже отсутствие такой учебной дисциплины, как музыкальная литература, не наносит ущерба на музыкальный интеллект наших учеников. Здесь важно правильно подойти к сути проблемы, уметь выделить главную задачу данной учебной дисциплины с последующей формой ее решения. Если работая над музыкальным материалом, педагог будет уделять внимание не только на его структуру, композиционную  конструкцию, но и на эстетическую форму, то перед учащимися раскроются истоки и исторических предпосылок его создания. Знакомство детей с биографией авторов изучаемого учебного материала, вполне, сможет заменить, на начальном периоде музыкального образования, такой предмет, как музыкальная литература. Учебная дисциплина "сольфеджио" обязательна с самых первых шагов знакомства детей с музыкой. Но, в начале, я рекомендую это делать на практических занятиях групповых оркестровых репетиций. Работая над подачей звука, способом  его извлечения на музыкальном инструменте, сразу же можно предлагать ребенку данный звук пропеть, т.е. извлечь его голосом. Пение звуков или мелодических оборотов и есть практическое сольфеджирование. Так, доминирование практики над теорией позволяет ребенку и его учителю быстрее добиваться желаемых успехов.

   Таким образом, развивая музыкальный слух, у ребенка, параллельно, развивается внутренний слух. А групповое исполнение музыкального материала усиливает восприимчивость гармонического и тембрового слуха,  Умение, не сбиваясь, исполнять свою партию и, в тоже время, слыша целиком весь оркестр. Такой репетиционный подход помогает в дальнейшем ученику учиться анализировать весь исполняемый проект в целом, понимать модуляционные отклонения, метроритмические  и штриховые изменения в структуре исполняемого произведения. Такое комплексное развитие музыкального слуха, практически, невозможно при индивидуальном  обучении, да еще за короткий срок.

     Особенно полезно петь гаммы под собственный аккомпанемент. Исполняя гамму на инструменте и дублируя ее голосом, ребенок быстрее усваивает мелодическую, звуко-высотную и ладотональную структуру построения, производя, пусть пока интуитивно, слуховой анализ. А произнося на распев ноты, учащиеся быстрее запоминают их местонахождение на инструменте, уверенно ориентируясь на его ладах или клавиатуре. Ученику следует подробнейшим образом разъяснять практическую значимость изучаемых упражнений, гамм и этюдных композиций, чтобы тот смог понять и должным образом оценить всю их необходимость в своей технической подготовке.

   Только благодаря должному усердию и титаническому терпению, можно достичь больших результатов в исполнительском мастерстве и прийти к своему звездному часу. Игра в оркестре – это не шумовая игра, а серьезное осмысленное обучение, состоящее из целого синтеза методико-дидактических приемов, основанных на индивидуально-психологическом подходе к каждому из обучающихся музыке. Как говорил К.К.Ошлаков: "Прежде, чем приступить к обучению ученика, необходимо для начала изучить этого ученика, чтобы научиться самому как его учить". Только сознательный подход к изучаемому материалу может помочь ученику быстрее получить ожидаемый результат.

   Работая над музыкальным произведением необходимо ввести учащихся в курс истории его создания, познакомить их с биографией и творчеством композитора. Если произведение носит народный характер, то уместно посвятить несколько минут историко-этнографическим моментам, помогающим полнее раскрыть исполнительскую стилистику, историю его происхождения. Тогда и произведение, в свою очередь, поможет узнать о культуре того или иного нарда, его быте, обрядах и т.п. Ребенок уже будет не "механически", а сознательно воспринимать идейную суть изучаемого материала. Такая кропотливая работа только поможет педагогу быстрее и качественно справиться с поставленными репетиционными задачами.

   Групповое исполнение различных упражнений, основанных на их фразеологической структуре, что называется мелодическими оборотами, дает огромный импульс в работе над такой важной оркестрово-исполнительской проблемой, как беглое чтение нот с листа, визуально-слуховая ориентация на клавиатуре музыкального инструмента, развитие рефлекторно-мышечного аппарата, ведущего к исполнительской уверенности и беглости пальцев. Причем, когда ставится перед оркестрантами задача определяющая вопросы чтения нот с листа, то здесь не следует заострять особое внимание на безошибочности исполнения данного мелодического оборота. Просто надо постараться исполнить написанные на доске ноты с одного раза, а только затем обратить внимание учеников на сделанные ими ошибки. Эту процедуру можно повторять не более дух раз, увеличивая темп, а затем переходить к новому мелодическому обороту, с применением тех же исполнительских требований. Таким образом, результат будет очевиден уже через несколько уроков, а через два-три месяца дети, при отсутствии определенной лени, смогут довольно бегло читать ноты, быстро ориентироваться в длительностях, ритме, в определенном количестве ключевых знаков альтерации и даже темпе.

   Может показаться, что такой метод обучения, да еще в начальном периоде музыкального образования, повлечет за собой определенные трудности, связанные, прежде всего, с затратой учебного времени, физической нагрузкой обучающегося, которая, в свою очередь, должна неизбежно привести к плачевному результату, такому, как текучесть обучающихся кадров.

    Могу с уверенностью сказать: такие трудности ребенку не в тягость, а наоборот он на себе чувствует, как у него с каждым занятием лучше получается игра. Он уверенно начинает ориентироваться на ладах или клавиатуре инструмента, с каждым разом повышается качество звукоизвлечения,  а  постепенное умение свободно читать ноты приводит его к тому, что он в скором времени начинает разучивать музыкальные пьесы, радуя своих родителей и через полгода уже становится полноправным членом старшей группы оркестра, участвует в концертах, гастрольных поездках.

     Детская любознательность только "подстегивает" желание ребенка больше узнать, быстрее научиться играть, чтобы попасть в концертирующий состав оркестра. Если говорить о таком методе обучения, то он скорее сложен для нерадивых педагогов, мнящих себя "звездами", а на самом деле ничего непонимающих в элементарных вопросах педагогики и методологии и не представляющих собой никакого интереса.

   Музыка – это постоянный поиск новых звуковых интонаций и красок. Если этот поиск прекратить, то откроется прямая дорога к показушности и дешевой саморекламе. Известно, что музыкальное образование, как и любое другое, должно придерживаться логической концептуальности, ведущей не к поверхностной популяризации достигнутых результатов, а к работе, требующей глубокого анализа и изучения конкретного методического и педагогического материала. Таким образом, прогрессируя учебно-воспитательные задачи, под влиянием объективных изменений государственных требований в этой области, педагоги музыкально-оркестровой студии детского оркестра народных инструментов «Русские узоры» Дома школьников №3 г. Алматы получили возможность решать большие музыкально-педагогические проблемы, такие, как ритмико-метрические и фонетико-морфологические особенности музыкального языка. Решаемость таких задач позволила педагогам данного учебного заведения повышать на практике художественно-эстетический вкус и аналитическое мышление у учащихся в работе над музыкальным материалом; будь то конкретная пьеса или целая концертная программа. Недаром наши выпускники получают высокие баллы на вступительных экзаменах в музыкальных колледжах не только нашей республики, но и за рубежом. Тому есть примеры учебы, а затем работы наших выпускников в России, Германии. Чехии и Бельгии.

Музыкальная наука состоит из теории и практики; причем практика доминирует над теорией. Поэтому, в основе своей, обучение ребенка музыке начинается с извлечения звуков. Порядок же практической работы, при условии достаточного понимания сути данной проблемы, естественным образом вытекает из теоретической постановки решаемой музыкальной задачи. Процесс хода урока должен быть подвижным, в зависимости от применяемого метода, актуального для достижения поставленной цели. При разработке конструкции урока, педагог не должен ограничивать себя только односторонней подачей ученику исполнительских приемов. Здесь следует стремиться к созданию условий для развития творческих способностей у ребенка, его познавательной самостоятельности в решении поставленных перед ним ученых задач. Именно средствами комплексного обучения достигается наивысший результат музыкально-образного мышления и развитие исполнительских навыков. Оркестровая практика помогает каждому из учащихся довольно в короткий срок усвоить художественную концепцию изучаемого произведения, сознательно подойти к исполнению всевозможных технических приемов: мелизмов, штрихов, динамических оттенков, которыми ярко насыщенно любое художественное произведение. Ведь только в оркестре можно в полной мере ощутить всю палитру музыкальных красок всевозможных созвучий, метроритмических чередований, модуляционных отклонений, почувствовать себя полноправным соавтором музыкального действия, художественного замысла, по-настоящему осознать свое достоинство в коллективе.

Начиная репетицию с упражнений, педагог закладывает основу для плодотворной работы над художественным произведением. Предлагаемое упражнение должно отвечать штриховым и тональным требованиям изучаемого произведения, т.е. носить элементы ритмико-штриховой техники, бить насыщенно доминирующими длительностями и обязательно идентичным тональным планом. Это обязательные требования к планируемым упражнениям, способствующим технической и слуховой подготовке учащихся к исполнению изучаемого произведения. Если репетиционный урок выстроен правильно, то успех достижения цели будет оптимальным.

Особенно важно в начальном периоде музыкальной подготовки учащегося, чтобы темы теоретических занятий совпадали с практическим освоением музыкального материала на репетициях оркестра, изучаемая тональность совпадала с практической игрой на инструменте. Это поможет ребенку быстрее и качественнее настроить свой слух, на практике проанализировать структуру тонального плана.

Мудрость комплексного метода заключается в его конструктивности. Только ленивый не способен осознать всю мощь его прогрессивности. Но даже при такой интенсивности подачи учебного материала не стоит все, же спешить с подтверждением немедленного результата. Данный метод не предусматривает краткосрочную подготовку виртуозов. Это не фабрика, так называемых, "звезд".

Но он помогает учащемуся, в определенно короткий срок, качественно изучить учебный материал, рассчитанный на глубокое усвоение программных требований начального музыкального образования. Учащиеся нашей студии уже к четвертому году обучения исполняют на специнструментах произведения, соответствующие программным требованиям первого курса музыкального колледжа. Были случаи, когда более прогрессивные ученики без особого труда справлялись с произведениями консерваторских и даже конкурсных программ.

  Высокая  художественно-исполнительская подготовка детского оркестра народных инструментов «Русские узоры» ДШ №3 г. Алматы привлекла внимание прославленных мастеров профессиональной сцены. За многие годы существования оркестра под его аккомпанемент пели заслуженные артисты Казахстана: Виктор Ашанин и Валерия Крымская (актеры ТЮЗа им. Н.Сац), Кайырлы Ислямов, Роза Бакбергенова, Дина Хамзина (солисты Каз.Гос.филармонии им. Жамбыла), профессор Каз.Гос.ЖенПи Агайша Исагулова (обладатель ГранПри), российская певица, лауреат Международного конкурса вокалистов им. Собинова - Екатерина Алабина.

     В 1988 году наш оркестр принял участие в концерте российского ансамбля "Частушка" под руководством ведущего знаменитой телепередачи "Играй, гармонь", народного артиста России Геннадия Заволокина.

Объективность комплексного метода обучения лежит в основе достижения высокого результата начального музыкального образования, его прогрессивности.

Высокий уровень образования, может быть, достигнут только тогда, когда мудрый педагог способен научить мудрости своего ученика. Комплексный метод обучения детей игре на музыкальных инструментах и один из главных его разделов "коллективное музицирование" выходит за рамки сиюминутной музыкальной подготовки учащихся, он на много шире охватывает музыкальную педагогическую науку, открывающую путь к высокому профессионализму. Музыкальные задачи, как указывал в своих трудах К.К.Ошлаков, заключаются, прежде всего, в том, чтобы не столько обосновывать готовые и утвердившиеся педагогические формы содержания методики, приемов обучения и воспитания, сколько опережать устоявшуюся педагогическую практику, прокладывать для нее новые пути, обеспечивающие широкий поиск в деле обучения и воспитания"

   Обращение музыки непосредственно к миру чувств и эмоций отмечалось во все времена – от эпохи Аристотеля до наших дней. Свое выступление хочется закончить стихами поэта Е. Винокурова:

 

«Есть в музыке безумное начало,

Призыв к свободе ото всех оков.

Она не зря лукаво обольщала

Людей на протяжении веков…,

Но и сейчас, когда оркестр играет

Свою неимоверную игру,

Как нож с березы, он с людей сдирает

Рассудочности толстую кору.»

 

======================================================

Простомолотов Евгений Иванович

 

Отличник образования,

заслуженный деятель

Республики Казахстан

Просмотров: 470
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Евгений Простомолотов    

 

Русский оркестр с казахским колоритом

 

       Более тридцати лет, в южной столице Казахстана, городе Алматы существует детский оркестр русских народных инструментов. Его путь становления нельзя назвать сложным, наверное  потому, что все новые начинания сопровождаются определенными психологическими и энергетическими затратами. Начало организационных вопросов всегда было делом хлопотным. Трудность, наверное, заключалась лишь в приобретении музыкальных инструментов, и то, не в материальном смысле слова, а в их отсутствии в магазинах.  Даже в советское время такой экзотичный русский инструмент, как домра, в казахстанских городах,  купить было не так просто, а в восьмидесятые годы двадцатого столетия спрос на этот инструмент вообще сошёл к нулю. Если балалайки еще  появлялись на прилавках  музыкальных и универсальных универмагов, то домра была большой редкостью. Не  каждая музыкальная школа могла позволить себе открыть  домровый класс. Работы, для домристов и балалаечников, кроме преподавательской, в республике не было. В Казахской ССР, как составной части Советского Союза, не существовало  профессиональных  русских  народных оркестров. 

     Обучение на балалайках и домрах велось лишь в музыкальных училищах, на уровне предмета «родственные инструменты» и некоторых ДМШ.  Иногда домрово-балалаечные  ансамбли звучали в Домах культуры крупных производственных предприятий.

     С развалом СССР, со всей его политико-экономической и хозяйственной инфраструктурой, пострадало образование, в том числе, и музыкальное. Большое, серьезное искусство потеряло актуальность, а на смену ему пришел беспечный шоу-бизнес.

     Никто не спорит – это новая форма, в складывающихся рыночно-экономических отношениях, но из-за безграмотности действий в этих отношениях, упал спрос на качество во всех отраслях, в том числе и в культуре.

     Домровое исполнительство, как один из видов музыкального искусства, просто исчезло. А то, что сегодня осталось в некоторых городах Казахстана, держится благодаря энтузиазму отдельных профессиональных музыкантов.

     Я не говорю о самодеятельном творчестве. Оно меня никогда не интересовало, что не мешало мне,  впрочем,  довольно  активно его развивать. Теперь я отношусь к нему и вовсе  отрицательно. Каким бы хорошим не было самодеятельное творчество, до настоящего искусства ему далеко. Возвращаясь к советскому периоду, могу сказать, что такая форма «окультуривания» народных масс была нужна для того, чтобы, как можно, больше людей привлечь к реализации экономических планов в народном хозяйстве страны.

      Самодеятельное творчество играло роль и политической пропаганды. В основном, репертуар самодеятельных творческих коллективов был патриотический, прославляющий «победы» коммунистической партии в различных сферах трудовой  деятельности советского гражданина.

     Говоря о произведениях того периода, то они были, не побоюсь этого слова, прекрасными  и,  даже,  выдающимися. Многие из песен и инструментальной музыки заняли почетное место рядом с шедеврами мирового искусства. На таком репертуаре выросли профессиональные исполнители тех лет. А монументальные творения советских композиторов, такие, как сонатно-симфоническая музыка, кантаты, оратории, оперы, оперетты и балеты, вошли в золотой фонд мировой классической музыки.

    Сочинения Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Петрова, Т. Хренникова, И. Дунаевского, В. Соловьева-Седого.  Казахстанских композиторов – Е. Брусиловского, М. Тулебаева, А. Жубанова, Л. Хамиди, Ш. Калдаякова, Б. Байкадамова, Н. Тлендиева и других авторов, украсили репертуар многих музыкальных и драматических театров, симфонических и народных оркестров, а также отдельных исполнителей – выдающихся певцов и музыкантов. Песни и инструментальная музыка, также стала достоянием художественной самодеятельности. Произведения советских композиторов издавались огромными тиражами во всевозможных нотных изданиях. Песенники и музыкальные альбомы были доступны каждому человеку. Таким образом, народные массы изучали, на определенном уровне, искусство, которое «принадлежало народу».

      С самого раннего детства ребенок приобщался к «вечному и прекрасному» через музыку, пение, декламацию. В школах существовали драмкружки, хоры или вокальные группы, реже инструментальные ансамбли, но это и понятно – зависело от наличия в школе нужных музыкальных инструментов. Но, тем не менее, во многих предприятиях, в учебных заведениях  функционировали довольно приличные духовые оркестры (я сам был участником школьного духового оркестра, руководимого прекрасным музыкантом) и вокально-инструментальные ансамбли. Особой популярностью  пользовались хоровые коллективы. Во главе их стояли  профессиональные работники культуры и искусства. Самодеятельное творчество, руководимое мастерами своего дела, играло не маловажную роль в эстетическом воспитании и начальном музыкальном образовании. Дети и взрослые, простые работники сферы народного хозяйства, рабочие заводов и фабрик, получали возможность не только удовлетворять свои эстетические потребности, но и приобщаться к высокому искусству, познавая у профессионалов секреты исполнительского мастерства.

   Сейчас же самодеятельное творчество пущено на самотек. Во главе низкопробных творческих коллективов стоят вчерашние работники того самого народного хозяйства, не существующих, ныне, производственных предприятий.

    Люди, когда-то участвовавшие в заводской художественной самодеятельности, теперь, будучи  на пенсии, решили «реанимировать» свою «творческую» деятельность, но уже в качестве руководителей.

      Конечно же,  такой подход к искусству не только неприличный, но и преступно вредоносный. Отсюда массовое появление необразованных «композиторов» и «поэтов», не говоря уже о псевдо-певцах и псевдо - музыкантах, которые как саранча кинулись, как в профессиональное искусство, так и в самодеятельное творчество. До смешного доходит: каждый из этих кое-какских «специалистов-сочинителей» жаждет  скорее   за  лицензировать свои, так называемые, «шедевры».

    А сколько появилось разных союзов, фондов, так называемых, «культурных» центров, возглавляемых самозваными атаманами, председателями и президентами.  Все эти псевдо-этнические и псевдо-культурные организации с фальсифицированными лицензиями и прочей сомнительной документацией, только развращают молодежь, направляя ее  по ложному пути, а то и просто втягивая в различные междоусобные распри (яркий пример тому -  Семиреченские казаки).

    От недостаточности должного образования появился дефицит эстетического воспитания. Люди, берущиеся не за свое дело, изначально обрекают его на провал. Самое страшное то, что их профессиональная необразованность  мешает,  не только самим  правильно ориентироваться в данной сфере деятельности, но, в корне, искажает понятие о представлении настоящего искусства. Доступность пользования дешевыми «минусовками» и «плюсовками», вообще, обезобразило самодеятельное творчество. Безграмотное пение не спасает даже профессиональный аккомпанемент, записанный на мини-диск. Такое сочетание сравнимо со вкусом прокисших щей и свежей сметаны. Но, к большому сожалению, таким горе-артистам это понятие не ведомо. Здесь, мне кажется, уместно изречение Омара Хайяма: «Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос».

    Поэтому сейчас, как никогда, следует усиливать внимание профессиональных работников культурной сферы на повышение воспитания эстетического вкуса у молодежи и, особенно, у детей. Дети, как губка, впитают все, что мы им с годами вкладываем, чтобы в будущем отдавать свои знания новому поколению.

     Да, профессиональное образование требует дополнительных материальных затрат. Но если государство и меценаты сейчас не будут вкладывать деньги в профессионализм, то мы все, еще  на долгий срок, останемся дилетантами.

   Культурная сфера деятельности человека, как и всякая другая деятельность, играет немаловажную роль в воспитании патриотизма к своей стране, о котором мы так много говорим. Следует обратить особое внимание на музыкальное образование детей и молодежи.

      Начальное музыкальное образование - это прерогатива не только музыкальных школ, но и внешкольных учебных заведений, таких, как Дома школьников, в которых создание творческих коллективов должно поручаться только специалистам, причем, высокого уровня, любящим свою профессию. Чтобы поднять уровень самодеятельного творчества, не следует пренебрегать закономерностями профессионального искусства. Тогда художественная самодеятельность сможет  восполнить утерянное значение высокого искусства, а «козлиное блеяние» не будет, до обидности, называться фольклором - монументальным пластом народной культуры.

     Слушать низкопробные хоры или инструментальные ансамбли, участникам которых незнакомы такие  понятия, как  «культура звука», «штриховая техника», «динамические оттенки», «кульминационный план», «фразировка», то есть, необходимый арсенал технических комбинаций, способствующий  раскрытию замысла композитора или содержания исполняемого произведения, просто невозможно.  Удивляясь тому, что им  еще аплодируют, поневоле задумаешься: что ждет всех нас в будущем.

      Казахстан уникален по своей этнокультуре. Таким богатством национального колорита, из всего постсоветского пространства обладает, наверное, лишь Российская Федерация. Казахстан и Россия, с давних пор, тесно связаны культурным этносом. Эстетическое влияние народов этих стран обоюдное и независимо от политических формаций. Особенно это влияние выражено в Казахстане. Здесь даже такие национальные праздники, как Наурыз и Рождество Христово, являются государственными. Для многих русских людей Казахстан стал второй родиной, а для тех, кто здесь родился – единственной. Культура этих народов тесно связана между собой и развивается вот уже не одно столетие. Родными и взаимопонятными стали народные песни и танцы. Исконно русские инструменты - баян и домра, оказались близкими и для казахов, которые научились на них играть профессионально. Звучание русских инструментов обогатило тембровую окраску национальных музыкальных ансамблей. И сейчас в инструментальном составе государственных академических казахских народных оркестров им. Қурманғазы и  «Отырар сазы» им. Нұргисы Тлендиева, звучат - баян  и домра. Баян музыканты ласково называют сырнаем, а домру – примой. Так русские инструменты запели по-казахски.

     Казахские оркестры украсили свой концертный репертуар, наряду с шедеврами мировой музыкальной литературы, русскими классическими произведениями и народным фольклором. К сожалению, как я говорил выше, профессиональных русских народных оркестров в Казахстане нет,  но есть студенческие. Они действуют в музыкальных учебных заведениях некоторых областных центров республики, в том числе и в городе Алматы. Их репертуар насыщен казахской народной музыкой и произведениями казахских композиторов, что вносит свой необычный колорит в оркестровую палитру.

     Как я упоминал в начале своего повествования, в Алматы, более тридцати лет, существует и плодотворно трудится еще один необычный, по своему инструментальному и национальному составу, творческий музыкальный коллектив – детский оркестр русских народных инструментов под названием «Русские узоры».

       Это, вероятно, единственный в городе «музыкальный островок», где школьники, разного возраста и любой национальности, получают возможность приобщиться к русскому музыкальному мелосу, освоить русские народные инструменты – домру, балалайку, баян и, через призму исполнительского оркестрового искусства, познакомиться с культурным достояним других этнических групп.

     Открывая, в 1981 году, в районном Доме пионеров, музыкальный кружок, как он тогда назывался, я столкнулся с рядом организационных трудностей. Во-первых, не было места для проведения занятий с таким коллективом, как оркестр. Здание было ветхим и очень маленьким, а детей - как пчел в улье. Из-за отсутсвия свободных комнат, меня перевели на базу школы-интерната №1 им. Н. К. Крупской.

     Но здесь возникла вторая проблема, которую, кроме меня, уже не мог решить никто. Как научить детей, с неадекватным поведением, играть на музыкальных инструментах, да так, чтобы оркестр зазвучал в короткий срок?  

       Существовало несколько способов обучения – так называемая, цифровая система, обучение с руки (репродуктивный метод) и игра на слух, которыми, к сожалению,  пользуются, до сих пор, в самодеятельных казахских ансамблях нерадивые руководители. Эти приемы обучения расчитаны на пиар и не более. С годами я укрепил свое мнение, глядя на такие горе-коллективы, безперспективность которых была очевидна. Сколько бы лет, таким способом. не учился ребенок или взрослый человек игре на музыкальном инструменте, он никогда не сможет правильно изложить музыкальную мысль, так как ему всегда будет не хватать технического потенциала. Такой «музыкант» подобен слепецу, бредущему по пустыне, заранее, обреченному  на безвыходность своего положения.

    Передо мной стоял тернистый, но, единственно, верный путь – учить детей музыке только профессионально, по нотам, даже если ребенок никогда не станет музыкантом.

      Не вдаваясь в поробности «образовательной кухни»,  могу сказать, что успех не заставил себя долго ждать. Уже через год дети заиграли на оркестровых инструментах. Они хорошо читали ноты, знали гаммы мажорного и минорного лада, в пределах трех ключевых знаков. Потихоньку мы перешли к разучиванию музыкальных произведений и стали участвовать в городских творческих мероприятиях и отчетных концертах.

      Об оркестре вышел ряд статей в газетах: «Вечерняя Алма-Ата» (теперь «Вечерний Алматы») и «Дружные ребята», а затем и первая, тридцатипяти минутная, телепередача на казахстанском телевидение под названием «И звуки музыки...».

     А через семь лет, когда я покинул стены школы-интерната и перешел в основное здание Дома пионеров Калининского (ныне Бостандыкского) района г. Алматы, в оркестр стали приходить дети из разных школ  района, а затем, и со всего города.

     Учащиеся осваиваивали оркестровые музыкальные инструменты уже в течении полугода.  Буквально,  через месяц-два,  ребенок начинал уверенно читать ноты с листа и владеть простыми приемами звукоизвлечения на домре или балалайке. Через полгода он, довольно, хорошо владел оркестровым инструментом, а читка становилась настолько беглой, что позволяло ему, за одну репетицию, разобрать музыкальную пьесу до конца. Такой подход к музыкальному образованию стал продуктивным, благодаря системно-комплексному обучению игре детей на музыкальных инструментах.

     Еще в интернате, для решения данной проблемы, я выбрал для себя сложный путь, который, наверное, сторонятся руководители детских музыкальных коллективов.  Он был трудоемким и для меня, и для учеников, так как за основу обучения был взят комплексный метод. В данном случае – это освоение нотной грамоты и, параллельно, трех музыкальных инструментов. Таким образом, детям предоставилась возможность познакомиться с приемами звукоизвлечения на домре, балалайке и  баяне.

    С моей стороны, это был рискованный шаг. Так не долго отбить желание у «интернатских» детей заниматься музыкой. Но, с первых же шагов, стало ясно - риск оправдывал себя. Детишки с головой окунулись в оркестровые занятия и с большой неохотой покидали класс после репетиции.

     Сейчас подобный подход к оркестровой практике, вошел в систему учебного процесса музыкально-оркестровой студии, существующей уже более двадцаи пяти лет при детском оркестре «Русские узоры» Дома школьников №3 Управления образования г. Алматы. Обучение детей игре на музыкальных инструментах - баяне, аккордеоне и фортепиано, поручено педагогу Чесноковой Татьяне Евгеньевне. Также, она  ведет предмет «сольфеджио» и подготавливает учащихся  не только к исполнительству в оркестре, но и к поступлению в музыкальный колледж. Учебно-воспитательная практика данной студии нашла свое  отражение в двух авторских методических пособиях, изданных мной, еще в девяностые годы - «Детский оркестр народных инструментов» А. 1992 г., изд. Республиканского научно-методического центра и «Играй, оркестр» А. 1992 г., изд. «Ғылым» Академии наук Каз. ССР, а также в «Учебной программе оркестрового класса», опубликованного в интернет-журнале «Педагог KZ» в 2011 году.

       Появились выпускники, решившие и дальше совершенствовать свое музыкальное образование. Некоторые ученики педагога Татьяны Евгеньевны Чесноковой продолжили учебу в музыкальных учебных заведениях не только города  Алматы, но и Белгорода (Россия), Праги (Чехия), Дюссельдорфа (Германия), Намура (Бельгия). 

     В детском оркестре «Русские узоры» никогда не заострялся национальный вопрос, как, в прочем, и в других творческих коллективах Дома школьников № 3 г. Алматы. Тут у нас нет никаких проблем. Дети разной национальности с охотой осваивают балалайку, домру, синтезатор, ударные инструменты, баян, аккордеон и фортепиано. И подходят к этому делу вполне серьезно. Многочисленные корреспонденты различных средств массовой информации, изъявляющие желание написать или отснять материал о нашем оркестре, часто задают один и тот же вопрос детям казахской национальности: «Почему вы решили научиться играть на балалайке?». Ответ, как всегда, один и, безупречно, лаконичен: «Потому что она нам нравиться». Такой серьезный подход для решения кажущейся проблемы, только оптимизирует  работу и радует педагогов.

       Родители учеников тоже вносят свой посильный вклад в образовательно-воспитательный процесс. Они контролируют учебу своих чад и активно участвуют во всех оркестровых мероприятиях -  будь то концерты, родительские собрания или какие-то культурно-массовые мероприятия. Их участие  в художественном оформлении оркестрового класса, просто, неоценимо. Ими ведется фото и видео съемка концертов, организовываются походы в театры. Родители  принимают участие в оркестровых мастер-классах и даже присутствуют на экзаменационных зачетах. Для детей и их родителей оркестр стал второй большой семьей.

   Конечно же, такой системный подход к эстетическому воспитанию молодого поколения, высоко поднял статус нашего оркестра. Сегодня детский оркестр народных инструментов «Русские узоры» Дома школьников №3 Управления образования г. Алматы  -  это уникальный творческий коллектив, имеющий фундаментальную учебно-воспитательную базу, с огромным потенциалом художественно-технических и методических приемов обучения, помогающих детям, в короткий срок, освоить ряд оркестровых инструментов и интеллектуально расширить свой музыкальный уровень мышления.

      Алматинский музыкальный колледж им. П.И. Чайковского, с неподдельным желанием,  принимает наших выпускников в ряды своих студентов.

     Гордостью оркестра, за многие годы его существования, стали такие  выпускники, как Светлана Петкау (г. Пермь), Евгений Мартишин (г. Белгород), Алексей Белоусов (г. Воронеж), Наталья и Иван Зыряновы (г. Дюссельдорф),  Курбанова Анара – гражданка Бельгии.  А также, выпускники, проживающие  в Алматы -  Винаева Татьяна и Драгунов Денис. Окончившие Казахскую национальную консерваторию им. Курманғазы -  аккордеонистка и саксофонистка Ибрагимова (Ганиева) Венера и Сергеева Елена (баянистка и музыкальный психолог). Баянисты - Антон Перменев и Григорий Волковский.

       Более молодое поколение выпускников украсило исполнительскую палитру оркестра. Это пианисты - Желтова Анастасия, Садыкова Камилла, Шамсутдинова Екатерина,  Гриджан Виктория, Ксения Борзых, Соколик Даниил.  Баянисты - Шавалеев Артур и Соколик Кирилл. Домристка  Екатерина Утенкова и балалаечница Надежда Полянина.

    И сейчас оркестр славится виртуозностью исполнения произведений различной технической и художественной сложности, благодаря таким музыкантам, как Анель Атағай, Евсин Даниил, Секенов Даулет,  Владимир Семенчук, Камилла Жумағазина, Юлия Перфильева, Камилла и Адлет Тенликовы, София и Данат Аблеевы, Бакытаева Адина и Исраил  Айғаным.

    Репертуар оркестра, как и его исполнительский состав, тоже многонационален. Здесь почти для каждого музыканта найдется родное по духу произведение. Оркестру под силу исполнение искрометной грузинской лезгинки, виртуозного казахского кюя,  зажигательного украинского танца или уйгурской песни. В сочетании с русским народным оркестром прекрасно звучат:  саксофон, скрипка, кобыз и  домбра.

      С нами сотрудничают профессиональные композиторы. Так, например, композитор из Германии Роберт Дньгоф написал для саксофона и нашего оркестра пьесу «Медео», а также, ряд других инструментальных опусов. Казахстанский композитор, из города Шымкента, заслуженный деятель культуры Республики Казахстан Алдамурат Кушербаев посвятил нам свое произведение с солирующей домброй.  Все они были исполнены солистами вместе с оркестром «Русские узоры».

    Популярный казахстанский шоумен, певец и продюсер Жантемир Баймухамедов, известный в шоу-бизнесе под именем Жантик, записал на компакт-диск, под названием «ШУ-ЧУ», несколько своих песен, две, из которых, спел под наш оркестр – это «Рачье озеро» и «Степа».

      Детский оркестр народных инструментов «Русские узоры», постоянно участвует в международных конкурсах и фестивалях, внося посильный вклад, своей виртуозной игрой, в пропаганду многонациональной культуры нашей страны.

     География гастрольных поездок обширна. «Русским узорам» аплодировали в столице Казахстана Астане, в областных центрах - Атырау, Семипалатинске, Шымкенте, Талдыкоргане и в российском городе-герое Смоленске.  В Алматы, оркестр - участник всевозможных городских культурных мероприятий, организуемых акиматами и  общественными организациями, такими, как Русский культурный центр, Ассоциация Русских Славянских Казачьих организаций Алматинской области и Казахстана. Он принимает участие в ежегодных «Рождественских концертах», проводимых казахстанским Митрополичьим Округом и Генеральным консульством Российской Федерации в г. Алматы.

      Творчество детского оркестра «Русские узоры» привлекает мастеров профессиональной сцены. Под аккомпанемент юных музыкантов с удовольствием поют солисты Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая, Казахской государственной филармонии им. Жамбыла и Казахской государственной капеллы им. Б. Байкадамова.  Два года подряд с нами сотрудничала российская певица Екатерина Алабина (меццо-сопрано). Она, по контракту,  пела в Казахском государственном академическом театре оперы и балета  им. Абая. С ней наш оркестр подготовил и записал на телевидении цикл произведений Александра Даргомыжского для телепрограммы «Музыка имен», известного казахстанского музыковеда Юрия Петровича Аравина. Также, с оркестром выступали – профессор Казахского женского педагогического университета Агайша Исагулова (сопрано), солистка Казахской гос. капеллы им. Байкадамова Роза Бакбергенова (сопрано), солистка хора митрополичьего округа Анастасия Кожухарова (сопрано).

    Творческий тандем у детского оркестра сложился и с заслуженными артистами РК - солисткой музыкального корейского театра Зоей Ким (сопрано), солистом Казахской гос. капеллы Кайырлы Ислямовым (баритон), актером Русского гос. академического театра для детей и юношества им. Н. Сац. Виктором Ашаниным (баритон) и солисткой Казахской гос. филармонии им. Жамбыла  Диной Хамзиной (меццо-сопрано).

       В 2013 году детский оркестр «Русские узоры» подготовил интересную и сложную концертную программу с оперной певицей Дилией Куанышевой, которую исполнил

 22-го мая в Алматинском музыкальном колледже им. П.И. Чайковского, в рамках авторского проекта «Живые драгоценности».

       В концерте прозвучали произведения классического и народного жанров – «Соловей» А. Алябьева, «Куплеты Адель» из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, «Песня о весне» А. Зацепина из кинофильма «Наш милый доктор», романс композитора Е. Юрьева «Динь-динь-динь», казахская народная песня «Дударай» и французская народная песня «Птички». А также оркестровые произведения – «Венгерский танец №5» И. Брамса, «Шашу» из оперы «Қыз Жибек» композитора Е. Брусиловского и русский народный танец «Смоленский гусачок».

    С 2002 года, оркестр - постоянный участник музыкального проекта «Живые драгоценности», в котором исполняет главную роль. Этот проект был создан мной для творческой взаимосвязи талантливой молодежи и профессиональных певцов, музыкантов и целых коллективов,  демонстрирующих свое исполнительское искусство «живым» голосом или звуком. Никаких «плюсовок», а по возможности, и «минусовок».

Перед оркестром стояла сложная исполнительская задача - разучить и от аккомпанировать солистам, более десяти разножанровых  музыкальных произведений. Так вот с этой, не простой, задачей детский оркестр «Русские узоры» справился достойно.

     Техническая и художественная подготовка юных музыкантов позволяет ежегодно разучивать большую и разнообразную концертную программу, в рамках проекта «Живые драгоценности», название которого, полностью отвечает его содержанию.

     Ни для кого не секрет, что в основе работы с детьми,  заложена, так называемая, педагогическая «диктатура». Это и понятно, ведь учащиеся пока еще ничего не знают и не умеют. Здесь важно не навредить, с психологической точки зрения, ребенку – не отбить у него желание обучаться у вас. Поэтому, с первых шагов, новичку предлагается участие во всех культурно-массовых оркестровых мероприятиях. Это могут быть первые пробные шаги исполнительской практики в старших группах оркестра на каком-нибудь ударном инструменте, например, треугольнике или трещотке. Такие дидактические приемы со стороны педагогов помогают ребенку быстрее влиться в коллектив и почувствовать себя его участником.

     В нашем детском оркестре работает форма самоуправления. Коллективным голосованием избираются концертмейстеры оркестровых групп, староста и библиотекарь, отвечающий за сохранность оркестровых партий. Таким образом, каждый оркестрант  имеет свои общественные обязанности и оказывается в поле зрения педагогов,  что во многом облегчает  организационный процесс, а оркестр, для каждого из участников, становится родным и близким. Такому сплочённому коллективу под силу решение любой учебно-исполнительской задачи.

    Теплые дружеские взаимоотношения в оркестре, мобилизуют творческую дисциплину и работоспособность на репетициях, концертах  и в гастрольных поездках, помогают детям, разного возраста и национальности, чувствовать себя спокойно и уверенно, украшают коллектив и создают уют. Здесь нет места «звездности» и эгоизму. Только взаимоуважение и доброта, являются главным приоритетом учебно-репетиционных занятий.

        Инновационность системно-комплексного подхода к музыкальному образованию детей в оркестре, позволила данному детскому творческому коллективу приобрести широкую известность не только в городе, но и за его пределами.

       Сейчас детский оркестр народных инструментов «Русские узоры» ДШ №3 Управления образования г. Алматы - это заметное явление,  на городском музыкальном небосклоне, с определенной образовательной структурой и высоким исполнительским потенциалом, позволяющий детям получать базовое начальное музыкальное образование с профессиональной ориентацией на будущее.

      В Центральном государственном архиве Республики Казахстан, в отделе кино-фото документов, хранится исчерпывающая информация о создании и последующей творческой деятельности этого коллектива.

 

Евгений Простомолотов

Лауреат международных конкурсов,

отличник образования,

заслуженный деятель

Республики Казахстан.

 

 

Просмотров: 472
0

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Евгений Простомолотов

 

«…Давно уже мучила меня одна мысль…

Изобразить вполне прекрасного человека.

Труднее этого,  по-моему, быть ничего не может,

В наше время особенно.»

Ф. М.  Достоевский

 

Константин  Ошлаков (1916–1987).

 Анализируя творческое наследие,  казахстанского гиганта баянного исполнительского искусства,  Константина Кирилловича Ошлакова, не перестаешь удивляться огромному объему разнообразного нотного и методического материала, оставленного после себя грядущему поколению.

Сто шестьдесят этюдов, более трехсот переложений и аранжировок казахских народных песен, танцев и кюев опубликовал Константин Кириллович  в своих трудах.

Его музыкальные произведения— сюиты, фантазии, марши и песни, отличаются, прежде всего, своей мелодичностью, динамической контрастностью, насыщенностью гармонического языка, рельефной метроритмикой и композиционной законченностью. В них заложена интрига, что придает глубокий смысл драматургического действия.

Константин Кириллович Ошлаков посвятил баянному исполнительскому творчеству всю свою жизнь, до конца оставаясь патриотом своего дела, певцом грядущего и настоящего времени. В руках Маэстро баян засверкал новыми гранями звукового самоцветья и, воистину, запел по-казахски.

Невозможно представить профессиональное баянное исполнительское искусство, которое начало свой путь развития, в Казахстане, с сороковых годов прошлого столетия, без этого выдающегося музыкального деятеля. Прекрасный исполнитель-виртуоз, методист, композитор, педагог, организатор учебного процесса и автор баянной исполнительской методологии, профессор Казахского государственного женского педагогического института, заслуженный учитель Казахстана, К.К. Ошлаков внес огромный вклад в дело музыкального просвещения страны, тогдашнего Советского Союза. Его аранжировки казахской народной музыки пользовались необыкновенным успехом не только в Казахстане, но и за его пределами. Произведения Ошлакова украшали репертуар многих известных исполнителей России, Украины и Белоруссии.

С  К.К. Ошлаковым дружили выдающиеся мастера исполнительского искусства, баянисты: народный артист СССР Юрий Иванович Казаков, народные артисты России — Вячеслав Галкин, Анатолий Беляев, Иван Паницкий, народные артисты Украины — Николай Ризоль со своим знаменитым квартетом баянистов, Иван Яшкевич. Владимир Бесфамильнов и многие, многие молодые исполнители.  Константин Кириллович автор монументального труда — учебно-методического пособия «Школа игры на баяне», первого четырехтомного издания, основанного на казахском народном фольклоре.

Не каждому музыканту за свою творческую жизнь удается достичь таких результатов, какие были достигнуты Константином Кирилловичем. Они — ошеломляющие. Особенно, учитывая, что Ошлаков был с юношеских лет незрячим человеком, потерявшим зрение, служа, несовершеннолетним подростком, в армии.

Константин  Кириллович  родился в поселке Зыряновск Восточно-казахстанской области в 1916 году. Ему  суждено было рано узнать сиротскую участь. В 1929 году, после ареста отца Кирилла Игнатьевича, Косте пришлось бросить школу и податься «в люди». Случайные заработки на подворьях односельчан не могли прокормить многочисленную семью, да и отношение к семьям репрессированных нельзя было назвать дружелюбным. Односельчане обходили их дом стороной, одни из-за страха, другие из-за презрения.

После долгих мытарств, Костя устраивается на рудник «Алтайметцветзолото», где, наравне со взрослыми работает полную рабочую смену,  копая шурфы. Работа была тяжелой даже для взрослого человека, а для подростка — каторгой. Особенно тяжело было зимой. Землю не брала ни кирка, ни лопата и ее приходилось всю ночь отогревать, разжигая костры, а утром приниматься за работу и долбить, долбить, долбить.

Но вскоре в судьбе Ошлакова произошли коренные изменения. Мечтая о военной службе, Костя, все же сумел убедить, в своем совершеннолетии, поседевшего с годами,  коменданта Чингизстайской погранкомендатуры, прибавив лишний год в своем возрасте.  Таким образом, он был зачислен «сыном полка» на Орловскую заставу.

Примерно через полгода службы на заставе, с ним произошел несчастный случай, сделавший в его судьбе крутой поворот.

При ремонте обрыва провода оперативной электросвязи, произошло короткое замыкание, от которого взорвался, лежащий рядом, ящик с динамитом. В судьбе подростка произошла трагедия, изменившая всю последующую его жизнь…

Во время долгого лечения, врачи с трудом сохранили жизнь и здоровье раненому юноше, но восстановить зрение им не удалось. Как ни тяжело было, но ему пришлось задуматься о дальнейшей своей судьбе. Так, после лечения Ошлаков поступает ни куда-нибудь, а в Томский музыкальный техникум, в класс баяна к педагогам — А.Н. Рожкову и И.П. Дорофееву. Через четыре года, блестяще закончив учебу, он становится лауреатом престижного, для того времени, сибирского конкурса молодых исполнителей на народных инструментах в г. Красноярске, после которого его приглашают работать на Хакасское радио в г. Абакане.

Молодой, энергичный музыкант, в короткий срок, становится известным в Сибири, исполнителем-виртуозом, а 1940 году его приглашают в Казахстан, где он становится солистом Казахского радиокомитета в г. Алма-Ате. Разъезжая с гастролями по республике, К.К. Ошлаков изучает казахский народный мелос и становится автором первых аранжировок кюев и песен для баяна. Вскоре и в Казахстане к нему приходит широкая известность. С Ошлаковым начинают сотрудничать известные казахские композиторы — Мукан Тулебаев, Ахмет Жубанов, Латыф Хамиди, Евгений Брусиловский. Они с легкостью доверяют молодому исполнителю свои произведения. Так в его репертуаре появляются: «Казахский вальс» Л. Хамиди, «Таджикские танцы» А. Жубанова, «Казахский марш» Е. Брусиловского из оперы «Гвардия алға», музыкальные фрагменты из оперы М. Тулебаева «Биржан и Сара», кюи Курмангазы, Ахан Сэре, Татимбета, Даулеткерея, Дины Нурпеисовой, известных казахских акынов прошлых столетий. Долгая творческая дружба связывала Константина Кирилловича с Л. Хамиди и Б. Байкадамовым.  С последним Ошлаков открыл класс баяна, а затем и музыкальный факультет в Казахском государственном женском педагогическом институте, но это было позднее, в 1961 году.

А в 1941 году, когда вся страна была ввергнута во Вторую мировую войну, Константин Кириллович Ошлаков открывает на базе Алма-Атинского музыкального училища им. П. И. Чайковского первый в республики класс  по профессиональному обучению игре на баяне.

С передовой войны стали приезжать в Алма-Ату тяжело раненные фронтовики, лишившиеся на полях сражений зрения. Приходя к молодому, как и они, незрячему педагогу, эти люди, лишенные, казалось бы, будущего, в кратчайшие сроки приобретали новую специальность, а значит новую жизнь, по которой им становилось не страшно идти. Константин Кириллович давал, этим несчастным,  не только профессию, то есть возможность достойно прокормиться, но и веру в свое будущее, в свои силы.

Такая работа дала возможность совершенствовать свой педагогический и методический потенциал. Появляется первое научно-методическое обоснование комплексного метода по обучению игре на музыкальных инструментах, в данном случае, на баяне.

В музыкальном училище Ошлаков продолжает организовывать классы народных инструментов, открывает целое отделение, на котором создает первый в Казахстане оркестр баянистов, получивший широкую известность в кругах профессиональных музыкантов. Затем появляется оркестр русских народных инструментов, который он и возглавил. Через несколько лет Ошлаков передаст руководство студенческим оркестром молодому своему ученику Канунникову Анатолию.

В 1944 году в Алма-Ате открывается консерватория им. Курмангазы и в ряду первых ее студентов - Константин Кириллович, известный к тому времени, музыкант и педагог.  В 1950 году он заканчивает теоретический факультет и сразу же начинает заниматься организацией первого баянного класса  в данном учебном заведении, преподавателем которого становится его ученик, выпускник Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных Федор Легкунец. Так профессиональный баян, широкой поступью, зашагал по Казахстану.

За долгие годы работы в Алма-Атинском музыкальном училище им. П.И. Чайковского и в Казахском государственном женском педагогическом институте,  Константин Кириллович воспитал множество учеников, ставших последователями его неутомимого творчества. Получая фундаментальную специализацию, они становились яркими пропагандистами баянной культуры.

Константина Кирилловича Ошлакова не стало 25 августа 1987 года. Он умер на 71-первом году жизни от инфаркта, дома в окружении жены и детей, до последней минуты,  думая о своих учениках, надеясь на следующий день их снова увидеть.

Мне тоже повезло быть учеником Константина Кирилловича и я с благодарностью вспоминаю этого великолепного музыканта и замечательного человека.

Занимаясь с восьмидесятых годов скромной нештатной журналистикой, я не переставал издавать  свои литературные опусы,  пропагандируя  высокое творческое наследие выдающегося Мастера.    О Константине Кирилловиче мной было опубликовано множество статей в различных казахстанских газетах и журналах:

— «С верой в каждого из нас»  газета «Учитель Казахстана» 8.11.1886 г. Алма-Ата.

— «Мне повезло, у меня был учитель» газета «Вечерняя Алма-Ата»  10.09.1992 г. Алма-Ата.

— «Баянисты» газета «Новое поколение» 7.04.2000 г. Алматы.

— «Певец грядущего и уходящего»  журнал «Семь нот» №7.   2000 г. Алматы.

— «Слово об учителе»  Электронный информационно-аналитический бюллетень «Орда» 2001 г. Алматы.

— «Слово об учителе»   газета «ВЕДИ» № 11-12, с. 46-47.  2001 г. Алматы

А в 2002 году у меня вышла в свет книга-монография «Константин Ошлаков. Воспоминание об учителе».  Изд. «Ценные  бумаги» МПБФ «ВЕДИ»  2002 г. Алматы

 

Простомолотов Е.И.

Отличник образования,

заслуженный деятель

Республики Казахстан.

Просмотров: 487
0

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта