Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Городской очный семинар «Сказкотерапия, особенности развития речевого творчества ребенка в дошкольном возрасте, основные способы приобщения детей к книге».

Ведущая: Иванковская Светлана Анатольевна, методист развивающего центра «Элти-Кудиц-Нева», психолог.

Дата: 15.01.2013
 
Документы семинара доступны здесь >>>.

Комментарии  

0 #7 Шахбанова Разият Рамазановна 26.01.2015 23:00
Мы осознаем некоторую условность понятия «психогимнастика». Этим понятием обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе1, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику, например, память или внимание, могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализованное воздействие. Они позволяют подключать для осознания одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения. Например, можно предложить участникам группы описать то или иное состояние вербально, причем по очереди — письменно и устно, потом нарисовать его, выразить в движении. В результате расширяются возможности осознания, появляются новые грани восприятия одной и той же проблемы. То же самое происходит, когда в тренинге в рамках одного и того же содержания используются различные психогимнастические упражнения: двигательные, предполагающие рисование и т. д.

1Комплектовать пары, тройки может сам тренер, руководствуясь специальными критериями (в частности, учитывая характер взаимоотношений участников, их успехи в тренинге, индивидуально-психологические особенности и т. д.), но можно предоставить решение этой задачи и самим участникам, предложив им действовать осознанно, руководствуясь тем или иным критерием, например: «Выберите себе в пару того участника нашей группы, которого вы узнали пока меньше, чем других».

Иногда под психогимнастическими упражнениями подразумевают только такие, которые направлены на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности. Признавая целесообразность таких упражнений, мы в то же время обозначаем понятием «психогимнастика» и те, которые направлены на получение опыта, соответствующего содержательной цели тренинга. Кроме того, мы не сторонники применения в тренинге таких упражнений, которые совсем не включают содержательного компонента. Например, когда участники группы устали и им нужна эмоциональная разрядка, можно сделать физическую зарядку (это возможный вариант работы), но можно поступить и так: предложить участникам группы встать, оставаясь на месте, и на счет «раз» сделать какое-либо движение. На каждый следующий счет выполняемое движение может меняться, и так до тех пор, пока все не станут делать одинаковые движения. В результате такого упражнения, с одной стороны, решается задача активизации группы, снижения усталости, повышения настроения, с другой — участники получают опыт, который позволяет поговорить о том, как вырабатывалось общее решение, какой тактики придерживался каждый и т. д. Идеи, которые могут появиться в ходе такого обсуждения, будут полезны в тренинге партнерского общения, деловых переговоров и др.

При планировании занятий, а также в процессе проведения психогимнастических упражнений важно учитывать ряд моментов: правильный выбор упражнения, инструктирование группы перед его выполнением, остановка и обсуждение упражнения.
Цитировать
0 #6 Гупало Мария Ивановна 03.10.2014 19:21
Гупало Мария Ивановна. Воспитатель ГБДОУ №64 Невского района. "Сказкотерапия,особенности развития речевого творчества ребенка в дошкольном возрасте,основные способы приобщения детей к книге".
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.
Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.
Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.
Цитировать
0 #5 Самсонова Лариса Корюновна 17.04.2014 18:41
Самсонова Л.К. Комментарий к выступлению Иванковской С.А. по теме «Сказкотерапия, особенности развития речевого творчества ребенка в дошкольном возрасте, основные способы приобщения детей к книге».
Сказки входят в жизнь ребенка в раннем детстве, когда взрослый читает их у кроватки малыша. Со временем они приобретают большое значение в жизни ребенка. Это объясняется тем, что сказки облегчают смену идентификации в зависимости от проблемы, которая в данный момент волнует ребенка. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая информацию о взаимоотношениях людей в обществе. В сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатии ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения собственных сложных и амбивалентных чувств ребенка. Ребенок отождествляет себя с положительными героями сказки. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит потому, что положение положительного героя среди других более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке. Ребенок с чрезвычайной легкостью входит в различные сказочные роли, примеряя их на себя, но, тем не менее, не забывает, что этого не было на самом деле, хотя могло и случиться. Таким образом, проявляется двойственность детских литературных переживаний: ощущение обыденного в волшебном и сказочного реальном. Дети хотят подражать смелым, умным и ловким взрослым людям, но иногда это им не удается. А в сказке можно сделать абсолютно все. Маленький ребенок запросто становится победителем и находит выход из разных затруднительных ситуаций. Некоторые сказки обладают лечебным эффектом, помогают побороть детские страхи. Очень часто дети просят прочитать им сказку много - много раз подряд. Каждый раз ребенок переживает сюжет, ставит себя на место разных героев, каждый раз проживает частичку жизни за персонажей. Так он готовит себя к решению проблем, которые могут встать на пути ребенка в дальнейшей жизни. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. Большие и маленькие детские мечты находят свое отражение в сказках, то есть малыш как бы самореализуется по средствам сказочных сюжетов. Всякая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в мир таких отношений, которые в реальной жизни ребенок может и не замечать.
Сказка с животными в главной роли очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных и природы, а не к цивилизованному миру людей. «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят». Эти сказки знакомы детям с младенчества, они воспринимаются детьми, как истории из реальной жизни, хотя почти все персонажи этих сказок – животные. В сказке «Заюшкина избушка» ребенок легко представляет себя на месте смелого петушка, который вроде бы и меньше собаки, медведя и быка, но смелее его, он герой, способный выгнать злодея – лису и помочь слабому зайчику. Для ребенка это реальная история героя. Героя, которому хочется подражать. Но было бы ошибкой считать, что все народные сказки можно читать маленьким детям. Народ сочинял сказки не только для обучения детей устоям жизни, но и для развлечения взрослых. Длинными зимними вечерами люди рассказывали друг другу истории для развлечения. Не всегда это были безобидные сказки о колобке. Сказка во многом вобрала в себя взрослый опыт человечества. А в мире есть злые силы, злые существа , свирепые и беспощадные, всегда готовые навредить человеку. И впервые с ними ребенок встречается в сказках. «Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит». В сказках о Бабе Яге много сюжетов, которые могут глубоко ранить детскую психику. Многие сказки не стоит читать даже взрослым людям с неустойчивой психикой. По этому, очень важна роль взрослого, выбирающего сказки для детей. Кроме этого нужно понимать, что не все даже отобранные для детей сказки можно читать детям в любое время суток. Так сказки с ярким сюжетом и множеством приключений хорошо читать в первую половину дня, когда ребенок наиболее активен и способен к большему восприятию, чем в вечернее время.
Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи. Сказка на ночь – это общение с малышом на волшебном понятном ему языке, это маленькие уроки жизни. Однако сказка на ночь насыщенная действиями и эмоциями может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить почитать еще. Зато динамические сказки прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев дальше. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Книжка с картинками может отвлекать малыша, он будет тянуться разглядывать картинки , переворачивать листы вместо того, чтобы спокойно засыпать. Книжки с картинками - это больше подходит для дневного чтения. Вечернюю сказку лучше рассказывать, а не читать. Прислушайтесь, как звучит сказка, прочитанная вашей бабушкой. Она прочитана тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает малыша. В этот момент для ребенка существует только этот убаюкивающий голос. Это голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ребенок зависит от того, что он услышит и прочувствует перед тем как заснуть. Если сказка закончилась, а малыш не уснул, можно сразу без перерыва начать петь колыбельную. Скорей всего ребенок даже не заметит перехода. Поэтому сказки лучше выбирать рифмованные. Есть такие сказки у Пушкина и Ершова, есть и народные напевные сказки. Сказки или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить ребенка. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме. Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для малыша вы можете решить вместе с им. Постарайтесь, чтобы это была сказка с хорошим концом и учила тем же ценностям, что и вы сами.
Цитировать
0 #4 Каирова Жанна Каурбековна 09.12.2013 19:16
Сказка терапия, приобщение ребенка к книге


Детская литература, как часть общей литературы, является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.
Хочется напомнить родителям о значимости книги в жизни ребёнка и взрослого человека вообще, ответить на главный вопрос: зачем надо читать? Можно ли обойтись без книги в наш технически развитый век? Кино, телевидению, визуальному компьютерному ряду вполне по силам выполнить такое важное дело, какое выполняет книга, а именно духовное и интеллектуальное развитие и обогащение человека. Ведь путь этот легок и прост, а решить задачу приобщения ребёнка к чтению может лишь каждодневный труд родителя.
Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться.
Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Сказка настолько многогранна и универсальна, что профессиональные детские психологи используют ее в своей работе для решения самых разнообразных проблем. Только называется это уже сказкотерапией.
Цитировать
0 #3 Елена Тимошенко 24.09.2013 20:59
Тимошенко Елена Львовна
Воспитатель ГБДОУ д/с №95 компенсирующего вида Калининского района.

Композиция кумулятивных сказок чрезвычайно проста: экспозиция чаще всего состоит из какого-нибудь незначительного события или очень обычной в жизни ситуации: дед сажает репу, баба печет колобок, девушка идет на речку выполоскать швабру, разбивается яичко, мужик целится в зайца. Эта экспозиция не может быть даже названа завязкой, так как совершенно не видно, откуда развивается действие. Оно развивается неожиданно и в этой неожиданности один из главных художественных эффектов сказки. Способов соединения цепи с экспозицией чрезвычайно много. В сказке о репке создание цепи вызвано тем, что дед не может ее вытащить. В сказке «Терем мухи» муха строит терем или поселяется в какой-нибудь брошенной рукавице. Но вот один за другим, обычно в порядке нарастающей величины, являются звери и напрашиваются в избушку. Последним является медведь, который и кончает дело тем, что садится на этот терем.
В первом случае (репка) создание цепи мотивировано и внутренне необходимо, во втором случае (теремок) никакой внутренней необходимости в приходе все новых и новых зверей нет. По этому признаку можно бы различать два вида этих сказок. Преобладает второй, искусство таких сказок не требует никакой логики.
Целый ряд кумулятивных сказок построен на последовательном появлении каких-либо непрошенных гостей. Другие сказки построены на ряде обменов, причем мена может происходить в убывающем порядке – от лучшего к худшему или от худшего к лучшему.
К кумулятивным сказкам можно причислить и такие, в которых все действие основывается на различных видах комических бесконечных диалогов.
Эти особенности кумулятивных сказок делают их любимыми детьми, которые так любят новые, острые и яркие словечки, скороговорки и т.д., поэтому кумулятивные сказки с полным правом могут быть названы, по преимуществу, детским жанром.
Цитировать
0 #2 Вересова Мария Сергеевна 11.09.2013 14:54
Воспитатель ГБДОУ д/с №95 компенсирующего вида Калининского района.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, а так же нарушения речевого развития является сказкотерапия, которая позволяет осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения.
Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.
Если говорить о речевых нарушениях, то особенность метода сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.
Цитировать
0 #1 Гузова Елена Ивановна 04.04.2013 16:48
Невозможно переоценить роль сказки в становлении личности ребенка, именно сказочные герои являются для ребенка примерами для подражания. учат отличать добро от зла, правду от лжи. Сказочные герои приходят па помощь ребенку, когда неред ним встают первые серьезные вопросы, ответы на которые надо давать самому, не прибегая к помощи взрослых. Сказкотерапия помогает поднять самооценку, понять и вырвзить свои чувства и эмоции.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта