Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Конспект урока и презентация с использованием ТРКМ

Слуховой анализатор

Буркова Светлана Александровна
Тип урока:
Урок формирования новых знаний
 
Форма проведения урока:
Урок – эвристическая беседа
 
Цель урока: способствовать формированию и развитию образовательных компетенций учащихся, показать роль органа слуха в жизни человека
 
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
  • создать условия для формирования и развития основных образовательных компетенций ученика, показать роль анализаторов в связи организма с окружающей средой
Метапредметные:
  • формирование ценностных ориентиров учеников, их способности видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение;
  • формирование навыков деятельности по отношению к информации окружающего мира;
  • формирование способов физического, интеллектуального саморазвития;
  • формирование основ личной гигиены, заботы о собственном здоровье
  • совершенствование знаний по теме «Анализаторы»
Личностные:
  •  формирование эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру
 
Ход урока:

 
  1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать наш сегодняшний урок мне бы хотелось словами английского натуралиста Винсона Брауна, автора «Настольной книги любителя природы»: "Накопление знаний подобно росту дерева”. Я верю, что на этом уроке на стволе биологических знаний каждого из вас появится новая веточка. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.
 
  1. Актуализация опорных знаний
Ребята, какую тему вы изучили на прошлом уроке?(Зрительный анализатор. Строение и функции глаза). Мне хотелосьбы узнать, насколько вы освоили изученный материал, с этой целью я предлагаю вамвыполнить тест по теме «Зрительный анализатор».
 
  1. Стадия вызова
Ребята, обратите внимание на экран.
 
Как красив лес. Как только заходишь в него, сразу появляется ощущение сказки. - , таинственное место, полное разных загадок. Лес завораживает.
 
Что вы сейчас делаете? (Смотрим) Чего не хватает, чтобы увиденное на экране было более ярким и запоминающимся? (Звука)
 
Ребята, 90% информации человек воспринимает с помощью зрения 
                        и 10% - с помощью слуха, но его значение столь же велико, как и 
                        органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков.
                        
Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Тема сегодняшнего урока «Слуховой анализатор») Запишите в тетрадь.
 
Что бы вы хотели узнать о зрительном анализаторе? (Строение, функции, гигиена).Это и будет нашей целью.

 
  1. Стадия осмысления
 
Для достижения одной из целей урока я предлагаю вам заполнить кластер «Слуховой анализатор» на основе знаний о зрительном анализаторе.
Задание: заполните кластер (самостоятельно в тетради, с проверкой)
 
Где располагаются слуховые рецепторы? (В ухе)
Задание: составить кластер «Ухо – орган слуха» на доске и в тетради.
 
 
Ухо
 
Наружное                           Среднее                       Внутреннее
 
Ушная раковина                                           Слуховые                        Улитка
   косточки
Наружный                                                                                                     Три
слуховой                                                       Слуховая                                  полукружных
проход                                                              труба                                     канала
                                                                                                                       
Барабанная                                                                                                    Преддверие
перепонка
 
Каждый из отделов органа слуха имеет особое строение и выполняет свои функции. Рассмотрим каждый из них.         
 
Задания для работы в группах.
 
Задание 1.
Пользуясь учебником (с.80) изучите строение и функции ушной раковины. Изготовьте из листов бумаги «уши»: один лист бумаги сверните трубочкой, другой – воронкой. С какой ушной раковиной вы будете слышать лучше? Почему пожилые люди с пониженным слухом, прислушиваясь к чему-либо, приставляют ладонь к уху?
 
Задание 2.
Пользуясь учебником (с.80) изучите строение и функции наружного слухового прохода. Подумайте, откуда в наружном слуховом проходе берётся сера, какую функцию она выполняет?
 
Задание 3.
Как вы думаете, что в старину называли «копоушками»? Почему сейчас некоторых людей называют «копушами»? Как связаны эти два понятия? Имеет ли слово «копуша» какое-либо отношение к уху?
Задание 4.
Пользуясь учебником (с.80) изучите строение и функции барабанной перепонки. Рассмотрите модели барабанной перепонки. Подумайте, какая модель перепонки будет лучше проводить звук?
 
Задание 5.
Изучите информацию в учебнике о среднем ухе (с.80-81) и ответьте на вопросы:
  1. Где находится среднее ухо?
  2. Что из себя представляет среднее ухо?
  3. Что находится в полости среднего уха?
  4. Дайте название слуховым косточкам. Какова их масса?
  5. Какую функцию выполняют слуховые косточки?
 
 
Задание 6.
Изучите информацию в учебнике о среднем ухе (с.80-81) и ответьте на вопросы:
  1. Где берёт начало и куда открывается слуховая труба?
  2. Какую функцию выполняет слуховая труба?
  3. Самонаблюдение: зажмите нос, закройте рот, сделайте глотательное движение. Что вы ощущаете? Сделайте вывод о том, как влияет изменение давления в ротовой полости на давление в среднем ухе.
 
 
Задание 7.
Изучите информацию в учебнике о строении среднего уха (с.80-81) и ответьте на вопрос. Очень часто мы слышим, что различные инфекционные заболевания, например, ангина, могут привести к резкому снижению слуха. Подумайте, почему это происходит?
Задание  8.
Заполните пропуски в тексте.
 
Внутреннее ухо расположено в _____________________________________ Во внутреннем ухе выделяют орган слуха - ____________________________ и орган равновесия - _______________________________________________ Улитка заполнена _________________________________________________ Улитка получила такое название, так как __________________________       Одна из стенок перепончатой части улитки  называется________________ мембрана.
На ________________ мембране располагаются чувствительные __________ клетки. Это слуховые ______________________.
Над ними находится _______________________ мембрана.
К каждому рецептору подходят окончания ____________________ нерва.
 
 
Видеоролик «Работа слухового анализатора»
Задание: Заполнение кластера передачи звуковой волны.
 
Задание 9.
«Верите ли вы,,,» по теме «Гигиена слуха»
  1. Мыть ужи нужно ежедневно
  2. Заболевания ротовой и носовой полости не влияют на орган слуха
  3. При сильном ветре и минусовой температуре нужно одевать головной убор
  4. Громкие звуки не вредят ушам
  5. Проколоть мочку уха можно в домашних условиях, не обязательно для этого идти в косметический кабинет
Физкультминутка. Точки воздействия на ушной раковине
  1. Рефлексия.
 
Задание: оцените правильность утверждений (работа в оценочных листах)
Подсчёт баллов и выставление оценки.
Заполните таблицу, оцените себя по предложенным критериям

 
Суждение Знак + или -
Я узнал(а) много нового  
Мне это пригодится в жизни  
На уроке было над чем подумать  
На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил(а) ответы  
На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).  
 
  1. Домашнее задание
  1. Изучить текст учебника на с. 80-82
  2. Выполнить лабораторную работу «Воздействие шума на остроту слуха»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение.
 
 
Фамилия __________________________________
 
Вариант 1.
 
Задание 1. Выберите один правильный ответ

 
  1. Способность чётко видеть предметы, расположенные вблизи или вдали, достигается
  1. Изменением кривизны хрусталика
  2. Перемещением хрусталика относительно роговицы
  3. Изменением диаметра зрачка
  4. Сокращением зрительных мышц
  1. Зрительная зона полушарий большого мозга располагается в
  1. Теменной доле
  2. Лобной доле
  3. Височной доле
  4. Затылочной доле
  1. Как называется место выхода зрительного нерва
  1. Слепое пятно
  2. Жёлтое пятно
  3. Зрительный центр
  4. Глазница
  1. Как называется оболочка, цвет которой определяет цвет глаз?
  1. Сосудистая
  2. Склера
  3. Радужная
  4. Сетчатка
  1. Что защищает глаза от пыли и яркого света?
  1. Белочная оболочка
  2. Веки и ресницы
  3. Сосудистая оболочка
  4. Роговица
 
 
Общее количество баллов за задание 1: ________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задание 2. Заполните схему передачи звуковой волны

 
Звуковая волна

 
 
 
 
Нервный импульс
 
 
 
 
Колебание жидкости внутреннего уха
 
 
 
 

 
Общее количество баллов за задание 2: ________________
 
Задание 3. Выберите правильные утверждения

 
  1. Полость внутреннего уха заполнена жидкостью.
  2. Слуховая зона находится в височной доле коры больших полушарий.
  3. В состав внутреннего уха входят слуховые косточки и слуховая труба
  4. Наружный слуховой проход соединён с носоглоткой и выравнивает давление на барабанную перепонку
  5. Барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в механические, колеблет слуховые косточки
 
 
Общее количество баллов за задание 3: ________________
 
Суммарное количество баллов: ________________
 
14-15 баллов – «5»
11-13 баллов – «4»
 8-10 баллов –  «3»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фамилия __________________________________
 
Вариант 2.
 
Задание 1. Выберите один правильный ответ

 
  1. Как называется отверстие, через которое внутрь глаза проникает свет?
  1. Склера
  2. Радужка
  3. Роговица
  4. Зрачок
 
  1. Передняя прозрачная часть фиброзной оболочки – это
  1. Радужка
  2. Стекловидное тело
  3. Глазница
  4. Роговица
 
  1. Какую форму имеет хрусталик?
  1. Двояковыпуклой линзы
  2. Двояковогнутой линзы
  3. Выпукловогнутой линзы
  4. Плоскую
 
  1. Зрительные рецепторы расположены в … глаза
  1. Радужной оболочке
  2. Белочной оболочке
  3. Сетчатке
  4. Роговице
 
  1. Как называется прозрачное, студенистое вещество, заполняющее внутреннюю часть глазного яблока?
  1. Склера
  2. Хрусталик
  3. Стекловидное тело
  4. Серое вещество
Общее количество баллов за задание 1: ________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задание 2. Заполните схему передачи звуковой волны
 
 
 
Звуковая волна

 
 
 
 
 
 

 
Колебание жидкости внутреннего уха
 
Нервный импульс
 

 
 
 
 
Общее количество баллов за задание 2: ________________
 
 
Задание 3. Выберите правильные утверждения
  1. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.
  2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
  3. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
  4. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
  5. Ухо состоит из двух отделов.
 
Общее количество баллов за задание 3: ________________
 
 
 
Суммарное количество баллов: ________________
 
14-15 баллов – «5»
11-13 баллов – «4»
 8-10 баллов –  «3»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»