Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Международный вебинар "Психолого-педагогические аспекты личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, с некоторыми трудностями поведения и обучения"

Категория слушателей: воспитатели детского сада, педагоги коррекционных образовательных учреждений, учителя начальной школы.

Ведущая: Иванковская Светлана Анатольевна, методист развивающего центра «Элти-Кудиц-Нева», психолог. 

Все документы по вебинару доступны здесь >>>

Видео:

 

Благодарности, отзывы и предложения по вебинару просим размещать не на этой странице, а в книге отзывов. Спасибо!

Комментарии  

+1 #40 Васильева Юлия Анатольевна 09.10.2013 01:05
Учитель начальных классов, ГБОУ школа №48 Приморского района.
Спасибо. Очень полезная и важная информация. Личностно-ориентированная модель составляет альтернати­ву первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение сле­дующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Воспитатель не подгоняет развитие каждого ребенка к жест­ко заданным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя при этом, из задачи мак­симально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чув­ства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к ис­кусству (художественная литература, музыка и т.д.), создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совмест­ного наслаждения искусством, для проявления и развития творче­ских, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка как на полноценного партнера в условиях сотрудничества (отрицание ма- нипулятивного подхода к детям).
Исключительное значение в педагогическом процессе придает­ся игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, ста­новится основной формой организации детской жизни.
Ожидаемые результаты — расширение «степеней свободы» раз­вивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодо­левается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формиру­ется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются по­знавательные и творческие способности.
Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания де­тей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не от­меняет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности.
Фундаментальной предпосылкой и воспитания и обучения де­тей является забота общества об их здоровье.
Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом бла­гополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребен­ка» звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным.
Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узко педагогическим средствам физическою воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают нею организацию жизни детей в детском учреждении, организацию пред­метной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей.
Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.
Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.
Цитировать
0 #39 Тохчукова Татьяна Нажудиновна 24.06.2013 11:34
Воспитатель, ГБДОУ д/с №11 Московского района
В дошкольном возрасте предметом личностно-ориентированной педагогики является формирование эмоционально-положительного отношения к себе, гордости за свои успехи и достижения (портфолио) интереса к окружающим, инициативности, активности, самостоятельности, целеполагания и целеустремленности, развития самосознания (критического отношения к оценке взрослого и сверстника, самооценка, осознание своих физических и психических возможностей), умения мотивировать самооценку, самокритичности и т.д.Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, динамичное развитие российского общества требует развития в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку оставаться самим собой. Во-вторых, психологи и педагоги отмечают появление у современных детей раскрепощенности, некоторой прагматичности, что требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с детьми. В третьих, современное образование нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в его демократизации.Что же такое личностно-ориентированный подход?По определению личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.Данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка.
Цитировать
0 #38 Ирина Сергеевна 04.05.2013 15:01
Волкова Ирина Сергеевна
Воспитатель высшей категории ГБДОУ №45
Личностно-оринтированное воспитание и образование успешной личности направлено прежде всего: обеспечение ребёнку чувства психологической защищённости,доверие к миру,радости существования,что создаёт психическое здоровье,создаёт условия для воспитания индивидуальности ребёнка(психологические особенности,знания, умения,навыки,жизненный опыт,продуктивность в деятельности).
За личностно-ориентированным подходом в обучении большое будущее,так как это преобразует как ребёнка,так и педагога.
Процесс овладения теорией и технологиями личностно-ориентированного обучения для педагога это один из путей открытия самого себя,необходимое условие самореализации и профессионального самосовершенствования.
Личностно-ориентированное воспитание и обучение основывается на тактике общения с ребёнком в форме сотрудничества.
При взаимодействии педагога с ребёнком рассматриваются мнения каждого и обеспечивается совместное принятие решения.
Педагог добьётся успеха и сумеет установить контакт с детьми,основанный на доверии, взаимопонимании и любви.Поэтому необходимо использовать личностно-ориентированный подход и развитие индивидуальностей каждого ребёнка.
Цитировать
0 #37 Матросова Н.Б. 31.03.2013 15:36
Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход как направление деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

На основании данного утверждения можно сделать актуальный вывод о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Все это актуализирует тему исследования, целью которого является освещение вопроса личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе.

В исследовании обосновываются следующие ведущие мотивы включенности педагогов в инновационные процессы личностно-развивающей направленности: возможность личностно-профессионального саморазвития при освоении концепций и технологий личностно ориентированного образования; самоутверждение через овладение новым способом педагогической деятельности и переживание личного успеха в связи с этим; самореализация в личностно-развивающей деятельности, позволяющей проявить свой потенциал и осуществить восхождение к индивидуальности ребенка; включенность в коллективный поиск, переживание состояния соавторства и комфорта от личностно-смысловой коммуникации с коллегами; защищенность благодаря участию в совместной инновационной деятельности. Знание мотивов, характера их распределения немаловажно для организации эффективного процесса освоения личностно ориентированных педагогических новаций.
Цитировать
0 #36 Баранова Елена 30.03.2013 19:05
По моему мнению в моей группе детей старшего дошкольного возраста есть минимум 5 человек гиперактивных и 4 застенчивых.
Гиперактивные дети не могут спокойно сидеть и слушать слова воспитателя даже несколько минут. Они отвлекаются сами и отвлекают рядом сидящих. Наблюдается хаотичное движение руками и ногами, бесконечные разговоры на отвлеченные темы, выкрикивание вдруг пришедшего в голову, беспрестанное выяснение отношений со сверстниками, трудное понимание задания или поручения исходящего от взрослого. Они очень громко кричат, стараясь перекричать друг друга, правила игр нарушаются для достижения первенства, подвижные игры часто заканчиваются ссорой и слезами.
С гиперактивными детьми нужно быть всегда настороже, чтобы вовремя вмешаться, успокоить словом, отвлечь от нежелательного действия, переключить на другое занятие, возбудить интерес.
Иногда гиперактивные дети впадают в истерику из-за неудовлетворенности в результате деятельности. В этом случае приходится применять индивидуальные отвлекающие и поясняющие беседы, умывание лица и рук холодной водой, предложение попить воды, порисовать, посидеть и отдохнуть.
Застенчивые дети проявляют сильное волнение, когда к ним обращаются с каким-либо вопросом. Они просто замирают, говорят очень тихо, боятся групповых сборов опасаясь необходимости говорить при всех, иногда волнение перерастает в слезы.
Застенчивых детей приходится все время поддерживать, подбадривать, предоставлять им возможность высказаться, хвалить за смелость в общении. При обострении застенчивого состояния с этими детьми необходимо вести длительные индивидуальные беседы на знакомые и близкие им темы. Побуждать их отвечать на безобидные вопросы из окружающей их жизни. Постараться создать им ощущение безопасности, спокойствия, предложить прогуляться за руку, вовлечь в совместную деятельность.
Хотелось бы правильно реагировать на непослушание детей: открытое, демонстративное и скрытое, исподтишка.
Владеть современными приемами и набором фраз для достойного выхода из щекотливых ситуаций, связанных с родителями детей, отличающихся необычным поведением: нарушение правил поведения, рассказывание родителям душещипательных небылиц из их жизни в детском саду.
Правильно разрешать ситуации , когда ребенок говорит неправду и берет себе чужие вещи.
Цитировать
0 #35 Павлова Е. А. 28.03.2013 21:12
Синдром гиперактивности также называют болезнью цивилизации, т.к. в последнее время он получил широкое распространение. Например в США детей с СДВГ – до 20%, Великобритании – до 3%, Италии и Австралии – до10%, в Китае – до13%, в нашей стране – до 18%. В Германии более полумиллиона детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. У девочек этот синдром чаще проявляется без гиперактивности.
Известно, что СДВГ сопровождается запаздыванием процессов созревания высших психических функций. Таким детям трудно организовать и планировать сложные виды деятельности. Как правило, у них низкая самооценка, они эмоционально неустойчивы при неудачах, вспыльчивы, проявляют упрямство, агрессию, и, в связи с этим, имеют трудности в общении, в коммуникациях.
Таких детей действительно жалко, т.к. своим «взрывным» поведением они зачастую вызывают у взрослых лишь осуждение и порицание. Особенно ранимы те дети, которых не понимают даже в своей семье, где все время пытаются «исправить» и «переломать» их трудный характер. Но здесь-то и получается замкнутый круг: из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.
Почему же этой проблеме уделяется последнее время столько внимания? Дело в том, что неудобные, неугомонные дети «с моторчиком внутри» очень уязвимы и в подростковом периоде. Отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, правонарушения, ранняя тяга к алкоголю и наркотикам – все это может проявиться, если своевременно не выявить и не корректировать развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Специалисты отмечают, что от 25 до 50% гиперактивных детей «перерастают» этот синдром, если в возрасте 5-7 лет их обследует психоневролог и назначает лечение. Психологическая коррекция эффективна только в этом случае. Однако у 6 – 8% детей СДВГ приводит к задержке психического развития, а в подростковом возрасте способствует возникновению психопатических расстройств и асоциальных состояний.
Цитировать
0 #34 Цапкова Н.В. 28.03.2013 16:43
воспитатель д\с № 82 Калининского района
При личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей основным и важным фактом является признание того, что ребенок - это субъект познания. Но когда ребенок приходит в учебное заведение, он уже имеет субъективный опыт, который состоялся задолго до специально организованного обучения.

Поэтому настоящее личностно-ориентированное обучение возможно при такой организации образовательного процесса, когда сначала выявляется субъективный опыт каждого ученика через изучение его способов учебной работы. Именно в этих способах и отражается личностная ориентация ученика на прорабатывание учебного материала, его субъективный выбор содержания, вида и форм предметного материала, выбор рациональных приемов выполнения учебных действий, которые приведут к наиболее прочному, легкому, продуктивному усвоению. Процесс усвоения имеет двойственное строение: результативную и процессуальную стороны (результативная сторона усвоения описывается через продукт, который фиксируется в виде приобретенных знаний, умений и навыков, процессуальная сторона усвоения выражается в самом подходе, личностном отношении ученика к общественно – историческому опыту, который приобретается). Таким образом, способы одних учеников больше ориентированы на результативную сторону усвоения, а способы других – на развитие. Тогда, на основе определенного способа познавательной деятельности ученика (результативного или процессуального) осуществляется контроль за способами учебной работы. Педагог, анализируя способы, создает необходимые условия для проектирования процесса учения, а не обучения как заданного.

При такой организации обучения осуществляется равноправное взаимодействие двух видов опыта: общественно-исторического и индивидуального. Причем, взаимодействие это осуществляется не по пути вытеснения последнего, а через его приращение с помощью постоянного согласования с общественно-историческим. Происходит использование всего того, что накоплено учеником как субъектом познания в собственной жизнедеятельности.

Данная модель личностно-ориентированного обучения, кажется, в наибольшей степени, нежели другие модели, отвечает идее гуманизации, поскольку именно она имеет тот самый механизм запуска процессов самовоспитания, самообучения и саморазвития, которые приведут к самообразованию как конечному результату.
Цитировать
0 #33 Цапкова Н.В. 28.03.2013 16:13
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей послужил основой для всё более активного применения в рамках обучения новой личностно – ориентированной образовательной парадигмы.

Теория и практика личностно-оринтированной технологии обучения разрабатывалась: А.В. Петровским, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской и другими. Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. Таким образом, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:

- Наличие комфортных и безопасных условий обучения;

- Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;

- Формирование и развитие мышления;

- Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;

- Адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.

Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.

Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика/

Существует мнение, что процесс интеллектуальных изменений учеников сводится к простому количественному накоплению особенностей, которые заложены уже в мышлении трёхлетнего ребёнка, к дальнейшему, чисто количественному росту, к которому само слово «развитие» уже не применимо. Наиболее последовательно эту точку зрения выразила Ш. Блюмер в теории переходного возраста, где также констатируется дальнейшее равномерное развитие интеллекта в период полового созревания.
Цитировать
0 #32 Молчанова Людмила Степановна 27.03.2013 20:46
Молчанова Людмила Степановна,ГБООУ СШИ №68
Секция №6 Агрессивный и гиперактивный ребенок.
Работая длительное время в школе,замечаю,что гиперактивных и агрессивных детей становится все больше.Современные дети часто проявляют,казалось бы,необъянимую агрессию,они бывают гиперактивны,раздражительны,обидчивы,чересчур требовательными.
Причины агрессивности ребенка хорошо известны.
1.Если ребенку не хватает любви и заботы родителей.
2.Интересы и потребности ребенка игнорируются родителями.
3.Наказания преобладают над поощрениями.
4.Требования родителей несогласованы.
5.Конфликты в семье.
6.Неприятие,ревность,жестокость со стороны братьев и сестер.
7.Скученность проживания,невозможность побыть одному.
8.Родовые травмы.
9.Наследственные нарушения.
Если ребенок агрессивен и гиперактивен,то необходимо набраться терпения и любви к нему.Способов взаимодействия с такими детьми много.Это прежде всего личный пример своего поведения.Если ребенок агрессивен-будьте предельно спокойны с ним,посторайтесь действовать на него силой убеждения.Объясните ребенку,что выплескивать свою внутреннюю агрессию нужно цивилизованно,в рамках нормы морали.
Цитировать
0 #31 Ломоносова Ирина 27.03.2013 17:52
Отношение в нашем обществе к гиперактивным детям неоднозначное. Одни считают такую особенность болезнью, другие - признаком характера. Но те и другие признают: к таким детям нужен особый подход.

Психологи утверждают, что перечень этих признаков далеко не закончен. И делать его можно бесконечно. «Но это вовсе не означает, что такие дети наделены только отрицательными качествами, скорее они - особенные. Как говорится, гиперактивные дети не успевают сами за собой. Их интерес к вещам быстро теряется ». Гиперактивность у ребенка явно проявляется уже тогда, когда малыш только начинает двигаться.

Специалисты предостерегают: чем быстрее родители это заметят и правильно отреагируют, тем лучше это скажется на общем поведении ребенка в будущем. «Как правило, при адекватном воспитании до подросткового возраста такой ребенок адаптируется, может контролировать поступки, осознавать правильность своих действий и мотивировать поведение. Гиперактивность - психо-физиологическая организация характера, но отнюдь не болезнь и не психическое расстройство. Психологи также предостерегают, что родителям, у которых растут такие особенные дети, не стоит пользоваться приемом «жесткой критики». Ведь в результате него у малышей занижается самооценка. И в компании гиперактивный ребенок будет «белой вороной».

Сегодня есть много семей, где растут дети с избыточным нервным возбуждением. Однако если у ребенка явные проблемы в психике, это является первым звонком для родителей, что стоит обратиться к специалистам - невропатологу и психиатру. Всем понятно, что сейчас телевизор, Интернет, игры - это как раз те факторы, которые негативно влияют на формирование характера ребенка. Так же, как отсутствие внимания, которое родители пытаются компенсировать различными игрушками. И именно гиперактивным детям более всего нужна опека и особое внимание родственников.

Творчество и спорт - две сферы, которые лучше смогут уравновешивать поведение слишком активных детей. Главное - это не ставить ребенка в рамки и не ограничивать его в воплощении идей. Например, давать возможность фантазировать во время лепки, рисования. Родителям не стоит бояться экспериментировать с предпочтениями ребенка. Если его не заинтересовало одно занятие или кружок, следует искать ту сферу, которая обязательно понравится конкретному ребенку.

Гиперактивность больше присуща мальчикам, хотя и слишком активных девочек тоже хватает. Таким слишком активным детям необходимо больше давать поручений, привлекать к разнообразной работе. Как правило, такие дети любят быть постоянно занятыми. Педагоги признают, что в действительности таким детям трудно приспосабливаться к общим правилам и нормам, которые ставятся перед всей группой или классом, например, на занятиях. Поэтому понятна тенденция, что таким детям родители нанимают репетиторов для индивидуальной программы обучения.
Цитировать
0 #30 Островская Татьяна Александровна 18.03.2013 11:29
Островская Татьяна Александровна.
Воспитатель ГБДОУ-26.
Посещая семинары все больше убеждаешься , что мы получаем на них очень важную и нужную информацию.
Многое мы знаем , многое напоминают ,и конечно же многое узнаем.
Работая в дошкольном учреждении видишь, что год от года психика детей только ухудшается. Дети, вне стен детского сада, предоставлены сами себе, компьютер и телевизор заменяют им и папу и маму. Порой уже в среднем возрасте родители не могут найти с ребенком общего языка.Время бывает безвозвратно упущено, дети почувствовали слабину со стороны родителей, они не реагируют ни на просьбы ни на запреты.
Мы, работая в ДОУ стараемся направить энергию ребенка в нужное, положительное русло, учим их помогать друг другу, не обижать, учим их дружить. В спокойной обстановке, среди сверстников. дети потихоньку находят пути общения, находят друзей по интересам. Сглаживается их агрессивное поведение. они учатся сообща слышать и слушать.
Я считаю, что большая, если не главная проблема в воспитании ребенка находится в семье.Сейчас все очень заняты, ритм жизни диктует свои условия. Ребенок находится в садике целый день, а придя домой ему в лучшем случае почитают. Дома телевизор и компьютер опять его лучшие друзья.
Каждый ребенок индивидуален. Воспитатель помогает каждому воспитаннику реализовать себя с лучшей стороны, советует и ненавязчиво подсказывает родителям пути подхода к своему ребенку.
Спасибо за интересный семинар.
Цитировать
0 #29 Островская Татьяна 15.03.2013 16:07
Островская Татьяна Александровна.
Воспитатель ГБДОУ-26.
Посещая семинары все больше убеждаешься ,что на них мы получаем очень нужные и полезные сведения.
Работая в дошкольном учреждении видишь , что год от года психика детей ухудшается, дети предоставлены сами себе, компьютер это и папа и мама. Порой уже в среднем возрасте родители не могут найти общего языка со своим ребенком. Время бывает безвозвратна упущено,дети чувствуют слабину со стороны они не реагируют ни на просьбы родителей, ни на запреты.
Работая с детьми, мы стараемся направить энергию ребенка в нужное( положительное) русло. Учим их помогать друг другу, не обижать слабого, учим дружить. В спокойной обстановке, среди сверстников, дети потихоньку находят пути общения, находят друзей по интересам. Сглаживается их агрессивное поведение, они становятся более внимательными.
Я считаю. что большая часть( если не главная) проблема воспитания ребенка находится в семье. Сейчас все очень заняты, жизнь диктует свои правила.В наш суматошный век поменялись некоторые ценности, и весь груз воспитания родители перекладывают на дошкольные учреждения.Ребенок не видит участия родителей в своей жизни. Ребенок находится в садике целый день, а придя домой ему в лучшем случае почитают. Дома телевизор и компьютер опять лучшие друзья. Каждый ребенок индивидуален. Воспитатель помогает каждому воспитаннику реализовать себя с положительной стороны, советует и ненавязчиво подсказывает родителям пути подхода к своему ребенку
Спасибо за интересный семинар..
Цитировать
0 #28 Островская Татьяна 13.03.2013 17:39
Островская Татьяна Александровна.
Воспитатель ГБДОУ-26 Калининского р-она.
Работая в дошкольном учреждении видишь, что год от года психика детей ухудшается, дети предоставлены сами себе, компьютер и телевизор их лучшие друзья. Родители заняты своими делами. Порой уже в среднем возрасте родители не могут найти общего языка со своим ребенком. Время бывает безвозвратно упущено, дети почувствовали слабину со стороны родителей, они не реагируют на их просьбы и запреты.
Мы, работая в ДОУ стараемся направить энергию ребенка в нужное, положительное русло.Учим их понимать друг друга, не обижать слабого, учим дружить. В спокойной обстановке. среди сверстников, дети потихоньку находят пути общения, находят друзей по интересам, сглаживается их агрессивное поведение. они учатся сообща слышать и слушать.
Я считаю ,что большая ( если не главная) проблема в воспитании ребенка находится в семье. Сейчас все очень заняты. Ребенок находится в ДОУ целый день, а дома ему в лучшем случае почитают.Дома опять телевизор и компьютер лучшие друзья.
Каждый ребенок индивидуален. Воспитатель помогает каждому воспитаннику реализовать себя с положительной стороны, советует и ненавязчиво подсказывает родителям пути подхода к своему ребенку.
Спасибо за интересный семинар.
Цитировать
0 #27 Таланина Маргарита Евгеньевна 10.03.2013 15:58
Таланина Маргарита Евгеньевна, начальная школа-сад №620, учитель английского языка.
Секция №1.Личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании.
Личностно-ориентированное обучение – это:
1.Признание учителем приоритета личности перед коллективом;
2.Создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других;
3.Признание учителем, того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя;
4.Отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых», понимая, что все дети разные, и что каждый знает и умеет что-то лучше других;
5.Признание того, что учитель – такой же равноценный участник учебного процесса, как и ученик, только с «направляющей» функцией;
6.Переход с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся» и мне интересно, что ты думаешь о …;
7.Понимание учителем того, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше учитель на уроке говорит и делает сам и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам;
8.Задачи учителя помочь каждому ученику построить собственную образовательную траекторию.
Это означает, что существенным итогом пребывания ребенка в школе должна быть сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения сегодня и завтра.
Приведу пример из своей практики. В 4 классе есть ученик из страны ближнего зарубежья, по-русски говорит, понимает, но в учёбе пассивен, а на уроки английского языка вообще часто приходил без учебников, не выполнял домашнее задание, хотя во время работы в классе было видно, что усваивать материал может, надо было искать индивидуальный подход для повышения уровня мотивации. Случай представился перед прошедшим праздником 8 Марта. По сценарию надо было подготовить песню из репертуара группы Битлз "Yesterday", назначила мальчиков, раздала слова, послушали оригинальное исполнение на уроке, рассказала про группу, посмотрели видео, поработали над произношением , и вдруг он сам подошёл, попросил слова и высказал желание участвовать. Я безусловно поддержала, но специально вела себя очень естественно, не показывая удивление и неуверенность в нём. Как он взялся за разучивание! Как никто другой! У него оказался замечательный голос, сложные для произношения места в тексте потренировали, учебники по английскому языку теперь всегда были на парте, домашнее задание стал выполнять. Выступление прошло успешно, и думаю, что скоро он станет очень хорошим учеником!
Спасибо большое за интересный и очень полезный семинар.
Цитировать
+1 #26 Рямянцева Лидия 10.03.2013 15:18
Румянцева Лидия Васильевна
Секция №3. Гиперактивность – болезнь цивилизации или...
Что же такое СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)? Оказывается, специалисты в этой области изучают данную проблему уже более века. Таких детей, доставляющих взрослым массу хлопот, называли гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией.
Синдром гиперактивности также называют болезнью цивилизации, т.к. в последнее время он получил широкое распространение. Известно, что СДВГ сопровождается запаздыванием процессов созревания высших психических функций. Таким детям трудно организовать и планировать сложные виды деятельности. Как правило, у них низкая самооценка, они эмоционально неустойчивы при неудачах, вспыльчивы, проявляют упрямство, агрессию, и, в связи с этим, имеют трудности в общении, в коммуникациях.
Таких детей действительно жалко, т.к. своим «взрывным» поведением они зачастую вызывают у взрослых лишь осуждение и порицание. Особенно ранимы те дети, которых не понимают даже в своей семье, где все время пытаются «исправить» и «переломать» их трудный характер. Но здесь-то и получается замкнутый круг: из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.
Почему же этой проблеме уделяется последнее время столько внимания? Дело в том, что неудобные, неугомонные дети «с моторчиком внутри» очень уязвимы и в подростковом периоде. Отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, правонарушения, ранняя тяга к алкоголю и наркотикам – все это может проявиться, если своевременно не выявить и не корректировать развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Специалисты отмечают, что от 25 до 50% гиперактивных детей «перерастают» этот синдром. Однако у 6 – 8% детей СДВГ приводит к задержке психического развития, а в подростковом возрасте способствует возникновению психопатических расстройств и асоциальных состояний.
Цитировать
+4 #25 Григорьева И, Изак Н 10.03.2013 13:01
Григорьева И.М.
Воспитатель ГБДОУ
Изак Н.В.
Педагог-психолог ГБДОУ
«Детский сад компенсирующего вида №15»
Адмиралтейского района г.С-Петербурга



Психосоциальные факторы риска взаимодействия с детьми

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики, возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности «игровые, продуктивные, бытовые».

Общение с детьми требует определенных навыков и умений со стороны взрослых. Позитивное и эффективное взаимодействие с ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:
• не оценивает негативно личность ребенка, а говорит о его нежелательных действиях
• видит и отмечает в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения
• обладает навыками саморегуляции эмоционального состояния
• не использует наказание в качестве основного метода воспитания
• использует приемы активного слушания

Факторы, влияющие на развитие ребенка:

1. Отсутствие или недостаток любви приводит к незащищенности ребенка.
2. Отсутствие благоприятных условий среды для гармоничного развития ребенка.
3. «Хаотичный» подход в отношениях с ребенком, недостаток разумных правил и их выполнения.
4. Подавление у ребенка волевых качеств, эмоций, самооценки.
5. Отсутствие понимания взрослыми индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, здоровье и т.п.)

Для нормального развития ребенку необходимо получать достаточно эмоционального тепла, нежности и ласки от тех, кто его растит.
Цитировать
0 #24 Щупановская Лариса А 06.03.2013 14:43
Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Щупановская Л.А., учитель ГБОУ СОШ № 186

«Мир, который мы оставим нашим детям, в значительной
мере зависит от детей, которых мы оставим нашему миру».
Федерико Майор ЮНЕСКО

Методы коррекции находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения, его образа жизни и окружения.
Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в коррекции и в воспитании.
Организация деятельности детей на основе их интересов – одно из направлений коррекции, получившее широкое распространение за последние годы.
Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и коррекции, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С. Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода. В своей совокупности методы коррекции призваны активизировать ребенка на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками. Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию.
В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов коррекции нарушений поведения детей. Психолог школы в своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, игротерапию, логотерапию, и др. 1
Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия, применяемые школьным психологом в коррекции нарушений поведения детей.

Метод разговорной психотерапии – логотерапия - это разговор с ребенком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.
Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для детей, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.
Игротерапия - это самый лучший путь к психической устойчивости. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Игротерапия выполняет три функции - диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой. Игротерапия также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений.
Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.
Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка .
Система мероприятий, направленных на коррекцию нарушений поведения, включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания .
Успех коррекции нарушения поведения возможен только при взаимном и глубоком проникновении одной области в другую, при содействии врача и педагога, обеспечении ими индивидуального подхода к подростку.
Коррекция нарушений поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного ребенка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы .
Индивидуальная помощь ребенку в классе – это специальная деятельность педагогов, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с ребенком или опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.
Так же эффективна и групповая коррекция нарушений поведения. Преимущество группы заключается в том, что группа представляет собой своеобразный островок мира, в котором ребенок с помощью педагога и других членов группы может проанализировать собственное поведение и опробовать его новые формы. Это достигается с помощью особой организации общения в группах, активного социального обучения, главной характеристикой которого является «соответствие самой процедуры обучения тем процессам и явлениям, которые создаются в ходе его реализации, т е. отношения участников группы тренинга строятся в полном соответствии со всеми требованиями общения-диалога» .
Следует отметить, что методы психологического тренинга, одной из форм которого является групповая коррекция поведения детей, восходят еще к идеям интенсивного общения К. Роджерса , его принципу «здесь и теперь», т. е. к анализу непосредственно происходящего в данной группе, принципу партнерства и равенства участников группы (совместного восприятия и обсуждения общей увиденной ситуации или проблемы и максимального учета интересов всех участников), осознания и эмоционального переживания проблем каждого члена группы, умения ставить себя в позицию другого, прочесть ситуацию его глазами и т. д. Это значит, что в группе внимание сосредоточено на непосредственном опыте и вовлечении в него.
Таким образом, самым эффективным методом коррекции нарушений поведения является игротерапия. Эффективен любой способ коррекции индивидуальный или групповой. При выборе способов и методов коррекции нарушений поведения детей учитываются индивидуальные особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания.


Список литературы:

Александров А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера / Нарушения поведения детей и подростков.– М.: 2001.– С. 51–59.

Беличева С.А. Социально–психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних /Автореф. дис. докт. психол. наук. – М.: 1989. – 45 с.

Белкин А.С. Теория педагогической диагностики и предупреждения отклонений в поведении школьников. /Автореф. дис. докт. пед. наук. – М.: 2003. – 36 с.


Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова.– М.: Педагогика–Пресс, 2002.– С. 263–269.

Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.— 2-е изд. перераб. и доп.— М.: Просвещение, 2003

Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е.  Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Зюбин Л.М. Психология асоциального поведения несовершеннолетних./ Автореф. дис... докт. психол. наук. – М.: 2001. – 36 с.

Ковалев В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения детей и подростков// Нарушения поведения детей и подростков – М.: 2001. С. 11–23.

Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. /В.Т. Кондрашенко– Минск: Беларусь, 2005.– С. 77–83.
Цитировать
0 #23 Медведева Ирина 02.03.2013 18:26
Секция №3. Гиперактивность – болезнь цивилизации или...
Медведева Ирина Анатольевна, ГБОУ СОШ № 96, Калининский район, Санкт-Петербург
Чем объясняется недостаток внимания и гиперактивность у детей? Об этом ученые спорят уже много лет. Некоторые утверждают, что такие поведенческие отклонения являются результатом передающегося по наследству синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который надо лечить психотропными средствами. Другие считают это явление одной из болезней цивилизации, с которой следует бороться не медикаментами, а при помощи психотерапии и правильной системы воспитания. (http://www.wday.ru/kids/gradeschooler/health/_article/5930/)
Я не задалась целью рассмотреть теоретическую часть вопроса. Приведу пример из практики, т.к. работаю социальным педагогом в очень обыкновенной школе. За всю свою трудовую деятельность социальным педагогом (13 лет) я заметила, что возрастной ценз взаимодействия с участниками образовательного процесса снизился, много жалоб поступает от учителей начальных классов на поведение их подопечных. Количество этих жалоб растет год от года. Иногда у меня складывается такое впечатление, что ребятам просто не хватает внимания.
Из наблюдений.
Мальчик, 2-ой класс. Во время уроков он может сидеть и заниматься продуктивной деятельностью все 45 мин., слушает внимательно, поднимает руку, отвечает на вопросы учителя. Звонок с урока и ребенка как будто кто-то подменил: вылетает из класса, если кто-то его задел или попытался остановить – это уже конфликт. Дерется не на жизнь, а насмерть, в это время его даже не остановить, сил не хватает. Как-то предложила: «Если тебе хочется подраться, то давай со старшеклассником! Давfйте!», и его это ни сколько не смутило!
Неоднократно разговаривала с папой, т.к. именно он приходит по вызову, он сказал: «Я тоже в его возрасте дрался за справедливость, и мне было все равно с кем, хоть со старшеклассником, если я видел, что кого-то обижают!» За справедливость, но мальчик дерется, потому что с ним никто не играет, и не хотят играть, т.к. это может закончиться очень плохо: ссадины, ушибы, даже были попытки задушить игрока… Так что это? Болезнь, гиперактивность, дефицит внимания или что еще? Родители видят в нем любимое чадо, к врачу идти не хотят. Школа – бесправна и нам остается ждать, может все пройдет само собой, а может случиться непоправимое… Так что это?
Вопрос остался открытым. Как мне кажется, все равно надо начинать с родителей, им научится видеть проблемы своих детей и разрешать их, а не уходить от проблемы и ждать когда все «рассосется».
Цитировать
0 #22 Силякова Татьяна Ивановна 01.03.2013 16:56
Силякова Т.И., Корташева Е.А., Мирошниченко Н.С., Ломанова З.П., Семенова Н.А.
Тезисы к вебинару "Психолого-педагогические аспекты личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, с некоторыми трудностями поведения и обучения"
Гиперактивный ребёнок в школе.
Проблемы обучения гиперактивных детей в школе.
расположены на сайте Силяковой Татьяны Ивановны.
Цитировать
0 #21 Петрова Алла 27.02.2013 21:58
Сегодня идея личностно-ориентированного образования принята массовой на-чальной школой. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.
Цитировать
0 #20 Дрозд Татьяна 27.02.2013 21:57
Модернизация российского образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному развивающему образованию. Тогда школа станет местом, где «раскрываются сердца», а сам образовательный процесс – учебником жизни, инструментом разрешения жиз-ненных проблем и личностного роста.
Цитировать
0 #19 Абрамова Марина 27.02.2013 21:56
Суть личностно-ориентированной педагогики, составляет “признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса”. За-тем весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.
Цитировать
0 #18 Седельникова Елена 27.02.2013 21:55
Чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе необходимо; во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности,
становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются. Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников
образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей. В-
третьих, определить критерии эффективности инновационности образователь-ного процесса.
Цитировать
0 #17 Ефимова Наталья 27.02.2013 21:54
Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приема и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).
Цитировать
0 #16 Тарасова Екатерина 27.02.2013 21:53
Эффект создания и управления личностно- ориентированным обучением зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъекта образовательного процесса. Это делает само проектирование гибким, вариативным, многофакторным.
Цитировать
0 #15 Иванова Яна 27.02.2013 21:53
Развитие способностей ученика — основная задача личностно-ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс.
Цитировать
0 #14 Мясникова Татьяна 27.02.2013 21:51
Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обуче-ния. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех ли-нию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющего-ся у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способно-сти, развиваться как личность.
Цитировать
0 #13 Мануза Ольга 27.02.2013 21:50
Спасибо за семинар. Я думаю, что современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и развитие создания на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта.
Цитировать
0 #12 Галиева Марьям 27.02.2013 21:48
Спасибо за семинар. Надеемся на новую встречу. Признание ученика главной действующей фигурой всего образователь-ного процесса и есть личностно- ориентированная педагогика. На современ-ном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего разви-тия личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся.
Цитировать
0 #11 Волкова Юлия 27.02.2013 21:47
Спасибо за информацию. Если в традиционной философии образования социально-
педагогические модели развития личности описывались в виде извне задавае-мых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личност-но- ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектно-го опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной
жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Цитировать
0 #10 Каримова Ирина 27.02.2013 21:46
Исследуя актуальные вопросы воспитательно-образовательного процесса необходимо отметить, что личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, са-моценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласо-вывается с содержанием
образования.
Цитировать
0 #9 Аликина Елена 27.02.2013 21:44
Учитель, работающий в личностно-ориентированной школе, вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и предмет-ником, и психологом. Роль педагога заключается в умении профессионально использовать данные о ребенке в учебном процессе, создании разносторонней образовательной среды, с тем, чтобы дать каждому ребенку возможность про-явить себя. Учитель выступает не столько в качестве транслятора знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности.
Цитировать
0 #8 Клименко Елена 27.02.2013 21:43
Спасибо за семинар. Главное, на что работает учитель в личностно-ориентированном образо-вательном пространстве – организация “событийной общности” с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном про-цессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
Цитировать
0 #7 Дондукова Вера 27.02.2013 21:42
Модель личностно-ориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а так же реализует принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, фор-мированию эмоционально-личностного отношения к обучению.
Цитировать
0 #6 Савчук Елена 27.02.2013 21:41
Спасибо за интересный семинар. Мы должны знать и помнить, что согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окру-жающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно - ориентирован-ного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь сво-их учебных целей и развить личностные смыслы обучения.
Цитировать
0 #5 Лукашова Наталья 27.02.2013 21:38
Очень полезная и нужная информация. Спасибо. В последние годы образовательное пространство стремительно завоевы-вает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим явля-ется то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его по-тенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных об-стоятельств:
1. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуально-го, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяю-щемся социуме.
2. Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и дей-ствиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения но-вых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
3. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации от-ношений детей и взрослых.
Цитировать
0 #4 Суровцев Виктор Андр 27.02.2013 18:11
При проведении уроков труда в специальной коррекционной школе 8 вида приходится сталкиваться с трудностями в обучении и воспитании учащихся с умственной отсталостью, особенность которой заключается в ярко выраженной эмоциональной неуравновешенности. Таких учащихся по характеру поведения можно разделить на две группы. К первой относятся школьники эмоционально неустойчивые, с недостаточной физической работоспособностью. Ко второй группе относятся учащиеся с психопатоподобным поведением (повышенная раздражительность, готовность к аффективному взрыву по незначительному поводу).
Необходимо учитывать, что школьники первой группы часто с большим трудом выполняют работу из-за своей физической и нервной ослабленности, поэтому в начале обучения трудоемкие операции для них целесообразно в определенной мере облегчать, и постепенно внушать им уверенность в своих силах.
Необходимо подмечать у таких учащихся каждый даже самый маленький успех, нельзя обходить и ошибки, но обсуждать их следует очень тактично.
Для школьников второй группы наиболее характерна завышенная оценка собственных действий и возможностей, некритичность, самоуверенность, недостаточный контроль за своим поведением. Учитывая повышенную раздражительность учащихся, нужно стремиться избегать появления причин, которые могут привести к срыву в их поведении. В то же время это не означает отказа от требований к выполнению заданий учителя. Иногда, чтобы должным образом направить деятельность трудного в поведении ученика, целесообразно ему внушить, что он руководствуется собственным желанием, а волей учителя. Надо дать ученику возможность успокоиться, на некоторое время отвлечь его внимание на что-нибудь приятное.
Иногда, при выполнении монотонных операций, и в случае, когда учителю не нужно общаться сразу с целым классом, я практикую включение спокойной, приятной фоновой музыки, что значительно снижает уровень тревожности у учащихся, уменьшает возможность конфликтной перепалки между отдельными учащимися, но позволяет индивидуально общаться учителю с проблемными учениками.
Цитировать
0 #3 Агрэ Марк Павлович 27.02.2013 17:21
Очень полезное мероприятие. Спасибо!
Сегодня в учреждения начального профессионального образования приходит большое количество так называемых «трудных» подростков, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Они плохо учатся, часто пропускают занятия, плохо ведут себя на занятиях, часто конфликтуют с педагогами и товарищами. Среди них много тех, кто с трудом окончил 9 классов.
Анализ показал, что их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки.
Подростки, зачастую, отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие: отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; незнание их интересов и потребностей; усиление влияния псевдокультуры; неблагоприятные семейно-бытовые отношения; чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки; сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства; "эпидемия" разводов; потеря эмоциональных контактов с родителями и окружающими.
Трудные подростки – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. К трудным относятся и недисциплинированные обучающиеся. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию подростков на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.
Социальная и педагогическая запущенность подростков развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, преподавателей, общественности. Это равнодушие подростки глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению к взрослым, коллективу. Он ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.
Поступив на обучение, подросток большую часть времени проводит в Лицее. Система работы лицея должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности, помощи в самоутверждении.
Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних проводится планомерно: мастер производственного обучения проводит индивидуальные беседы с обучающимся и его родителями, поведение подростка обсуждается на собрании группы, привлекается к работе родительский комитет группы. Мастер производственного обучения и заместитель директора по учебно-воспитательной работе тесно сотрудничают по данному вопросу с представителями социально-психологической службы. Разрабатывается план действий по коррекции поведения «трудного» подростка, проводятся психологические тренинги. Поведение подростка рассматривается на лицейском Совете профилактики. Дальнейшая работа – выход на малые педсоветы, заседания педагогического совета лицея, администрацию лицея.
Одно из основных звеньев в данной работе – Совет профилактики лицея, в который входят представители администрации, родительского комитета, Совета лицеистов, сотрудники ОВД (участковые полицейские), мастера производственного обучения, заместитель директора по УВР.
На первом этапе работы с «трудными» подростками беседа помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.
Выясняется, какие неблагоприятные условия существуют в данный момент; с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам обучающийся, а какие следует устранить с помощью общественности; были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.
После изучения трудного обучающегося необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.
Следующий этап связан с процессом воспитания в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.
Проводя индивидуальную работу, на основе установленного уровня воспитанности обучающегося проектируется развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств подростка. Работа с личностью отдельного подростка предполагает также знание уровня воспитанности всей группы, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.
В ходе работы широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.
Заключительным этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с обучающимися.
Цитировать
0 #2 Агрэ Марк 26.02.2013 21:46
Спасибо за интересный и познавательный вебинар. Сегодня в учреждения начального профессионального образования приходит большое количество так называемых «трудных» подростков, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Они плохо учатся, часто пропускают занятия, часто конфликтуют с педагогами и товарищами. Среди них много тех, кто с трудом окончил 9 классов.
Анализ показал, что их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки.
Подростки, зачастую, отражают образ жизни отцов и матерей.
Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие: отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; незнание их интересов и потребностей; усиление влияния псевдокультуры; неблагоприятные семейно-бытовые отношения; чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки; сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства; "эпидемия" разводов; потеря эмоциональных контактов с родителями и окружающими.
Трудные подростки – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. К трудным относятся и недисциплинированные обучающиеся. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию подростков на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.
Социальная и педагогическая запущенность подростков развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, преподавателей, общественности. Это равнодушие подростки глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению к взрослым, коллективу. Он ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.
Поступив на обучение, подросток большую часть времени проводит в Лицее. Система работы лицея должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности, помощи в самоутверждении.
Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних проводится планомерно: мастер производственного обучения проводит индивидуальные беседы с обучающимся и его родителями, поведение подростка обсуждается на собрании группы, привлекается к работе родительский комитет группы. Мастер производственного обучения и заместитель директора по учебно-воспитательной работе тесно сотрудничают по данному вопросу с представителями социально-психологической службы. Разрабатывается план действий по коррекции поведения «трудного» подростка, проводятся психологические тренинги. Поведение подростка рассматривается на лицейском Совете профилактики правонарушений. Дальнейшая работа – выход на малые педсоветы, заседания педагогического совета лицея, администрацию лицея.
Одно из основных звеньев в данной работе – Совет профилактики лицея, в который входят представители администрации, родительского комитета, Совета лицеистов, сотрудники ОВД (участковые полицейские), мастера производственного обучения, заместитель директора по УВР.
На первом этапе работы с «трудными» подростками беседа помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.
Выясняется, какие неблагоприятные условия существуют в данный момент; с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам обучающийся, а какие следует устранить с помощью общественности; были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.
После изучения трудного обучающегося необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.
Следующий этап связан с процессом воспитания в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.
Проводя индивидуальную работу, на основе установленного уровня воспитанности обучающегося проектируется развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств подростка. Работа с личностью отдельного подростка предполагает также знание уровня воспитанности всей группы, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.
В ходе работы широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.
Заключительным этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с обучающимися.
Цитировать
+1 #1 Литвинец 26.02.2013 16:36
Спасибо, очень важная и интересная тема
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта