Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
 
Международный вебинар «Нейропсихологические особенности лево-правополушарных, визуалов, кинестетиков, аудиалов – одно из базисных оснований организации личностно-ориентированного модели взаимодействия с детьми»
 
Дата: 19.03.2013 в 15:00. 
Категория слушателей: воспитатели детского сада, педагоги коррекционных образовательных учреждений, учителя начальной школы.
Ведущая: Иванковская Светлана Анатольевна, методист развивающего центра «Элти-Кудиц-Нева», психолог. 
 
Документы по вебинару доступны здесь >>>
 
Видео:
 
Благодарности, отзывы и предложения по вебинару просим размещать не на этой странице, а в книге отзывов. Спасибо!

Комментарии  

0 #19 Кадыкова И.Ф. 16.05.2014 22:43
Кадыкова Ирина Филипповна,
Учитель математики ГБОУ школы-интерната №6 Красногвардейского района СПБ
Известно, что есть дети «левополушарные» и «правополушарные». Конечно, чистый тип выделить сложно, но учитывать особенности восприятия окружающего мира, предпочтение к тому или иному виду познавательной деятельности – надо обязательно. Образование в школе построено так, что заставляет работать в большей степени левое полушарие, переоценивая его в образовательной деятельности ученика, так же, как и логическое мышление. При этом игнорируется большая часть умственных возможностей ребёнка. Учителю необходимо создавать условия для реализации возможностей ученика, формировать их с учётом индивидуальных особенностей организации познавательных интересов. Учитель должен знать особенности специализации больших полушарий головного мозга (левое полушарие выполняет функции аналитического мышления, правое – руководит образным мышлением ) и строить свою работу так, чтобы у ученика работало и правое и левое полушарии, более того необходимо развивать то полушарие, которое менее развито. Поэтому уроки необходимо строить с учётом индивидуально –типологических особенностей механизмов мышления. Так на этапе освоения новых знаний, материал необходимо излагать, используя различные каналы восприятия. На этапе актуализации знаний, закрепления, контроля - целесообразно применять задания с опорой на то, что дано ребёнку природой. При обобщении и на домашнюю работу - давать задания, направленные на то, что надо развивать в процессе обучения. Различаются и задания, которые целесообразно применять на уроках: для правополушарных – это задания в картинках, схемах, работа с таблицами, тесты, для левополушарных – вывод формул, логические задания. Урок надо строить так, чтобы развивать у «логиков» умение выделять главное, учить сравнивать, обобщать, излагать грамотно свои мысли. Для развития эмоций «образников» на уроке надо создавать ситуацию занимательности, удивления. Если учитель хочет помочь ребёнку развить заложенные способности, он должен быть очень внимательным и помогать ребёнку там, где требуется помощь, а с возрастом ребёнок сам научится компенсировать природные недостатки и в полной мере использовать свои способности.
Цитировать
0 #18 Высоцкая Илона Валентиновна 07.11.2013 19:26
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
- доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
- доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
«Левополушарные» организуют любой знаковый материал таким образом, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. Это могут быть не только слова, но и символы, знаки, образы. Из связей между предметами и явлениями выбирается несколько, не создающих противоречий. Так, слово, включенное в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть больше. Левополушарным легче писать, чем диктовать. Среди левополушарных чаще встречаются инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.
У «правополушарных» - это одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Преимущество такой стратегии мышления проявляется в тех случаях, когда информация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту. Роль правополушарной стратегии познания, проявляющейся в способности улавливать множество связей и вариантов в многозначном контексте, делает ее важнейшим участником творческого процесса.
Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией; возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Как правило, правополушарные люди — целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы.
Цитировать
0 #17 Желтоножко Анна Владимировна 03.11.2013 11:53
Желтоножко Анна Владимировна, учитель английского языка, ГБОУ СОШ №471 г. Санкт - Петербурга.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной ассиметрией мозга: распределением психических функций между полушариями.
Левополушарные люди.
Для таких людей характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к обобщению и абсрагированию.
Детям с преимуществом левого полушария несложно выучить наизусть целую поэму, не то, что длинное стихотворение. У них хорошие способности к языкам, поскольку они прекрасно запоминают слова и легко осваивают логику построения предложений.
Развитое левое полушарие облегчает выполнение стереотипных движений. Благодаря этому «правшам»(они зачастую и бывают левополушарными детьми) несложно выполнять однотипные задания и операции.
Левое полушарие можно сравнить с персональным компьютером, который контролирует и анализирует все происходящие изменения, как в организме, так и в окружающей его среде. К левому полушарию относится «внутренняя речь» ребенка, умение «думать словами».
У оптимистов преобладает левое полушарие. Они любят логические умозаключения, умеют отбросить все, что «не ложится в строку», и уверенно смотрят в будущее. Им интереснее не наблюдать мир вокруг себя, а делать выводы из этих наблюдений, анализировать происходящее, логически осмыслять и принимать решения. И, наконец, левое полушарие отвечает еще и за то, что принято называть силой воли.
Правополушарные люди.
Правое полушарие головного мозга управляет подсознанием и абстрактным мышлением, ориентировкой в пространстве и сферой чувств. Оно отвечает за образную память, восприятие музыки, интонации и ритма, выразительность звучания. Дети с развитым правым полушарием выдают высокий уровень ассоциаций. Им нетрудно абстрагироваться от конкретики и обобщать. Те, у кого больше активизировано правое полушарие, дольше сохраняют в памяти самые различные впечатления от увиденного и услышанного.
Левое полушарие отвечает за речь, оно «мыслит» с помощью слов. Правое полушарие «мыслит» образами, оно считывает информацию, заключенную не в словах, но в интонациях, мимике и жестах. Правополушарному ребенку важно не столько то, что сказано, сколько то, как сказано. Эти дети крайне восприимчивы к интонационному оформлению речи учителя на уроках.

Если левое полушарие отвечает за логику, то благодаря правому полушарию становятся возможны интуитивные прозрения и открытия. Интуиция и озарение — методы работы правого полушария. Поэтому из детей с развитым правым полушарием мозга вырастают творческие люди — артисты, поэты, художники и музыканты. Правополушарные дети просто обожают все разглядывать и любоваться самыми незначительными вещами.
Поскольку правое полушарие отвечает за сферу чувств, не стоит удивляться, что правополушарные люди, среди которых немало левшей, обладают теми способностями, которые сегодня принято называть феноменальными. Подсознание, за которое отвечает правое полушарие, ведает всеми теми психическими функциями, которые мы не в состоянии контролировать.

Анализируя все вышесказанное, применительно педагогики, на уроках необходимо постоянно помнить про эти особенности, которыми наделен каждый ученик, сидящий в классе. Только тогда станет возможным создание условий необходимых для успешной учебной деятельности, самопознания и самореализации ребят и развития их личностей.
Детям с развитым левым полушарием нужны ясные и четкие инструкции и объяснения, повтор нового материала, проверка выполнения заданий, тишина на уроке.
Детям с развитым правым полушарием нужен контекст, связь информации с практикой и реальностью, задания зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эксперименты, эмоции, музыкальный фон.

Спасибо организаторам за интересный семинар и актуальную, нужную и полезную в нашей деятельности информацию.
Цитировать
0 #16 Лупашку Ирина Викторовна 18.10.2013 00:22
Лупашку Ирина Викторовна, учитель-логопед ГБДОУ №129 Невского района
Тема семинара (вебинара): «Нейропсихологические особенности лево - правополушарных, визуалов, кинестетиков, аудиалов – одно из базисных оснований организации личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми»
Дата проведения:19.03.2013 в 15.00.
Тема выступления: условия успешного взаимодействия с лево и правополушарными детьми в коммуникативном поле.
Нейропсихологические особенности лево и правополушарных детей проявляются с раннего возраста. Учитывая эти особенности можно выделить у каждого ребенка «сильные» и «слабые» стороны и создать правильные условия для развития и обучения. У левополушарных и правополушарных детей по-разному идет прием, переработка и хранение информации, по-разному происходит восприятие и выражение эмоций.
Левополушарные дети любопытны и рассудительны, успешны в учебе. Они любят анализировать, легко осваивают конструктивные игры, склонны к точным наукам. У таких детей «взрослый» стиль общения. Из них часто вырастают хорошие организаторы, любознательные исследователи, и классификаторы в науке. В жизни это материалисты, деловые практические люди. Оптимисты.
Во время обучения левополушарных детей следует учитывать то, что им важна не эмоция, а информация. Если информация иссякла, то у такого ребенка блокируются каналы восприятия, и он перестает слушать педагога. Следовательно, информация должна поступать последовательно и обучение вестись «от простого задания к сложному». Для таких детей важна логика и грамотно сформулированная цель, они легко организуют близких людей для реализации своих целей. Это лидеры. Они быстро запоминают словестную информацию и им важно проговорить задание вслух, используют предметозаменители, они хорошо запоминают символы, легко кодируют звук в букву, быстро овладевают счетом, чтением, письмом. Желательно для таких детей в школе ставить парты, рассчитанные на одного человека. Им комфортно, когда есть собственное пространство, и никто не задевает локтем. На рабочем месте часто царит «упорядоченный хаос», в котором сам ребенок легко ориентируется. Левополушарных детей отвлекает шум, они не способны делать два дела одновременно, во время решения находят только одно правильное решение. Видение мира у таких детей эйфорическое, они более устойчивы к стрессам, иерархию взаимоотношений усваивают быстро.
Правополушарные дети ранимы и непосредственны, чувствительны и эмоциональны, толерантны и неконфликтны. Это эстеты, мгновенно замечающие красоту, любят порядок. Они близки к природе и предпочитают уединение, созерцание. Такие дети радуют окружающих неординарностью суждений. Для них важны голос и интонация, они чувствуют подтекст и настроение. Обладают выразительной мимикой. Часто правополушарные люди успешны в творчестве и гуманитарных науках.
При обучении правополушарных детей важно учесть, что это люди действия, им для усвоения материала нужно все пощупать, поиграть, записать, «пропустить через себя». При обучении чтению такой ребенок будет не только глазками следить, но и пальчиком водить по строчке. Во время занятия такому ребенку не помешает музыкальный фон. Он может делать несколько дел сразу и ищет много вариантов решения задачи. Мир воспринимает образами, очень чувствителен к эмоциям и стрессам. Для него важна духовность, сопереживание. Это человек – « жилетка». Часто это ведомые люди.
Педагог в своей работе должен учитывать, что у визуала доминантны органы зрения, у аудиала органы слуха, а кинестетик пропускает информацию через движение. И соответственно, один воспринимает целостный образ, другой звуки и музыку, при этом нередко закрыв глаза, а третьему потребуется движение и комфортность позы. Для успешного обучения детей важно не создать стресс и не блокировать каналы восприятия.
Цитировать
0 #15 лукина марина 13.04.2013 19:42
лукина марина васильевна
ГБДОУ Д/с 44 компенсир. вида кировского р-на
• Левополушарные дети.
С раннего детства левополушарные дети рассудительны и прямолинейны, всегда ищущие ответы на свои вопросы. Такие дети бывают чрезвычайно серьезными. Они любопытны. Такие дети любят громкие игры, но легко осваивают конструктивные игры, шахматы; увлекаются электронными игрушками, склонны к точным наукам (физике, математике). Из левополушарных детей вырастают хорошие организаторы, точные и любознательные, исследователи и классификаторы в науке. В жизни это деловые практические люди.
• Правополушарные дети.
Правополушарные дети рано проявляют интерес к красоте во всех ее проявлениях, к разнообразию живой природы. Это дети природы и являются близкими к ней, отдают предпочтение вместо книг наблюдению за полетом бабочки, птицами или рыбками. Правополушарные ДЕТИ ОЧЕНЬ ранимы, тоньше воспринимают интонацию, подтекст, настроение. Такие дети радуют неожиданностью и точностью оценок, неординарностью суждений – и все это за счет образности мышления. Правополушарные дети наивные, непосредственные, то веселые и звонкие, то задумчивые, часто любят бывать одни. Мимика правополушарных детей очень выразительная, эмоциональность тонкая и богатая.
Правополушарные дети процветают в гуманитарных науках. Их рисунки поражают свежестью, эмоциональностью, экспрессией, динамикой.
В нейролингвистическом программировании выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: "визуалы", "аудиалы", "кинестетики".
К "визуалам" относятся дети, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Дети, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к "аудиалам".
Ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, относятся к "кинестетиками".
Выделяют еще и четвертый тип - "дискреты". "Дискреты" - это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических доводов.
Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.
Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискрет (дигитал) - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.
Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений. Как распознать у ребенка ведущий канал восприятия и переработки информации? Часто достаточно понаблюдать!
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Малыш-визуал при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Эти дети любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие детки предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку. Для ребенк -визуала важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Этот ребенок первым делом запомнит и расскажет, кто, в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми. В общении со сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один. В воспитании малыша-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации.
Дошкольник-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие дети любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, доказывать. Придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Они очень общительны. Эти дети могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.
Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. Такой малыш любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Малыш-кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные ощущения.
Цитировать
0 #14 лукина марина 13.04.2013 19:38
• Левополушарные дети.
С раннего детства левополушарные дети рассудительны и прямолинейны, всегда ищущие ответы на свои вопросы. Такие дети бывают чрезвычайно серьезными. Они любопытны. Такие дети любят громкие игры, но легко осваивают конструктивные игры, шахматы; увлекаются электронными игрушками, склонны к точным наукам (физике, математике). Из левополушарных детей вырастают хорошие организаторы, точные и любознательные, исследователи и классификаторы в науке. В жизни это деловые практические люди.
• Правополушарные дети.
Правополушарные дети рано проявляют интерес к красоте во всех ее проявлениях, к разнообразию живой природы. Это дети природы и являются близкими к ней, отдают предпочтение вместо книг наблюдению за полетом бабочки, птицами или рыбками. Правополушарные ДЕТИ ОЧЕНЬ ранимы, тоньше воспринимают интонацию, подтекст, настроение. Такие дети радуют неожиданностью и точностью оценок, неординарностью суждений – и все это за счет образности мышления. Правополушарные дети наивные, непосредственные, то веселые и звонкие, то задумчивые, часто любят бывать одни. Мимика правополушарных детей очень выразительная, эмоциональность тонкая и богатая.
Правополушарные дети процветают в гуманитарных науках. Их рисунки поражают свежестью, эмоциональностью, экспрессией, динамикой.
В нейролингвистическом программировании выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: "визуалы", "аудиалы", "кинестетики".
К "визуалам" относятся дети, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Дети, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к "аудиалам".
Ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, относятся к "кинестетиками".
Выделяют еще и четвертый тип - "дискреты". "Дискреты" - это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических доводов.
Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.
Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискрет (дигитал) - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.
Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений. Как распознать у ребенка ведущий канал восприятия и переработки информации? Часто достаточно понаблюдать!
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Малыш-визуал при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Эти дети любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие детки предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку. Для ребенк -визуала важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Этот ребенок первым делом запомнит и расскажет, кто, в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми. В общении со сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один. В воспитании малыша-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации.
Дошкольник-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие дети любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, доказывать. Придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Они очень общительны. Эти дети могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.
Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. Такой малыш любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Малыш-кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные ощущения.
Цитировать
0 #13 Баранова Елена Евгеньевна 31.03.2013 23:18
Баранова Елена, воспитатель.
Нейропсихологические особенности правополушарных детей, как следует из наблюдений и исследований психологов, требуют индивидуальной, личностно-ориентированной модели взаимодействия с ними.
Каждый ребенок, как уже известно – отдельная история! У каждого свой путь рождения и развития, свой характер, видение и восприятие окружающего мира. Мы, как воспитатели, наблюдаем за воспитанниками, проводим совместную и индивидуальную работу, чтобы дети развивались гармонично во всех областях образовательно-воспитательной программы.
Лекция от 19.03.13 приоткрыла глубину проблемы и причины особенностей работы с правополушарными детьми. Оказывается, такие дети имеют глубокие психологические особенности восприятия и общения с окружающим миром. Эти особенности необходимо вовремя заметить, чтобы правильно понимать поступки ребенка, причины трудностей усвоения какой-то информации, принимать ребенка таким, какой он есть, построить нужную модель взаимодействия. Продолжать поливать и подкармливать зимнюю яблоню и спокойно ждать урожай.
Проблемы развития первого отдела головного мозга, надо признаться, были для меня откровением. Я рада осознавать, что проблемы поведения и успешности детей группы зависят не только от моей работы, но и от многих-многих независящих от педагога причин.
Теперь обстановка в группе станет спокойнее, а детей надо жалеть и любить. Главное – не навредить! Спасибо.
Цитировать
0 #12 Павлова Е. А. 28.03.2013 21:03
Левополушарный тип. К нему относятся люди, у которых логическое восприятие преобладает над чувственным. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению. Левое полушарие специализировано на оперировании словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное мышление. Левополушарные компоненты мышления так организуют любой материал, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. При его формировании, из всех реальных и потенциальных связей между предметами и явлениями выбираются несколько определенных, которые не создают противоречий и укладываются в соответствующую схему. Так, слово, включенное в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть несколько. Элементами однозначного контекста могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы.«Основная функция левого полушария – выделить фигуру из общего фона и работать с данной информацией в фокусе внимания. Левое полушарие ответственно за понятийное, нацеленное на одно, единственно правильное решение мышления, прогнозирование будущих событий, выдвижение гипотез. Это «формальный» логик, распознающий ложные высказывания от истинных. В левом полушарии представлена образная модель мира, разбитая на отдельные элементы. В памяти левого полушария хранятся осознанные стереотипы и социальная система значимостей. Кроме того, оно выполняет последовательные функции. Аудиальное (слуховое) восприятие информации является ведущим у левополушарных людей». Среди них много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко они рациональны и рассудочны, много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. В музыкальной деятельности, представители данного типа чаще становятся методистами, музыкальными критиками, талантливыми педагогами, нежели исполнителями. Обычно они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.
Цитировать
0 #11 Матросова Н.Б. 28.03.2013 17:34
Матросова Наталья Борисовна воспитатель ГБДОУ №82 Калининского района
Тема семинара (вебинара): «Нейро-психолгические особенности лево-праволушарных, визуалов, кинестетиков, аудиалов – одно из
базисных оснований организации личностно-ориентированной
модели взаимодействия с детьми».
Дата: 19.03.2013. Время: 15.00.-16
Тема выступления: Условия успешного взаимодействия прово-левополушарных детей и педагога
Ситуация успеха на операционном этапе выступает как педагогическое обеспечение активной учебной деятельно­сти школьника. Современные педагогические методики в основном ориен­тированы на левополушарное восприятие. Таким образом, правополушарные учащиеся оказываются в невыгодном положении, так как нуждаются в гештальте, музыкальном фоне на уроке, творческих заданиях, контексте. Традици­онное преподавание предлагает им технологию, тишину, детали. Учащиеся этого типа нуждаются в трехмерной орга­низации своего мыслительного пространства, а школьные методики предполагают двумерную организацию.

Осознающий свою задачу учитель может так модифици­ровать задания, связанные с текстом, занятия по учебнику и использование раздаточного материала, чтобы адаптировать их ко всем стилям обучения, представленным в клас­се — как лево, так и правополушарным. В этом случае не­успеваемость резко снижается, а положительные результа­ты столь же быстро растут.

Перечисленные ниже виды деятельности облегчают обу­чение детям, имеющим соответствующий учебный стиль. Однако эти же виды деятельности затрудняют обучение детей с противоположным учебным стилем или дают учи­телю неправильное представление об их знаниях и способ­ностях.

Учителю при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий. Например, что соотношение между активностью правого и левого полушарий различно при восприятии художественных и технических текстов. При чтении техничес­ких текстов больше активизируется левое полушарие, а при чтении художественных — правое. Достоверно установлено, что при чтении левое полушарие мозга кодирует печатные симво­лы, а правое находит значение декодируемой информации. Левополушарные оценивают и читают слова, «атакуя» их, поэто­му для них необходимо использовать фонетический (дискрет­ный) подход (от части к целому). Правополушарные обучаются от целого к части, что объясняет их неуспехи в обучении чте­нию левополушарными методами (методика Зайцева, система Занкова).

В обычной массовой школе легче учиться детям с низ­кой функциональной асимметрией полушарий (равнополушарные), то есть тем, которые при обучении знаковым системам способны использовать не только левополушар­ные, но и правополушарные стратегии. Поэтому необходима специальная система формирования симметрии мозговых структур.
В последнее время прогресс в обучении у нас связывали с постепенной заменой освоения учащимися практических навыков накоплением теоретических знаний: увеличилось число теоретических курсов, повысился уровень абстрактности в изучении учебного материала, усилились математи­зация и алгоритмизация материала при изучении гумани­тарных дисциплин. В результате снизилась общая эмоциональ­ность изложения, язык стал более сухим, уменьшилась доля ярких выразительных примеров, редко используются рит­мы — речевые и музыкальные, которые сами по себе акти­визируют эмоциональную и непроизвольную память. Ины­ми словами, при обучении акцентируются механизмы левого полушария при одновременном ослаблении вовлеченности правого полушария. Это привело к тому, что учащиеся могут только грамотно воспроизводить выученный материал, но оказываются беспомощными в практическом применении знаний. Таким образом, современное образование является теоретическим, а не практическим. Востребованным оказы­вается логический компонент мышления. Образование же в западных странах ориентировано на практическое примене­ние получаемой информации.

Большинство из принятых в наше время методов разви­тия левополушарных способностей не опирается на образ­ные представления, которые превалируют на ранних эта­пах обучения. Между тем немецкий педагог Гербард писал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить. Для развития психических процессов учащихся это совершенно разная работа: запомнить то, что сказал учитель, или в результате собственной мыслительной дея­тельности прийти к определенному выводу. К сожалению, 80% вопросов учителя к ученикам требуют только механи­ческого воспроизведения выученного.
Цитировать
0 #10 Цапкова Н.В. 28.03.2013 17:22
Цапкова Наталья Викторовна ГБДОУ №82 Калининского района
Тема семинара (вебинара): «Нейро-психолгические особенности лево-правополушарных, визуалов, кинестетиков, аудиалов – одно из
базисных оснований организации личностно-ориентированной
модели взаимодействия с детьми».
Дата: 19.03.2013. Время: 15.00.-16.30.
Тема выступления: Особенности правополушарных детей.
Важно, чтобы родители и педагоги своевременно учитывали наследственно обусловленные особенности ребенка, поскольку целенаправленное воспитание позволяет смягчать негативные черты характера ребенка.
Как генетически обусловлен определенный тип конституции, так же врожденным является разделение людей на «воображаемый» и «художественный» типы, что основывается на доминировании у первых левополушарных, а у вторых – правополушарных функций головного мозга. Правополушарные дети рано проявляют интерес к красоте во всех ее проявлениях, к разнообразию живой природы. Они – дети природы, являются близкими к ней, отдают предпочтение вместо книг наблюдению за полетом бабочки, птицами или рыбками. Правополушарные люди более ранимы, тоньше воспринимают интонацию, подтекст, настроение. Такие дети радуют неожиданностью и точностью оценок, неординарностью суждений – и все это за счет образности мышления.
Правополушарные дети наивные, непосредственные, то веселые и звонкие, то задумчивые, часто любят бывать одни. Мимика правополушарных детей очень выразительная, эмоциональность тонкая и богатая.
Правополушарные люди процветают в гуманитарных науках. Их рисунки поражают свежестью, эмоциональностью, экспрессией, динамикой.
Цитировать
0 #9 Тамбовцева Валерия Валерьевна 24.03.2013 22:37
Тамбовцева В.В., учитель. 24.03.2013.
Нейропсихологические особенности лево-правополушарных, визуалов, кинестетиков, аудиалов – одно из базисных оснований организации личностно-ориентированного модели взаимодействия с детьми (19.03.2013 15.00)
Основная задача педагога – создание условий успешности каждого ребенка. В этом ему поможет знание нейропсихологических особенностей лево-правополушарных детей, визуалов, кинестетиков, аудиалов. Нейропсихологические методы исследования позволяют выделить у каждого ребенка как его «сильные», так и «слабые» стороны в развитии психических функций, а также определить индивидуально-типологические особенности детей. Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников способствует организации дифференцированного подхода в условиях перехода современной педагогики к личностно-ориентированному обучению и воспитанию. Межполушарная ассиметрия и межполушарное взаимодействие относятся к важнейшим фундаментальным закономерностям работам мозга. Выявлено, что у большинства людей преобладает либо левое, либо правое полушарие, в зависимости от этого по-разному идет прием, переработка и хранение информации.
Рассмотрим разницу лево-правополушарных детей на примере психических функций.
Восприятие:
Левополушарным важна вербальная информация, они нацелены на саму суть информации. Они воспринимают ее последовательно , от простого к сложному, от частного к общему, для них важна точность и логика, их важно нацелить на работу. Воспринимают любую ситуацию как приятную.
Правополушарные предрасположены к восприятию невербальной информации.. На первом плане у них чувства, эмоции. Для них важна интонация, с которой идет сообщение, важна комфортность общения: не что говорят, а как. Любую ситуацию воспринимают как ужасную, все в форме негатива.
Способ обработки информации:
Левополушарные работают как словесная цифровая система – последовательно , хорошо чувствуют время, а правополушарные работают по аналоговой системе.
Память:
Левополушарные быстро запоминают словесную информацию, а правополушарным важны образ, интонация.
Выполняемые операции:
Левополушарные быстро овладевают чтением, счетом, письмом. Правополушарным нужно обеспечить движение: подвигать, пощупать, поиграть, прописать.
Мышление:
У левополушарных – вербальное, аналитическое, формально-логическое. Им хорошо даются точные науки, они находят одно правильное решение. У правополушарных наглядно-образное, интуитивное, они ищут множество решений. Им лучше даются естественные науки, они успешны в творчестве.
Эмоции:
У левополушарных видение мира эйфорическое, они устойчивы к стрессам, хорошо понимают иерархию взаимоотношений . У правополушарных мрачное видение мира, они очень чувствительны к стрессам, они демократичны и любят отношения «глаза в глаза», статусные отношения для них болезненны.
Важно учитывать особенности право- левополушарных детей и создавать условия успешности каждого ребенка.
Цитировать
0 #8 Куликова О.А. 24.03.2013 19:24
Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными.
Доминирование левого полушария - словесно-логический характер, склонность к абстрагированию и обощению- это лево-полушарные люди;
доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение - это право-полушарные люди;
Если отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий - это равно-полушарные люди.
Лево-полушарные - дети предрасположены к успешному изучению точных наук; воспринимают различия, абстрактность; нацелены на восприятие сути информации; быстро осваивают временные отношения; в увиденном выделяют приятные и смешные моменты.
Право-полушарные - дети предрасположены к изучению гуманитарных наук; одновременное восприятие информации или через сильное переживание; хорошо выстраивают пространственные отношения; они предрасположены к восприятию невербальной информации; в увиденном выделяют все в форме негатива.
Развитие того или иного полушария, несмотря на генетическую предопределенность к доминированию, связано с особенностями образования и развития. То есть врожденные предпосылки - это только исходные условия, а сама ассиметрия формируется в процессе индивидуального развития под влиянием социальных контактов, прежде всего, семейных. Именно поэтому, образование должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. А наиболее прогрессивно и целесообразно развитие обоих полушарий мозга.
Цитировать
0 #7 Немцова Л.В. 23.03.2013 22:19
Нейропсихологические особенности лево и правополушарных.
Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга – она определяет особенности восприятия, запоминания, мышления, эмоциональную сферу человека. Зная тип межполушарной асимметрии можно объяснить родителям почему их ребенок не радует успехами.
Существует несколько типов функциональной организованности двух полушарий мозга: доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди); доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди).
У левополушарных людей восприятие материала дискретное (по частям), главное для них смысловая сторона речи; переработка информации – медленная, последовательная, они аудисты (слуховое); интеллект – вербальный, логический, приверженность теории; эмоции – положительные (радость, чувство наслаждения, счастья); память – произвольная, знаковая; мышление – абстрактно-логическое, рациональное, программируемое.
У правополушарных людей восприятие материала целостное, обращают внимание на интонационную сторону речи, они визуалисты (зрительное); переработка информации – быстрая, мгновенная; интеллект – невербальный, интуитивный; приверженность к практике; отрицательные эмоции (страх, печаль, гнев, ярость); непроизвольная память; мышление – наглядно-образное, спонтанное, интуитивное.
Спасибо за семинар. Постараюсь использовать это в практике.
Цитировать
0 #6 Назарова С.В. 23.03.2013 13:50
Назарова Светлана Васильевна, воспитатель ГБДОУ №38 Невского района
Тема семинара (вебинара): «Нейропсихологи ческие особенности лево - правополушарных , визуалов, кинестетиков, аудиалов – одно из базисных оснований организации личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми»
Дата: 19.03.2013г.
Время: 15:00-16:30
Тема выступления: нейропсихологич еские особенности лево и правополушарных детей

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга.
-доминирование левого полушария – словесно – логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и общению (левополушарные люди);
-доминирования правого полушария – конкретно – образное мышление, развитое воображение (правоплушарные люди);
-отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
Педагог формирует у детей мотив достижения успеха. Ситуация успеха определяется в основном психологическими аспектами индивидуальности ребенка.

Для правополушарных детей необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных детей вызывает эстетическая сторона предметов.

Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.
Цитировать
+1 #5 Ломоносова Ирина 22.03.2013 17:10
Ломоносова Ирина Николаевна воспитатель ГБДОУ №82 Калининского района
Тема семинара (вебинара): «Нейро-психолгические особенности
лево-праволушарных, визуалов, кинестетиков, аудиалов – одно из
базисных оснований организации личностно-ориентированной
модели взаимодействия с детьми».
Дата: 19.03.2013. Время: 15.00.-16.30.
Левополушарные дети
Уже с раннего детства левополушарные дети рассудительные; более прямолинейные, всегда ищут ответы на свои вопросы. Нередко такие дети бывают чрезвычайно серьезными. Любопытны, тянутся к «взрослым» разговорам, к одиночеству; не любят громкие игры, но легко осваивают конструктивные игры, шахматы; увлекаются электронными игрушками, склонны к точным наукам (физике, математике). У левополушарных детей меньше детского, сильнее выраженный мужской стиль мышления, у них и логика – мужская. Если это девочка, то она думает как мальчик и ведет себя скорее как мальчик. С левополушарных детей вырастают хорошие организаторы, точные и любознательные исследователи и классификаторы в науке. В жизни это деловые практические люди.
Правополушарные дети
Правополушарные дети рано проявляют интерес к красоте во всех ее проявлениях, к разнообразию живой природы. Они – дети природы, являются близкими к ней, отдают предпочтение вместо книг наблюдению за полетом бабочки, птицами или рыбками. Правополушарные люди более ранимы, тоньше воспринимают интонацию, подтекст, настроение. Такие дети радуют неожиданностью и точностью оценок, неординарностью суждений – и все это за счет образности мышления. Правополушарные дети наивные, непосредственные, то веселые и звонкие, то задумчивые, часто любят бывать одни. Мимика правополушарных детей очень выразительная, эмоциональность тонкая и богатая.
Правополушарные люди процветают в гуманитарных науках. Их рисунки поражают свежестью, эмоциональностью, экспрессией, динамикой.
Цитировать
0 #4 Колтунова Вера Ивановна 21.03.2013 21:57
Колтунова Вера Ивановна, воспитатель ГБДОУ №22 Невского района
Тема семинара (вебинара): «Нейропсихологические особенности лево - правополушарных, визуалов, кинестетиков, аудиалов – одно из базисных оснований организации личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми»
Дата: 19.03.2013г.
Время: 15:00-16:30
Тема выступления: нейропсихологические особенности лево и правополушарных детей

Нейропсихологические методы исследования позволяют выделить у каждого ребенка как «сильные», так и «слабые» стороны в развитии психологических функций, а также определить индивидуально-типологические особенности детей. Межполушарная ассиметрия и межполушарное взаимодействие относятся к важнейшим фундаментальным закономерностям работам мозга. Выявлено, что у большинства людей преобладает либо левое, либо правое полушарие, в зависимости от этого по-разному идет прием, переработка и хранение информации.
Восприятие:
Левополушарные воспринимают информацию последовательно, от простого к сложному, от частного к общему, для них важна точность и логика, их важно нацелить на работу.
Правополушарные могут воспринимать информацию одновременно с еще какой-то деятельностью. На первом плане у них чувства, эмоции. Для них важна интонация, с которой идет сообщение.
Способ обработки информации:
Левополушарные работают как словестная цифровая система – последовательно, хорошо чувствуют время, а правополушарные работают по аналоговой системе, параллельно анализируя события.
Память:
Левополушарные быстро запоминают словестную информацию, а правополушарным важен образ, они лучше запоминают интонацию, им обязательно нужно увидеть то, что необходимо запомнить.
Выполняемые операции:
С левополушарным нужно проговорить задание, они хорошо запоминают символы, быстро овладевают чтением, счетом, письмом. Правополушарным нужно обеспечить движение: подвигать, пощупать, поиграть, прописать.
Мышление:
У левополушарных – вербальное, аналитическое, формально-логическое. Им хорошо даются точные науки, они находят одно правильное решение. У правополушарных наглядно-образное, интуитивное, они ищут максимальное количество решений. Им лучше даются естественные науки, у них алгоритм творчества.
Эмоции:
У левополушарных видение мира эйфорическое, они устойчивы к стрессам, хорошо понимают иерархию взаимоотношений. У правополушарных мрачное видение мира, они очень чувствительны к стрессам, они демократичны и любят быть «на равных» со всеми.
Левополушарным нужна конкретная цель, их нужно учить грамотно формулировать цель, они легко организуют близких людей для организации цели, они предрасположены к лидерству, в основном оптимисты.
Правополушарным важна комфортность в отношениях. Они очень эмоциональны.
Важно учитывать особенности право и левополушарных детей и создавать условия для их развития.
Цитировать
0 #3 Смолоногова Юлия 21.03.2013 21:05
Выступление на международном семинаре (вебинаре) слушателя Смолоноговой Юлии Игоревны (ГБДОУ №22 Невского района).

Тема семинара (вебинара): «Нейро-психолгические особенности
лево-праволушарных, визуалов, кинестетиков, аудиалов – одно из
базисных оснований организации личностно-ориентированной
модели взаимодействия с детьми».
Дата: 19.03.2013. Время: 15.00.-16.30.

Тема выступления: «Нейро-психологические особенности левополушарных детей».

У большинства детей одно из полушарий является ведущим, оно первым реагирует на
информацию, её обработку, вследствие чего у левополушарного или правополушарного ребёнка
формируются специфические особенности психических функций и определённый стиль поведения.
У левополушарных детей восприятие унимодальное, аналитическое. Ребёнок сначала выделяет какие-то детали, части, а только потом видит целое (от частного к общему).
Такой ребёнок успешно усваиавает вербальную информацию (то, что слышит), хорошо
ориентируется во временных отношениях, легко воспринимает символы.
Из полученной информации, ситуации сначала воспринимает что-то приятное, полезное
или смешное, не фиксируя внимание на негативе, старается плохое не замечать.
Способ обработки информации – последовательный, работает как цифровая система
словесная (от простого к сложному).
Выполняемые операции: чтение, письмо, счёт, символика легко усваиваются. Учебную
информацию лучше воспринимают на тёмной доске с использованием белого мела.
Для такого ребёнка важна нацеленность, структурированность. Любой шум может стать помехой, «выбить» из пространства.
Мышление у левополушарных детей вербальное, формально-логическое, аналитическое,
дивергентное (нахождение одного правильного решения).
Для успешного усвоения какого-либо материала такому ребёнку важно его проговаривание. Эти дети легче усваивают точные науки.
У левополушарного ребёнка преобладают положительные эмоции, позитивное видение
мира (эйфорическое).
Если информация, получаемая ребёнком, переполнена эмоциями, чувствами, он воспринимать её будет недолго – 7 минут, т.к. для него важна конкретность, аналитичность
и у него «срабатывает» защитная реакция на лишнюю информацию, которая ему не нужна.
Эти дети хорошо чувствуют иерархию социальных отношений. У них более высокая
стрессоустойчивость в отличие от правополушарных детей. Они – лидеры.
Для левополушарных важны конкретные цели в жизни, они хорошо выстраивают их
очерёдность и легко организуют других людей вокруг себя для реализации своих целей.
Очень важно знать и учитывать особенности таких детей и создавать условия для их
успешного развития.
.
Цитировать
0 #2 Таланина Маргарита Евгеньевна 21.03.2013 02:07
Таланина Маргарита Евгеньевна, учитель английского языка в начальной школе,
ГБОУ начальная школа-сад № 620
Секция № 5
Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев,
а левополушарные — за отдельными деревьями не видят леса.
(Б. Белый)
У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек — правое. Поэтому девочки до 10-ти лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Однако у них быстрее завершается развитие памяти.
Можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать. Мужчины становятся более левополушарными, чем женщины.

Интересны результаты эксперимента, проведенного в Нижнем Новгороде, где обучение и воспитание мальчиков и девочек проводилось в однополых группах. Мальчики после некоторого периода адаптации вдруг удивительно раскрывались и начинали бурно развиваться. Если девочки забегали поинтересоваться мальчиками, то мальчикам это было совсем не нужно.
Конечно, в раздельном обучении и воспитании есть много притягательного. Однако мы должны не только давать знания и развивать определенные психические функции, но и гармонизировать личность. Человек не может существовать вне социума. Исследования показывают, что отношения в классных коллективах, созданных из детей одного типа функциональной асимметрии полушарий, складываются непросто. Учителю трудно передавать знания определенного типа, не на кого опереться в классе, нет разнообразия откликов, многосторонности восприятия материала. Если генетически у ребенка облегчен определенный тип мышления, то это не значит, что развивать нужно только его. Ребенка необходимо научить пользоваться и тем типом мышления, который является для него менее успешным. Грамотный педагог создает на уроке условия для выполнения заданий разными способами, подхватывает идеи, выдвинутые разными детьми — мальчиками и девочками, левополушарными и правополушарными.

Таким образом, деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников должна учитывать не только врожденные особенности функциональной организации мозга, но и половые различия в латерализации полушарий.

Практические рекомендации для учителей и родителей

1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.

2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.

3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.

4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.

5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать.

6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.

7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

8. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.

9. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.

10. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.

11. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.

12. Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться.

13. Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.

14. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

15. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.

16. Сделайте своей главной заповедью — «Не навреди!»
Цитировать
+2 #1 Сивчикова Ирина Васильевна 19.03.2013 19:34
Портрет гиперактивного ребёнка.
Логопед ГБДОУ №15 Адмиралтейского района
Несмотря на то, что среди детей, посещающих речевые группы логопедического детского сада, многие имеют диагноз СДВГ, нарисовать обобщённый образ такого ребёнка непросто, поскольку в рамках этого диагноза перед нами предстают очень разные дети. Их объединяет лишь то, что все они испытывают трудности социализации. Педагогический коллектив также испытывает трудности при взаимодействии с такими детьми.
Надо отметить, что, как правило, дети поступают в детский сад без диагноза СДВГ. Невропатолог делает запись только о речевых нарушениях и иногда отмечает перинатальную эцефалопатию. И только, когда мы посылаем детей, с выраженной неврологической симптоматикой (тики, гиперкинезы, навязчивые движения, энурез…) на дополнительную консультацию к невропатологу, сопровождая их запиской с перечнем особенностей поведения, они возвращаются с диагнозом СДВГ (в 90% случаев). То есть на предыдущей консультации родители не высказывали невропатологу беспокойства по поводу состояния ребёнка. Может быть, это происходит потому, что в дошкольном детстве, в условиях семьи особенности гиперактивного ребёнка не проявляются так ярко, как в условиях коллектива и учебной деятельности, когда к ребёнку предъявляются определённые требования и предполагается соблюдение некоторых правил. Кроме того из разговора с родителями таких детей выяснилось, что несмотря на большую распространённость данного диагноза, родители очень мало осведомлены в этом вопросе. Некоторые из них испытывают чувство вины за то, что не могут правильно воспитывать ребёнка. Другие не придают значения особенностям его поведения, называют своих детей капризными, упрямыми, избалованными. Тики и навязчивые движения считают дурной привычкой или баловством. А некоторые родители даже гордятся тем, что их ребёнок такой сверхэнергичный и свободолюбивый, не признаёт рамок и авторитеты.
Особенности детей с СДВГ охватывают такие сферы, как двигательная активность, внимание, эмоции и общение.
Большинство детей с СДВГ проявляют повышенную двигательную активность. Причём эта активность носит непродуктивный характер. Дети хаотично передвигаются по группе, хватают и бросают игрушки, ссорятся с другими детьми, много шумят, не могут длительное время находиться на одном месте. Во время занятий часто меняют место, позу, теребят в руках всё, до чего могут дотянуться, стучат ногами, раскачиваются на стуле.
Другие же дети с диагнозом СДВГ отличаются вялостью, слабостью и заторможенностью. Проводят время, лёжа на ковре или сидя на диване в одиночестве, как бы в задумчивости. На занятия ходят неохотно и пребывают в полусонном состоянии.
Дети с СДВГ испытывают трудности с концентрацией внимания. Они легко отвлекаются на любые, даже самые незначительные раздражители, часто меняют вид деятельности, тему разговора, не заканчивают начатые дела (рисунки, постройки…), на занятии выкрикивают ответы, не дослушав вопроса. Но некоторые из них могут так сосредоточиться на каком-то занятии, что не отвечают на обращение к ним, не замечают изменившейся обстановки (когда все дети ушли на физкультуру, а ребёнок и не заметил.) Иногда даже возникали подозрения относительно состояния их слуха.
У многих детей с СДВГ отмечается эмоциональная лабильность, частая и необоснованная смена настроения, то ребёнок хохочет, то горько плачет по ничтожному поводу. Некоторые дети отличаются импульсивностью, склонностью к гневным реакциям. Могут неожиданно яростно наброситься на своего товарища по игре, разрушить постройку или разорвать рисунок, над которым старательно трудились, выбежать из группы, биться головой об стенку или расцарапать себе лицо. Многие дети с СДВГ не отличаются эмоциональной отзывчивостью и вообще плохо распознают эмоциональное состояние партнёра или собеседника.
Часто мы отмечаем у детей с диагнозом СДВГ нарушение формирования коммуникативной функции. Одни дети чрезвычайно общительны. Легко вступают в контакт, как с детьми, так и со взрослыми; как со знакомыми, так и с незнакомыми. При этом не чувствуют возрастных границ и их не волнует, хотят ли общаться с ними. У многих из них не возникает постоянной привязанности и иногда, даже в конце учебного года, они не знают, как зовут их «друзей».
Но у некоторых детей коммуникативные нарушения выражаются отказом от общения с чужими людьми. Один из детей вербально не общался с детьми на протяжении всего учебного года. Во время прогулок он играл с ними в прятки, пятнашки, но не разговаривал. На индивидуальных занятиях с педагогами отвечал на вопросы, участвовал в инсценировках, читал стихи на праздниках. Но на фронтальных занятиях всегда молчал и не вёл никаких личных бесед с другими детьми. Подобным же образом вели себя две девочки-двойняшки. Но они послушно отвечали на вопросы взрослых на занятиях, а в свободное время не разговаривали даже между собой. В разное время два ребёнка демонстрировали один и тот же способ ухода от общения – они забирались под стол. Причём эти реакции не были вызваны какими-то внешними причинами. Они проводили под столом довольно много времени и яростно реагировали на попытки войти с ними в контакт.
Наше общение с детьми заканчивается, когда они поступают в школу. Некоторые из них компенсируются и не отличаются от других первоклассников, но их меньшинство. Большинство же из них в период школьного обучения ждут настоящие испытания. В отличие от речевого детского сада, где в группе 10-15 человек, и все дети имеют те или иные нарушения, они попадают в большой коллектив, где им предъявляются более строгие требования. Изменяется вид деятельности. Ребёнку требуется проявить большую усидчивость для освоения новых навыков… Родители детей, поступающих в школу из речевых детских садов, хотя бы более информированы о состоянии своих детей, чем родители тех детей с СДВГ, которые не посещали дошкольные образовательные учреждения. Просвещение родителей является очень важным моментом. Это может улучшить атмосферу в семье и обеспечить ребёнка с СДВГ необходимой и своевременной поддержкой.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта