Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Тема урока: Клеточное строение листа.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа.

 Развивающие: развивать представления о строении растительного организма; развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод.

Воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к предмету, умение взаимодействовать в группах и парах.

Предполагаемые результаты:

  1. Учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развитиясмогут самостоятельно рассказывать о строении кожицы и внутренних тканях листа, объяснять строение устьица листа и делать вывод о их значении для разных растений. Делать выводы, самостоятельно ставить цели и определять тему урока, рассказывать  и объяснять ключевые вопросы темы; уметь анализировать, сравнивать.
  2. Учащиеся со средним уровнем интеллектуального развитиясмогут по таблице рассказывать о внутреннем строении листа и строении устьица, Ставить самостоятельно учебные задачи урока и определять тему занятия.
  3. Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развитияс помощью таблицы смогут определять основные ткани листа, приводить примеры растений с разным количеством устьиц.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица «Внутреннее строение листа», «Строение устьиц», слайды 1-10.                                                                    Ход урока

 

 

 

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

            2.1. Фронтальный опрос

Каждый урок, ребята, вы раскрываете для себя часть тайны строения растительного организма. Вами уже открыто строение корня, а на прошлом уроке вы познакомились со строением побега, почки и листа. Хотелось бы выяснить степень усвоения вами этой темы.

  1. Что такое побег? Из каких частей он состоит?
  2. Какие виды листорасположения вы знаете?
  3. Что такое почка?
  4. Как различают почки?
  5. Как почки располагаются на побегах?
  6. Какое строение имеет вегетативная почка?
  7. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных?
  8. Как происходит рост побега в длину?
  9. Какие листья называются сложными, а какие простыми?
  10. Как однодольные растения отличаются от двудольных по жилкованию листьев?
  11. Какую функцию выполняют жилки листа?

Ответы на вопросы показывают ваше усвоение темы, а теперь для получения каждым из вас оценки выполните тест.

  1. Побег растения – это:

а) участок стебля без почек и листьев,

б) стебель с почками и листьями,

в) ствол дерева,

г) подземная часть побега.

             2. Вегетативные почки растений состоят из

а) зачаточных листьев,

б) зачаточного стебля,

в) зачаточных листьев, зачаточного стебля и почек,

г) зачаточного стебля, зачаточных листьев, почек и цветков.

             3. Листья растений обеспечивают в основном

а) воздушное питание и газообмен,

б) размножение и запасание веществ,

в) транспорт веществ и размножение,

г) испарение воды и транспорт веществ,

             4. Простой лист состоит из

а) одной листовой пластины,

б) одной листовой пластины и черешка,

в) нескольких листовых пластинок и черешка,

г) одной или нескольких листовых пластинок.

             5. Какие из перечисленных растений имеют сложные листья

а) клен, акация, дуб,

б) дуб, шиповник, липа,

в) липа, земляника, акация,

г) акация, шиповник, земляника.

            6. Сидячий лист

а) не имеет черешка,

б) имеет черешок,

в) имеет одну листовую пластинку,

г) имеет несколько листовых пластинок,

            7. Черешковый лист

а) имеет одну листовую пластинку,

б) не имеет черешка,

в) имеет черешок,

г) имеет несколько листовых пластинок.

            8. Сложный лист

а) имеет черешок,

б) имеет одну листовую пластинку,

в) не имеет черешка,

г) имеет несколько листовых пластинок.

           9. Простые листья имеет

а) горох,

б) рябина,

в) клевер,

г) береза.

         10. Большинство двудольных растений имеют жилкование

а) сетчатое,

б) параллельное,

в) дуговое,

г) параллельное и дуговое.

    2.2. Подведение итогов 1 части урока(заполнение таблицы результативности).

Проверку правильности выполнения задания проверти в парах.

3. Подведение учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач урока.

4. Изучение нового материала.

Ребята, вы познакомились на прошлом уроке с особенностями внешнего строения.  Наверное, у вас возник интерес к внутреннему его строению. Ведь листья растений выполняют очень важную функцию, давайте вспомним, какую?

- Главная функция листа – фотосинтез, газообмен и испарение воды.

Чтобы выполнить эти функции, лист должен иметь особое строение?

- Да.

Так определите тему урока.

- Я думаю, мы изучим внутренне строение листа.

- Познакомимся с клеточным строением листа.

Да, правильно вы сказали. Тема урока: «Клеточное строение листа» (слайд № 1).

 

 Определите, какие учебные задачи можно выделить исходя из темы?

- Наверное,  мы познакомимся с тканями листа, которые его образуют;

Правильно.

- На мой взгляд, выясним, какая часть листа участвует в процессе  образования органических веществ.

- Также познакомимся с тканью листа, которая участвует в испарении воды и газообмене.

Вы совершенно правы, ребята. Учебные задачи определены правильно, посмотрите на них, это план сегодняшнего урока.

 

УЗ

           Строение кожицы листа.

 

            Строение мякоти листа.

            Строение жилок листа.

         (слайд  № 2)

 

 Итак, лист – это важный вегетативный орган растения, который является главным компонентом в преобразовании солнечной энергии в органические вещества. Поэтому строение его сложное и практически универсальное. Сверху и снизу лист покрыт плотной оболочкой. Выясним, какую функцию она выполняет. Для этого посмотрим на экран.

                                   Предохраняет от повреждений

                                                                 и высыхания.

                                         

Кожица листа                        

    Через клетки устьица происходит                            газообмен и испарение воды.

(слайд № 3)

 

 

Количество устьиц для каждой группы растений индивидуально. Это зависит от среды обитания, количество влаги в почве. В основном устьица находятся на нижней части листа, кроме водных растений (слайд № 4).

 

 Это связано с особенностями существования наземных и водных растений(слайд № 5).

 

Посмотрите на таблицу на странице 111 и сделайте по ней вывод.

- Растения водные имеют наибольшее количество устьиц, потому что они обитают в избыточном количестве воды и устьица у них расположены на верхней части листа для максимального испарения воды.

- Растения, обитающие на суше, меньше испаряют воды, поэтому и меньше количества устьиц имеют.

Правильно. А теперь посмотрим на внутренне строение листа (слайд № 6).

 

 

 

Рассмотрим слайд. Скажите, а какими тканями образована мякоть листа?

- Исходя из внешнего строения клеток, столбчатой и губчатой тканями.

Молодцы. Это хорошо заметно под  верхней кожицей листа. В  эту часть проникает максимальное количество солнечных лучей, поэтому здесь сосредоточено большое количество зерен хлорофилла в клетках (слайд № 7).

 

На рисунке вы можете также увидеть сосуды, ситовидные трубки и волокна. Они являются внутренним каркасом листа, за счет него лист имеет постоянную форму.

Чтобы в действительности убедиться в особенностях внутреннего листа, выполним лабораторную работу на странице 110 учебника.

5. Выполнение лабораторной работы № 14. Изучение строения листа.

Подведем итоги урока.

6. Закрепление.

  1. Какие клетки образуют листовую пластинку?
  2. Какое значение имеет кожица листа? Клетками какой ткани она образована?
  3. Что такое устьица и где они расположены?
  4. Какое строение имеют клетки мякоти листа? К какому типу ткани они относятся?
  5. В каких клетках листа особенно много хлоропластов?
  6. Какую функцию выполняют проводящие пучки листа? Клетками каких тканей они образованы?

(слайд № 8)

 

  1. Рефлексия

- С какой темой вы познакомились на уроке?

- Вам было интересно на уроке?

-  Что вы узнали нового на уроке?

- Как вы считаете, вам пригодятся знания о внутреннем строении листа?

- Вам была известна информация, которую вы получили на уроке?

- Как бы вы оценили свое участие на уроке?

(слайд № 9)

 (слайд № 10)

 

8. Домашнее задание.

На «3» параграф 24.

На «4» и «5» параграф 24, заполнить таблицу:

Ткань листа

Особенности строения клеток

Функции

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная беседа в начале урока активизирует внимание учащихся, делает их участниками учебного занятия. Это позволяет учителю увидеть степень усвоения знаний учащимися по прошедшей теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование теста в проверке домашнего задания, позволяет сократить время и оценить каждого учащегося

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя беседу с учащимися, учитель подводит их к самостоятельному определению тему и учебных задач урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотографии растений и схемы внутреннего строения листа помогают увидеть связь новой темы с реальной действительностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение практической работы является этапом предварительного закрепления

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап рефлексии направлен на выяснение степени участия и эмоциональной удовлетворенности, учащихся в процессе занятия, на выделение самых интересных и запоминающихся моментов урока

 

 

Домашнее задание дифференцированное. Ученик сам выбирает уровень сложности, а значит оценку в случае успешного его выполнения

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ