Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Городской вебинар «Федеральные государственные требования к проектированию развивающей среды».

Время проведения: 22.01.2013 в 16:30 – 18:00

Категория слушателей: педагоги дошкольных образовательных учреждений, воспитатели групп продленного дня, педагоги коррекционных образовательных учреждений. 
Ведущая: Иванковская Светлана Анатольевна, методист развивающего центра «Элти-Кудиц-Нева», психолог.
 
Документы вебинара доступны здесь >>>.
 
Видео вебинара:

 

Благодарности, отзывы и предложения по вебинару просим размещать не на этой странице, а в книге отзывов. Спасибо!

Комментарии  

0 #22 Nadysha 06.05.2014 08:28
Смирнова Надежда Анатольевна
ГБДОУ детский сад №40
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Организуя предметно - развивающую среду в группе необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы. Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир. Развивающая среда должна быть насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.


Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Цитировать
0 #21 Nadysha 05.05.2014 22:27
Смирнова Надежда Анатольевна
ГБДОУ детский сад №40 Кировского района Санкт-Петербурга
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Организуя предметно - развивающую среду в группе необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы. Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир. Развивающая среда должна быть насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.


Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Цитировать
0 #20 Епифанова Елена Анатольевна 20.04.2014 20:54
Епифанова Елена Анатольевна
ГБДОУ д/с №40 Кировского района Санкт-Петербурга
«Материалы и оборудование для познавательно - исследовательской деятельности ребенка. Их роль в развитии ребенка».
Познавательно-исследовательская деятельность влияет на развитие мышления,
речи ребенка. Она зарождается в раннем детстве, представляя собой простое, экспериментирование с вещами, в ходе которого ребенок учится различать предметы по цвету, форме, назначению.
В период дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность. Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего экспериментирования
к рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.
В связи с отмеченными выше обстоятельствами подбор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности в детском саду может осуществляться следующим образом:
1) материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду;
2) традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно.
3) начиная с 4-5 лет, необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек.

Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности
в старшем дошкольном возрасте должны в себя включать:
• Объекты для исследования в реальном действии
(искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы,
набор геометрических фигур с графическими образцами, головоломки плоскостные,
набор: счетные палочки Кюизинера и т.п.). Природные объекты (коллекции минералов, плодов и семян растений, набор мерных стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов, набор увеличительных стекол (линз,) набор для опытов с магнитом, коллекция тканей, коллекция бумаги и т.п.)
• Образно-символический материал
(специальные наглядные пособия, наборы «лото», серии сюжетных картинок,
календарь погоды настенный, иллюстрированные книги, альбомы, плакаты,
планшеты, аудио- и видеоматериалы и т.п.)
• Нормативно-знаковый материал
(разнообразные наборы букв и цифр, отрывной календарь, магнитная доска
настенная приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.)

Знания, полученные самостоятельно в результате познавательно-поисковой деятельности, являются осознанными и более прочными.
Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка,
наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.
Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.
Цитировать
0 #19 Шамахова Марина Борисовна 21.01.2014 14:40
Набиева Лутвия Фердинандовна
ГБДОУ детский сад №62 Калининского района

«Материалы и оборудование для познавательно – исследовательской
деятельности ребенка»
Материалы и оборудование для познавательно - исследовательской деятельности должны включать материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал.
Первый шаг в проектировании среды – определение расположения центра Науки в группе детского сада. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.
Оборудование для исследовательской деятельности:
1. Прозрачные и непрозрачные емкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного
размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,
термометр.
10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
11. Цветные прозрачные стеклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14. Схемы этапов работы, детская познавательная литература, блокноты для зарисовок.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007.
2. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: Из опыта работы. Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2007.
3. Игра дошкольника Доронова Т.Н., Доронов С.Г. - М: Детям XXI века, 2005.
4. Сотникова В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
5. Иванова Н. Дошкольник в детской субкультуре. //Дошкольное воспитание. – 2006. - № 9, № 10
6. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008.-№ 5
7. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М.Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
Цитировать
0 #18 Шамахова Марина Борисовна 21.01.2014 14:33
Бернат Марина Анатольевна
ГБДОУ детский сад №62 Калининского района

«Материалы и оборудование для продуктивной деятельности ребенка»
Для активизации детских эстетических впечатлений можно использовать различные "неожиданные" материалы, пособия: плакатную графику, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле.
Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения. К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка-дошкольника.
По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе.
Оборудование общего назначения:
-Доска для рисования мелом.
-Губка.
-Наборы цветного и белого мела.
-Мольберт односторонний или двусторонний.
-Наборное полотно 60Х50 или 80Х50.
-Фланелеграф.
-Стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала.
-Доска для размещения работ по лепке.
-Счетная лесенка для рассматривания работ по лепке.
-Указка.
-Резак для бумаги.
-Валик для нанесения краски на бумагу.
-Настольная точилка для карандашей.
-Бак с плотно прилегающей крышкой для хранения глины.
-Фартук для педагога
-Фартуки и нарукавники для детей.
Для каждой возрастной группы перечень оборудования для продуктивной деятельности изложен в следующем документе: «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.06.11 № 2151. Примерный перечень игрового оборудования игрового оборудования для учебно – методического обеспечения ДОУ и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях других типов и видов».
Цитировать
0 #17 Шамахова Марина Борисовна 21.01.2014 13:47
Мамедова Татьяна Валерьевна
ГБДОУ детский сад №62 Калининского района

«Динамичность предметной среды»
Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны – позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.
Для этого в группе должны быть легкие материалы и специальные предметы, позволяющие создавать новое расположение центров. Воспитатели могут менять элементы интерьера. Привлечь внимание ребенка можно росписью часть стены безопасными для здоровья детей красками. Панно, оригами будут как презентация детской продуктивной деятельности.
Элементы в окружении должны периодически меняться и своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей. Игрушек в центре игры не должно быть много, но они должны регулярно обновляться. Наряду с игрушками для сюжетной игры, необходимо предоставлять детям неоформленный материал, т.е. создать «Волшебную коробочку. Эти предметы стимулируют воображения детей.
Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Эффективный педагогический процесс может быть организован рационально. Игрушки могут быть изготовлены самостоятельно педагогами и родителями.
Создавая предметно – игровую среду для воспитанников необходимо, прежде всего, помнить о ее развивающем характере.
Цитировать
0 #16 Шамахова Марина Борисовна 21.01.2014 13:45
Зуева Елизавета Валерьевна
ГБДОУ детский сад №62 Калининского района


«Игровые центры в групповом помещении»
Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует распределение игр и игрушек по игровым центрам. Центры могут быть отделены друг от друга цветовым решением, эмблемой и т.д. Например, центр игры может быть представлен 1-2 играми в течение месяца, потом игры меняются. До восьмидесяти процентов сюжетно – ролевых игр можно убрать рядом в красивые ящички, с наклеенной эмблемой игры. При этом каждый центр должен быть хорошо освещен. Разделение игрового пространства на центры помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
В групповом помещении могут быть организованы центры:
спорта, здоровья, игры, конструирования, творчества, чтения, познания, экологии
и непременно отдыха.
Желательно, чтобы расположение центров способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой.
Модели конкретных центров варьируются исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований программы. Важно, чтобы создаваемые центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности.
Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного "Я", развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов.
Цитировать
0 #15 Шамахова Марина Борисовна 21.01.2014 13:40
Племянник Лариса Николаевна
ГБДОУ детский сад №62 Калининского района

«Принципы оборудования детских помещений»
Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка по следующим принципам:
1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития. Оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам совершенствования основных видов движений, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками и умениями, способствовать охране нервной системы ребенка.
2. Принцип надежности и безопасности. Интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.
3. Принцип гигиенического соответствия. Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться.
4. Принцип эргонометрического соответствия. Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей. Современные, новые конструкции изделий, а также образцы зарубежного производства должны соответствовать эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.
5. Принцип вариативности. Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.
6. Принцип подбора цвета. Необходимо комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам.
7. Принцип рациональности. Оборудование и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно группу детей. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, должно быть рационально расположено для работающего взрослого.
8. Принцип возрастного и гендерного соответствия. Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин. Девочки ориентируются на «ближайшее» пространство.
Окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста – успешное вхождение в социальную действительность
Цитировать
0 #14 Шамахова Марина Борисовна 21.01.2014 13:38
Понкратова Галина Эдуардовна
ГБДОУ детский сад №62 Калининского района

«Принципы создания предметной развивающей среды»
Реализуя комплексный подход в развитии воспитанников в ДОУ особое внимание необходимо обращать на создание развивающей предметно – игровой среды в игровых помещениях.
Желательно создавать условия, чтобы среда помогала педагогам решать педагогические задачи интегрировано. В физкультурном центре можно организовать подборку детских энциклопедических справочников, которые дадут мальчикам и девочкам начальные представления о строении тела человека. Здесь прослеживается интеграция образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье». Самодельные зрительные тренажеры помогут ребенку с нарушениями зрения выполнить гимнастику для глаз.
В проектировании предметной среды воспитателю следует учитывать разные уровни сенсорно-моторного развития воспитанников. В центре познания следует продумать размещение материалов и игрового оборудования для практической, игровой и обучающей деятельности воспитанников.
Один вид игр и игрушек должен доставлять ребенку радость. Поддержание интереса к любой детской деятельности достигается путем трансформированности среды и её вариативности.
При планировании среды к определенному контингенту воспитанников следует учитывать их игровой и практический опыт и обращать внимание полифункциональность игрового оборудования.
Цитировать
0 #13 Шамахова Марина Борисовна 21.01.2014 13:36
Туфонова Вера Петровна
ГБДОУ детский сад №62 Калининского района


«Психолого – педагогические требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Материалы и оборудование должны создавать целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы ДО, как совместной деятельности взрослого и детей так и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Традиционные материалы и материалы нового поколения подбираются сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Предметно-развивающей среду необходимо обеспечить как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Предметно – развивающая среда подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Подбор материалов и оборудования планируется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства. Педагог учитывает все виды детской деятельности: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую деятельность и т.д. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
В примерном перечне оборудования для ДОУ материалы классифицируются по типам. Принципом разделения на типы является структура и развивающее значение каждого вида деятельности.
Цитировать
0 #12 Шамахова Марина Борисовна 21.01.2014 13:35
Петрова Александра Евгеньевна
ГБДОУ детский сад №62 Калининского района


«Создание предметно-развивающей среды для каждого воспитанника
и группы общеразвивающей направленности в целом»
Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста ребенка. Особую значимость для маленького ребенка имеют социальные условия жизни, которые складываются из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды. Современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для детей, рассматриваются как необходимые составляющие предметно - развивающей среды.
Именно поэтому оформление групп для малышей играет большую роль в воспитании эстетического вкуса, и формирования бережного отношения к окружающей среде.
Внедрение в практику новых подходов к организации предметно – развивающей среды, в рамках основной общеобразовательной программы ДОУ, выстроенной на основе примерной программы «Детство» обеспечивает полноценное развитие дошкольников.

Воспитатель организует развивающую среду таким образом, что она способствует эмоциональному благополучию каждого ребенка и учитывает индивидуальные потребности и интересы.
Воспитатель создает условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, театрализованной).
Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно - развивающей среды воспитатель учитывает интересы мальчиков и девочек, подбирает необходимые атрибуты для поло - ролевых игр.
Построение развивающей среды с учетом принципов интеграции образовательных областей помогает в овладении разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Цитировать
0 #11 Шамахова Марина Борисовна 21.01.2014 13:33
Кудряшова Мария Игоревна
ГБДОУ детский сад №62 Калининского района


«Психолого-педагогические требования к созданию предметно-развивающей среды»
Предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. В предметный мир детского сада входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка и предметы, с которыми может действовать сам ребенок.
Отличительные признаки: ранний возраст - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; младший возраст - это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; средний возраст – это необходимость учесть потребность детей в игре со сверстниками и желание уединяться; старший возраст – это разнообразные игры, направленные на развитие восприятия, мышления, внимания, памяти и т.д. Предметно - развивающая среда сначала определяется педагогами, затем - вместе с детьми, а дети старшего дошкольного возраста создают её сами и изменяют с точки зрения своих детских интересов.[2].
Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному, качественному и современному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка.
Требования к созданию предметно – развивающей среды (далее ПРС)
-содержание ПРС должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
-объекты среды должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
-ПРС должна быть организована в соответствии с основными принципами - дистанции, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости-закрытости, стабильности- динамичности, комплексирования и гибкого зонирования [1].
-ПРС учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников;
-ПРС учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает специальные места, в которых ребенок может хранить свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха», информационные доски «Моё настроение», «Я самый, самый, самый», «Мы все уникальны и талантливы», «Самооценка», «Добрые дела», дидактические игры, зеркала и др.;
-ПРС учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и, тем самым, обеспечивает его право на свободу выбора;
-ПРС учитывает возрастные и гендерные особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов [3].
Предметно-развивающая среда необходима детям, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Литература:
1.Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т. Стрелкова. -М.: Новая школа, 1993.
2.Епачинцева Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ: автореф. дисс. канд. пед. наук/ Н. Д. Епачинцева. Белгород БГУ, 2001.
3. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. М. Перспектива, 2011.
Цитировать
0 #10 Шамахова Марина Борисовна 21.01.2014 13:32
Сазонова Екатерина Анатольевна
ГБДОУ детский сад №62 Калининского района


Особенности организации предметно-развивающей среды в группах для детей
с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения)

Построение предметно – развивающей среды должно основываться на базовых принципах:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Среда в дошкольном учреждении должна провоцировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.
3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды. Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения
и реализуемой педагогами программы.
Особенности организации предметно-развивающей среды как средства коррекционной работы:
1. Превентивная направленность: решение вопросов предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии ребенка за счет создания специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребенка с людьми и окружением, а также обеспеченности специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом.
2. Пропедевтическая направленность коррекционно-развивающей среды обеспечивает ребенку многоэтапное и постепенное введение его в информационное поле, в котором подобрано специальное оборудование и рационально размещены блоки, решающие проблемы сенсорного, моторного, интеллектуального тренингов, психоэмоциональной разгрузки и социальной ориентировки и др.
3. Преобразующее влияние среды на отклонения в развитии ребенка и формирование у детей компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти.
4. Специальное информационное поле предметно-развивающей среды учитывает своеобразие познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии и специфику контактов и способов получения и переработки информации.
5. Доступность и целесообразность информационного поля предметно-развивающей среды позволяет реализовывать задачу интеграции ребенка в окружающую среду.
6. Коррекционная направленность: развитие среды происходит с опорой на общедефектологические принципы, а также на дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с нарушениями зрения. Среда решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения. Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка.
Цитировать
0 #9 Шамахова Марина Борисовна 21.01.2014 13:29
Селиванова Татьяна Николаевна
ГБДОУ детский сад №62 Калининского района


«Предметно-развивающая среда – условия качества»
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она создаёт условия для творческой деятельности ребенка, служить целям физического и психического развития и совершенствования, обеспечивает перспективу его ближайшего развития.
Предметно-развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Это - совокупность предметов, представляющая собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. От качества представленной среды, зависит динамика развития ребенка. Среда в ФГТ представлена как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности дошкольника
Понятие предметно-игровая среда – это фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Переход на личностно ориентированное взаимоотношение педагога с детьми, отражается в игровой среде группы. В соответствии с этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием физических, личностных, интеллектуальных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.
Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие.
Построение предметно-развивающей среды в игровом помещении должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на их саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого.
Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Цитировать
0 #8 Шамахова Марина Борисовна 21.01.2014 12:03
• Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151.
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.3049-13; утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26
• О реализации приказа Минобрнауки России от 20.06.11 № 2151. Примерный перечень игрового оборудования игрового оборудования для учебно – методического обеспечения ДОУ и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях других типов и видов
• О психолого – педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях. Письмо Министерства образования РФ от 17.05.95 № 61/19-12
Предметно-пространственная среда любого дошкольного учреждения проектируется на основе, реализуемой в детском саду образовательной программы, и учитывает потребности конкретного ребенка.
Безопасность игрушек для детского сада подтверждается сертификатом качества и опирается на следующие критерии:
1. Социальная и психологическая безопасность игрушки.
2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребенка
3. Привлекательность игрушки для ребенка
4. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребенка
5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструировании игрушки, логике игры и в их описании.
Цитировать
0 #7 Каирова Жанна Каурбековна 09.12.2013 19:42
Дошкольный возраст - это важнейший период в формировании личности детей, в том числе и как будущих мужчин и женщин. В этот период осуществляется становление всех основных нравственно-культурных норм и ценностей. полоролевым образом.
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:
Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
• провоцируют ребенка на агрессивные действия;
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры – людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Цитировать
0 #6 Иванова Светлана Викторовна 25.07.2013 20:34
Иванова С.В.ГБДОУ №26 Калининского района
г. Санкт-Петербург

Хочу, поделится своим опытом работы по созданию предметно развивающей среды в нашей группе. Прежде всего, для комфортного пребывания детей в группе детского сада нами учитываем следующие факторы.
• Возраст и пол детей.
• Их потребности и интересы
• Требования программы «Детство».
• Разработанные нормы САН ПИН

В нашей группе в 2012-2013 учебном году воспитывались дети с 3-4 лет. Учитывая возрастные особенности, были сформированы следующие функции предметно развивающей среды.
• Функция позволяющая стимулировать активность детей. Предлагать разнообразный материал для активного участия в различных видах деятельности. Таким образом среда становится толчком для выбора ребёнком того вида самостоятельной деятельности которая отвечает его интересам. Для педагога важно соблюдать принцип новизны и проблемности. Дети 3-4 лет очень чутко реагируют на новые развивающие игрушки, особенно в центре сенсорного развития и в центре конструктивной деятельности.
• Следующая важная функция учитывающая в развивающей среде нашей группы это информативность.
Хорошая предметно пространственная среда моделирует развитие деятельности ребёнка тем, что в ней заложена «информация», которая сразу не обнаруживается а побуждает ребёнка к её поиску. Наиболее полно по нашим наблюдениям информативность проявляется в центрах математического и речевого развития.
• Также важно помнить о воспитывающей функции среды в группе. Для этого создаются условия позволяющие научить детей сотрудничеству. Привить навык положительных взаимоотношений, организованного поведения, и бережного отношения к игрушкам и пособиям. Воспитателем создаются ситуации, когда дети стоят перед выбором уступить или взять себе, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Для этого мы разучиваем различный стихи-мирилки. В группе также есть «мерительный коврик». Где сначала с помощью взрослого , а к концу года и сами дети могут сесть на коврик и спокойно обсудить возникшие разногласия, найти выход из конфликтной ситуации. Хороший результат дают проводимые педагогом беседы, различные сюжетно ролевые игры, и конечно постоянная спланированная работа с родителями которые с удовольствием помогают воспитателю обогатить развивающею среду группы различными стенгазетами, фотовыставками, репортажами, создаваемыми вместе с детьми, например «Расскажи друзьям о своей любимой игрушке» и т.д.
• Также необходимо учитывать функцию сохранения психологического здоровья детей. Поскольку окружающая среда является фактором влияющего на эмоциональное состояние ребёнка. Важно что бы планировка и содержание материалов и оборудование вызывало у детей положительные эмоции, давало возможность ребёнку находить удобное место, как для коллективной деятельности, так и для индивидуальной. В нашей группе все развивающие центры расположены в прямой доступности для детей. В оформление группы учитывается цветовая гамма: Отсутствуют тёмные давящие цвета, такие как чёрный, коричневый и т.д. Основные цвета в интерьере: зелёный, розовый, красный, и конечно самый антидепрессивный цвет оранжевый. В группе есть мягкие набивные кресла, где каждый ребёнок устав от игры может спокойно отдохнуть в одиночестве. Особенно это важно для гиперактивных детей, для которых необходима возможность расслабиться и побыть в одиночестве. И конечно ненужно забывать о том, что игровое пространство для мальчиков должно быть несоизмеримо больше чем для девочек, даже если мальчиков группе меньше чем девочек.
• Ведущей функцией в организации предметной среды в группе является развивающая функция. Важно что бы среда позволяла ребёнку проявлять пытливость и любознательность. Каждый ребёнок мог действовать из своих интересов и возможностей. В таком подходе к организации детской деятельности ребёнку легче саморазвиваться и самореализоваться. Мы стараемся сочетать традиционные и новые необычные компоненты в подборе игровых пособий. Хороший результат даёт возможность при изготовлении различных пособий привлечение родителей. В целом это обеспечивает преемственность накопленных детьми знаний об окружающем мире, от простого к более сложному. В нашей группе содержание среды каждого развивающего центра активности соответствует « зоне актуального развития» самого слабого и находится в «зоне ближайшего развития» самого сильного ребёнка в группе.

Таким образом, педагогами создаётся предметно развивающая, образовательная среда. Что обеспечивает: Духовно-нравственное воспитание детей.
Высокое качество дошкольного образования, его доступность и привлекательность для каждого ребёнка. Что подтверждают результаты мониторинга, в начале и конце учебного года.
Грамотное создание развивающей среды гарантирует охрану и укрепление физического и психологического здоровья ребёнка.
Цитировать
0 #5 Нарышкова Маргарита Сергеевна 20.06.2013 23:34
Городской семинар


Дата: 22.01.2013 г.
Время: 16:30-18:00

Тема: «Федеральные государственные требования к проектированию
развивающей среды».

Выступление.
Секция:1. Круглый стол.
Нарышкова Маргарита Сергеевна учитель-логопед ГБС (К) ОУ школы № 46.



Основным нормативным документом, регламентирующим отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, является:

1. Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст.28, часть 2. Федеральный закон от 30 марта 1999 года
№ 52 – ФЗ.
2. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2. 2821-10.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2011 г.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной
образовательной программы основного общего образования включает
характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального
зала, учебных кабинетов, лабораторий, школьного сервера, школьного сайта,
должно обеспечивать: информационную поддержку образовательной деятельности
обучающихся и педагогических работников, укомплектованность печатными и
электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам
учебного плана, c использованием игр, оборудования, компьютерных технологий.
Цитировать
+1 #4 Громова2 Алена Валериевна 17.06.2013 20:00
Громова Алена Валериевна
При создании предметно – развивающей среды в своей подготовительной к школе группе я руководствуюсь следующими принципами:
• Принцип полифункциональности среды. Согласно ФГТ предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. Поэтому среда в группе охватывает все образовательные области. Учтена и гендерная направленность воспитания дошкольников. В игровом уголке есть куклы – девочки и куклы – мальчики. Также в группе в достаточном количестве имеются игрушки, которые предпочитают девочки и игрушки, которые в основном выбирают мальчики. С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно разделено на 3 части:
• зону для спокойной деятельности;
• зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
• рабочую зону.
Кроме того, в подготовительной группе особую актуальность принимают такие образовательной области, как «Физкультура», «Здоровье», «Безопасность». Объективная ситуация, при которой старшие дошкольники испытывают гиподинамию, диктует необходимость такого оснащения центра физкультуры и здоровья, которое способствовало бы максимальному проявлению физической активности и творчества старших дошкольников. В организованных воспитателем образовательных ситуациях и свободной самостоятельной двигательной деятельности старшие дошкольники реализуют осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Старшая и подготовительная к школе группа - это возраст формирования произвольности всех психических процессов и поведения, развития познавательной, учебной мотивации. В подготовительной группе созданы условия для творческих проявлений дошкольников. Особенностью организации предметно-развивающей среды подготовительной группы является её моделирование: обобщённый образ деятельности показан в виде значка, символа и прикреплён там, где и находится оборудование для этой деятельности. Это способствует формированию самостоятельности, субъектной позиции старших дошкольников, помогает развитию мыслительных процессов: абстрагированию, обобщению, классификации.
Следующий принцип проектирования и создания предметно-развивающей среды – это её трансформируемость.
• Трансформируемость среды – это возможность изменений, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную образовательную область или функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Наполняемость предметно – развивающей среды группы обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса, соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Цитировать
0 #3 Ирина Сергеевна 04.05.2013 13:36
Волкова Ирина Сергеевна
Воспитатель высшей категории ГБДОУ №45.
После того,как к нам поступили в группу дети 3 лет перед нами встала задача,как спроектировать развивающую среду так,чтобы обеспечить всем детям чувство психологической защищённости.Чтобы через развивающую среду формировать личность,развить способности к овладению разными способами деятельности.
Поэтому мы создали в первую очередь эстетическую среду,так как она вызывает у детей чувство радости.
Это вызвало эмоционально положительное отношение к детскому саду,желание посещать его каждый день,помогло нам отвлечь детей от мысли при разлуке с мамой.
Очень хорошо мы продумали цветотерапию: окна нашей группы выходят на юг,поэтому мы повесили на окна жалюзи светло-салатового цвета.Всё это оказывало положительное психологическое влияние на наших воспитанников.
Очень серьёзно мы подошли к зонированию группы.В нашей группе поровну мальчиков и девочек.Но всё же уголок для девочек мы создали меньшего размера.А вот для мальчиков зона деятельности была максимально увеличена и насыщена.
В ней мы создали:центр физического развития,центр сюжетно-ролевых игр,центр конструктивной деятельности.К тому же это пространство стало многофункциональным.Это дало нам возможность использовать пространство по-разному.Таким образом правильное построение развивающей среды помогло создать в нашей 2 младшей группе всем детям обеспечить систему интересов развивающего характера,поддерживать в детях самостоятельность,любознательность,инициативу, активность в освоении окружающей действительности
Цитировать
0 #2 Мазурек Вера Владимировна 30.01.2013 20:39
Тезисы Ануфриева О.В., Запанкова Ю.И., Мазурек В.В.
http://ext.spb.ru/images/comprofiler/plug_profilegallery/178/pg_872664856.doc
Цитировать
0 #1 Блохина Е.В. 30.01.2013 20:34
Блохина Е.В., Карьянова Е.И., Рощина С.Г.
Понятие и сущность развивающей среды
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:
• Гибкость
• Непрерывность
• Вариативность
• Интегрированность
• Открытость
• Установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.
В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:
• создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
• предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
• ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
• активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
• ориентироваться на активные методы воздействия на личность.
Активное исследование роли развивающей образовательной среды в целостном педагогическом процессе ведется в последние годы в трудах отечественных ученых А. И. Арнольдова, Е. В. Бондаревской, С. И. Григорьева, И. А. Колесниковой, Ю. С. Мануйлова, А. В. Мудрака, Л. И. Новиковой, В. А. Сухомлинского, В. Д. Семенова, Ю. С. Мануйлова, В. В. Серикова, И. В. Слободчикова, В. М. Полонского и др.
В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:
• каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;
• обучение организовано на основе ведущей деятельности;
• продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.
В педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Структура развивающей среды
Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Предметно-игровая среда в современных образовательных учреждениях должна отвечать определенным принципам:
• принцип свободного выбора ;
• принцип системности;
Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств:
• интеллектуального развития и творчества;
• физического развития;
• игрового развития;
• экологического развития;
• компьютерное пространство, вводит.
Л. Н. Седова выделяет три основных параметра значимости развивающей образовательной среды для процесса становления личности.
1. параметр целеполагания, ориентирующий педагога дошкольного образования на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного педагогического пространства, предоставляющее каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности.
2. параметр осмысления развивающей образовательной среды как педагогического явления, выступающего условием становления личности, связан с современными поисками в области нового содержания образования.
3. параметр в рассмотрении развивающей образовательной среды с позиций педагогической науки определяется поиском результативных способов и методов формирования познавательной активности. В этой связи требует специального педагогического осмысления технологии создания развивающей среды в рамках различных типов образовательных учреждений, равно как и технологии создания специальных педагогических ситуаций, позволяющих стимулировать психическое развитие ребенка.
• принцип универсальности.
Принципы построения развивающей среды
В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
2. Принцип активности.
3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.
4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
6. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья каждого их них.
Список литературы
Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства : мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4. — С. 79.
Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4.
Петровский, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровский [и др.] / Дошкольное образование в России. — М., 1997.
Толстикова, О. Создаем развивающую среду своими руками / О. Толстикова // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 5.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. — М., 1999.
Седова, Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды / Л. Н. Седова // Проблемы образования: теория и практика. — 1999. — № 1.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта