Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Международный очный семинар и вебинар «Грамматические особенности русской разговорной речи».

Дата и время проведения: 15.05.2013 в 16:30
Семинар / вебинар состоится в рамках международного конкурса «Русский язык как средство русской культуры». Приглашаются все желающие! 
Категория слушателей: педагоги образовательных учреждений. 
Ведущий: Шатилов Андрей Сергеевич, к.п.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой русского языка для гуманитарных и естественных факультетов филологического факультета СПбГУ.
Место проведения очного семинара: Казанская ул., д. 7. 

 
Благодарности, отзывы и предложения по вебинару просим размещать не на этой странице, а в книге отзывов. Спасибо!

Комментарии  

0 #36 Кулеш Ирина Анатольевна 14.05.2014 21:25
Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами.

Быть современным – значит и в области устной речи исходить из норм, принятых в настоящее время, а тот, кто своей речью стремится воздействовать на других, не может позволить себе ненормативные элементы. Знание нормы – обязательное условие грамотной и выразительной речи, свободного и интересного общения.

“Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений. Он должен быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, найти адекватные средства дл передачи этого содержания, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то оно будет не эффективным”.

Серьёзная работа над собой и своей речью начинается только тогда, когда чётко осознаешь, зачем тебе это нужно. Языковеды, изучая устную речь, сделали вывод, что она структурно отличается от письменной. В основе своей они сходны, иначе нельзя было бы прочитанное пересказать, а сказанное записать. Если в письменной речи один канал информации (сам текст) то в устной два: а) информация, которая содержится в произнесённых словах и б) информация, которую получают помимо слов, которая сопутствует речи в той или иной мере связана со словами.

Разговорная речь в силу её двухканальности отличается большими эвристическими, творчески возможностями. Писатель и философ М. М. Пришвин неоднократно обращался к этому тезису: ”До последней крайности надо беречься пользованиями философским понятиями и держаться языка перешёптываемся о всём с близким другом, понимая всегда, что этим языком мы можем сказать больше, чем тысячу лет пробовали сказать что-то философы и не сказали
Цитировать
0 #35 Гаврилова Елена Владимировнa 16.12.2013 23:39
Современная разговорная речь претерпела множество изменений сравнительно с разговорной речью еще десять - двадцать лет назад. Люди стали использовать множество жаргонизмов и американизмов, что очень ярко заметно при общении с учащимися среднего и старшего школьного возраста. В настоящее время грамматика русского языка часто коверкается и засоряется, дети и взрослые часто не умеют правильно строить фразы и говорить развернутыми сложносочиненными предложениями. Это связано прежде всего с внедрением в нашу жизнь интернет - общения. Разговор с невидимым собеседником раскрепощает человека, заставляя его не следить за грамматической правильностью фраз и выражений. В сложившейся ситуации роль школьного учителя становится чрезвычайно важной - ученики должны слышать из уст учителей только правильную, литературную речь, потому что часто школьный урок является единственным местом, где ребенок может почерпнуть знания о правильности использования русского языка. Это весьма прискорбно, однако даже дома, в семье, ребенок зачастую воспитывается под аккомпанемент ненормативной лексики.
Цитировать
0 #34 Павлова Алевтина Николаевна 16.12.2013 00:07
Грамматические особенности русской разговорной речи. Секция 3. Русский язык и культура общения. Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества очевидно и масштабно. Русский язык никогда не был так многочислен и разнообразен (по возрасту, образованию, служебному положению, политическим, религиозным, общественным взглядам, по партийной ориентации) по составу участников массовой коммуникации. Сегодня почти исчезла официальная цензура, поэтому люди более свободно выражают свои мысли, их речь становится более открытой, доверительной, непринужденной. В обществе начинает преобладать речь спонтанная, самопроизвольная, заранее не подготовленная.
Общение – коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей между собой. Культура - это очень многогранное и емкое понятие, но когда мы говорим - культура общения, каждый знает, что понимается под этим термином. Культура общения - это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил - показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе, невозможно вести бизнес и налаживать деловые контакты. Основной элемент общения - речь, именно от того, насколько культурна ваша речь, структурирована и интеллектуальна, зависит в целом культура общения с вами. При помощи слов мы выражаем свои мысли и свое отношение к собеседнику, показываем уважение, признание, любовь или наоборот даем понять, что собеседник нам неприятен, мы его не считаем за достойного оппонента, не уважаем его и его мнение. Культурная речь не содержит слов-паразитов, нецензурных выражений, некорректных формулировок, изобилует словами вежливости, учтивости. Необходимо обязательно употреблять «волшебные» слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, будьте добры и др. С речью необходимо передавать положительные эмоции, избегать выражения агрессии, гнева и других разрушительных эмоций. Чтобы информационная связь между людьми не прерывалась, речь должна обладать следующими качествами: а) точность речи; б) понятность речи ; в)чистота речи; г) богатство и разнообразие речи; д) красота и выразительность речи ;
Культура речи – еще одна составляющая культуры поведения. По тому, как владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его воспитанности. Не секрет, что сегодня молодежь общается на своем жаргоне (сленге), а еще хуже – нецензурной бранью. Задача каждого из педагогов – бороться с жаргонизмами (клево, хипарь, забой, велик, охмуреть, не возникай – схлопочешь) и естественно с нецензурными словами. Записная книжка ребенка, записи в мобильных телефонах, а также общение в социальной сети имеют прямое отношение к культуре, языку, творчеству.
Очень точно выразил сущность общения академик Д. C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга». B этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивают обусловленность общения как основного элемента культуры. Это объясняет и основное средство общения - речь. Следовательно, общение - это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).
Цитировать
+1 #33 Ямгурзина Наталья Владимировна 15.12.2013 23:52
Грамматические особенности русской разговорной речи, их влияние на развитие речевой культуры детей.
Секция «Русский язык и культура общения»

Жизнь человека – это постоянное общение. Какое оно бывает? Каким должно быть в разных ситуациях?
Русский язык, язык общения миллионов людей, включает в себя культурные и исторические традиции русского народа. В настоящее время наблюдается снижение речевой культуры разных слоев общества.
Необходимо постоянное повышение уровня знаний о языке, его богатстве, совершенствование ораторского мастерства.
Существуют правила речевого общения, включающие определенные требования к речи, которая должна быть выразительна, понятна, правильна, красива. Высказывание должно быть по теме, а последовательность изложения способствует пониманию речи. Если говорящий отвлекается от основного вопроса, то возникает непонимание.
Речевой этикет – часть национальной культуры, это правила речевого поведения, характерные для определенной социальной группы: юристы, врачи, учителя, политики…
Каждый народ сам определяет правила речевого этикета: форму приветствия, прощания, ведения диалога, благодарности или порицания. Необходимо учитывать ситуацию, в которой происходит общение, возраст собеседников, тему разговора, не может одинаково звучать речь взрослого человека и подростка.
В начальной школе, в 5 классе происходит знакомство со словами этикета, разработаны задания, которые обучают правильному употреблению слов. Например, даже формы обращения ТЫ-ВЫ сразу показывают, каковы отношения собеседников. Использование местоимения ВЫ предполагает уважительное обращение к взрослому или малознакомому человеку. ТЫ – показатель равенства, легкости общения.
Существуют факторы, определяющие форму речевого этикета, культуры общения:
- с кем идет диалог;
- где происходит общение;
- возраст говорящих;
- образованность человека;
- способность адекватно воспринимать речь говорящего.
Необходимо стремиться познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно говорить.
Понятие культуры общения предполагает многое: и поведение человека, и его речь, и умение вести диалог. К другу при встрече можно обратиться легко и просто: «Привет!». Но такое слово недопустимо, если речь идет о деловом общении. Уместными станут слова: добрый день, здравствуйте.
Культуру общения определяют разные виды общения:
- бытовое - деловое;
- устное – письменное;
- монологическое – диалогическое;
- межличностное – массовое.
Каждый вид общения требует определенных правил. Например, бытовое общение – самый распространенный вид общения (семья, друзья, транспорт, магазин), но вместе с тем это такое общение, в котором больше всего оснований для конфликтной ситуации. Вот почему необходимо быть корректным в высказываниях, внимательным к собеседнику.
Под культурой речи понимается:
- владение нормами литературного языка;
- умение построить свое высказывание в соответствии с целью общения;
- соблюдение этики общения.
Во время устного общения необходимо следить за невербальными средствами – мимикой, жестами, так как чрезмерная жестикуляция может раздражать и отвлекать слушающего.
Жизнь требует, чтобы в процессе общения мы говорили правильно, доступно, выразительно.
Цитировать
0 #32 Гаврилова Елена Владимировна 15.12.2013 20:13
Спасибо организаторам за интересную и актуальную тему! Культура речи - огромная проблема, стоящая перед всем нашим обществом. Очень часто, общаясь с родителями учеников, поражаешься безграмотности и примитивности речи взрослого человека. Чего же можно ждать от ребенка, слышащего дома бесконечные жаргонизмы, перемежаемые для связи слов матом? Засилье нашей речи сорными и жаргонными словами значительно усилилось с развитием интернет - общения. Это связано с тем, что люди, общаясь через интернет, не считают нужным придерживаться этических и моральных норм. Почему? Да потому, что собеседник тебя не видит, и можно писать все, что угодно. Постепенно возникает привычка, и человек перестает контролировать свою речь в общении с любыми собеседниками. Дети младшего и среднего возраста как индикатор, они сигналят нам о нездоровье нашего языка. Если послушать, о чем и как говорят дети на переменах в школе, становится больно и обидно за наш великий русский язык. Но кто же в этом виноват? А виноваты все мы. Это наше телевидение позволяет себе бесконечные шутки "ниже пояса", это дикторы и репортеры наших ведущих телеканалов, которые не умеют правильно склонять числительные, наша политическая и бизнес - элита вводящая в обиход огромное количество иностранных слов. В такой ситуации задача учителя в школе становится неимоверно сложной. Необходимо ежедневно и ежечасно подавать пример своей правильной, грамотной литературной речью.
Цитировать
0 #31 Ковенева Вера Николаевна 25.11.2013 00:32
воспитатель ГБДОУ №38 Калининского р-на г. СПб
Русский язык и культура общения.
Овладение русским языком как средством и способом общения является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. В детском саду дети, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Проводником этих знаний является воспитатель. В формировании связной речи отчетливо выступает жесткая связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, культуры общения. Связная речь – это последовательность слов, предложений, связанных друг с другом мыслей. Связная речь строится произвольно. Пример - пересказ простой небольшой сказки.
Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова. Дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе услышанного от воспитателя. Наряду с новыми словами необходимо терпеливо и настойчего добиваться уточнение тех слов, которыми ребенок пользуется, но имеет неточные представление о предмете, к которому он относится. Необходимо дать ребенку, возможность чаще сталкиваться с данным предметом, рассмотреть его, действовать с ним, называть его, правильно произнося ударения и звуки. Тогда слово входит в его активный словарь.
Культура общения предусматривает выполнение норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм общения, а также вежливое поведение в общественных места, в быту. Основное свое время дошкольники проводят в семье. Культурный уровень родителей далеко не одинаков.
Воспитание культуры общения определяет:
- формирование у детей знаний норм и правил общения;
- умение общаться с окружающими;
- желание ребенка вступать в контакт;
- предупреждает неугомонные проявления эмоций.
Работа по привитию навыков культурного общения начинается с приветствия ребенком собеседника, глядя ему в глаза, выдерживая правильные интонации. Ребенок берет пример со взрослых, он наблюдает их общение между сбой или с другими детьми. Поэтому речь воспитателя должна быть грамотной. Речевой образец воспитателя при обучении детей культуре общения моет быть использован только тогда, когда речевая культура воспитателя безупречна.
Цитировать
0 #30 Голотенко Анна Юрьевна 17.11.2013 17:14
Голотенко Анна Юрьевна, воспитатель ГБДОУ № 18 Кировского района
Международный семинар "Грамматические особенности русской разговорной речи", секция 1 "Влияние "ненормативной" лексики на развитие разговорной речи ребенка дошкольника".
Спасибо организаторам семинара и его ведущему Шатилову Андрею Сергеевичу. Тема семинара очень актуальна.
Жизнь сейчас такова, что мат звучит практически везде, даже в местах, с которыми он несовместим – в образовательных учреждениях, в семейном кругу, в общественных местах. От родителей и педагогов часто приходится слышать жалобы на то, что ребенок начал употреблять плохие слова. Почему дети так охотно повторяют нехорошие выражения? В первую очередь, их привлекает эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Собственные наблюдения ребёнка и воспитательные беседы, проводимые родными, наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, естественно, ребёнок, стремящийся во всём походить на старших, будет намеренно употреблять запрещённые выражения.
Что же делать педагогам и родителям?
Во избежание раннего появления ругательств в лексиконе ребёнка взрослым необходимо следить за собственной речью. Объясняйте ребенку, что воспитанные люди так не делают, что неприятно общаться и даже стоять с таким человеком рядом. Нет сомнения в том, что сами взрослые должны поддерживать культуру общения, иначе любые воспитательные разговоры дадут лишь обратную реакцию.
Цитировать
0 #29 Высоцкая Илона Валентиновна 07.11.2013 19:08
В современном русском языке наиболее употребительными грамматическими средствами, выражающими оптико-простран¬ственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Опыт работы в начальных классах школы для детей с нарушениями ОДА, показывает, что у детей возникают трудности при усвоении предложно-падежных конструкций и использовании их в речи. Бедность использования предлогов и предложных словосочетаний: дети употребляют лишь небольшое количество простых предлогов (в, на, за, с) ; пропуск предлогов при сохранении правильных падежных форм слова, например, «Живу мамой и папой», «Приехал бабушкой и дедушкой.»; отсутствие в речи сложных предлогов, например, наречные предлоги (около, впереди) и сложные предлоги (из-за, из-под) дети обычно заменяют на простые – вместо предложения «Машина выехала из-за угла» говорят: « Машина выехала с угла»; неправильное употребление предлогов, с помощью которых обозначается место действия, местонахождения, часть пространства, в пределах которого обозначается действие, например, «Мы идём до двери» вместо «Мы идем к двери); неправильное понимание и употребление многозначных предлогов и предложных конструкций. У многих учащихся речь представлена в виде отдельных словосочетаний или короткой фразы из 2-3 слов; детьми часто допускаются ошибки в согласовании слов, в нарушения порядка слов; они пропускают слова и не заканчивают предложений. Все эти трудности, характеризующие процесс усвоения структурной и содержательной стороны предложения оказываются серьёзной помехой в овладении учащимися письмом и в изучении ими программного материала.
Начинается работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ДЦП с формирования пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза. Используются следующие приёмы: задания на развитие ориентировок в схеме тела; определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе; определение пространственных соотношений между предметами и изображениями. При этом особое внимание уделяется практическому обогащению лексики учащихся, на базе которой формируются элементарные грамматические обобщения. Далее ведётся работа по уточнению лексического значения предлогов, представлений детей о предлоге как отдельном слове, ознакомление с синтаксической ролью предлогов. Формирование лексических и грамматических представлений ведётся в тесной связи.
Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи нами используется письмо по памяти короткого текста с предлогами; составление предложений по демонстрируемым действиям с использованием пространственных предлогов; работа с деформированными предложениями (слова на карточках); составление предложения по сюжетной картинке с использованием конкретного предлога; работа с деформированным текстом (на карточках предложения с пропущенными предлогами, дети составляют текст из предложений, вставляя предлоги); составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
Работу по формированию и совершенствованию предложно-падежных конструкций необходимо проводить в течение всего периода обучения детей с ДЦП в начальной школе.
Цитировать
0 #28 Еремеева Надежда Николаевна 07.09.2013 19:47
Еремеева Надежда Николаевна, учитель начальных классов,ГБОУ №48.
Культура человека,наряду со знаниями,начитанностью и умением вести себя, включает умение правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы,строить речь.В русском языке есть такие слова и такие формы, которые употребляют только в местных говорах, а в литературном языке отсутствуют. Некоторые люди часто используют в своей речи грубовато-пренебрежительные слова и формы, а подростки любят щеголять так называемыми жаргонными словечками.Нормы литературного языка мы усваиваем в общении с образованными людьми, при чтении художественной литературы,а закрепляем эти знания на уроках русского языка. Часто нам помогает знакомство с грамматическими правилами. Речь должна быть разнообразной, выразительной, точной, логичной, ясной,доступной. Помимо умения говорить культура речи включает умение выслушать собеседника. Владеть речью , уметь формулировать свою мысль, грамотно писать совершенно необходимо образованному человеку. Культура речи тесно связана с культурой поведения, а значит, и с культурой человека в целом.
Цитировать
0 #27 Махова Елена Викторовна 26.06.2013 19:37
Махова Елена Викторовна ГБДОУ д/с №76
Международный семинар.Тема:"Грамматические особенности русской разговорной речи."
Выступление.Секция №6 "Культура разговорной речи в образовательном учреждении."
Речь педагога дошкольного образовательного учреждения имеет обучающую и воспитывающую направленность.Главным является качество её языкового содержания,обеспечивающее высокие результаты труда.Речь педагога - отражение внутреннего мира,особенностей интеллектуального и духовного развития его личности,важная часть профессиональной культуры,которая является культурой общечеловеческой.
Качества речи педагога дошкольного учреждения:
1.Правильность,т.е.соответствие речи языковым нормам,является обязательным качеством любой речи,и речи педагога особенно.Слушая его,дети не должны отвлекаться от содержания,смысла речи из-за неправильного произношения слов или нестандартно построенной фразы.
2.Точность,т.е.соответствие смыслового содержания речи и информации,которая лежит в её основе.Точная речь - это речь,в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то,что должно быть сказано.
3.Логичность,т.е.смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.Логичность речи предполагает в первую очередь наличие в высказывании трех смыслообразую- щих компонентов (начало,основная часть,конец высказы
вания). Не менее важное значение имеет умение говорящего правильно,грамотно,логично связывать между собой все предложения и части высказывания.
4.Чистота,иначе говоря,отсутствие в речи элементов,
чуждых литературному языку. Затрудняет восприятие речи педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов,а также диалектных,жаргонных и сленговых выражений.
5.Выразительность,особенность речи,захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.Выразительная речь обладает такими свойствами,которые вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей.
6.Богатство,иначе говоря,умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры,эрудицией,начитанностью.
7.Уместность -употребление в речи единиц,соответст- вующих ситуации и условиям общения.Так,выразитель- ная,богатая,правильная речь потеряет все вышеперечис
ленные достоинства,если будет неуместной.Уместность
требует от педагога гибкости речевого поведения:уме-
ет ли определить правильность и целесообразность слов,форм и оборотов,их смысловых оттенков,заранее предусмотреть работу по их усвоению.
Цитировать
0 #26 Смирнова Ольга Николаевна 10.06.2013 01:12
Смирнова Ольга Николаевна ГБОУ СОШ 208 Красносельского района
Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Культура речи, как наука о языке, может и должна: помочь детям овладеть нормами литературного языка, привить любовь к родному языку, научить отличать литературную речь от примитивной разговорной, помочь освободиться от "сорных" слов.
Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников. Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание), аффективная (отношение к другому), поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации).
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учеников.
Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.
Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.
Цитировать
0 #25 Самохвалова Е.А. 30.05.2013 15:42
Самохвалова Елена Александровна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 38 Калининского района СПб
Что такое ненормативная лексика? С одной стороны это некое «юридическое» понятие, а с другой стороны – лингвистическое. Первое предполагает обозначение того слоя языка, разряда слов и выражений, употребление которых в речи (устных и печатных текстах) нарушает нормы общественной морали, общепринятые в данном социуме представления о приличии/неприличии. Второе же означает лексику (и любые другие языковые единицы), которая не относится к литературному языку; это слова из просторечия, жаргонов, диалектов – на них не распространяется действие норм литературного языка, литературной речи.
Но какая разница в этих понятиях для любого родителя, слышащего из уст своего ребенка скверные слова! Особенно это касается малышей. Дошкольный возраст – самый опасный для восприятия ненормативной лексики как нормы разговора. Тем более если ребенок это слышит от родителей. И сразу необходимо акцентировать внимание на том, что дома ни в коем случае не должно звучать ни одного мусорного слова и ни одного элемента ненормативной лексики! Другой вопрос – как бороться с источниками извне – телевизор, улица, социум.
Во всех сферах жизни присутствует ненормативная лексика. И не следует говорить, что только в настоящее время это принимает угрожающие масштабы! Еще XI–XII веках в Новгородских берестяных грамотах отслеживаются довольно крепкие выражения. В петровские времена бранные слова были в обиходе даже при Дворе. В советский период так называемое табуирование ненормативной лексики и цензура не уменьшили сквернословия. В настоящее время кино, телевидение, СМИ, интернет используют ненормативную лексику как «наследство» с былых времен.
Мы сможем защитить ребенка от «запретных» слов в раннем возрасте, но в будущем не сможем уберечь его лексический запас от пополнения именно мусорными словами. Этот процесс неизбежен в силу самых обычных жизненных обстоятельств. И единственное, к чему родители должны стремиться – воспитывать в ребенке негативное восприятие ненормативной лексики, что любое скверное, так называемое матное слово – это плохое, постыдное, грязное слово, характеризующее говорящего самым наихудшим образом.
Цитировать
0 #24 Жанна Олеговна Андреева 30.05.2013 03:07
Андреева Жанна Олеговна преподаватель ГБОУ СПО Педагогический колледж №4 СПб.
«Грамматические особенности русской разговорной речи» 15.05.2013.
Секция 6
Культура разговорной речи в образовательном учреждении (из опыта работы педагога)
Речь учителя – это проблема не только лингвистическая, но и этическая, требующая комплексного подхода к решению. И решение должны искать все участники образовательного процесса сообща, в диалоговом взаимодействии. С этой целью мы и разработали мастерскую для студентов и преподавателей педагогического колледжа «Слово учителя: живое, каменное, мертвое, тихое… какое ещё?»
Начинаем её с цитаты:
«Один автослесарь произвел на меня в юности (тогда ученика автослесаря) неизгладимое впечатление тем, что он почти все называл одним словом. И его речь в литературном переводе выглядела примерно так: "Чудик, возьми эту чудовину, и чудни ею по той чудовине, чтоб чудякнулась, и нече на меня чуденки чудовить. А то чудишь, как чудинищей чудовнутый чудило!". (А дальше следовала дружелюбная, но уже абсолютно непереводимая фраза общевоспитательного значения)». А.Соловьев http://www.nevod.ru/nevod/staff/sae/1994/AI.lec.html
Зачитываю эту миниатюру. Аудитория смеётся. Но почему-то не весело. Вам не кажется, что все мы немножко «слесари? В коридорах нашего педагогического учебного заведения, где подавляющее большинство – девушки от 15 до 20 лет, иногда слышится и матерок, и грубость, и хамская интонация. Нет, они не бранятся – «это они так разговаривают». Это уже привычка.
Обсуждение начинаем с интерпретации названия мастерской, а для этого предлагаем припомнить слово учителя, обращенное к ученикам (краткие сюжеты из своего опыта) групповая работа. Слова записываются в таблицу:

Слова +
Слова --


Затем анализируем и обобщаем, даём этим словам свои характеристики-эпитеты. Слово учителя может быть ещё… ласковым, убедительным, свинцовым, требовательным, уничтожающим, возвышающим, ободряющим, загадочным…
После чего предлагаем поработать с раздаточным материалом - воспоминаниями великих А.С.Пушкина, А.Белого, К.Паустовского, Д.Лихачёва, М.Гаспарова и др. об их учителях и преподавателях, об их звучащей речи. Теперь каждый индивидуально делает выписки и дополнения в список определений слова учителя.
Следующий этап – групповая работа. Необходимо не только познакомить товарищей с выписками из воспоминаний, но и обсудить вопрос: какое значение возымела речь наставников в жизни этих людей?
Далее объявляется панельная дискуссия: Что зависит от слова учителя? Каковы риски учительского слова?
Перед аудиторией - 5 стульев. Те, кто желает высказаться, выходят и садятся на стул. Высказываются по очереди, время выступления - до полутора минут. Кто считает, что больше ему сказать нечего возвращается на своё место, освобождая стул для другого оратора. Вопросы ораторам не задаются – у каждого есть возможность высказать свою точку зрения, которая принимается к сведению. Дискутанты могут приводить примеры, как из литературных источников, так и из собственного ученического опыта или наблюдений на практике в школе. Ведётся краткая запись идей на доске или флип-чарте.
Важно, чтобы участники мастерской обнаружили свою проблему, связанную с речью, наметили шаги по самовоспитанию и самосовершенствованию. Поэтому мы предлагаем на карточке записать свою проблему, связанную с речью. Карточки перемешиваются, и каждый может вытащить чью-то проблему для её разрешения, дать свой совет, оригинальный приём работы над ней. Советы так же записываются на доске.
И снова начинается групповая работа (возможны парные и индивидуальные варианты): создаётся своя страница пособия по работе над речью.

Финал мастерской – возвращение к её началу. Каждый участник получает лист бумаги, на котором сверху крупно напечатано слово «СЛОВО»
Мастер зачитывает следующее обращение:

Главным инструментом учителя было и остаётся СЛОВО. Что есть СЛОВО УЧИТЕЛЯ СЕГОДНЯ? Какое оно, учительское слово? Какова его роль? Чем оно отличается от обыденного словесного потока?
Приглашаем всех принять участие в акции «Слово учителя»
Суть акции состоит в том, чтобы каждый из нас попытался определить, чем является СЛОВО для него лично, и нашел новое, свое, оригинальное определение. Тысяча определений, тысяча смыслов. Все они найдут свое место в нашей инсталляции. Чем больше участников, тем больше различных мнений, тем больше языковых явлений.
Слово – это… Слово может… Слово должно….
Помните! Наша задача создание новых образов!
Долой штампы!
Долой: «Словом можно убить, словом можно спасти…»
Думаем сами!
Формулируем сами!
Ищем своё слово о слове!
Пишем кратко, ёмко, свежо!
Создаем свой язык! –
Строим себя!!!
Это обращение и работы участников мастерской вывешиваются на стену в рекреации. Рядом ставится стол с чистыми заготовками, фломастерами, скотчем, ножницами. Любой может принять участие в акции, написать и прикрепить свой лист со своим словом.
Во время рефлексии студенты и преподаватели часто сходятся во мнении, что мастерская может и должна иметь продолжение, ими были подсказаны такие темы:
• Словарь учителя (плюсы и минусы сленга, бранные слова, бытовая, научная лексика, канцелярит в речи).
• Молчание учителя.
• Интонация.
• Мимика и жест, сопровождающие слово.
Цитировать
+1 #23 Радзюкевич Елена Феликсовна 26.05.2013 22:34
Радзюкевич Елена Феликсовна учитель-логопед ГБДОУ № 76 Калининского района.Семинар "Грамматические особенности русской разговорной речи" Секция:"Русский язык и культура общения"Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Один из аспектов этого широкого вопроса – воспитание культуры речевого общения. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребёнок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребёнка внимательно слушать собеседника. Спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.
При организуемых педагогом воспитательно- образовательных мероприятий поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче.. но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни. В разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает конфликты.
Цитировать
+1 #22 Тамбовцева Валерия Валерьевна 21.05.2013 09:02
Тамбовцева Валерия Валерьевна, ГБОУ СОШ 277.
15.05.2013 Международный очный семинар и вебинар «Грамматические особенности русской разговорной речи»

Грамматический строй русской разговорной речи имеет свои особенности. Так, существуют особые разговорные звательные формы (типа Пап!, Мам, а мам!). В разговорной речи иное, чем в книжно-письменном языке, количественное соотношение некоторых грамматических классов слов и словоформ. Статистические исследования записей живой разговорной речи показали, что в данной подсистеме наиболее частотна незнаменательная и полузнаменательная лексика: союзы, частицы, местоимения; употребительность имен существительных ниже, чем глаголов, а среди глагольных форм наименее употребительны деепричастия и причастия. Данные формы практически не используются в функции вторичной предикации (т.е. в составе причастных и деепричастных оборотов). Ср. разг.: Принеси книжку на столе лежит (вм. книжно-письм.: Принеси книжку, лежащую на столе); Я совсем замучиласьотстирывала это пятно// (вм. книжно-письм.: Я совсем замучилась, отстирывая это пятно). Морфологическая система разговорной речи отличается ярко выраженными чертами аналитизма, что подтверждает, например, активное функционирование различных классов неизменяемых знаменательных слов. В разговорной речи эти слова очень употребительны, многочисленны и разнообразны. Это прежде всего так называемые предикативы – неизменяемые слова, выполняющие функцию сказуемого в личном предложении. К ним относятся, например, междометно-глагольные слова (типа ля-ля, бах, шу-шу-шу, ср.: А они сидят в уголке и шу-шу-шу между собой); предикативы-оценки (типа не ах, так себе, не того, ср. Погода была не ах; Она поет так себе). Отличаются также высокой активностью аналитические прилагательные (единицы типа авиа, авто, теле, беж и мн. др.), имеющие в разговорной речи большую самостоятельность. Ср.: (разговор на почте) А. Вам какие конверты? Б. Мне авиа и простой//; Ты книжку нашла? Сбер? Особенности морфологии разговорной речи наиболее ярко проявляются в специфических функциях некоторых грамматических форм. Так, инфинитив нередко выступает в синтаксической роли, обычно свойственной существительному: Плавать там пришли? (подлежащее); А. Что ты ищешь? Б. Я ищу запить (дополнение); Это полотенце вытираться(определение). Среди падежных форм имен существительных наиболее частотны формы именит. падежа. Экспансия именит. падежа в разговорных текстах проявляется в том, что его функциональная нагрузка гораздо больше. Именительный падеж встречается в устной речи в любых предложных и беспредложных позициях и выступает в роли других падежей: Петрушечка свежая я сейчас куплю (вм.петрушечку свежую, т.е. винит. падежа), Его ученики были наши учителя (вм. нашими учителями – тв. п.), А рассольник половина нельзя взять? (вм. половину рассольника).
Цитировать
0 #21 Ефремова Ольга Николаевна 20.05.2013 22:54
Секция "Влияние "ненормативной" лексики на развитие разговорной речи ребенка дошкольника".
Ни для кого не секрет, что в наше время употребление бранных выражений, а точнее выражений матерных, приобретает некую вседозволенность. Крепкое словцо можно услышать в современных фильмах, в телевизионном эфире, сейчас оно даже не всегда "запикивается". В социальных сетях вообще цензура отсутствует.
Так как же объяснить ребенку, что это плохо, неправильно, если он отовсюду слышит такие слова? Думаю, выход один - взрослые должны исключить матные выражения из своего лексикона, не употреблять эти слова в семье, ни при ребенке, ни в его отсутствии. В ближайшем окружении малыша бранные выражения произноситься не должны, ведь для него важно не то, что и как сказал "дядя в телевизоре" или подросток в подъезде, а то, как разговаривают родители. Убеждать снова и снова: в нашей семье так не говорят, воспитанные люди не употребляют бранных слов. Докажите своему ребенку на собственном примере - без мата можно обойтись. Когда это станет нормой общения для всей семьи, это станет нормой и для ребенка, ведь все, что есть в наших детях хорошего (и плохого!) - достается им от нас !
Цитировать
0 #20 Прощенко Юлия Владимировна 20.05.2013 00:50
Прощенко Юлия Владимировна, воспитатель детского сада № 41 Калининского района Санкт-Петербурга.
Семинар: "Грамматические особенности русской разговорной речи". Секция № 1 "Влияние "ненормативной" лексики на развитие разговорной речи ребенка дошкольника".
В современном обществе употребление ненормативной лексики приобрело масштабы эпидемии, она проникла в литературу, в кино, в средства массовой информации, для многих матерная речь становится нормой. Почему наши дети так часто матерятся? Кого они копируют? Как с этим бороться?
Дети, используя мат, обходятся всего лишь десятком слов, употребляя их в анекдотах, в настенной письменности или в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений. Так, дети 2 – 5 лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности. В возрасте 5-7 лет основной движущей силой является бунт против того “как надо”. При этом мат дети употребляют осознанно, прекрасно понимая, что этого делать нельзя.
Ребенок начал ругаться матом! Что делать? А так как ребёнка нужно воспитывать с раннего детства, то и на речь своего малыша нужно обращать внимание, ещё тогда, когда он совсем мал. Малыш, еще вчера только научившийся складывать слова в предложения, говорить свои первые «мама» и «папа», вдруг начинает залихватски ругаться матом, виртуозно вкручивая бранные словечки в свою речь. Не позволяйте вашим родительским рукам опуститься, решайте проблему последовательно и четко, выработайте у ребенка своеобразный фильтр, который убережет его от употребления ненормативной лексики!
Итак, шаг первый. Выявите источник негативной информации. Мы все люди разных профессий, и для некоторой профессиональной среды, например, для водителей транспорта, моряков, представителей рабочих профессий, да и вообще чисто мужских коллективов ненормативная лексика, скорее, норма в общении, чем отступление от правил. Возможно, в вашей семье есть человек, который употребляет бранные слова в повседневной жизни. Поговорите с ним, настойчиво убеждая в необходимости прекратить их употребление при ребенке.
Цитировать
0 #19 Нарышкова Маргарита Сергеевна 19.05.2013 21:57
Международный семинар.

Тема: «Грамматические особенности русской разговорной речи».
Дата проведения: 15.05.2013г.
Время: 16:30

Выступление.
Секция №4.

Грамматические особенности русской разговорной речи, их влияние на развитие речевой культуры детей.

Нарышкова Маргарита Сергеевна, учитель-логопед ГБС (К) ОУ школы №46.


Разговорная речь является одним из видов коммуникативной деятельности человека. Снижение мотивации в общении приводит к низкому уровню речевых средств, ситуативности речи, низкому уровню переработки словесной информации, содержательной бедности.
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт.
Чтение художественной литературы стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.
Расширение и обогащение словаря детей связано с развитием грамматического строя речи. Необходимо учитывать последовательность овладения различными типами предложения в онтогенезе:

1. Двусоставные предложения (подлежащее-сказуемое) – Дерево растет.

2. Другие двусоставные предложения – Это дом. Дом большой.

3. Распространенное предложение из 3-4 слов;

а). подлежащее – сказуемое – прямое дополнение.

(Девочка моет куклу).

б). подлежащее – сказуемое – прямое дополнение – косвенное дополнение
(д.п.сущ.)

Бабушка дает ленту внучке.

в). подлежащее – сказуемое – прямое дополнение – косвенное дополнение (тв. п. со
значением орудия действия) – Девочка рисует дом карандашом.

г). подлежащее – сказуемое – обстоятельство места
(предложно – падежная конструкция) – В лесу растут грибы.

д). подлежащее – сказуемое – обстоятельство места, времени, образа действия,
выраженное наречием – Солнце светит ярко.



4). Работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих
признаки предмета:

Бабушка дает внучке ленту. Бабушка дает внучке красную ленту.

В процессе развития словоизменения и словообразования обращается внимание на изменение сущ. по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование сущ.
и глагола, сущ. и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам.
Повышению уровня речевой культуры речи у детей, способствует формирование диалогической речи. В процессе работы школьник должен научиться слушать
и понимать вопросы, сам задавать вопросы, точно выражать свои мысли в ответах на них.
Использование приемов театрализации, игр – драматизаций способствует совершенствованию эмоциональности речи, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность.

Заключение: на занятиях по развитию речи, работа проводится над практическим овладением языка с опорой на адекватное понимание и употребление лексического состава языка и его грамматического строя.
Цитировать
0 #18 Домбровская Наталья Дмитриевна 19.05.2013 20:24
Домбровская Наталья Дмитриевна
Секция №5 "Деловое общение в работе педагога"
Учителю-логопеду в логопедической группе или детском саду для детей с речевыми нарушениями принадлежит руководящая роль во всём коррекционно-образовательном процессе и, тем более, в развитии речи.
Самое главное в процессе делового общения- речь учителя-логопеда должна быть образцом не только для детей, но и для родителей, для коллег.
ОТ НАШЕГО НЕВНИМАНИЯ К СВОЕЙ РЕЧИ нередко возникают конфликтные ситуации, и педагогу всегда важно знать: что говорить, когда говорить, как говорить, сколько говорить, кому говорить…
Одна и та же информация может быть по разному преподнесена, например, родителям ребёнка и воспитателям. В разговоре с руководителем и коллегами мы будем пользоваться специальной терминологией, а для родителей излишняя логопедическая терминология может быть упрощена, но речь педагога всё равно должна соответствовать всем нормам русского языка.
В разговоре с детьми и с коллегами кто-то допускает употребление «звательного падежа», а кто-то обращается друг к другу по имени отчеству. В нашей работе часто возникают ситуации, когда надо сократить свою речь и воспользоваться типизированными конструкциями («по Теремковой», "дай перспективный", ). Это вполне допустимо.
На педсоветах и других педагогических мероприятиях необходимо пользоваться образцами правильной русской речи, но для решения текущих вопросов без разговорной речи не обойтись.
Использование «неправильных языковых вариантов» для объяснения детям языковых явлений и ошибок считаю допустимым. Так же стоит знакомить с «ненормативными» с точки зрения академической грамматики явлениями ШКОЛЬНИКОВ.
Письменные виды делового общения педагогов нередко вызывают большие трудности у педагогов. Результат работы есть, а как выразить это в протоколе, в отчёте, в аналитической справке? Сколько глупых вопросов мы задаём руководителям, методистам при оформлении документов для аттестации? Надо повышать свой профессиональный уровень в этой области, самосовершенствоваться.
Публичные выступления педагогов – самый сложный раздел делового общения педагогов. Всё зависит профессионализма и от уровня подготовки к публичному выступлению.Кто-то продумает своё выступление, подготовит конспект, уточнит нормы произношения терминов или незнакомых слов, подберёт примеры, цитаты, наглядный материал, а кто-то «экспромтом», или типизированными конструкциями будет пытаться раскрыть тему.
Веяние нашего времени - дистанционное общение. Многие педагоги пользуются этим способом донесения информации до родителей. Здесь так же надо соблюдать нормы русской речи.
Может и в этих тезисах не все требования к русской речи мною соблюдены, но семинар ещё раз заставил нас задуматься о нормах русского языка и мы стали грамотнее. Спасибо.
Цитировать
0 #17 Безрукова И. Н. 17.05.2013 14:18
Безрукова Ирина Николаевна, старший воспитатель, детский сад № 41 Калининского района Санкт - Петербурга
Семинар "Грамматические особенности русской разговорной речи", секция "Русский язык и культура общения".
Являясь работником дошкольного образования, я понимаю, что детский сад - это первый кирпичик в формировании ребёнка. всё преподавание идёт на русском языке. воспитание и образование детей не возможно без тесного контакта с родителями. Беседуя, проводя собрания - нередко понимаешь, что и в речи взрослых в полной мере присутствует стилистически сниженная речь. Главное - примером речи педагога убедить родителей следить за формами речи в общении в семье с ребёнком и друг с другом. В связи с этим планируются тематические встречи по стилю общения с ребёнком. Понимая, что основной пример речи дошкольники черпают из примера телевидения и, к сожалению, интернета - даю конкретные рекомендации как жаргонную фразу употребить по иному, не теряя её смысла.
Цитировать
0 #16 Кожарская О.В. 17.05.2013 14:17
Кожарская Ольга Вениаминовна, воспитатель детского сада № 41 Калининского района. Семинар "Грамматические особенности русской разговорной речи", секция "Русский язык и культура общения"
Имея большой стаж работы я могу отследить, как, к сожалению, не в лучшую сторону, меняется речь и общение друг с другом дошкольников. В связи с этим в совместной деятельности планирую игры и игровые ситуации на противопоставле ние. Дети знают отрицательного героя, который разговаривает " не красиво". Выявляется употребляемая фраза, которая не очень хороша для дошкольника. Принимается игровая ситуация: "Её говорят не дети, а отрицательный персонаж". главное заинтересовать детей проблемной ситуацией и способом её разрешения. Как помочь герою, как его перевопитать? Для детского речетворчества - открывается широкое поле деятельности. Я принимаю все детские высказывания, анализирую их, выбираю с детьми наиболее подходящие. Если дети затрудняются - предлагаю варианты ответов.
Цитировать
-1 #15 Филарина И.А. 17.05.2013 14:16
Филарина Ирина Анатольевна, воспитатель. детский сад № 41 калининского района Санкт-Петербурга. Семинар "Грамматические особенности русской разговорной речи", секция "Влияние "ненормативной" лексики на развитие разговорной речи ребенка дошкольника". Ребенок в дошкольном возрасте стремительно овладевает родным языком. Он прислушивается к речи окружающих, улавливает незнакомые слова. И если в это время он слышит "ненормативную" лексику, то ребенок тоже ее запомнит и попытается повторить. Замечено, что нецензурные слова малыш выговаривает быстрее и правильнее, так как они простые и легко произносятся. Ребенок еще не в состоянии отделить плохие слова от хороших и если в этот момент взрослые просто не будут акцентировать внимание на употребление бранных слов, то скорей всего, он потеряет к ним интерес и забудет их.
Цитировать
-1 #14 Яковлева Г. Н. 17.05.2013 14:15
Яковлева Галина Николаевна, воспитатель, детский сад № 41 калининского района Санкт-Петербурга. Семинар "Грамматические особенности русской речи", секция "Влияние "ненормативной" лексики на развитие разговорной речи ребенка дошкольника". В первые годы жизни ребенок – существо поначалу бессловесное – стремительно овладевает разговорной речью. Все слова для него – новые. Он активно, как губка, впитывает их и усваивает, с каждым днем обогащая свой словарный запас. Ребенок прислушивается к речи окружающих, улавливает незнакомые слова, как бы пробует их на вкус и пытается включить их в свой словарь. И если в этот момент он слышит нецензурную речь, то он тоже ее впитает, запомнит и попытается повторить. Эти слова простые, легко произносимые и, конечно, ребенку не составит большого труда научиться их говорить. Это повлияет на его словарный запас, потому что всего несколькими бранными словами можно выразить много мыслей.
Цитировать
0 #13 Самойлова З. И. 17.05.2013 14:15
Самойлова Зинаида Игнатьевна. Детский сад № 41 Калининского района Санкт-Петербурга. Семинар "Грамматические особенности русской разговорной речи", секция "Деловое общение в работе педагога". В детском саду мы каждый день сталкиваемся с небольшими проблемами, которые касаются организации образовательног о процесса (покупка новой мебели в группу, обновление пособий и игрушек и т.д.). Иногда они не решаются своими силами, возникает необходимость обращаться за помощью в другие организации. Не каждый воспитатель способен выступить в качестве делового партнера, ведь мы общаемся с детьми и привыкли "договариваться " с ними. Трудности начинаются уже при формулировании задачи, затем следующий шаг - убедить в необходимости вложить средства. Здесь у педагогов включаются эмоции и активизируется невербальное общение - язык жестов. Нужно научиться внятно доносить свою мысль в любой ситуации, не только при общении с детьми и родителями, но и с теми, кто не имеет отношения к образовательном у процессу.
Цитировать
0 #12 Абакумова Людмила 17.05.2013 14:13
Абакумова Людмила Васильевна
Термины и понятия «речь» и «язык» тесно связаны и взаимодействуют с терминами и понятиями «речевая деятельность», «текст», «содержание текста». Поэтому желательно рассматривать язык и речь не только в соотношении друг с другом , но и в соотношении с речевой действительностью, текстом и смыслом текста.

Язык – знаковый механизм общения; совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразия конкретных высказываний отдельных людей;

Речь – последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.

Видимо из различия этих терминов следует, что можно говорить не только о культуре речи, но и о культуре языка. Культуру языка окажется ничем иным, как степенью развития и богатства его лексики и синтаксиса, отточенностью его семантики, многообразием и гибкостью его интонации и т.д. Культура речи – это система и совокупность его коммуникативных качеств, а совершенство каждого из них будет находиться в зависимости от различных условий, в число которых войдут и культура языка, и незатрудненность речевой деятельности, и смысловые задания, и возможности текста.
Цитировать
0 #11 Грязева Валентина 17.05.2013 14:12
Грязева Валентина Павловна
Чем богаче система языка, тем больше возможности варьировать речевые структуры, обеспечивая наилучшие условия коммуникативного речевого воздействия. Чем обширнее и свободнее речевые навыки человека, тем лучше, при прочих равных условиях, он «отделывает» свою речь, ее качества – правильность , точность и т.д. Чем богаче и сложнее смысловые задания текста, тем большие требования он предъявляет к речи, и, откликаясь на эти требования, речь приобретает большую сложность, гибкость и многообразие.
Цитировать
0 #10 Кривоногих Наталья 17.05.2013 14:11
Кривоногих Наталья Николаевна
Самым главным качеством речи является правильность речи. Нет правильности – не могут срабатывать другие коммуникативные качества: точность, логичность, уместность и т.д. правильность речи всегда ведет к соблюдению норм языка, неправильность – к отступлению от них. Правильность речи – это соответствие ее языковой структуры действующим языковым нормам.

Одни нормы усваиваются легко и при минимальном участии школы. Другие – укрепляются влиянием школы. Третьи – остаются полу освоенными, и после окончания человеком средней школы.
Цитировать
0 #9 Шорохова Наталия 17.05.2013 14:11
Шорохова Наталия Юрьевна
Ошибки методического характера возникают в результате недостаточного закрепления вводимого лексико-грамматического материала или из-за неполного объяснения нового материала учителем. Все они связаны с нарушением требований методики. Учитель должен хорошо продумать и осознать пути исправления ошибок разного рода, постоянно держать в поле зрения и специально планировать работу по их исправлению. Обилие ошибок методического характера может служить основанием для корректировки программы с учетом особенностей работы учащихся.
Следует отметить, что научно обоснованная, продуманная система упражнений, методически правильная ее постановка в условиях школы – залог успеха в выполнении главной задачи обучения русскому языку: развитие устной и письменной речи школьников.
Цитировать
0 #8 Гоголева Ольга Юрьев 17.05.2013 14:09
Гоголева Ольга Юрьевна
Одним из важнейших показателей уровня культуры мышления, интеллекта человека, является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребёнок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребёнок овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики.

Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.) Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника -средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительност и. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Могут быть выделены следующие периоды речевого развития человека:
Цитировать
0 #7 Кудря Анна Константи 16.05.2013 22:45
Культура речи педагога – характеристика общей культуры страны. Мы не должны забывать, что педагог – коммуникативный лидер, поэтому он должен иметь представление о качествах хорошей речи, о культуре речи, о педагогической риторике.
В педагогической деятельности общение как форма взаимодействия, рас-сматривается как средство воспитания, формирования личности, обмена информацией, обучения, передачи знаний и сведений о мире, без чего педагогический процесс не сможет осуществиться.
Профессиональная деятельность педагога – деятельность, специфика кото-рой заключается в психолого-педагогическом воздействии на собеседника с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, и вместе с тем в целенаправленном управлении процессом обучения и развития личности.
Профессиональная речь педагога – главное средство обучения и воспитания. Умение общаться с людьми, владеть содержанием профессионального образования и обладать развитыми способностями к профессиональной коммуникации необходимо любому педагогу.
Цитировать
0 #6 Канатаева Ирина Юрье 16.05.2013 22:26
Анализ речевого взаимодействия детей раннего возраста показывает – что только присутствие взрослого, провоцирует развитие речи ребёнка.
Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, которые стремятся к обмену информацией, т.е. хотят понять и быть понятыми.
Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее. Они демонстрируют им, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими людьми.
Выготский заметил, что речь ребёнка является зеркальным отражением социальной речи взрослых и служит для того, чтобы помочь ребенку развить внутренний план мышления, управлять своим поведением.
Хотелось бы обратить внимание родителей на собственную речь. Никогда не употребляйте ненормативную лексику при разговоре с ребёнком. Это вызывает негативную реакцию и у него не будет желания слушать, под-ражать вам, отвечать на вопросы.
Цитировать
0 #5 Канатаева Ирина Юрье 16.05.2013 22:22
Анализ речевого взаимодействия детей раннего возраста показывает – что только присутствие взрослого, провоцирует развитие речи ребёнка.
Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, которые стремятся к обмену информацией, т.е. хотят понять и быть понятыми.
Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее. Они демонстрируют им, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими людьми.
Выготский заметил, что речь ребёнка является зеркальным отражением социальной речи взрослых и служит для того, чтобы помочь ребенку развить внутренний план мышления, управлять своим поведением.
Хотелось бы обратить внимание родителей на собственную речь. Никогда не употребляйте ненормативную лексику при разговоре с ребёнком. Это вызывает негативную реакцию и у него не будет желания слушать, подражать вам, отвечать на вопросы.
Цитировать
0 #4 Петрова Кира Марковн 16.05.2013 20:33
ответы на вопросы лектора Шатилова А.С.
-прикалыватья-сейчас используют вместо слова..пошутить..
-обломаться-..обмануться в своих ожиданиях или обмануть ожидания другого..
-лажа -..обман..
-разводить-Чаще употребляют в значении ..обманывать..
-жесть-..что-то серьёзное или впечатляющее..
-силовик - ..представитель власти, военный,охранник,полицейский..
-социалка-..социальные льготы и выплаты..
-проговорить-..потратить деньги с телефонного счёта,на длительный разговор или потратить время на разговор..
-разрулить-..решить проблему,конфликт..
-завязать-..прекратить какую-либо вредную привычку или действие..
-Емеля,манка,думер-этих слов не слышала в переносном значении.
Цитировать
+1 #3 Петрова Кира Марковн 16.05.2013 20:18
''Деловое общение в работе педагога''.
Педагог постоянно общается с разными людьми,по разным вопросам.Чаще всего такое общение носит деловой характер:
1)общение педагога с администрацией учебного учреждения;данный вид общения требует от педагога высокого уровня профессионализма и соблюдения профессиональной этики.
2)общение между коллегами;такое общение носит более свободный характер,чаще ситуативный,понятный только коллегам,устная речь значительно свёрнута,понятна только в контексте(например:работала над звуковкой,не идёт - проводила коррекцию звука,не получилось).
3)общение педагога с воспитанниками:при общении с детьми особенно важно ,чтобы речь педагога была правильной,понятной;педагог должен учитывать возрастные особенности ребёнка,от этого зависит форма и содержание речевого обращения взрослого к ребёнку.
4)общение педагога с родителями:носит профессиональный характер и требует высокой концентрации внимания.Педагогу необходимо внимательно выслушать родителя,понять проблему и очень тактично и грамотно дать ответ(времени на подготовку ответа очень мало,отвечать надо сразу).Также надо учитывать,что родитель слушает невнимательно,ответ придётся повторить не менее трёх раз,поэтому необходимо помнить свой ответ.
Вывод:при общении речь педагога должна быть правильной,грамотно оформленной,чёткой понятной для собеседника любого возраста,с любым образованием.Особенно это важно при работе с детьми,так как речь педагога служит эталоном для воспитанника, расширяет и обогащает словарь детей,расширяет кругозор.
Цитировать
0 #2 Рынковская Ирина Леонидовна 16.05.2013 11:26
Разговорная речь, её влияние на нормы русского языка.
Нормы современного русского языка закреплены в изданиях Российской Академии наук: различные грамматики и словари.
Нормы существуют на разных уровнях языка: фонетическом,лексическом, грамматическом.
Для русской разговорной речи характерны словесная импровизация и языковые особенности:
-свобода выбора лексики
-использование простых предложений
-употребление предложений с разной интонацией
-повороты
-незаконченность мысли.
Разговорный язык и литературный язык противопоставлены как различные языковые системы,употребляемые в одноми том же языковом коллективе.
Словарная бедность разговорной речи может повлиять на нормы языка.Мы должны "защитить язык".
На уроках русского языка и литературы учителя словесники должны обращать внимание на речь школьников.
Разговорная речь-одна из функциональных разновидностей литературного языка, но она не подходит для публичного выступления,для ответов на вопросы в классе,невозможна в письменной форме,на радио и телевидении.
Цитировать
0 #1 Петрова Кира Марковн 15.05.2013 22:49
Тезисы выступления:секция"Деловое общение в работе педагога".
В своей работе педагоги постоянно общаются с разными людьми.Есть разные направления:
1)общение педагога с администрацией учебного учреждения:данный вид общения требует от педагогов высокого уровня профессионализма;
2)общение между коллегами: такое общение носит более свободный характер,ситуативный,понятный только коллегам.Речь более свёрнутая,понятна только в определённом контексте.Например:Работала над звуковкой, не идёт - Проводила коррекцию звука,не получается;
3)общение педагога с воспитанниками: при общении с детьми речь педагога должна быть правильной,понятной.Педагог должен знать возрастные особенности детей,от этого зависит форма и содержание речевого обращения взрослого к ребёнку;
4)общение педагога с родителями:носит профессиональный характер.Педагогу необходимо внимательно выслушать родитель,понять проблему и очень тактично и грамотно дать ответ(времени на подготовку ответа очень мало,отвечать надо сразу).Также надо учитывать ,что родитель слушает невнимательно.Ответ придётся повторить не менее трёх раз,поэтому необходимо помнить свой ответ и быть терпеливым.
Вывод:при общении речь педагога должна быть правильной,грамотно оформленной,чёткой и понятной для собеседника любого возраста,с любым образованием.Особенно это важно при работе с детьми,так как речь педагога служит эталоном для воспитанника,расширяет и обогащает их словарь,расширяет кругозор.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта