Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шмелева Гульджихан Равильевна
учитель лицея № 384 Кировского района Санкт-Петербурга

Пояснительная  записка
В данном разделе включены  задачи по теме «Механические явления».
Согласно плану демонстрационного варианта экзаменационной работы по физике


Обозна-чение
задания в
работе    Проверяе-мые
элементы
содержания    Коды эле-ментов
содержания по
кодифика-тору
элементов
содержания    Проверяе-мые
умения    Уровень
сложности
задания    Пример-ное
время
выполне-ния
задания
                          Часть 1
2    Законы Ньютона. Силы в природе    1.9 – 1.15    1.1 – 1.4    Б    2
3    Закон сохранения импульса.
Закон сохранения энергии.    1.16 –1.20    1.1 – 1.4    Б    2
4    Простые механизмы. Механические колебания и волны. Свободное па-дение. Движение по окружности.    1.21, 1.25,
1.6, 1.7    1.1 – 1.4    Б    2
5    Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Пл   Плотность вещест-ва.    1.8
1.22 –1.24    1.1 – 1.4    Б    2
6    Механические явления    1.1 – 1.15    1.1 –1.4, 3    П    4 - 6
15    Владение основами знаний о мето-дах научного познания    1 - 3    2    Б    2
16    Извлечение информации  из текста физического содержания    1 - 4    4    Б    5
17    Применение информации  из текста физического содержания    1 - 4    4    Б,П    5
18    Применение информации  из текста физического содержания    1 - 4    4    П,Б    5
                          Часть 2
19    Выдающиеся ученые и их открытия. Физические понятия, явления и законы. Использование физических явлений в приборах и технических устройствах    1 - 4    1.2 – 1.4    Б    3
20    Физические величины, их единицы измерения и приборы для измере-ния. Формулы для вычисления фи-зических величин.    1 - 4    1.3 –1.4, 2    Б    3
21    Расчетная задача (механические яв-ления)    1 - 3    3    П    4 - 6
22    Расчетная задача (механические  явления)    1 - 3    3    П    4 - 6
                                 Часть 3
24    Расчетная задача (механические яв-ления)    1 - 3    3    В    15
25    Расчетная задача (механические яв-ления)    1 - 3    3    В    15
26    Качественная задача (механические явления)    1 - 3    3    П    10
Часть 1 содержит задания базового уровня с выбором ответа, обозначенные в работе  № 12, 13, а также задания повышенного уровня  с выбором ответа (П), обозначенные  в работе  №15.
Часть 2 включает в себя задания повышенного уровня с кратким ответом, обозначенные в работе № 21,22, а также задания соответствия физических величин, единиц измерения, использование физических явлений в технических устройствах, обозначенные в работе № 19,20.
Часть 3 содержит задания высокого уровня сложности, в работах №23-25. Качественная задача - работе №26.
Текстовые задачи и задания к ним в работе -  №16 – 18.








Законы Ньютона. Силы в природе.
(Коды элементов содержания: 1.9 – 1.15)
1. Сила упругости
Обозначение задания в работе - № 2
Часть 1
Уровень сложности заданий - базовый
1А. Сила упругости при растяжении пружины ...
1) прямо пропорциональна ее удлинению и направле¬на в сторону растяже-ния
2) прямо пропорциональна ее удлинению и противо¬положна направлению растяжения
3) обратно пропорциональна ее удлинению и направ¬лена в сторону растяже-ния
4) обратно пропорциональна ее удлинению и противо¬положна направлению растяжения
2А. При переходе из одной инерциальной системы от¬счета в другую сохраняют свое значение.
1) только гравитационные силы        3) только силы трения
2) только силы упругости            4) любые силы в механике
3А. При подвешивании груза массой 2 кг к одной пру¬жине удлинение в положении равновесия равно 4 см. Ка¬ким будет общее удлинение двух таких пружин в поло¬жении равновесия, если их соединить последовательно и подвесить груз массой 1 кг? Массы пружин пренебрежи¬мо малы по срав-нению с массой грузов.
1)    8 см       2)  4 см      3) 2 см     4) 1 см
4А. По какой формуле вычисляется сила упругости, возникающая при растяжении и сжатии тела?
1)  mg        2) kx         3)  ρv        4) vt
5А. На рисунке представлены графи¬ки зависимости величин силы уп¬ругости от деформации для трех пружин.  Жёсткость какой пружи¬ны больше?
1)      1       2)    2           3)   3         4)   равны
6А. На рисунке изображены сила тяжести, сила упругости, действующие на тело, и вес тела. Какой рисунок выполнен верно?
             
1)  1          2)    2          3)  3         4)   ни один
7А. На рисунках изображена сила упругости. Укажите тот, в котором допущена ошибка.
                            
1)  1        2)   2           3)   3         4)   1 и 2
8А.  На рисунке приведен график зависимости величины силы упругости от удлинения пружины. Чему равна жесткость пружины?
1)    1 Н/м               2)   4 Н/м    
3)       9 Н/м               4)   100 Н/м                                            
9А. Какая из приведённых ниже формул выражает закон Гука?
1)    F = ma          2)    F = μ N          3)     F = - k x        4)  F = mg
10А.  Самолёт выполняет фигуру высшего пилотажа «мёртвую петлю». В какой из отмеченных на рисунке точек сила упругости,  действующая  на пилота со стороны кресла, максимальна? (рис. 6)
1)    точка 1    2)    точка 2       3)   точка 3       4) точка     
11А. Под действием какой силы пружина жёсткостью
100 Н/м удлиняется на 0,02 м?
1)    200 Н/м    2) 2 Н     3) 50 Н      4) 0,0002 Н/м    
12А. Под действием силы 4 Н пружина удлинилась на 0,02 м. Какова жёсткость пружины?
1)    2 Н/м   2) 0,5 Н/м     3)  0,02 Н/м    4)  200 Н/м.                            
Обозначение задания в работе №6
Уровень сложности заданий  - повышенный
13А. Пружину жёсткость которой 100 Н/м, разрезали на две равные части. Чему равна жёсткость каждой пружины?
1)    50 Н/м     2)     100 Н/м            3)   200 Н/м                  4) 400 Н/м
14А. Насколько удлинится рыболовная леска жёсткостью 0,5 кН/м при поднятии вертикально вверх рыбы массой 200 г?
1)  4мм   2)  8мм   3)  2мм   4)  16мм

1А    2А    3А    4А    5А    6А    7А    8А    9А    10А    11А    12А    13А    14А
2    4    2    2    1    1    3    4    3    3    2    4    3    1
Обозначение задания в работе №21 и № 22
Часть 2 ( уровень сложности – повышенный)
В1. Две пружины равной длины, скреплённые одними концами, растягивают за свободные концы руками. Пружина жёсткостью 100 Н/м удлинилась на 5 см. Какова жёсткость второй пружины, если её удлинение равно 1 см?
В2. На рисунке приведён график зависимости длины резинового жгута  от модуля приложенной к нему силы. Найти жёсткость жгута.
В3. Пружина динамометра под действием силы 4 Н удлинилась на 5 мм. Определить вес груза, под действием которого эта пружина удлиняется на 16 мм.
                    Обозначение задания в работе № 24 и № 25
                     Часть 3 ( уровень сложности – высокий)
С1. Грузовик взял на буксир автомобиль массой 1т и, двигаясь равноускоренно, за 50 с проехал путь 400 м. На сколько удлинился во время движения трос, соединяющий машины, если его жёсткость равна 2×10-5 Н/м? Трение не учитывать.
С2. Жёсткость одной пружины равна k1, а другой k2. Какова жёсткость пружины (k), составленной из этих пружин, соединённых последовательно?                                              
Обозначение задания в работе № 26
( уровень  сложности – повышенный)
С3. Почему опасно рывками поднимать шахтную клеть?
С4. Почему стальной шарик хорошо отскакивает от камня и плохо отскакивает от асфальта?

В1    В2    В3    С1    С2    С3    С4
500 Н/м
    10 Н/м    12,8Н    0,16мм    k = k 1× k2 /  k1 +  k2    В системе отсчёта «клеть» на трос действует боль-шая сила инер-ции, вызывающая его деформацию растяжения. при определённых условиях не ис-ключён даже раз-рыв троса.    Взаимодействие шарика с камнем носит характер упругой дефор-мации, поэтому шарик отскакива-ет от камня. При ударе об асфальт деформация пла-стическая, силы упругости нет

Задачи на соответствие
19. Установите соответствие между приборами и физическими величинами, которые они измеряют. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию второго столбика и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Прибор                                                                          Физическая величина
А) рычажные весы                                                       1) удлинение (деформация)
Б) динамометр                                                  2) сила
В)  измерительная лента                                              3) масса тела                                                                                                  
                                                                                       4) импульс тела
                                                                                     5) ускорение
А    Б    В
3    2    1
20. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию второго столбика и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Физическая величина                                                  Формулы
А) сила упругости                                                        1) Fупр  / x   
Б) деформация                                                              2) k×x
В) жёсткость тела                                                         3) Fупр / k
                      
А    Б    В
2    3    1
2. Закон всемирного тяготения . Сила тяжести.
Обозначение задания в работе - № 2
Часть 1
Уровень сложности заданий - базовый
1А. Сила гравитационного притяжения любого тела к Земле прямо пропорциональна его массе, а ускорение свободного падения тела на землю ...
1)    обратно пропорционально его массе.
2)    прямо пропорционально его массе.
3)    не зависит от массы тела.
4)    пропорционально квадрату его массы.
2А. Сила гравитационного взаимодействия между двумя шарами массой m1=m2= 1кг, на расстоянии R равна F. Определить силу гравитационного взаимодействия между двумя шарами массами 3 и 2 кг на таком же расстоянии R друг от друга.   1) 25 F     2) F  3) 36 F      4) 6 F
3А. При переходе из одной инерциальной системы от¬счета в другую сохраняют свое значение
1)    только гравитационные силы.              3)    только силы трения.
2)    только силы упругости.                        4)    любые силы в механике.
4А. Сила гравитационного взаимодействия между двумя шарами, находящимися  на расстоянии 1м, равна 4 Н. Определить силу гравитационного взаимодействия между двумя шарами, если расстояние между ними увеличилось до 2 м?
1)    1 Н      2)  2 Н       3)  4 Н       4) 8 Н
5А Метеорит падает из космического пространства на Землю. На расстоянии двух радиусов Земли от земной поверхности на него действовала сила земного притяже¬ния 10 Н. С какой силой Земля будет притягивать мете¬орит такой же массы на земной поверхности?
1. 20 Н        2. 30 Н       3. 40 Н        4. 90 Н
6А. Если за пределами атмосферы Земли телу сооб¬щить первую космическую скорость, то при направле¬нии вектора скорости, перпендикулярном линии, прохо¬дящей через центр Земли и это тело, оно ...
1)    станет обращаться вокруг Земли по круговой орбите.
2)    станет обращаться вокруг Земли по эллиптической орбите.
3)    улетит от Земли по параболической орбите.
4)    улетит от Земли на некоторое расстояние и затем упадет на Землю
7А. Масса и сила тяжести, действующая на человека, если он выпьет стакан воды вместимостью 0,2 л, увеличится соответственно на …
1)    2 кг; 19,6 Н     2) 20 кг; 1,96 Н   3) 0,2 кг; 19,6 Н     4) 2 кг; 1,96 Н
8А.  По какой формуле вычисляется сила тяжести?
1)    F = ma          2)    F = μ N          3)     F = - k x        4)  F = mg
9А. На какой из двух одинаковых по размерам брусков действует большая сила
тяжести и во сколько раз?  (плотность алюминия 2700 кг/м3, плотность парафина  900 кг/м3)
1) парафиновый; в 3 раза больше;   
2) алюминиевый; в 3 раза больше;
3) алюминиевый; в 3 раза меньше;   
4)  одинаковая, т.к. размеры одинаковые                   
10А. На рисунке изображены сила тяжести, сила упругости, действующие на тело, и вес тела. Какой рисунок выполнен верно?
 
1)    1         2)    2          3)  3        4)   ни один
11А. Два тела одинаковой массы, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга, притягиваются  с силой F1. Какой станет сила притяжения F2 , если, не изменяя расстояния между телами, половину массы первого тела перенести на второе тело?
1)    F2= 0,75 F1    2)  F2= 0,5 F1     3) F2= 0,7 F1      4)  F2=  F1
12А. Парашютист спускается равномерно со скоростью 6 м/с. Его вес равен
800 Н. Какова его масса?
1)    0 кг      2) 6 кг      3) 80 кг      4) 14 кг
13А. Масса космонавта 60 кг. Какова его масса на Луне, где гравитационное притяжение в шесть раз слабее , чем на Земле?
1)    10 кг  2)  54 кг      3) 60 кг  40 66 кг
14А. Космический корабль массой 8 т приблизился к орбитальной станции массой 20 т, на расстояние 100 м. Найти силу их взаимного притяжения.
1)    1 мкН   2) 2 мкН    3) 0,2 Н       4)  0 02 Н
15А. Во сколько раз уменьшится сила притяжения к Земле космического ко-рабля при его удалении от поверхности Земли на расстояние равное пяти радиусам Земли?
1)    В 5 раз   2) в 36 раз    3) в 6 раз    4) в 30 раз
Обозначение задания в работе №6
Уровень сложности заданий  - повышенный
16А. Чему равно ускорение свободного падения на высоте над поверхностью Земли, равной двум её радиусам?
1)    1,1 м/с2     2)  2,2 м/с2       3) 11 м/с2            4) 1,8 м/с2     
17А.  Найдите ускорение свободного падения на поверхности Венеры, если её
масса равна 4,9×1024 кг, а радиус 6100 км.
5.5 м/с2    2)  3,8 м/с2    3) 8.8  м/с2     4) 10 м/с2       
1А    2А    3А    4А    5А    6А    7А    8А    9А    10А    11А    12А    13А    14А    15А    16А    17А
3    4    4    1    4    1    3    4    2    1    1    3    3    1    2    1    3
Обозначение задания в работе №21 и № 22
Часть 2 ( уровень сложности – повышенный)
В1. Из всего добытого на Земле золота можно было бы сделать шар, диаметр которого всего 22 м. Плотность золота равна 19,3×103 кг/м3. С какой силой притягивал бы вас этот шар, если бы вы подошли к нему вплотную?  
В2. Вычислить силу притяжения человека массой 80 кг к Солнцу и сравнить её с силой тяжести, если масса Солнца равна 1,99 ×1030 кг, а расстояние от Земли до Солнца составляет 150 000 000 км.
В3.  Каково ускорение свободного падения на высоте, равной половине радиуса Земли?
Обозначение задания в работе № 24 и № 25
Часть 3 ( уровень сложности – высокий)
С1. На какой высоте над поверхностью Земли сила тяготения в 2 раза меньше, чем на поверхности Земли?   
С2. Планета Марс имеет два спутника – Фобос и Деймос. Первый из них находится на расстоянии 9500 км от центра Марса, второй на расстоянии 24 000 км. Определить периоды обращения этих спутников вокруг Марса.
Обозначение задания в работе № 26
( уровень  сложности –повышенный)
 С3. Если бы масса Луны была вдвое больше и Луна обращалась бы по той же орбите, то каков был бы период её обращения?
 С4. Сколько существует в пространстве точек, где в каждый момент времени сила земного тяготения:
а) равна силе лунного тяготения       
б) уравновешивается силой лунного тяготения

В1    В2    В3    С1    С2    С3    С4
10-3 Н    0, 5 Н; в 1600 раз <    4,4м/с2    0,4 R    7,8 ч;
31,2 ч    Тот же, т.к. пе-риод зависит от массы тела    а) бесконечное множество
б) одна
    Задачи на соответствие
19. Установите соответствие между приборами и физическими величинами, которые они измеряют. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию второго столбика и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Прибор                                                       Физическая величина
А) рычажные весы                                     1) ускорение свободного падения
Б) динамометр                                            2) сила
В)  спидометр                                             3) скорость  
                                                                     4) масса тела
                                5) период обращения                           
А    Б    В
4    2    3
20. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию второго столбика и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Физическая величина                                                  Формулы
А) ускорение   свободного падения                             1)  mg                                                                      
Б) сила тяжести                                                              2)   m1  m2                                                                                                                      
В) cила всемирного тяготения                                              R2                 
                                                                                         3)    G M
                                                                                                 R2                                                                                                                                                 
А    Б    В
3    1    2
                                                                                                                                         
              

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ