Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Лермонтов в двух лицах

Носикова Евгения

          Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.  Его произведения, за основу сюжета которых поэт брал тяжелые судьбы героев, обреченных на позор в обществе 19-го века, одержимого гордыней, жаждой мести и власти, как в знаменитой пьесе «Маскарад» и в романе «Герой нашего времени», оказали большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков и внесли огромный вклад в развитие русской литературы. Вот уже 200 лет гений остается незабываемым для русского народа. Наши современники берегут память о великом поэте. Были ли жизнь и судьба безжалостно убитого творца так же злополучны, как жизни и судьбы его героев?

     Михаил Лермонтов родился  3 октября 15 октября 1814 года в Москве. Воспитывался своей бабушкой по материнской линии Елизаветой Арсеньевой в Тарханах. Елизавета Арсеньева старалась обеспечить ему счастливую жизнь и сделать все, чтобы внук ее не чувствовал себя сиротой. Но все заботы и ласки не радовали мальчика. С раннего детства в нем развивалась глубокая мечтательность и влечение ко всему героическому. Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, он создает в своем воображении новый мир. Все детские переживания поэта описываются в его незаконченной «Повести», прототипом героя которой является сам автор. Это раннее развитие повлекло для него печальные последствия: никто из окружающих не только не мог понять его, но и не хотел замечать его чувств, что возбудило в угрюмом ребенке презрение к внешнему миру. В благородном университетском пансионе, куда отдала его бабушка на обучение, успехи в учебе его были бесподобны: мальчик легко овладевал языками, много читал, был хорошо знаком с русской культурой и литературой. Он показывал себя весьма талантливым ребенком, но продолжал испытывать новые душевные разочарования, искал родственную душу, заводил новых товарищей и негодовал на легкомыслие и измену друзей.  Он горячо радовался встречам с отцом, который часто навещал его в пансионе, вследствие чего отношения между зятем и тещей обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича. Елизавета Арсеньева, ссылаясь на свою старость, надеялась на благодарность и заботу внука и пригрозила перевести все свое имущество в род Столыпиных, если он от нее уедет. Юрию Петровичу пришлось уступить. С горечью и мукой описывал Лермонтов драму своей жизни. В нем появляется жажда порвать с внешним миром, беспредельная ненависть к людям и бесконечная любовь к природе. Он негодовал на все земное, на непонимание, гордость и настойчивость бабушки, столь жестоко разлучившей его с родным отцом. Должно быть, он  всей чуткостью своей души понимал душу своего отца. Между его бабушкой и его отцом отношения всегда были холодными, а после того, как Юрий Петрович однажды, не вынеся упреков своей жены, со всей силой ударил ее кулаком по лицу, вследствие чего тяжелая болезнь свела ее в могилу, Елизавета Арсеньева возненавидела его еще более. Ему, конечно, ничего иного не оставалось, как уехать в свое имение-Кропотовку. Лермонтов, как никто другой, понимал чувства своего отца и переживал за него, а отец его, как никто другой, понимал, насколько одарен его сын.

Лермонтов уходит из пансиона и начинает вести самостоятельную жизнь. Поэту довелось испытать множество горестей, и его презрение к миру выросло до предела. Он страдает от безответной любви к насмешнице Екатерине Сушковой, которую жестоко потом наказывает, от измены его следующей возлюбленной  Натальи Федоровны Ивановой. Он негодует не столько на свое несчастье, сколько на нежелание других оценить его богатый духовный мир.

Вскоре до него доходят слухи о смерти А.С. Пушкина. Исполненный негодования, Лермонтов в гневе пишет стихотворение «Смерть Поэта», которое являет его поэтический дар во всей своей силе, но при этом вызывает ропот и возмущение в обществе его горячностью по отношению к Дантесу. Над Лермонтовым происходит суд и, несмотря на все усилия вступившихся за него пушкинских друзей, приговаривает его к ссылке на Кавказ. На Кавказе ему довелось провести всего несколько месяцев. Благодаря хлопотам бабушки, он был быстро возвращен из ссылки. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова. Природа Кавказа пленила его душу, светская жизнь стала для него нелепа и скучна.  Пребывание на Кавказе резко повлияло на его жизнь. Покоренный его природой, он чувствует себя чуждым обществу. По возвращении им создаются две поэмы – «Демон» и «Мцыри». Черты демонизма в творчестве Лермонтова: гордая душа, отчуждение от мира и презрение к мелким страстям и малодушию. Для Демона мир тесен и жалок; для Мцыри — мир ненавистен, потому что в нём нет воли, нет воплощения идеалов, воспитанных страстным воображением сына природы, нет исхода могучему пламени, с юных лет живущему в груди.

По наставлению бабушки, которая не разделяла его увлечения литературой, Лермонтов вынужден был служить в гвардии, что весьма разочаровывало его. В Пятигорске у него произошла ссора с майором Николаем Мартыновым, которая решила его судьбу окончательно. Мартынов был привлекателен и блестяще образован, но носил черкесский костюм, чем навлекал насмешки товарищей, среди которых Лермонтов был неумолимее всех. Он смеялся над ним и в светском обществе, унижая перед дамами, и был очень счастлив, завоевывая внимание и уважение публики своими остротами. Мартынов неоднократно просил его покончить с насмешками, уверяя, что они переходят грань приличия, но Лермонтов был неумолим и, в конце концов, оказался вызванным на дуэль. Дуэль произошла 15 июля (27 июля) 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх (основная версия), Мартынов — прямо в грудь поэту.

23 апреля (5 мая) 1842 в Тарханах в фамильной часовне-усыпальнице состоялось погребение М.Ю. Лермонтова, рядом с могилами матери и деда.

В Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и вздорный - для всех прочих знакомых. Лермонтов имел два лица.

Судьба М.Ю. Лермонтова, разумеется, была несчастливой: люди часто отравляли его жизнь равнодушием и непониманием, он нередко был гоним, отвержен и властью,и любимыми, а его жажду справедливости, которую он проявил, заступившись за убитого Пушкина, люди просто презрели. Образ Лермонтова -это образ истинного поэта: одинокий, лишенный понимания, отдаленный душой от общества. С ранних лет он пытался найти родственную душу, которая поняла бы его, и всегда был готов к истинной дружбе, но люди не желали обращать внимания на его духовный мир. Он понимал многое из того, чего не понимали другие. Он презирал малодушие и страсть ко всяким мелочам и поистине ценил, уважал тех, кто был духовно близок ему. Он имел богатый жизненный опыт,но был несчастен оттого, что люди не отвечали ему на его чувства, были к нему равнодушны, насмехались над ним или гневались на его горячность. Эти несчастья воспитали в нем дух сильного человека.

Но при всем при этом нельзя не признать в нем надменности,. Его высокий талант и ум всегда заслуживали глубокого уважения общества. Он никогда не сомневался в силе своего ума и гордился ей.  Эта гордость и породила в нем неукротимое высокомерие. Истинное уважение он имел только к своим друзьям, все остальные люди были для него жалки и низки. Истинное уважение он чувствовал только к своим друзьям, все остальные люди были для него жалки и низки. Отчужденный от общества, Лермонтов, замкнувшись в себе, явно не замечал других людей вокруг себя. Насмехаясь над Мартыновым, он встречал со стороны общества лишь одобрение и поощрение своему черному юмору. Если Лермонтов уделял больше внимания духовному миру, он не должен был насмехаться над чьим-то костюмом. К тому же ему в жизни своей довелось терпеть насмешки его возлюбленной за его внешний вид и, возможно, он не замечал, что унижал Мартынова так же , как его когда-то унижала Сушкова. Заимев власть, он возликовал и не обращал внимания на мольбы своей жертвы о милосердии и справедливости, впоследствии, добившись гнева своего врага, был жестоко им убит.

Да, он был гением, и его талант являлся одним из самых ярких, но заслуживает ли он столь глубокого уважения за свой холодный эгоизм?  При его жизни многие люди, возможно, были равнодушны к нему, но если он ставил себя выше всех и не желал обратить внимания на внутренний мир прочих людей, в особенности тех, которые не были похожи на него, он это равнодушие заслуживает вполне.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ