Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
 
Всероссийская очная конференция «Проблематика международных исследований по образовательным областям - PIRLS, TIMSS, PISA». День 1
Дата проведения: 22 марта в 16.30.
Категория слушателей: педагогические работники образовательных учреждений.
Ведущая: Пискунова Елена Витальевна, профессор кафедры педагогики РГПУ им. Герцена, доктор педагогических наук. 
Место проведения: Казанская ул., д. 7.
 
 
Видео:
 
 
Благодарности, отзывы и предложения по конфреенции просим размещать не на этой странице, а в книге отзывов. Спасибо!

Комментарии  

0 #30 Борисова Ольга Алекс 29.04.2013 13:12
Каждый современный учитель на сегодняшний день должен очень отчетливо понимать, что в российском образовании происходят очень серьезные изменения. Насколько эти изменения помогают улучшить качество образования, мы сможем узнать спустя хотя бы одно десятилетие. А сейчас все работники образования вовлечены в единый процесс – подготовить молодое поколение к тем условиям обучения в вузе, которые позволят им успешно приобретать свои знания. Почему я сейчас говорю о вузе, когда исследования PIRLS проверяют уровень и качество чтения в начальной школе? Прежде всего, потому что, учителя средней и старшей школы полностью зависят от того, какие знания, умения и навыки дают нашим детям педагоги дошкольного и начального образования на начальной ступени образования.
С большой тревогой вся общественность обсуждает ЕГЭ, сколько споров, сколько сторонников «за» и «против». Думаю, что многие из этих споров мы могли бы избежать, если бы до нас (общественности: родителей, учителей, воспитателей детсадов) доводили результаты таких международных исследований как PIRLS, TIMSS, PISA. Почему? Да потому что результаты данных исследований позволяют нам сравнить достижения наших детей с учащимися со всего мира (в исследовании PIRLS участвуют 49 стран, где Россия занимает одно из первых мест).
Тем самым мы можем сказать, что выпускники начальной школы России показывают очень достойные результаты в данном исследовании. Тогда возникает вопрос, что происходит с этими выпускниками в средней школе, и что мы можем изменить в нашем образовании, чтобы выяснить какие средства, рычаги мы можем использовать, чтобы повлиять на образовательные результаты наших школьников.
Цитировать
0 #29 Горячева Ирина Анатольевна 10.04.2013 22:09
В 1995 году была первая попытка оценить естественнонаучную и математическую грамотность наших школьников в рамках исследования TIMSS. В целом результаты были выше средних международных показателей – выпускники школы показали отличные знания по углубленной физике и математике. Но в умении объяснить какие-то явления они были слабы
Интеллектуальный потенциал российских детей очень высок. Но беда в том, что постепенно они его растрачивают. Результаты по чтению в основной школе уже ниже средних международных, 38-40-е место в рейтинге стран.
Результаты наших четвероклассников и восьмиклассников по математике и естествознанию выше средних международных. Но посмотрите на них в динамике. Если в четвертых классах дети не боятся отвечать на любые вопросы, даже на те, которые они не изучали, они начитанные и любознательные, то в восьмых классах результаты хуже: дети теряются при ответе на нестандартно сформулированные вопросы. Снижается самостоятельность учебной деятельности.
. В традиции российского образования - глубокие научные знания. Доминируют формальные методы обучения, связанные с освоением знаний. А сегодня важны умения самостоятельно мыслить и действовать. Понятно, что без базовых знаний не обойтись. Но информация обновляется так быстро, что нужны уже не столько знания (их сейчас можно получить в Интернете), сколько умения работать с ними, приобретать их и умножать.
Нужно уменьшить объемы знаний, чтобы высвободить время и активизировать деятельность, связанную с развитием ребенка. Надо дать в обучении больше свободы.
Все три исследования дают системное понимание того, что происходит в школьном образования. Результаты находятся в открытом доступе на сайте нашего центра. Немаловажно, что благодаря исследованиям наши школы стали использовать задания нового типа, которые оказываются наиболее сложными для детей.
Цитировать
0 #28 Горячева Ирина 10.04.2013 18:26
Немаловажно, что благодаря исследованиям наши школы стали использовать задания нового типа, которые оказываются наиболее сложными для детей.
- Впервые мы приняли участие в международном исследовании качества образования в 1991 году, когда СССР вошел в пятерку лидеров. Но уже тогда анализ данных показал, что наши дети значительно лучше справляются с заданиями, где нужно воспроизвести знания, нежели с заданиями, требующими интеграции знаний из различных областей. Стало понятно, что школьники владеют большим запасом знаний, но самостоятельно применять их не умеют. Последующие исследования только подтвердили эту проблему.
Интеллектуальный потенциал российских детей очень высок. Но беда в том, что постепенно они его растрачивают. Результаты по чтению в основной школе уже ниже средних международных, 38-40-е место в рейтинге стран.
Если в четвертых классах дети не боятся отвечать на любые вопросы, даже на те, которые они не изучали, они начитанные и любознательные, то в восьмых классах результаты хуже: дети теряются при ответе на нестандартно сформулированные вопросы. Снижается самостоятельность учебной деятельности.
Еще одна проблема - перегруженность программ, когда учителя должны дать большой объем материала, а времени для его отработки недостаточно. Нужно уменьшить объемы знаний, чтобы высвободить время и активизировать деятельность, связанную с развитием ребенка. Надо дать в обучении больше свободы.
Все три исследования дают системное понимание того, что происходит в школьном образования
Цитировать
0 #27 Трифонова Людмила Леонидовна 05.04.2013 16:16
Автор: Трифонова Л. Л.
Важность участия в международных исследованиях.

РIRLS необходимо для учителей школ, чтобы контролировать зависимость между читательскими умениями, необходимыми для приобретения читательского опыта, и для получения информации по предмету.
Как показали результаты исследования, наибольшего успеха в чтении достигают дети, в семьях которых родители сами любят читать, уделяют серьезное внимание предшкольной подготовке своих детей, имеют высокий уровень образования.
Также PIRLS-2011 подтвердило, что наличие библиотеки в школе и дома является важным фактором в формировании читательской грамотности.
Кроме того, Россия находится в группе стран с самым большим числом детей (83%), высоко мотивированных к чтению. Практически четверть (26%) российских учащихся очень любят читать, они каждый день читают для собственного удовольствия, самостоятельно выбирая книги.
Данные исследования позволяют выяснить, что уровень развития чтения растет. Главной причиной улучшения позиций российских школьников в международном исследовании стало введение единого государственног о экзамена (ЕГЭ). Школа стала ориентироваться на результаты, успех детей теперь зависит от полученных знаний. Самый важный результат в исследованиях – позитивная динамика. Итоги позволяют судить об эффективности мер и изменений, которые произошли в области образования.
Результаты исследований показывают, как российские школьники умеют решать задачи по математике, читать художественную и научно-популярную литературу и повышать свой уровень развития.
Цитировать
0 #26 Окунева Наталья Владимировна 05.04.2013 16:12
Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения и понимания. Главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, и перерабатывать ее.
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением.
Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.
Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Поэтому одной из задач, которые ставят перед собой учителя начальных классов школы – это привитие интереса и любви к чтению. Мы хотим добиться восстановления упавшего престижа чтения в глазах младших школьников.
Для этого учителями начальных классов проводится определенная работа как на уроках, в большей степени литературного чтения, так и во внеурочной деятельности. Так же в своей работе мы дополнительно пользуемся тестовыми работами по литературному чтению. Где можно как коллективно, так и самостоятельно проводить различные виды работ по предложенным в них текстам . В конце каждой четверти провести различные виды проверочных работ по определению уровня читательской компетентности. Проверка навыков чтения (способ, правильность, осознанность) осуществляется через чтение учеником вслух, понимание текста через аудирование и чтение про себя, также проверяется умение учащихся читать наизусть. Важнейшая функция восприятия художественной литературы - трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов.
Огромный вклад в поддержку и развитие детской читательской деятельности вносит школьный библиотекарь. В помещении школьной библиотеки проводятся книжные выставки и выставки детских работ посвященных определенной тематике или приуроченные определенной памятной дате жизни государства или отдельно взятого поэта, писателя. Кроме того, для повышения интереса учащихся чтению в начальной школе проводятся «часы чтения», литературные уроки, библиотечные занятия, беседы о культуре чтения. Где также организовываютс я читательские конференции, конкурсы юных читателей. Проводятся беседы различной тематической направленности, пропагандирующе е ежедневное живое общение с книгой.
Немаловажным фактором пропаганды чтения мы видим привлечение родителей к сотрудничеству со школой и библиотекой по этому вопросу. Если не будет поддержки дома, все усилия школы пойдут насмарку. Поэтому учителями начальных классов регулярно ведётся работа с родителями младших школьников. Это индивидуальные консультации по проблемам детского чтения и подбору литературы.
Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленно го и систематическог о взаимодействия педагога, школьников и их родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению.
Цитировать
0 #25 Гузова Елена Ивановна 04.04.2013 15:12
На сегодняшний день вопрос об умении использовать полученные знания стоит уже перед дошкрольниками. Самоценность знания не рассматриваеся, дети занимаются не"потому,что...", а "для того,чтобы..."
Полученное в детском саду умения применять полученные знания на практике ребенок принесет в школьную жизнь.
Цитировать
0 #24 Татьяна Юрьевна 03.04.2013 15:49
Иванова Татьяна Юрьевна,
Отличник Народного Просвещения
воспитатель ГБДОУ детский сад № 95 Калининского района СПб
Секция 1 Дошкольник и книга
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родного языка.
Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка: сказки, рассказы, стихотворения.
Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. Знакомство детей с литературным произведением в детском саду проходит в совместной деятельности и в свободное время (в утренние и вечерние часы). На занятиях ребенок впервые знакомиться с произведением, учится слушать, воспринимать и понимать их. От того, как воспитатель прочтет детям книгу, зависит, как она будет воспринята. Совместное слушание и переживание прочитанного активно влияет на возникновение интереса к литературе.
В каждой группе есть дети, которые любят слушать книги и предпочитают это занятие всякому другому, но есть и такие, которым чтение представляется скучным делом. Заставлять насильно такого ребенка слушать книжку – значит окончательно отбить интерес к ней. Задача воспитателя – найти такой подход к ребенку, выбрать такую книгу, которая затронет его эмоции, окажется ему интересной. Для каждого малыша это будет своя книга. Но есть один жанр, против которого не устоит любой ребенок, - это сказка.
Как подготовить ребенка к восприятию новой сказки? За несколько дней до чтения сказки или непосредственно перед чтением в книжный уголок помещается новая книга. Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации, учит внимательно вглядываться в рисунки, сравнивать их, особенно в тех случаях, когда есть 2-3 разных издания одной и той же сказки, иллюстрированных разными художниками. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чем она.
Надо чаще использовать присказки. Желательно, чтобы по своему настрою присказка была связана с произведением. Дети, научившись вслушиваться в присказку, нередко довольно верно угадывают, о чем будет идти речь.
Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и, в то же время, замечать и чувствовать художественную форму произведения.
Воспитатель активно использует свободное время для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей, лучше познакомить их с произведениями русской и мировой литературы, такие прекрасные детские книги, как «Золотой ключик» А. Н. Толстого, «Приключение Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова и многие другие.
Как же читать детям «толстые» книжки? Читать изо дня в день «с продолжением», доставляя детям наслаждение от предвкушения новых встреч с полюбившимися героями и их приключениями. Чтение «с продолжением» развивает у ребенка привычку слушать книгу, формирует устойчивый интерес к художественной литературе.
Свободное время богато возможностями для организации разнообразной художественной деятельности: инсценирования любимых книг, игр-драматизаций, литературных утренников и развлечений. Активно включаясь в инсценировки, литературные игры, дети заново открывают для себя литературные произведения, более глубоко осваивают литературный текст. Участие ребенка в художественной деятельности часто становится толчком к возникновению у него интереса и любви к книге.
Цитировать
0 #23 Рябцева Валентина Ивановна 03.04.2013 14:31
Рябцева Валентина Ивановна
Почётный работник общего образования
воспитатель ГБДОУ детский сад № 95 Калининского района СПБ
Книга и дети
Секция 2
Книга водит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радости и страданий, отношений, пробуждений, мыслей, поступков и характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Умение слагать слоги и слова – начало умения читать, а чтение как источник духовного обогащения – нечто другое.
Ребенок-слушатель – это уже читатель. Процессы понимания книги путем слушания и самостоятельного чтения сходны в главном. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, что бы донести книгу до ребенка должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность изображенных коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям, интерпретировать для них литературные образы и авторский идейный замысел. От того, как сложатся у ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое. По сути, зависят будущие отношения с ведущим искусством – литературой.
Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, то есть всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.
Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребенка, на формирование его литературного опыта на важном этапе – этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге: интереса и любви или равнодушия. Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения, преодолеть все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.
Занятие – важная форма работы с книгой в детском саду. Здесь ребенок нередко впервые знакомится с тем или иным произведением словесного искусства, учится слушать, воспринимать и понимать их. От того, как воспитатель прочтет детям книгу, зависит, как она будет воспринята. Совместное слушание и переживание прочитанного активно влияет на возникновение интереса к литературе.
Занятия, посвященные знакомству детей с литературными произведениями, требуют от воспитателя предварительной подготовки. Прежде всего – осознанный, принципиальный, обоснованный выбор книги для чтения, в процессе которого педагог должен проявить свою культуру.
Поскольку маленький ребенок – не читатель в прямом смысле этого слова, а только слушатель, выразительное чтение взрослым книги для малыша – первый и важнейший шаг к её постижению. Исполняя детям литературное произведение, воспитатель делится с ними теми мыслями и впечатлениями, которые у него возникли в результате чтения и анализа текста, старается вызвать соответствующий эмоциональный отклик, помогает понять основную мысль, которая в нем заложена и побуждает ребенка к желанию научиться читать самостоятельно.
Цитировать
0 #22 Агрэ Марк Павлович 29.03.2013 16:39
Спасибо за замечательное мероприятие и содержательный материал.
Международные исследования по образовательным областям - PIRLS, TIMSS, PISA объединяют усилия ведущих специалистов, что обеспечивает не только высокое качество оценки эффективности процесса обучения, но и способствует разработке инновационных подходов в сфере образования на основе международных стандартов. Особенно важно, что они позволяют оценить уровень подготовки не только по конкретным дисциплинам, но и по межпредметным областям (экологии, естественнонаучным методам познания).
Интересны формулировки заданий. Одни позволяют оценить степень готовности обучающихся к практическому применению полученных на уроке знаний, что важно для оценки уровня подготовленности обучающихся в системе НПО – будущих квалифицированных рабочих. Другие задания предполагают свободный ответ: обоснование точки зрения, объяснение явления, то есть оценивают полученные обучающимися не только учебные, но и коммуникативные навыки.
Таким образом, исследование эффективности процесса обучения позволяет:
• сравнивать различные системы образования, наглядно увидеть эффективность обучения в разных странах мира;
• увидеть изменения, касающиеся качества образования и эффективности процессов обучения как на общемировом уровне, так и в национальных системах образования, а значит, выявить тенденции и разработать стратегию изменения школьных программ и стандартов образования;
• выявить особенности в национальных программах по предметам и в организации образовательного процесса в разных странах;
• определить факторы, влияющие на эффективность обучения.
Цитировать
0 #21 Рагозина Наталья 27.03.2013 17:03
Рагозина Н.А., учитель математики ГБОУ СОШ №520.
В Российских школах существует ряд проблем, связанных с читательской грамотностью. Грамотность – основной фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Если ученик не может осуществлять поиск информации, выделять нужную информацию, систематизировать её, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию - он не сможет использовать её в практической деятельности. Грамотность зависит от того насколько часто ученик сталкивается с книгой и её прочтением. Отрывки из произведений, которые он находит в "компьютере" не дают ему возможности развиваться и анализировать прочитанное с точки зрения его самого. Большинству современных родителей нет времени уделять должного внимания детям, их развитию, а тем более навыком правильного выбора произведений - от этого и данные результаты исследований: малограмотность, неумение систематизировать получаемые знания и правильно их использовать в диалоге со сверстниками и в диалоге с родителями. Уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Ученики, обладающие высоким уровнем читательской грамотности могут легко понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, готовы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний.
Цитировать
0 #20 Рагозина Наталья 26.03.2013 21:23
Рагозина Н.А., учитель математики ГБОУ СОШ №520.
В Российских школах существует ряд проблем, связанных с читательской грамотностью. Грамотность – основной фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Если ученик не может осуществлять поиск информации, выделять нужную информацию, систематизировать её, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию - он не сможет использовать её в практической деятельности. Грамотность зависит от того насколько часто ученик сталкивается с книгой и её прочтением. Отрывки из произведений, которые он находит в "компьютере" не дают ему возможности развиваться и анализировать прочитанное с точки зрения его самого. Большинству современных родителей нет времени уделять должного внимания детям, их развитию, а тем более навыком правильного выбора произведений - от этого и данные результаты исследований: малограмотность, неумение систематизировать получаемые знания и правильно их использовать в диалоге со сверстниками и в диалоге с родителями. Уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Ученики, обладающие высоким уровнем читательской грамотности могут легко понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, готовы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний.
Цитировать
0 #19 #1Орлова Н.Н. 22.03. 26.03.2013 16:15
Участие России в трех международных сравнительных исследованиях качества общего образования PIRLS, TIMSS, PISA, которые взаимно дополняют друг друга, дает более полноценную информацию о системе образования, оценивая различные её стороны. Сравнение результатов исследований PISA, PIRLS и TIMSS позволяет выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школе и оценить качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом. Участие страны в международных исследованиях организационно и нормативно подкрепляется Программами, утвержденными Правительством Российской Федерации. На международном уровне программы осуществляются международными консорциумами и координационными центрами. Это позволяет включить в работу ведущие коллективы мира и таким образом поддержать высокое качество проводимых исследований.
Ведущие специалисты в области оценки качества образования федеральных и региональных организаций получают профессиональную подготовку или повышение квалификации в рамках международных сравнительных исследований (непосредственное участие в проведении исследований, участие в создании инструментария, анализе результатов, участие в международных и российских конференциях и семинарах, регулярно проводимых организациями, ведущими международные исследования). Региональные координаторы (в каждом цикле любого международного исследования участвуют не менее половины субъектов РФ) проходят специальную подготовку по отдельным вопросам проведения обследования в регионах в Российской академии образования. Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для создания общероссийской системы оценки качества образования.
Решение на практике проблем разработки концепции формирования адаптивной образовательной среды и технологии управления ею требует четких метологических подходов. В качестве определяющих должны использоваться системно-деятельностный, синергетический,коммуникационно-диалогический, культурологический, личностно-ориентированный подходы.
Цитировать
0 #18 Окунева Наталья Владимировна 26.03.2013 14:37
РIRLS необходимо для учителей школ, чтобы контролировать зависимость между читательскими умениями, необходимыми для приобретения читательского опыта, и для получения информации по предмету.
Как показали результаты исследования, наибольшего успеха в чтении достигают дети, в семьях которых родители сами любят читать, уделяют серьезное внимание предшкольной подготовке своих детей, имеют высокий уровень образования.
Также PIRLS-2011 подтвердило, что наличие библиотеки в школе и дома является важным фактором в формировании читательской грамотности.
Кроме того, Россия находится в группе стран с самым большим числом детей (83%), высоко мотивированных к чтению. Практически четверть (26%) российских учащихся очень любят читать, они каждый день читают для собственного удовольствия, самостоятельно выбирая книги.
Данные исследования позволяют выяснить, что уровень развития чтения растет. Главной причиной улучшения позиций российских школьников в международном исследовании стало введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). Школа стала ориентироваться на результаты, успех детей теперь зависит от полученных знаний. Самый важный результат в исследованиях – позитивная динамика. Итоги позволяют судить об эффективности мер и изменений, которые произошли в области образования.
Результаты исследований показывают, как российские школьники умеют решать задачи по математике, читать художественную и научно-популярную литературу и повышать свой уровень развития.
Цитировать
0 #17 Трифонова Людмила Леонидовна 26.03.2013 14:32
Окунева Наталья Владимировна.
Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения и понимания. Главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, и перерабатывать ее.
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением.
Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.
Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Поэтому одной из задач, которые ставят перед собой учителя начальных классов школы – это привитие интереса и любви к чтению. Мы хотим добиться восстановления упавшего престижа чтения в глазах младших школьников.
Для этого учителями начальных классов проводится определенная работа как на уроках, в большей степени литературного чтения, так и во внеурочной деятельности. Так же в своей работе мы дополнительно пользуемся тестовыми работами по литературному чтению. Где можно как коллективно, так и самостоятельно проводить различные виды работ по предложенным в них текстам . В конце каждой четверти провести различные виды проверочных работ по определению уровня читательской компетентности. Проверка навыков чтения (способ, правильность, осознанность) осуществляется через чтение учеником вслух, понимание текста через аудирование и чтение про себя, также проверяется умение учащихся читать наизусть. Важнейшая функция восприятия художественной литературы - трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов.
Огромный вклад в поддержку и развитие детской читательской деятельности вносит школьный библиотекарь. В помещении школьной библиотеки проводятся книжные выставки и выставки детских работ посвященных определенной тематике или приуроченные определенной памятной дате жизни государства или отдельно взятого поэта, писателя. Кроме того, для повышения интереса учащихся чтению в начальной школе проводятся «часы чтения», литературные уроки, библиотечные занятия, беседы о культуре чтения. Где также организовываются читательские конференции, конкурсы юных читателей. Проводятся беседы различной тематической направленности, пропагандирующее ежедневное живое общение с книгой.
Немаловажным фактором пропаганды чтения мы видим привлечение родителей к сотрудничеству со школой и библиотекой по этому вопросу. Если не будет поддержки дома, все усилия школы пойдут насмарку. Поэтому учителями начальных классов регулярно ведётся работа с родителями младших школьников. Это индивидуальные консультации по проблемам детского чтения и подбору литературы.
Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению.
Цитировать
0 #16 Петрова К. М. 24.03.2013 16:47
Проблемы,связанные с читательской грамотностью учащихся начальной школы,существуют. Эти проблемы начинаются не в начальной школе, а в детском саду. Я работаю учителем-логопедом в коррекционном детском саду. В наши группы поступают дети с тяжёлыми нарушениями речи. Несколько лет все сотрудники детского сада( логопеды, воспитатели, невролог, физиотерапевт, музыкальный и физкультурный работники) проводят работу по коррекции речи детей. В результате совместной работы мы выпускаем детей в массовую школу с чистой речью. Много лет мы поддерживаем связь с родителями детей в 1 и 2 классах и знаем, что у наших выпускников остаются трудности и в школе. Родители часто говорят, что дети медленно и не очень охотно читают, проблемы в написании слов и предложений, в пересказах и составлении текстов. Некоторым диагностируют дисграфию разных видов ко 2 классу.Работая с детьми дошкольного возраста, я и мои коллеги, обращали внимание, что дети мало знают героев сказок( хотя называют героев зарубежных мультфильмов,но не могут рассказать о них,чаще говорят о компьютерных играх), нарушено понимание прочитанного текста(дети затруднялись ответить на вопросы по тексту, не понимали причинно-следственные связи в тексте). Беседы с родителями (в первый год пребывания ребёнка в саду) показывали, что родители мало читали детям, сами мало читали(''нет времени''). Мы проводили работу с родителями( объясняли зачем нужно читать,как читать, как беседовать и объяснять прочитанное детям). Чаще читали детям, не только на занятии(планируется 1 раз в неделю), но и в другое время. Также в нашем саду каждый год(уже 20 лет) проводятся ''Книжкины именины''.Дети в группе с помощью взрослого выбирают и рисуют книгу,представляют её другим детям, знакомятся с другими книгами. Воспитатели проводят предварительную работу; знакомят детей с книгами, рассказывают, что книги бывают разные, рассматриваем разные иллюстрации и т. д .Это расширяет кругозор детей, повышает интерес к книгам, помогает понимать прочитанное. Также каждая группа участвует в ''Фестивале театра'', готовим и ставим спектакли по сказке в зависимости от речевых возможностей детей. Это помогает детям лучше познакомиться с художественной литературой, развивает речь детей, помогает родителям понять важность чтения и понимания книг детьми. Проводимая работа дала результаты;в последние годы мы наблюдаем, что к концу подготовительной группы дети и родители понимают важность чтения книг, дети интересуются книгами(сказками, энциклопедиями, познавательными журналами для детей). Также встречи с выпускниками показывают, что у детей меньше стало трудностей в школе, читают с интересом, понимают прочитанное, что помогает в учёбе в школе,даёт чувство''успеха'' . Спасибо за материалы конференции''Проблематика международных исследований по образовательным областям PIRLS,TIMSS,PISA''. Они помогут мне и моим коллегам в работе с родителями. Статистические данные более наглядно, чем обычные беседы, помогут объяснить родителям важность чтения в их жизни и в жизни их детей.
Цитировать
0 #15 Повышева Ирина Валентиновна 23.03.2013 20:51
Повышева Ирина Валентиновна, учитель биологии ГБОУ СОШ №249
В средней школе при обучении биологии используются различные приёмы работы с текстом.
Например технология ИНСЕРТ. Этапы ИНСЕРТ соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
1.Учащимся предлагается система пометок:
«V» – галочкой отмечается то, что было ранее известно
«–» – минусом отмечается то, что противоречит первоначальным представлениям читателя
«+» – знаком плюс отмечается новая информация
«?» – вопросительный знак ставится, если у учащегося возникает желание узнать о чем-то более подробно
«!» – восклицательный знак может быть поставлен, если какую-либо информацию необходимо запомнить.
В зависимости от целей и задач урока учитель может выбирать необходимые пометки.
2.После прочтения текста с пометками на стадии рефлексии в процессе коллективной работы происходит обсуждение информации на основании следующих вопросов.
Что из прочитанного уже было известно?
Что было нового для вас?
С чем вы не согласны?
Что из прочитанного на Ваш взгляд необходимо запомнить?
3.После обсуждения информации учащиеся, работая индивидуально в тетради, могут заполнить следующую таблицу.
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Таким образов ученики учатся ориентироваться в материале с большим количеством фактов.
Составление кластеров позволяет изобразить материал в графической форме. Так как кластер не является линейным, то в этом случае у ребёнка проявляется системность мышления, он учиться находить связи между известными понятиями и фактами.
Составление «толстых» и «тонких» вопросов позволяет делать процесс работы с текстом более осмысленным. “Тонкими” вопросы - простые односложные вопросы, которые требуют ответа на уровне воспроизведения. “Толстые” вопросы выводят учеников на уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
Цитировать
0 #14 Махмудова Я. Ю. 23.03.2013 19:01
Махмудова Яна Юрьевна,учитель ГБОУ СОШ № 249 им. М.В. Маневича г. Санкт-Петербург.
В настоящее время в России крупномасштабные исследования образовательных достижений учащихся осуществляются по двум направлениям: в ходе выборочных мониторинговых исследований качества образования федерального и регионального уровней, а также в ходе проведения в России международных сравнительных исследований качества образования.
На формирование национальной системы мониторинга качества образования в России наибольшее влияние оказывают международные сравнительные исследования качества образования наряду с Единым государственным экзаменом.
Hеобходимо выделить TIMSS и PIRLS. Для России исследование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) является первым мониторинговым исследованием в области общего образования, которое позволяет проследить тенденции развития математического и естественнонаучного общего образования с 1995 года. В рамках исследования TIMSS оценивается качество математической и естественнонаучной подготовки школьников с учетом содержания образования стран-участниц проекта (оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4 и 8 классов по математике и естественнонаучным предметам, а также подготовка учащихся 11 классов по углубленным курсам математики и физики).
В исследовании PIRLS «Исследование качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study) оценивается способность выпускников начальной школы читать и понимать различные тексты.
Все международные исследования проводятся на представительных выборках учащихся. В каждом из перечисленных исследований участвует не менее половины субъектов Российской Федерации, около 5000 учащихся из 230-250 образовательных учреждений. Проведение исследований на представительных выборках дает возможность переносить результаты исследований на всю генеральную совокупность обследуемой популяции. Данный подход позволяет с большой экономической эффективностью регулярно получать результаты о качестве общего образования в стране в соответствии с международными стандартами, что особенно актуально в отсутствие федерального мониторинга качества образования в России (national assessment).
Участие России в трех международных сравнительных исследованиях качества общего образования PIRLS, TIMSS, PISA, которые взаимно дополняют друг друга, дает более полноценную информацию о системе образования, оценивая различные её стороны. Сравнение результатов исследований PISA, PIRLS и TIMSS позволяет выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школе и оценить качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом.
Участие страны в международных исследованиях организационно и нормативно подкрепляется Программами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Например, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы из бюджета Российской Федерации финансировалось проведение в России международных исследований PIRLS, TIMSS и PISA.
На международном уровне программы осуществляются международными консорциумами и координационными центрами. Это позволяет включить в работу ведущие коллективы мира и таким образом поддержать высокое качество проводимых исследований.
Ведущие специалисты в области оценки качества образования федеральных и региональных организаций получают профессиональную подготовку или повышение квалификации в рамках международных сравнительных исследований (непосредственное участие в проведении исследований, участие в создании инструментария, анализе результатов, участие в международных и российских конференциях и семинарах, регулярно проводимых организациями, ведущими международные исследования). Региональные координаторы (в каждом цикле любого международного исследования участвуют не менее половины субъектов РФ) проходят специальную подготовку по отдельным вопросам проведения обследования в регионах в Российской академии образования.
В качестве экспертов в международных исследованиях активно принимают участие разработчики национальных экзаменов, разработчики стандартов второго поколения, авторы учебников и учебных материалов для школы.
Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для создания общероссийской системы оценки качества образования.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
1. www.standart.edu.ru - Сайт Федерального государственного образовательного стандарта
2. www.ege.edu.ru – официальный информационный портал Единого государственного экзамена.
3. www.obrnadzor.gov.ru – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
4. www.centeroko.ru – Центр оценки качества образования ИСМО РАО.
5. www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений..
6. www.rustest.ru – Федеральный центр тестирования.
7. www.iea.nl - International Association for the Evaluation of Educational Achievements
8. www.pisa.oecd.org - OECD Programme for International Student Assessment (PISA)
9. www.timssandpirls.bs.edu - PIRLS and TIMSS International Study
Цитировать
0 #13 Рагозина Наталья 22.03.2013 18:29
За время своей педагогической работы, в течении 6 лет в школе, я наблюдала следующую ситуацию: получая информацию от учителей, родителей, воспитателей детского сада, во время прогулок с родителями, дети получают огромное количество информации, а пользоваться ею в жизни мало кто умеет. Школьная программа не успевает за стремительным потоком информации. Ведь до сих пор нет хорошей системы образования, которая позволила бы научить ребёнка хорошо учиться и быть воспитанным. Спасибо за вебинар!
Цитировать
0 #12 Лаптев И.М. 22.03.2013 17:13
Лаптев И.М., Петрова С.В., Мигучкина Э.Н.
Педагогов не учат этому ни теоретически, ни практически, методические материалы для этого отсутствуют. Познавательные стратегии PIRLS и PISA поддерживают небольшое количество учебников. В нашей стране доминирует ориентация на запоминание. На это в основном направлены домашние задания, что отмечают 75 процентов детей. В европейских странах домашние задания ориентированы на проектную деятельность, на проведение исследований, сбор дополнительной информации, нахождение альтернативных способов решения разнообразных задач, а не на прочтение учебника, запоминание формул и тренинга по способу решения задач. Необходим акцент на работу в незнакомой ситуации, потому что в современном мире информация обновляется с огромной скоростью, и главное, чем должен владеть человек, - способами приобретения знаний и работы с информацией, способностью многократно переквалифицироваться в течение жизни.
Благодарим за вебинар!
Цитировать
0 #11 Смирнова О.Н. 22.03.2013 17:10
Абрамова Ю.К., Кочнева Н.Л.
Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Главный вопрос исследования - «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений. Возникает ещё один важный вопрос: подходит ли это исследование для нашей страны?
Цитировать
0 #10 Михайлова С.О. 22.03.2013 17:07
Михайлова С.О., Юренкова Н.П.,
Развитие в русле регулярного образования предполагает превращение предметного способа в средство решения каких-то самостоятельно поставленных задач. Большую помощь здесь может оказать проектная
и научно-исследовательская деятельность школьников. В любом случае очевидна необходимость практикоориентированности в обучении. И, быть может, грамотное, целенаправленное внедрение новых образовательных стандартов в школьное образование
сможет решить эту задачу. Очень нужный вебинар! ОН приблизил понимание ситуации. Спасибо большое!
Цитировать
0 #9 Костенко Г.Д. 22.03.2013 17:06
Саркисян А.Л.,Раевская Н.И.,Марфида О.П.
о время работы над проектом наблюдатель-старшеклассник ведет наблюдение за работой каждого ученика и группы в целом по установленным параметрам, описывает проблемы. Учитель анализирует листы самооценки и листы продвижения работы группы, заполненные учениками, формирует отчет о проведении и результатах выполнения. Показатели деятельности обучающегося и деятельности группы при выполнении проекта вносятся в электронные формы
Цитировать
0 #8 Кайгулова З. З. 22.03.2013 17:05
Кутузова О. В., Калинина М. В. 8) Bажен не только вопрос о качестве полученного образования, но и то, насколько выпускники способны использовать школьные знания в своей жизни. Именно поэтому в странах OECD была поставлена задача организовать новые циклы исследований по трем приоритетным областям знаний: математике, естествознанию - как основам для технологического и экономического развития страны - и чтению. Причем не просто техническому чтению, а умению работать с информацией, с текстами, представленными в разном виде - в рекламе, инструкциях, таблицах, графиках, рисунках, диаграммах, схемах… Здесь важно, как ученик понимает информацию различных уровней, может ли он ее интерпретировать, применять, высказывать собственные суждения на ее основе. В заданиях PISA по чтению противоречивая информация специально подобрана таким образом, чтобы ученик мог высказать собственное мнение и найти в тексте подтверждение своей точке зрения. Безусловно, он должен привлекать свой жизненный опыт, школьные знания, но именно текст должен быть основой для формирования суждений. То же самое и с задачами по физике, химии, математике, они не характерны для российской школы, а близки к реальным проблемным ситуациям в жизни и требуют не только знания перечисленных предметов, но и сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
Цитировать
0 #7 Милёшина Л.В. 22.03.2013 17:04
Сидорова Н.Ю., Грянко Н.А., Костырева Т.В.
Международные исследования в системе образования, по нашему мнению, очень важны, так как они показывают объективные результаты, помогают понять систему образования в стране в сравнении с другими странами. Также международные исследования способствуют обеспечению качества проведения национальных исследований в области образования; в рамках данных исследований наиболее эффективно отрабатываются новые методики и технологии в области оценки качества образования.
Цитировать
0 #6 Гусакова А Ф 22.03.2013 17:02
Троцюк Н В Савина Л Б Телюфанова С А Грищенко Е Н Система оценки качества образования является одним из ключевых элементов системы образования, она лежит в основе умного управления, основанного на знании ситуации, она помогает получить ответ на вопрос Чего мы достигли?

Настоящий обзор выполнен в рамках инициативы Всемирного банка по подготовке серии кейсов, посвящённых опыту построения систем оценивания в разных странах мира. Уроки, которые извлекли многие страны при реформировании своих систем оценивания, могут быть полезны и поучительны для тех, кто всерьёз озабочен созданием и развитием собственных систем оценки качества образования. Мы все должны уметь учиться не только на своих ошибках и успехах, но и на чужих.
Цитировать
0 #5 Дзугурова Н. Г. 22.03.2013 17:01
Миньков А. Ю., Мельникова А. О., Низовцев Л. О. Вообще-то дети, например, начальной школы великолепно отвечают на все вопросы, просто наши программы не адекватны их возможностям восприятия, реалиям сегодняшней жизни. Ученики начальной школы - в десятке лучших стран по естественно-математической подготовке и на первом месте по чтению. Наши дети имеют высочайшие потенциальные возможности. Но, к сожалению, содержание школьного образования не адекватно международным стандартам. Правда, в российских стандартах второго поколения сделана попытка изменить ситуацию - разработаны новые примерные программы и планируемые результаты, программа универсальных учебных действий и система оценки.
Цитировать
0 #4 Германова А.В. 22.03.2013 17:00
Боякова И.И., Балошина Н.Д., Германова А.В.
За время регулярных наблюдений ситуация не меняется: стабильно хорошие результаты «по знаниям», стабильно низкие «по использованию». Российские школьники много и хорошо знают, но не умеют пользоваться своими
знаниями. Главная задача современной школы - научить использовать полученные знания. Спасибо большое за семинар!
Цитировать
0 #3 Бумарина Л. М 22.03.2013 16:58
Юртаева О. В., Кенина Т. И., Юринов И. Г. Сравнение результатов России с другими странами явно показывает отличие приоритетов отечественного общего образования от приоритетов, характерных для многих стран. Результаты международных сравнительных исследований учебных достижений школьников (TIMSS 1995, 1999, 2003 и 2007 годов) свидетельствуют, что уровень предметных знаний и умений российских восьмиклассников не ниже или превышает уровень учащихся многих стран, которые в исследованиях PISA (2000, 2003, 2006) показали существенно более высокий уровень умения применять свои знания в ситуациях, отличных от учебных (например, Финляндия, Нидерланды, Канада, Австралия, Чешская Республика, Венгрия, Новая Зеландия, Швеция и др.). Это говорит о том, что в настоящее время, обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система обучения не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания.
Цитировать
0 #2 Бакшанская М.Л. 22.03.2013 16:53
Калинина М В Черникова Н Л Бутырева Е В Современный этап развития образования
многие специалисты называют эрой отчетности школы перед об;192
Дискуссия

ществом. Наконец;то общество во многих странах (в наибольшей
степени — в западных, но и в таких восточных, как Австралия,
Новая Зеландия, Япония) задалось вопросом: чему учит школа и
насколько она эффективна. Результаты образования стали одним
из основных показателей конкурентоспособности страны. Поэто;
му страны принимают очень активное участие не только в этом
исследовании, но и в других.
Цитировать
0 #1 Лукашова Н. Л. 22.03.2013 16:51
Дормидонова Т. И.Конечно, мы не можем похвастаться крупными решениями на государственном уровне, хотя в других странах они принимаются. В Германии, например, или в Чили провал в PISA вызвал в обществе шок, вслед за которым были приняты меры по пересмотру школьных программ, по работе с отстающими и т.д. – фактически была проведена школьная реформа. В Венгрии регулярно проводятся мониторинги знаний учащихся по заданиям PISA. В Японии в свое время министр образования лишился своего поста после низких результатов учащихся в PISA. Седельникова Е. И. Валиуллина О. Д.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта