Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методические разработки дидактических материалов
(тестовые задания) по биологии для обучающихся 9 класса
 
Система дистанционного образования в России
 
Учебно-методическое пособие по биологии

Индивидуальный контроль знаний по разделу "Общая биология"

Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель биологии и химии ГБОУ
СОШ №353 Санкт-Петербурга
 
 
 
 

 
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель данного пособия – помочь учителю в проверке качества усвоения обучающимися материала по выборочным темам курса общей биологии: "Основам цитологии", "Размножению и индивидуальному развитию организмов", "Основам генетики и селекции", "Учению об эволюции органического мира", "Развитию органического мира", "Происхождению человека", "Расам человека".
Данный раздел пособия включает в себя комплект проверочных работ по общей биологии для общеобразовательных школ (для проверки знаний обучающихся, изучающих биологию на базовом уровне). Соответствует федеральному  государственному образовательному стандарту (второго поколения). Может быть использовано в комплекте с любыми учебниками.
Комплект дидактических материалов включает 7 проверочных тестовых работ, содержащих по 9 – 20 вопросов с выбором как одного, так и нескольких правильных вариантов ответов. Тестовые задания имеют различное дидактическое назначение и предназначены для проверки знаний обучающихся и умений их применять в конкретных ситуациях, а также могут быть использованы при обобщении и повторении изученного материала по выборочным темам курса общей биологии. Это кратковременные работы, охватывающие содержание конкретных вопросов темы. Предполагается, что ответы на них обучающиеся дают в течение  7 – 15 минут.
В предложенных тестовых заданиях заложен системный подход к обучению биологии: контролируются те ведущие понятия биологии, содержание которых углубляется из класса в класс. Приведённые в конце пособия ответы и критерии оценивания ко всем тестовым заданиям позволят обучающимся использовать их при самоподготовке и повторении материала по всему разделу "Общая биология". 
Пособие адресовано учителям биологии и обучающимся 9 классов, желающим повысить уровень своих знаний по изучаемому предмету.
Использование тестовых заданий поможет учителю интеллектуально активизировать учебный процесс.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
-2-
Тема 1.  Основы цитологии
 
  1. Какое утверждение является одним из положений клеточной теории:
           а) одни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты;
           б) свободноживущих неклеточных форм жизни (вирусов) не существует;
           в) ДНК – носитель и хранитель генетической информации;
           г) каждая клетка возникает из клетки путём деления исходной?

 
       2. Живое отличается от неживого:
           а) составом неорганических соединений;
           б) наличием катализаторов;
           в) взаимодействием молекул друг с другом;
     г) обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной организации системы?

 
      3. Клетка – структурная и функциональная единица живого, так как:
          а) в состав клетки входит около 70 химических элементов;
          б) все белки клеток построены из 20 аминокислот;
          в) в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада;
          г) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток?

 
   4. Клетки всех живых организмов сходны по строению и химическому составу, что свидетельствует о:
           а) происхождении живого из неживой природы;
           б) едином происхождении всего живого;
           в) способности всех клеток к фотосинтезу;
           г) сходных процессах обмена веществ?

 
     5. Транспорт веществ в клетку и обратно осуществляется:
          а) пластидами;                                                                                          б) митохондриями;
          в) клеточной мембраной;                                                                          г) лизосомами?

 
     6. К органическим веществам, входящим в состав клетки, относят:
         а) белки, жиры, углеводы;                                                               б) нуклеиновые кислоты;
         в) АТФ;                                                                                               г) анионы слабых кислот?

 
     7. Вода – основа жизни:
         а) она может находиться в трёх агрегатных состояниях (твёрдом, жидком и газообразном);
         б) в клетках зародыша её больше 90%;
         в) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из неё продуктов обмена;
         г) охлаждает поверхность при испарении?

 
-3-
     8. Биоэлементами называют химические элементы:
         а) входящие в состав живой и неживой природы;
         б) участвующие в жизнедеятельности клетки;
         в) входящие в состав неорганических молекул;
         г) являющиеся  главным  компонентом  всех  органических  соединений  
клетки?

 
     9. Белки – биологические полимеры, мономерами которых являются:
         а) нуклеотиды;               б) аминокислоты;               в) пептиды;               г) моносахариды?
 
   10. Ферменты выполняют следующие функции:
          а) являются основным источником энергии;
          б) ускоряют биохимические реакции;
          в) транспортируют кислород;
          г) участвуют в химических реакциях, превращаясь в другие вещества?

 
   11. Понятие ″гомеостаз″ характеризует:
      а) состояние динамического равновесия природной системы, поддерживаемое деятельностью регуляторных систем;
      б) процесс разрушения клеток путём их растворения;
      в) общее снижение жизнеспособности организма;
      г) процесс расщепления углеводов в отсутствии кислорода?

 
   12. Иммунологическую защиту организма обеспечивают:
         а) белки, выполняющие транспортную функцию;                                            б) углеводы;
         в) различные вещества в составе крови;
         г) особые белки крови – антитела?

 
   13. Генетический код един для всех живущих на Земле существ и представляет собой:
         а) способность воспроизводить себе подобных;
         б) доклеточные образования, обладающие некоторыми свойствами клеток;
         в) систему ″записи″ наследственной информации в молекулах ДНК;
         г) процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических?

 
 14. Метаболизм складывается из двух взаимосвязанных и противоположно направленных процессов:
       а) жизни и смерти;                                                                                    б) синтеза и распада; 
       в) возбуждения и торможения;    
       г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа?

 
  15. Хлоропласты – органоиды, характерные для клеток:  
        а) покровной ткани;                                                                                  б) животных;
        в) растений и животных;                                                                           г) только растений?
-4-
Тема 2.  Размножение и индивидуальное развитие организмов
 
  1. Размножение – это процесс:
           а) увеличения числа клеток;                                        б) воспроизведения себе подобных;
           в) развитие организмов в процессе эволюции;
           г) изменение особи с момента рождения до её смерти?

 
      2. Оплодотворение – это процесс, в результате которого:
           а) происходит слияние мужской и женской гамет;
           б) образуется зигота;                                                       в) образуется диплоидная клетка;
           г) развиваются гаметы?

 
     3. Митоз – это способ деления эукариотических клеток, при котором:
         а) дочерние клетки получают генетическую информацию такую же, как и в ядре материнской клетки;
         б) образуется зигота;                                                                в) образуются половые клетки;
         г) из диплоидной клетки образуются гаплоидные?

 
     4. Онтогенез – это процесс:
         а) исторического развития организмов;                                                      б) деления клеток;
         в) индивидуального развития организмов;
         г) эмбрионального развития?

 
     5. Мейоз:
         а) характерен только для патологических клеток;
         б) происходит при образовании половых клеток;
         в) универсален для одноклеточных и многоклеточных организмов;
         г) обеспечивает постоянство наследственной информации?

 
     6. Каждый вид организмов характеризуется:
         а) определённым числом хромосом;
         б) определённой формой хромосом;
         в) величиной хромосом;                                                             г) расположением хромосом?

 
     7. Соматические клетки в интерфазе содержат:
         а) диплоидный набор хромосом;                                          б) гаплоидный набор хромосом;
         в) 2n2c;                                                                                    г) 2n4c?

 
     8. Сестринские хроматиды начинают расходиться к полюсам клетки в стадии:
         а) профазы;                      б) анафазы;                      в) метафазы;                      г) интерфазы?
 
     9. Рост организма происходит в результате:
         а) мейоза;                                        б) митоза;                                        в) образования гамет;
         г) увеличения числа соматических клеток?

 
-5-
Тема 3.  Основы генетики и селекции
 
  1. Ген – это:
           а) мономер белковой молекулы;
           б) материал для эволюционных процессов;
           в) участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка;
           г) способность родителей передавать свои признаки следующему поколению?

 
       2. Хромосомы:
           а) видны в неделящейся клетке;
           б) содержатся только в соматических клетках;
           в) содержатся в соматических и половых клетках;
        г) являются структурным элементом ядра, в котором заключён наследственный материал клетки?

 
       3. Кариотип – это совокупность:
           а) признаков хромосомного набора соматической клетки;
           б) признаков хромосомного набора гамет;
           в) количественных признаков хромосомного набора (число и размеры);
      г) количественных (число и размеры) и качественных (форма) признаков хромосомного набора?

 
       4. Гомологичными называют:
           а) любые хромосомы диплоидного набора;
           б) хромосомы, одинаковые по форме и размеру;
           в) хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковые гены;
           г) совокупность хромосом, находящихся в половых клетках?

 
      5. Аллельными называют гены:
          а) определяющие развитие комплекса признаков;
          б) отвечающие за развитие одного признака;
         в) расположенные в одних и тех же локусах (местах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака;
          г) гены, подавляющие проявление рецессивного гена?

 
      6. Гомозиготной особью можно назвать:
          а) ААВВ;                                б) АА;                                в) ааВВ;                                г) АаВв?
 
      7. Доминантный ген проявляется:
          а) только в гомозиготном организме;
          б) только в гетерозиготном организме;
          в) как в гомозиготном, так и в гетерозиготном организмах;
          г) только в первом поколении?
-6-
      8. Аутосомы – это:
          а) половые хромосомы;
          б) хромосомы одинаковые у обоих полов;
          в) гаметы с гаплоидным набором хромосом;
          г) разновидность соматических клеток?

 
     9. Фенотип формируется под влиянием:
         а) только условий внешней среды;                                                            б) только генотипа;
         в) генотипа и условий внешней среды;
         г) только деятельности человека?

 
   10. Наследственной изменчивостью называют:
          а) способность живых организмов приобретать новые признаки;
          б) форму изменчивости, меняющую генотип;
          в) изменчивость, которая не имеет прямого влияния на эволюционные процессы;
          г) норму реакции?

 
   11. Селекция – это процесс:
         а) одомашнивания животных;
         б) выведения новых и улучшения существующих сортов растений и пород животных;
         в) изменения живых организмов, осуществляемые человеком для своих потребностей;
         г) изучения многообразия и происхождения культурных растений?

 
  12. Чистая линия – это:
         а) порода;                                                                                                            б) сорт;
         в) группа генетически однородных (гомозиготных) организмов;
         г) особи, полученные под воздействием мутагенных факторов?

 
  13. Гетерозис – это:
        а) близкородственное скрещивание;
      б) сила гибридов, полученных при скрещивании чистых линий, одна из которых гомозиготна по доминантным, а другая – по рецессивным генам;
        в) отдалённая гибридизация;                                                     г) межвидовая гибридизация?

 
  14. Инбридинг представляет собой:
         а) близкородственное скрещивание у животных и растений;
         б) перекрёстное опыление у растений;
         в) отдалённая гибридизация у растений и животных;
         г) все вышеперечисленные варианты ответов верны?
 
 

 
-7-
Тема 4.  Учение об эволюции органического мира
 
  1. Эволюция – это:
           а) учение об изменении живых организмов;
    б) учение, объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами;
          в) необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;
          г) раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов?

 
      2. Движущей и направляющей силой эволюции является:
          а) дивергенция признаков;                                                б) разнообразие условий среды;
          в) приспособленность к условиям среды;                        г) естественный отбор?

 
      3. Единицей эволюционного процесса является:
          а) особь;                          б) популяция;                          в) мутация;                          г) вид?
 
      4. Материалом для эволюционных процессов служит:
          а) генетическое разнообразие популяции;                                                                  б) вид;
          в) благоприобретённые признаки;
          г) бесполезные или вредные признаки?

 
     5. Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:
         а) доклеточных форм жизни – вирусов;
         б) клеточных форм жизни;                                                                            в) биополимеров;
         г) фазовообособленных систем?

 
     6. При стабилизирующем отборе признаки организмов не изменяются, так как:
         а) не меняются определяющие эти признаки гены;
         б) не изменяются условия среды;
         в) отбор сохраняет полезные и устраняет вредные в данных условиях признаки;
         г) сохраняются ″живые ископаемые″?

 
     7. Приспособленность организмов носит относительный характер, так как:
         а) любая адаптация целесообразна только в определённых условиях;
    б) ароморфозы далеко не сразу обеспечивают живым организмам победу в борьбе за существование;
         в) борьба за существование может привести к изменению вида;
         г) при резких изменениях условий группа вымирает?
 

 
-8-
 
    8. Примером ароморфоза может служить:
        а) покровительственная окраска;                                                               б) половой процесс;
        в) уплощение тела придонных рыб;
        г) приспособления цветков к опылению?

 
    9. Биологический прогресс характеризуется следующими чертами:
        а) расширением ареала;                                                   б) уменьшением численности вида;
        в) увеличением численности вида;                                  г) образованием новых видов?

 
  10. Результатом эволюции явились:
        а) искусственный и естественный отбор;
        б) приспособленность организмов к среде обитания;
        в) многообразие видов;                                                         г) наследственная изменчивость?

 
  11. Борьба за существование – это:
        а) конкуренция между организмами за условия среды;
        б) уничтожение особей одного вида особями другого вида;
        в) симбиотические взаимоотношения одних видов с другими;
        г) расселение вида на новую территорию?

 
  12. Первое эволюционное учение создал:
        а) К.Ф. Линней;                                   б) Ж.Б. Ламарк;                                   в) Ж.Л. Бюффон;
                             г) Ж.Э. Сент-Илер;                                                         д) Ж.Л. Кювье?

 
  13. Значение популяционных волн в эволюции заключается в том, что они:
        а) способствуют увеличению численности популяции;
        б) снижают численность популяций;
        в) способствуют повышению генетического разнообразия в популяциях;
        г) снижают генетическое разнообразие в популяциях?

 
  14. Дрейф генов – это:
        а) случайное изменение частот аллелей в популяции;
        б) перемещение особей из одной популяции в другую;
        в) свободное скрещивание между особями в популяции;
        г) один из результатов естественного отбора?

 
  15. Приспособительный характер эволюции заключается в том, что:
        а) организмы приспосабливаются под влиянием внешних условий;
        б) организмы побеждают в борьбе за существование;
        в) организмы подвергаются естественному отбору;
        г) организмы изменяются вслед за изменениями условий среды?
 
 
 

 
-9-
Тема 5.  Развитие органического мира
 
  1. Видообразование – это результат:
           а) микроэволюции;                                                     б) макроэволюции;
           в) естественного отбора;                                            г) только пространственной изоляции?

 
       2. Ароморфозом называют:
           а) любое приспособление общего характера, приводящее к биологическому прогрессу;
           б) только появление теплокровности;                                         в) только многоклеточность;
           г) приспособление к специальным условиям среды, не изменяющее уровня организации?

 
       3. Биологический регресс характеризуется:
           а) уменьшением численности особей данного вида;
           б) возрастанием численности особей данного вида;
           в) сужением ареала распространения вида;
           г) уменьшением числа видов, подвидов, популяций?

 
       4. Первыми живыми организмами на нашей планете были:
           а) анаэробные гетеротрофы;                                                        б) аэробные гетеротрофы;
           в) автотрофы;                                                                                  г) организмы-паразиты?

 
       5. Идиоадаптацией называют:
       а) приспособления организмов к условиям среды без перестройки уровня биологической организации;
           б) возникновение признаков, повышающих уровень организации живых организмов;
           в) только разнообразие способов питания;
           г) резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов?

 
     6. Симбиотическая гипотеза возникновения эукариот утверждает, что путём симбиоза подвижных эукариот с фотосинтезирующими организмами возникла:
            а) первая животная клетка;                                                  б) первая растительная клетка;
            в) прокариотическая клетка;                                                 г) многоклеточный организм?

 
       7. В архейскую эру возникли:
           а) все типы беспозвоночных;                                                      б) первые живые организмы;
           в) процесс фотосинтеза;                                                              г) половой процесс?

 
       8. Главным событием палеозойской эры явился:
           а) выход растений на сушу;                                                    б) возникновение живой клетки;
           в) возникновение беспозвоночных;                                        г) появление настоящих птиц?

 
-10-
       9. ″Веком динозавров″ считают эру:
             а) протерозойскую;                                                                                       б) мезозойскую;
             в) кайнозойскую;                                                                                           г) палеозойскую?

 
     10. Появление и развитие человека относят к:
           а) палеогеновому периоду;                                                                 б) неогеновому периоду;
           в) антропогеновому периоду;                                                              г) кайнозойской эре?

 
 11. Эволюционным процессом внутри неродственных систематических групп, находящихся в одинаковых условиях, приводящим к приобретению сходных признаков, называется:
             а) конвергенция;                  б) рудимент;                  в) дивергенция;                  г) атавизм?
 
  12. Находки отпечатков ископаемых остатков растений являются доказательством эволюции:
             а) биохимическим;                                                                         б) из области систематики;
             в) сравнительно-анатомическим;                                                  г) палеонтологическим?

 
     13. Наличие рудиментов и атавизмов является доказательством эволюции:
           а) сравнительно-анатомическим;                                                      б) палеонтологическим;
           в) эмбриологическим;                                                                         г) биогеографическим?

 
     14. Цитологическим доказательством эволюции является:
           а) единство планов строения организмов в пределах вида;
           б) сходство зародышей в пределах вида ″Хордовые″;
           в) сходство строения и химического состава клеток всех организмов;
           г) наличие рудиментов – остатков имевшихся ранее органов?

 
   15. Процесс исторического развития живой природы от появления жизни на Земле до наших дней называется:
           а) естественным отбором;                                                                 б) эволюцией;
           в) борьбой за существование;                                                           г) межвидовой борьбой?

 
    16. Появление жизни на Земле с помощью Творца объясняет:
          а) гипотеза панспермии;                                     б) гипотеза самопроизвольного зарождения;
          в) гипотеза биохимической эволюции;              г) гипотеза креационизма?

 
    17. Первыми организмами, выделявшими при фотосинтезе кислород, были:
          а) бесцветные серобактерии;                                            б) зелёные и пурпурные бактерии;
          в) одноклеточные водоросли;                                            г) цианобактерии?
 
 
 

 
-11-
Тема 6.  Происхождение человека
 
  1. Для человека характерны признаки типа Хордовых:
           а) теплокровность;                                                              б) наличие позвоночного столба;
           в) развитие плода в теле матери;                                      г) две пары конечностей?

 
       2. О принадлежности человека к классу млекопитающих свидетельствует:
           а) четырёхкамерное сердце;                                                       

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ