Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

altДля педагогов дошкольных образовательных организаций Всероссийский семинар-вебинар «Дизайн предметно-игровой среды ребенка-дошкольника»

Дата: 04.02.2015

Время : 16:00-17:30

Ведущая: Иванковская Светлана Анатольевна, методист-психолог, зам. ген. директора ООО «Элти-Кудиц-Нева» по научно-методической работе

Место проведения очного семинара: Казанская ул., д. 7.

Регистрация на семинар и вебинар: по телефону 956-67-42 или по эл. почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 
 
 
Ждём вас!
 
Видео семинара:

Комментарии  

0 #15 Арфения 27.01.2015 19:12
1 Давидян Арфения Андрониковна
2 Всероссийский семинар-вебинар «Дизайн предметно-игровой среды ребенка-дошкольника»
Дата: 04.02.2015
Время : 16:00-17:30
3 ГБДОУ Д\С 46 КИРОВСКОГО Р-НА
Цитировать
0 #14 Циринская Марина Юрьевна 27.01.2015 18:36
Циринская Марина Юрьевна ГБДОУ д/№48 Кировского р-на Санкт-Петербурга
Всероссийский семинар-вебинар «Дизайн предметно-игровой среды ребенка-дошкольника»
Дата: 04.02.2015
Время : 16:00-17:30среды. При проектировании игровой детской среды необходимо учитывать тот факт, что определить для ребенка его жизненную среду невозможно. Это лишь одна из утопий, характерных для дизайнеров, художников, педагогов. Фактически же ребенок живет совсем не в той жизненной среде, которую подразумевали те, кто ее творил.
Ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение. Для того, чтобы оно все же оставаясь приемлемым для ребенка, удобным, надо дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.
В цветовом и объёмно-пространственном построении интерьера должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые элементы при сохранении общей смысловой целостности.
Постоянство и неизменность элементов жилой среды сохраняются в той мере, в какой они обеспечиваю! ребенку и взрослому надежность и защищенность от нежелательных вторжений внешнего мира, и в то же время не делают эту систему закрытой, отгороженной от общества.
Можно менять «фоны» и изменять обстановку до неузнаваемости, например, в комнате, содержащей спортивный комплекс. В ней крепятся и веревочные лесенки («волшебные», «корабельные», «марсианские» и т.п.), кольца, имитирующие цветок или какие-нибудь невиданные предметы, всевозможные канаты («хобот» слона, а сам слон может быть нарисован на стене, «загадочные растения» и т.п.), подвешенные трапеции-качели и т.д. Все эти элементы комплекса рассчитаны и на взрослого и могут преобразовываться самыми разными способами. Комната, по желанию играющих, может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею», «стадион» и т.д.
Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.
Таким образом, в элементах среды, в самом ее характере, чутком к различного рода переменам, которые мотивированы внутренними и внешними человеческими побуждениями, закладывается тенденция к формированию любимых одушевленных «вещей, которые только и могут составлять общее понятие «Наш дом». Любимые вещи не могут быть списаны и складированы, они могут быть либо сохранены, либо преобразованы, либо отданы. Так, одна из возможностей — передача любимых вещей в собственный дом детям после 18 лет. Благодаря этому сохранятся и вещественные связи с детством.
Цитировать
0 #13 Токач Елена Владимировна 26.01.2015 21:05
.
Токач Елена Владимировна
ГБДОУ д/с 127 Выборгского района
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду объектами, дающими возможность развивать детей в соответствии с различными образовательными областями: познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, физической и речевой. Среда должна быть достаточно насыщенной так, чтобы дети не испытывали недостатка в объектах для деятельности, но и не переполненной, чтобы не приводить детскую психику к перевозбуждению.
Предметно-игровая среда должна иметь гендерную ориентацию, т.е. учитывать интересы и половые особенности мальчиков и девочек. Различия должны быть учтены не только в чётко ориентированных объектах (машины, куклы), но и в развивающих играх, литературе, физкультурных атрибутах и т.д.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Среда должна быть полифункциональна и вариативна. Современные дети более раскованны и самостоятельны в выборе игр, поэтому пособия и оборудование должны изменяться в соответствии с насущными потребностями группы. Такой подход к организации среды позволяет избавиться от лишних предметов оборудования и изменять обстановку группы с взрослением детей, не внося в неё новых объектов.
Дизайнерский подход в выборе оформления группы должен учитывать педагогические принципы, а также отвечать требованиям безопасности и психологического комфорта детей. Очень разумно для выбора материалов отделки и цветовой палитры привлекать педагогов и психологов. Цветовое решение очень важно при оформлении различных зон деятельности в группе. От правильного выбора будет зависеть активность детей в этой зоне. Уровень развития современной промышленности позволяет выпускать разнообразные пособия и игрушки. Но зачастую эти пособия и игрушки несут бесполезную функциональную и смысловую нагрузку. Дизайн игрушек также иногда оставляет желать лучшего.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что к организации и оформлению предметно-развивающей среды нужно подходить очень и очень внимательно, чтобы усилия педагогов, направленные на развитие детей, приносили максимальные результаты.
Цитировать
0 #12 Бажанова Екатерина Юрьевна 26.01.2015 21:04
Бажанова Екатерина Юрьевна воспитатель ГБДОУ № 75 Калининского района г.Санкт-Петербурга
Всероссийский семинар-вебинар «Дизайн предметно-игровой среды ребенка-дошкольника»
Дата: 04.02.2015
Время : 16:00-17:30
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.
Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, - среда должна быть иной, чем там где девочек больше.
Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности – это также будет заметно в созданной среде.
Цитировать
0 #11 Офат Ольга Васильевна 26.01.2015 20:50
Дошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни человека. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Вопрос организации предметно-развивающей среды детских образовательных учреждений на сегодняшний день стоит особо актуально. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .
Требования к предметно - развивающей среде:
1. обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды должна строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
Цитировать
0 #10 Репкина Татьяна Викторовна 26.01.2015 16:26
Репкина Татьяна Викторовна
Воспитатель ГБДОУ д/с №57 Калининского района г. Санкт-Петербурга
«Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.
Все групповое пространство должно быть распределено на детские игровые уголки, которые отражают содержание образовательных областей и охватывают все интересы ребёнка.
Групповая комната в детском саду должна быть представлена тремя основными зонами –
• рабочая зона,
• активная зона, организована по принципу небольших полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами в 2-4
человека.
• спокойная зона.
Границы между зонами подвижные, легко перемещаются (это переносные ширмы, объемные модули). При построении развивающей среды в группе я учитывала принципы построения развивающей среды:
- принцип открытости и доступности;
-гибкого зонирования;
-стабильности;
-динамичности развивающей среды;
-полифункциональности;
- принцип учёта половых различий детей.
Часть игровых зон должна находиться на ковре, предназначенном для свободной деятельности детей, часть зон на стеллажах, на стене висит магнитная доска с магнитами разных размеров и цветов.
Мебель и оборудование должны быть установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Развивающая среда группы должна быть комфортна и эстетична. Большое внимание надо уделять эстетике зон, их оформлению, что бы вызвать у воспитанников стремление к самостоятельной деятельности. Игровой и дидактический материал должны находиться в удобном и доступном для детей месте. Дети должны знать, где взять бумагу, краски костюмы и атрибуты для игр-инсценировок, строительно-конструктивный материал, книги для рассматривания иллюстраций, дидактические развивающие игры и игрушки.
В группе мебель и оборудование должны соответствовать росту и возрасту воспитанников, количеству мальчиков и девочек.
Предметно-игровая среда группы должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
В предметно-пространственную среду группы надо включать не только искусственные объекты, но и естественные, природные, такие, как комнатные растения.
В приемной комнате очень хорошо организовать уголок с информацией для родителей, в котором есть: режим, по которому живет группа, сетка занятий, соответствующая возрасту и программе обучения и воспитания дошкольников. «Советы родителям» - смена информации не реже 1 раза в месяц. Фотографии детей в режимные моменты, выставки детского творчества, Созданная эстетическая среда должна вызывать у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, побуждать к активной творческой деятельности, способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Трансформируемость предметно-пространственной среды подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации.
Для эффективной организации двигательной активности в групповом помещении мебель надо размещать по периметру помещения таким образом, что во время свободной деятельности детей столы раздвигать и появляется максимальное пространство для движения. В спальни очень хорошо устанавливать 3-х ярусные кровати так как в собранном виде они занимают мало места и за счёт этого высвобождается место для двигательной активности детей. Надо эффективно использовать всё пространство группы, творчески подходить к этому, размещая тренажёры, игровые панели на стенах, на полу.
Развивающая среда должна быть полифукциональна для этого надо использовать мягкие модули, ширмы, маркеры игрового пространства, предметы из природного и бросового материала: гладкие камни, крупные семена, крышки, пластиковые бутылки и многое другое.
Игровое оборудование должно быть яркое и привлекательное, периодически сменятся, чтобы поддерживать интерес у детей.
Одним из главных требований к развивающей среде детского сада является доступность. Все игровые материалы, пособия должны находится в свободном доступе для детей. В группе должен быть свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия. Конечно, очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально это использовать.
И конечно, нельзя не сказать о безопасности предметно-пространственной среды. Вся мебель в группе должна быть изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели должен предусматривать отсутствие острых углов, вся мебель прикреплена. Розетки должны находиться выше уровня детей.
В группе очень хорошо иметь удобно расположенный ростомер, что бы в любое время ребёнок сам мог узнать, насколько он подрос и по нему очень удобно проводить течение года контрольные срезы по антропометрическим данным детей, для регулирования мебели по росту.
В группе должен быть реализован гендерный принцип: для мальчиков обязательно иметь инструменты для работы с деревом, для девочек материалы для рукоделия. Для развития творческого замысла в игре для девочек в группе должны находиться предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; для мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда в группе должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.
Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма.
В группе должны быть зоны для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью, способствующие отдыху. Каждому ребенку в группе должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.). Эмоциональный комфорт надо поддерживать и за счет экспонирования детских работ, в котором надо отводить место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п. Цветовая палитра в группе должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
Таким образом, созданная в группе предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
1.Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, во всей группе и в малых группах, а также давать возможность для уединения.
2.Реализацию образовательной программы.
3.Игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную, активность воспитанников.
4.Возможность самовыражения воспитанников.
Создавая предметно-образовательную среду надо обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности и обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, способствовать охране и укреплению здоровья воспитанников, учитывать особенности детей. Предметно – развивающая среда должна обогащать опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включать в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда должна стимулировать развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети должны реализовывать свои способности.
Цитировать
0 #9 Зеленовская Татьяна Леонидовна 25.01.2015 18:19
Зеленовская Татьяна Леонидовна -Музыкальный руководитель ГБДОУ 112 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Оформление комнаты для ребенка дошкольного возраста
Если есть возможность выделить своему ребенку комнату, в которой он будет полноправным хозяином, то следует заранее позаботиться о том, чтобы малыш чувствовал себя как можно комфортнее в отведенном ему пространстве. Для этого следует тщательно продумать внешнее оформление и обстановку помещения, учитывая все особенности и потребности ребенка. Развитие и психологический комфорт детей дошкольного возраста напрямую зависит от того, насколько ответственно и тщательно их родители подошли к созданию идеального интерьера в комнате.
С чего начать оформление детской комнаты?
Прежде чем приступать к непосредственному созданию уютного уголка для своего дошкольника, необходимо тщательно продумать каждую мелочь, начиная от выбора цветовой гаммы обоев и заканчивая удобной мебелью. Таким образом, перед началом оформления детской необходимо продумать следующие моменты:

Общая цветовая гамма помещения
Обеспечение достаточного пространства для игр и обучения
Качественная вентиляция
Выбор мебели для детской комнаты
Приобретение развивающих и развлекательных игрушек, которые не позволят малышу заскучать
Безопасность и экологическая чистота всех материалов, которые будут использованы при оформлении детской
Следует отметить, что желаемый результат, то есть психологический комфорт маленького жильца, будет достигнут только в том случае, если каждый из вышеописанных моментов будет тщательно продуман. При внимательном и тщательном подходе к мелочам родители смогут добиться того, что их ребенок будет чувствовать себя максимально комфортно, уютно и защищено в своем маленьком царстве на протяжении всего дошкольного периода.
Выбираем цветовую гамму для комнаты дошкольника
Так как цветовое оформление играет огромную роль для психологического комфорта человека, выбору цветов для интерьера детской комнаты следует уделить как можно больше внимания. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

Возраст ребенка
Пол малыша
Увлечения и интересы маленького жильца
В том случае, когда ребенку больше четырех лет, не будет лишним поинтересоваться его мнением при выборе обоев или оттенка краски для стен – возможно, что цвет, который приглянулся вам, покажется малышу слишком ярким или некрасивым. Кроме того, это поможет ребенку принять посильное участие в оформлении своей комнаты и почувствовать свою значимость.

Основные принципы выбора цветовой гаммы для оформления комнаты для детей дошкольного возраста включают в себя следующие моменты:

Цвета и оттенки не должны быть слишком яркими и кричащими, так как излишняя яркость способствует быстрому утомлению и раздражению малышей
Не следует выбирать для оформления детской скучные и холодные тона, к которым относятся такие оттенки, как, например, серый, бурый или темно-зеленый. Следует категорически исключить черный цвет
Наиболее комфортной цветовой гаммой для детского восприятия является сочетание теплых нейтральных оттенков, например, нежно-желтого, голубого и светло-зеленого
Правильно подобранная цветовая гамма играет важную роль в оформлении детской комнаты, способствуя спокойствию и хорошему настроению дошкольника.
Создаем условия для игры и отдыха
Так как все дошкольники предпочитают познавать мир с помощью различных игр, следует заранее позаботиться об обустройстве оптимально комфортного и удобного места в комнате, где ребенок сможет предаться любимым развлечениям. Как правило, в игровом уголке детской комнаты дошкольника должны присутствовать такие элементы, как:

Удобный комплект детской мебели, состоящий из стульчика и столика. Желательно приобрести мебель, которая обладает способностью легко очищаться, так как в противном случае столик потеряет свой привлекательный внешний вид уже через несколько дней
Набор материалов для творческой деятельности – бумага, пластилин, карандаши, краски
Развивающие игры, соответствующие возрасту ребенка
Для того чтобы в пределах одного помещения выделить пространство для игры, отделив его от места, предназначенного для отдыха, можно оформить игровой уголок в более ярких и веселых тонах. Однако даже в оформлении места для игр стоит избегать агрессивных оттенков, к которым относятся такие цвета, как ярко-красный, темно-зеленый и другие. Если позволяют размеры комнаты, то в игровом уголке можно также установить такие снаряды, как детская горка, качели или шведская стенка.
Чтобы ребенок мог спокойно спать после насыщенного веселыми играми дня, следует оформлять место, предназначенное для отдыха, в максимально спокойных тонах – светло-голубом, нежно-зеленом или нейтрально-розовом. При наличии кондиционера в детской, необходимо позаботиться о том, чтобы холодный воздух не попадал на спящего ребенка, а шум работающего оборудования не нарушал его покой.

Что еще нужно знать
При выборе мебели для детской комнаты необходимо обращать внимание на такие показатели, как:

Надежность и доброе имя производителя
Экологическая чистота и натуральность материалов
Удобство и безопасность
Приобретая мебель, обои и другие атрибуты обстановки для детской комнаты, не стесняйтесь требовать сертификат качества на продукцию, так как это является прямой гарантией безопасности для здоровья вашего малыша. При учете всех вышеописанных правил вы сможете создать своему ребенку максимально комфортное, уютное и удобное место для проживания.
Цитировать
0 #8 Новочадова Светлана Валериевна 25.01.2015 00:56
Новочадова Светлана Валериевна, Воспитатель ГБДОУ №125, Центрального р-на.Дизайн предметно-игровой среды ребёнка-дошкольника

Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы…
Е.И. Тихеева
Тема организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в современных условиях особо актуальна. Это связано с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. ( http://www.deti-club.ru/predmetno-razvivayushhaya-sreda)
Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметной среды. Она создает условия для творческой деятельности детей. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Поэтому важно, чтобы все пространство, и образовательное, и предметно-развивающее было эстетичным.
Предметно–развивающая среда также необходима детям потому, что выполняет по отношению к детям информационную функцию (предмет несет определенные сведения); имеет стимулирующую функцию среды (интерес, действия, исследование); развивающую функцию предметной среды, принцип сочетания привычных и непривычных элементов, динамичность развивающей среды, зона стабильности, принцип учета возрастных и половых различий детей. (http://ped-kopilka.ru/blogs/melnikova/metodicheskie-rekomendaci-sozdan)
Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.
Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, - среда должна быть иной, чем там где девочек больше. (http://www.maam.ru/detskijsad/predmetno-razvivayuschaja-sreda-v-dou)
Требования к организации предметно-развивающей среды
В каждой возрастной группе нужно создавать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).
Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Например, для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катании, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру 2 – 3 человек. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.
Динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.
Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будет использовано, его следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.
Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим:
- интересам мальчиков и девочек. Например, для старшего дошкольного возраста в центре ручного труда и конструирования следует разместить образцы изготовления различной техники (мальчикам), сумочки, куклы с гардеробом вещей, предметы быта (девочкам);
- «зоне ближайшего развития». В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст.
6. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха. Это могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне возле цветов, аквариумов.
Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы. В РФ утверждено несколько комплексных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой; «Радуга» Т.Н. Дороновой; «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой; «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой). Цели образования дошкольников в этих программах существенно отличаются друг от друга, а следовательно организация жизненного пространства детей в каждом случае имеет свои особенности.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
(http://doshkolnik.ru/pedagogika/7854-sreda.html)
Цитировать
0 #7 Кедрова Галина Леонидовна 25.01.2015 00:19
Кедрова Галина Леонидовна Музыкальный руководитель ГБДОУ№69 Кировского района Санкт Петербурга Всероссийский семинар-вебинар «Дизайн предметно-игровой среды ребенка-дошкольника»
Дата: 04.02.2015
Время : 16:00-17:30
Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и грамотно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале, музыкальном кабинете и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели интеллектуального, личностного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.
Современные исследователи (О.В. Артомонова, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) подчеркивают необходимость создания условий для создания личностно-ориентированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья - важнейшие задачи современной педагогики.
При построении предметно-развивающей среды образовательной области "Музыка"несомненно учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, методические разработки, нормы СанПиН и т.д. Однако необходимо заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети значительно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 - 20 лет назад. У них иные психологические и даже физиологические особенности, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.
Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном кабинете и в группах. Все это подтолкнуло меня к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, основной целью которого стало формирование музыкально-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей
С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:


* изучение и внедрение в практику новых подходов к организации музыкальной предметно-развивающей и музыкально-игровой среды, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой);
* разработка рекомендаций по созданию музыкальной предметно-развивающей имузыкально -игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей;
* организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
* создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (музыкальной, двигательной, самостоятельной, творческой, театрализованной);
* комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
* содействие сотрудничеству детей, педагогов и родителей для создания комфортной музыкальной предметно-развивающей среды;
В 2011-2012 году инновационной идеей в музыкальной среде было создание "Музыкального магазина" как форма работы с родителями. Совместно с воспитателем разработано многофункциональное дидактическое пособие, а в 2012-2013 году введено в образовательную деятельность.
Выбрано предметно-развивающее пространство - музыкальный кабинет. В основу предметно-развивающей среды в музыкальном кабинете легли следующие - принципы:
1. Педагогическая адекватность среды. Среда соответствует имеющемуся в образовательном процессе программно - методическому комплексу.
2. Информированность. Следует отметить, что игровой материал, развивающие пособия представлены без чрезмерного обилия, но и недостатка - т.е. стремление к такому разумному оптимуму в насыщении среды, которая будет информативна, сбалансирована, каждый элемент с педагогической ценностью. Однако наличие пособий и игрушек по перечню не обеспечивает разностороннее развитие детей. Многое в среде музыкального кабинета создано руками педагогов, родителей и являются уникальными пособиями, несущими огромную образовательную и развивающую ценность.
3. Обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчества.


Обогащение материала и его разнообразие происходит в соответствии с возрастом, особенностями и интересами детей данной группы, периода обучения и требованиями реализуемых программ.
4. Вариативность материала. Наличие материалов, позволяющих удовлетворить разные интересы и предпочтения детей и родителей, ощутить ребенку свое собственное "я".
5. Сочетание новых и традиционных компонентов среды предполагает внесение или создание чего - то нового, неизвестного для стимулирования активности, творчества детей. К вариантам новых компонентов среды можно отнести:
* "музыкальный магазин"
* многофункциональное дидактическое пособие
* выставки детского и семейного творчества (изготовленные своими руками музыкальные пособия, игрушки, инструменты)
Дети видят каждый свою работу среди других, могут понять их достоинства. Это побуждает их творческую активность. Тот, кто познал цену своих усилий, пережил эстетические чувства в процессе и результате созидания, не способен к порче, разрушению созданного человеческими руками, природой. Ребенок начинает ценить результаты не только своего, но и чужого труда.
6. Обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро- и микропространством деятельности детей. Р.Б. Стеркина отмечала, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого - педагогических требований должна строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разнообразных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми. Личность дошкольника развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с участниками воспитательно-образовательного процесса.
По мнению С.Л. Новосёловой - среда это не только "базисные компоненты" помещений, но и другое функциональное пространство.
7. Обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, динамичности, многофункциональности. В первую очередь это удобство размещения зон для организации коллективной и индивидуальной деятельности.
Цитировать
0 #6 Токач Елена Владимировна 24.01.2015 14:04
.
Токач Елена Владимировна
ГБДОУ д/с 127 Выборгского района
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду объектами, дающими возможность развивать детей в соответствии с различными образовательными областями: познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, физической и речевой. Среда должна быть достаточно насыщенной так, чтобы дети не испытывали недостатка в объектах для деятельности, но и не переполненной, чтобы не приводить детскую психику к перевозбуждению.
Предметно-игровая среда должна иметь гендерную ориентацию, т.е. учитывать интересы и половые особенности мальчиков и девочек. Различия должны быть учтены не только в чётко ориентированных объектах(машины, куклы), но и в развивающих играх, литературе, физкультурных атрибутах и т.д.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Среда должна быть полифункциональна и вариативна. Современные дети более раскованны и самостоятельны в выборе игр, поэтому пособия и оборудование должны изменяться в соответствии с насущными потребностями группы. Такой подход к организации среды позволяет избавиться от лишних предметов оборудования и изменять обстановку группы с взрослением детей, не внося в неё новых объектов.
Дизайнерский подход в выборе оформления группы должен учитывать педагогические принципы, а также отвечать требованиям безопасности и психологического комфорта детей. Очень разумно для выбора материалов отделки и цветовой палитры привлекать педагогов и психологов. Цветовое решение очень важно при оформлении различных зон деятельности в группе. От правильного выбора будет зависеть активность детей в этой зоне. Уровень развития современной промышленности позволяет выпускать разнообразные пособия и игрушки. Но зачастую эти пособия и игрушки несут бесполезную функциональную и смысловую нагрузку. Дизайн игрушек также иногда оставляет желать лучшего.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что к организации и оформлению предметно-развивающей среды нужно подходить очень и очень внимательно, чтобы усилия педагогов, направленные на развитие детей, приносили максимальные результаты.
Цитировать
0 #5 Горская Тамара Александровна 24.01.2015 12:42
Организация предметно-пространственной
развивающей среды в старшей группе .
Составила:
Горская Т. А.
Воспитатель ГБДОУ № 159 Адмиралтейского района СПб


Детский сад-это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группах детского сада предметно-пространственной развивающей среды, в
которою возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства
уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Очень важно учитывать особенности каждой
группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.
В старшей группе это обеспечивается за счет решения следующих задач:
- создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
- предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее
значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени
раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
- ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к
личности каждого ребенка;
- активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности. Цель создания развивающей среды
в дошкольном образовательном учреждении - обеспечить жизненно важные
потребности формирующейся личности.
Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- принцип активности, самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности-динамичности;
- принцип учета половых и возрастных различий детей;
- принцип эмоционального благополучия каждого ребенка ;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип открытости-закрытости;
1. В старшей группе должны быть созданы условия:
а) для самостоятельного активного целенаправленного действия во
всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.),
б) для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.
2. Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве группы должно:
- быть рационально логичным и удобным для детей
-включать не только стационарную, но и мобильную мебель;
-расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципа функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;
- отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям
- оформление предметно развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики
3.В старшей группе должно быть уютное место для отдыха.
4. У ребенка в группе должно быть “неприкосновенное”
место где бы он мог хранить свое личное имущество.
Все групповое пространство необходимо распределить на центры:
- центр искусства
- центр игры
- центр природы и экспериментирования
-центр занимательной математики
- центр грамотности
Необходимо включить в среду группы конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала, схемы-образцы построек.
Целесообразно выделить в группе учебную зону .
Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группу необходимо внести герб города, герб и флаг страны.
В этом возрасте возрастает роль книги как источника новых знаний.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: “Не рядом, не над, а вместе!”
. Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить,
“… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Нет такой стороны воспитания , понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в
высшей степени. Среди нее ребенок будет жить-развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…” (Е.И.Тихеева).
Цитировать
0 #4 Калинина Надежда Викторовна 23.01.2015 23:20
Калинина Надежда Викторовна воспитатель ГБДОУ № 75 Калининского района г.Санкт-Петербурга
Всероссийский семинар-вебинар «Дизайн предметно-игровой среды ребенка-дошкольника»
Дата: 04.02.2015
Время : 16:00-17:30
Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.
В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает педагог.
Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Организация «Предметно-развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В ЦЕНТРЕ уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства. В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе.
Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:
• принцип открытости;
• гибкого зонирования;
• стабильности-динамичности развивающей среды;
• полифункциональности;
• принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего "Я".
В дизайн интерьера детского сада включены элементы культуры – живописи, литературы, музыки, театра. В каждой приемной комнате для родителей организуем выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок).
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-развивающая среда необходима детям, прежде всего потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Цитировать
0 #3 Конторева Евгения Константиновна 23.01.2015 22:47
Все педагоги знают, что основной формой работы с дошкольниками и их ведущим видом деятельности является игра. Ребенок должен играть. И как раньше выглядели наши дворы - дети разных возрастов собирались вместе и играли.Им не нужно было много игрушек - у детей работала фантазия и вовсю использовались предметы-заместители. Неказистая палочка могла быть чем угодно - и лошадью, и ракетой, и удочкой, да мало ли чем - было бы желание. В этих играх дети обменивались своим жизненным и социальным опытом. Но в наше время все выглядит по другому. На улице уже не встретишь играющих детей, а дома все больше своего времени дети проводят за компьютерами.
Практически единственным местом, где еще царит игра, является детский сад. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей и игровой среды в детском саду.
К организации предметно-игровой среды предъявляются определенные требования.
Предметно-игровая среда должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющими.
Она должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, имел свободный доступ к играм разных видов - сюжетно -ролевым, театральным, строительным и т.д., игровым материалам, материалом для самостоятельной продуктивной деятельности.
Предметно-развивающая и игровая среда группы детского сада выполняет по отношению к детям информационную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Цитировать
0 #2 евгения 23.01.2015 19:48
Организация предметно-развивающей среды – необходимое условие для осуществления педагогического процесса, которая носит развивающий характер.
В процессе организации развивающей среды должны быть учтены некоторые задачи.
1. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
2. Предметно – пространственная среда должна обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, стать основным компонентом обучения, способствовать развитию разноплановых возможностей у детей.
3. Среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления личного опыта.
4. Предметно-пространственная среда должна выступать условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности.
5. Развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств ребенка.
Вопрос организации предметно-развивающей среды в детском дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды детского сада.
Цитировать
0 #1 Кононова Ольга Вячеславовна 23.01.2015 19:12
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта


Слушателям семинаров и вебинаров:

Войти на вебинар

(по расписанию)

Как принять участие в вебинаре >>>

 

Регистрация на семинары / вебинары:

Что необходимо для регистрации >>>

 

Как получить сертификат выступающего на семинаре читайте здесь >>>

 

Баллы к аттестации указываются в соответствии с критериями, действующими в Санкт-Петербурге.

Участие в интернет-семинаре (вебинаре) равноправно присутствию на семинаре в аудитории АНОО «АНЭКС».  При условии выступления Вы получите сертификат выступающего, который будет засчитываться при представлении портфолио для аттестации (на основании п.4 ст.16 «Закона об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).